| |||||
МЕНЮ
| Москва индустриальнаяМосква индустриальнаяПоступь индустриальная 20 мая 1929 года. В этот день в Москве собрался V съезд Советов СССР, на котором рассматривался один вопрос – о первом пятилетнем плане развития народного хозяйства Советского Союза. Это был план, какого еще не знала советская экономика. До сих пор развитие народного хозяйства в Советской стране определялось годовыми ориентировочными планами. Однако к концу 20-х годов широкий размах социалистического строительства потребовал дальнейшего укрепления планового начала в экономике. Сооружение новых индустриальных гигантов не укладывалось в рамки годовых контрольных цифр. Нужны были многолетние народнохозяйственные планы, которые бы раскрывали перспективу развития отдельных предприятий и промышленности в целом. Так родилась идея пятилеток. Первый пятилетний план, рассчитанный на построение в СССР фундамента социалистической экономики, предусматривал вложение в народное хозяйство страны 64,5 млрд. руб. Ничего подобного не только не знала, но и не могла себе представить Россия еще несколько лет назад. Поэтому с таким напряженным вниманием следили советские люди за тем, что происходило в эти дни в Большом театре – месте работы съезда. Прошло, казалось бы, совсем немного времени с того дня, когда здесь
же, в Большом театре, VIII Всероссийский съезд Советов принимал план Чувства, владевшие делегатами V съезда Советов, были неотделимы от общего энтузиазма, который охватил в то время страну. Трудовой подъем масс стал одним из главных факторов громадного промышленного строительства, развернувшегося по всей стране. Первые пятилетки (в 1934 г. был утвержден второй, а в 1939 г.– третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР) привели к коренным структурным изменениям в московской промышленности. Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей – 10% от общего промышленного производства Москвы, то к концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. «Ситцевая» Москва отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической. Москва стала средоточием крупнейших заводов авиа-, авто-, станко- и
инструментостроения, игравших огромную роль в индустриализации страны. Среди предприятий, реконструированных в эти годы, был Московский
автомобильный завод, тот самый завод АМО, в цехах которого родился первый
советский автомобиль. Собственно, то, что произошло с заводом, лишь условно
можно назвать реконструкцией. Фактически он превратился в новое предприятие На окраине города, там, где еще совсем недавно была огромная мусорная
свалка, называвшаяся Сукиным болотом, всего за год был построен Первый Одновременно с ГПЗ-1 в 1932 г. вступили в строй инструментальные заводы-гиганты «Калибр» и «Фрезер». Первый был построен как завод мерительного инструмента, второй стал крупнейшим поставщиком для советских металлообрабатывающих заводов разнообразного режущего инструмента. Неподалеку от бывшего Донского монастыря вырос завод револьверных станков им. С. Орджоникидзе производительностью 6000 станков в год. Неузнаваем стал наш старый знакомый–завод «Красный пролетарий». От прежнего «Бромлея» осталось совсем немного. Вновь построенные железобетонные корпуса заполнило новейшее оборудование. Догнать и перегнать зарубежные страны в технике станкостроения–такую задачу поставили перед собой работники «Красного пролетария». Свой первый станок они назвали начальными буквами этого лозунга – ДИП. В восточной части города на месте небольшого электролампового завода вырос электрокомбинат, включавший в себя заводы электроламповый, прожекторный, трансформаторный и автотракторного электрооборудования. Развивающаяся советская промышленность остро нуждалась в
высококачественном металле. Долгое время Советское государство вынуждено
было покупать его у зарубежных фирм. Однако уже в середине 30-х годов
выпуск такого металла был налажен на металлургических предприятиях страны. В 1940 г. валовая продукция столичной индустрии почти в 2 раза превысила уровень промышленного производства всей России в 1913 г. По стоимости выпускаемой продукции Москва занимала первое место среди городов страны. Огромные успехи, достигнутые промышленностью Москвы в столь короткий
срок, явились результатом целенаправленной деятельности партийных
организаций по развитию творческой активности трудящихся столицы. Так, уже
в первой пятилетке рабочие Москвы И. Н. Поваляев и А. П. Салов (АМО), А. К. В годы второй и третьей пятилеток социалистическое соревнование
вступило в новый, более высокий этап. Начало ему положило замечательное
достижение донецкого шахтера А. Г. Стаханова, 31 августа 1935 г.
перевыполнившего сменную норму в 14 раз. В новое движение, названное
стахановским, включились передовые рабочие всей страны, и одними из первых–
москвичи. Выдающихся результатов добился фрезеровщик станкостроительного
завода им. С. Орджоникидзе И. И. Гудов, установивший свой первый всесоюзный
рекорд по производительности труда уже через две недели после того, как всю
страну облетело известие о трудовом подвиге Стаханова. А в ноябре 1935 г. В ноябре 1935 г. в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев. В нем приняло участие более 3000 человек, из них почти четверть составляли москвичи. Стахановское движение стало важным фактором дальнейшего роста
трудового мастерства, производственной и общественной активности советских
людей, способствовало превращению труда в нашей стране в дело чести, дело
доблести и геройства. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|