| |||||
МЕНЮ
| Москва меняет свой обликМосква меняет свой облик
В июне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы
рассматривался на заседании Пленума Центрального Комитета ВКП(б). В
резолюции Пленума по этому вопросу было указано на необходимость Переустройство Москвы на основе новых принципов градостроительства
началось вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической
революции. Уже в 1918–1925 гг. коллективом архитекторов под руководством А. [pic] Это был первый в истории человечества комплексный план реконструкции города, подчиненный интересам трудящихся. Уже к 1941 г. совершенно преобразились старый городской Центр и Реконструкция изменила внешний вид Кремля и Красной площади. Исчезла
булыжная мостовая, уступив место гранитной брусчатке, и Красная площадь,
помолодев, как бы расправила складки, нанесенные на ее облик временем. Были
разбиты каменные оковы лабазов, однообразных торговых помещений, надетые на Улица Горького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась
коренной реконструкции. За старыми двух- и трехэтажными постройками
постепенно поднимались многоэтажные корпуса жилых домов, здания
общественного назначения. Когда строительство было завершено и старые дома
снесены, перед взорами людей, пришедших полюбоваться на новую улицу Большие реконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смоленской
площади были снесены дома, мешавшие транспортному движению, трамвайная
линия, проходившая по Арбату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Значительные изменения произошли в районе магистрали, пролегающей по Любая реконструкция влечет за собой снос старых построек, мешающих
созданию новой, более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы
старались сохранить то, что имело историческую или большую материальную
ценность. Такое отношение к старой Москве породило передвижку зданий и
установку их на новых местах. Во второй половине 30-х годов в центре Москвы
было перемещено свыше 50 зданий. Так, в глубину улицы Горького отодвинулось
построенное во второй половине XVIII в. здание, в котором после революции
разместился Моссовет; переменила свой адрес глазная больница, свыше ста лет
простоявшая на Тверской, а теперь переехавшая в переулок Садовских. В 1936 г. начались работы по реконструкции Большой Калужской улицы Одновременно перестраивались Каляевская, Новослободская, Большая Неузнаваемы стали промышленные районы столицы. Трущобы городских
окраин–неотъемлемая черта капиталистической Москвы–уступали место рабочим
кварталам, которые выглядели не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем
центральные районы. На Симоновке вырос огромный Дворец культуры автозавода. Москва стремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд
увеличился на 6 млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Наряду с жилищным строительством в огромных масштабах велось строительство культурно-бытовых учреждений. За первые пять лет осуществления Генерального плана реконструкции в Москве было построено 379 школ, более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т. д. Московское метро Многими достижениями первых пятилеток гордились москвичи. Но с особой любовью относились они к своему метрополитену, по праву признанному лучшим в мире. Решение о строительстве метро в Москве было принято Пленумом ЦК ВКП(б)
в июне 1931 г. Проект первой очереди правительство окончательно утвердило в
марте 1933 г., но параллельно его доработке уже с конца 1931 г. по всей
трассе первой очереди развернулись строительные работы. Для того чтобы
пустить в срок–в начале 1935 г.–11,5-километровую линию метрополитена,
нужно было выполнить объем работ, которого не знала строительная практика [pic] «Метро строит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный советскими людьми, превратил стройку в подлинно всенародную. 539 предприятий страны выполняли заказы Метростроя. Москвичи создали первый советский щит для проходки подземных тоннелей, ленинградцы изготовляли эскалаторы, Кузнецк поставлял рельсы, Украина и Карелия– гранит, Крым, Урал и Кавказ–мрамор. Большое внимание строительству метрополитена в Москве уделяли ЦК и МК К февралю 1935 г. были завершены испытания линий первой очереди, и
прибывшие в Москву делегаты VII съезда Советов 6 февраля совершили поездку
по всей трассе метро. К началу мая эксплуатационники полностью овладели
сложной техникой подземных трасс, а 15 мая двери станций метро открылись
перед пассажирами– первая очередь метрополитена, от Сокольников до Парка
культуры и отдыха им. М. Горького и Смоленской площади, вступила в строй. На сооружение первой очереди Московского метро было затрачено в общей
сложности немногим более трех лет. Таких темпов не знала практика мирового
метростроения. В Берлине, например, первая линия метро длиной 11 км (более
половины ее было проложено над землей на эстакадах) строилась шесть лет, в В соответствии с Генеральным планом реконструкции столицы вскоре
началось сооружение второй очереди метро протяженностью 15 км. Ее проект
предусматривал продолжение Арбатского радиуса от Смоленской площади до В конце 1936 г. был готов и в январе 1937 г. сдан в эксплуатацию Метро прочно завоевывало симпатии москвичей и гостей столицы. Из года в год росло число пассажиров. В конце 1939 г. через 22 станции Московского метрополитена ежедневно проходило свыше миллиона пассажиров. Еще велись работы по сооружению Покровского и Горьковского радиусов, а проектировщики уже разрабатывали проект третьей очереди, которая должна была связать с центром города два крупнейших района–автозавода и Измайлова. Московский метрополитен по праву считается не только первоклассным
инженерным сооружением, но и замечательным произведением искусства. По своим удобствам и внешнему оформлению Московское метро оставило далеко позади метрополитены, построенные в капиталистических странах. «Да здравствует метрополитен Москвы–самый лучший метрополитен мира, грандиозное сооружение, достойное Советской власти!»–так восторженно писали представители рабочей Франции, посетившие Москву в 1938 г. Волга у стен Кремля Одним из крупнейших событий 30-х годов, оказавшим большое влияние на
развитие народного хозяйства столицы, стало сооружение канала Москва– Сегодня трудно, почти невозможно представить себе окрестности Москвы
без зеркальной глади водохранилищ– Химкинского, Клязьминского, Пяловского, С ранней весны до поздней осени канал и его водохранилища напоминают оживленную городскую магистраль: снуют юркие катера, проносятся, оставляя за собой пенный след, крылатые «ракеты» и «метеоры», неторопливо следуют караваны барж, непрерывным потоком доставляющие к причалам грузовых портов столицы различные народнохозяйственные грузы со всех концов страны, величаво, сверкая огнями иллюминаторов, проплывают пассажирские теплоходы. Московским сувениром называют гости столицы канал. Он удовлетворяет более половины потребности города в воде, подавая ежесекундно более 30 куб. м свежей волжской воды в Москву-реку. За одну навигацию по каналу перевозится около 20 млн. т грузов и несколько миллионов пассажиров. Но все это сегодня, а полвека назад... Бурный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопровода в 1932 г. составляла 455 000 куб. м. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильно обмелевшей, создавало реальную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству. Чтобы решить эту проблему. Коммунистическая партия и Советское правительство наметили осуществить переброску части стока великой русской реки Волги в Москву-реку. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении канала Москва– Волга. Спустя год был утвержден проект канала, и началось его строительство. Идея соединения рек Волги и Москвы имеет свою предысторию, восходящую
ко времени Петра 1, который собирался Вышневолоцкую систему, связывавшую Сооружение канала в годы второй пятилетки преследовало три основные цели: создание глубоководного судоходного пути между Волгой и Москвой рекой, водоснабжение Москвы и обводнение Москвы-реки и ее притоков в пределах города. Канал представляет собой крупнейшее гидротехническое сооружение тех
лет. Всего за четыре года и восемь месяцев строители вырыли трассу длиной В марте 1937 г. прозвучали взрывы, возвестившие о том, что перемычки, отделявшей Волгу от канала, больше не существует. Одновременно опустились щитовые затворы Волжской плотины, и воды Волги хлынули в русло канала. 2 мая 1937 г. толпы празднично одетых москвичей заполнили набережные Канал им. Москвы (так он стал именоваться в 1947 г. в честь 800-летия столицы)–это не только великолепное инженерное сооружение, но и выдающееся явление в советской архитектуре своего времени. Единственным в своем роде является построенный в 1937 г. по проекту
архитектора А. М. Рухлядева Северный речной вокзал столицы, расположенный в Огромные изменения, происшедшие в облике Москвы за последующие
десятилетия, отразились и на районе Северного порта. В 1937 г. это была
далекая окраина города. Чтобы добраться сюда из центра, москвичам нужно
было затратить не один час. Сегодня этот район, ставший одним из самых
красивых и благоустроенных в столице, соединяется с центром города линиями
метро и троллейбусов. Молодая поросль, посаженная вокруг Химкинского
речного вокзала после завершения строительства, превратилась ныне в густой
тенистый парк, который в любое время года привлекает жителей окрестных
микрорайонов. 8
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|