реферат, рефераты скачать
 

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры


В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I-II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).

С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»).

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта - все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмент та имитирует перестук лошадиных копыт), Звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (cоставная часть этого инструмента сделана из рога животного),

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда на Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

…В 30-х гг. ХХ века возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку».

Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них - шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра - ансамбль ложкарей. В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник, рубель и т. д.).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждают прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки: чередование различных тембровых окрасок в каждой части музыкального произведения, которые наиболее соответствуют настроению музыки.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра требуется большая предварительная работа с детьми - сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Зная некоторые правила инструментовки, музыкальные руководители могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяется исходя из самой музыки: при исполнении народных мелодий привлекаются народные инструменты (деревянные ложки, баян и т. д.); для классической - инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, флейта, гобой).

Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяется по яркости тембров.

При распределении между детьми партий в оркестре учитывается их интересы и способности.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.


Глава 2. Практический аспект исследования


Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Хотелось бы заметить, что работа по развитию музыкальных способностей детей средствами народной инструментальной культуры следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать, что проводимая работа оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

В свою очередь, считаю важным именно своевременное проведение мониторинга успехов воспитанников, т.к. он позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога и всех участников коррекционного процесса, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с детьми, педагогами так и с родителями, и при необходимости внесёт коррективы в план этой работы.

Хотелось бы обратить внимание, что в настоящей квалификационной работе результаты будут рассмотрены с двух позиций:

Результаты развития музыкально-сенсорных способностей детей возрастных групп за период - СЕНТЯБРЬ - МАЙ, 2005-06 учебный год, СЕНТЯБРЬ - ЯНВАРЬ 2006-07 учебный.

Результаты развития восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке - чувства ритма - у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в кружке «Клюковки». (Кружок «Клюковки» - кружок по обучению детей игре на народно-шумовых инструментах).


2.1 Результаты работы с детьми


В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

2005-06 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 81 человек;

МАЙ - 72 человека

Кружок «Клюковки» - 15 человек

2006-07 учебный год:

СЕНТЯБРЬ - 57 человек;

ЯНВАРЬ- 60 человек

Кружок «Клюковки» - 10 человек

Для изучения уровня развития музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста использовалась диагностика музыкально-сенсорного развития детей 4-7 лет (автор Костина Э.П.)

Данная диагностика предполагает:

выявление уровня восприятия звуковысотных свойств музыкальных звуков;

выявление уровня восприятия динамических свойств музыкальных звуков;

выявление уровня восприятия выразительных тембровых свойств музыкальных звуков.

Оценка результатов осуществлялась согласно балльной системе и уровневой дифференциации: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

В своей работе по выделенному направлению мною достигнуты определенные положительные результаты, что подтверждают результаты диагностики - СЕНТЯБРЬ - МАЙ, 2005-06 учебного года и СЕНТЯБРЬ - ЯНВАРЬ, 2006-07 года.

Выявление уровня восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков.

Анализ сравнительных результатов изучения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей позволяет говорить о положительной динамике в сформированности показателей восприятия основных свойств музыки. Так, за период обучения - 2005-06 учебный год (Диаграмма 1), и 2006-07 учебный год (Диаграмма 2) изменились показатели следующим образом:


Диаграмма 1.


Диаграмма 2.


Восприятие звуковысотности:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ, 2005-06 уч.года наблюдался у 57% (47 человек), к МАЮ этого же учебного года присутствовал у 79% (57 человек); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 20% (11 человек), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 40% ( 24 человека);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 25% (20 человек), в МАЕ этого же года у 21% (43 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0%; ); в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 43% (25 человек), в ЯНВАРЕ - на отметке 59% (35 человек);

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 18% (14 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 41% (21 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 1% (1 человек).

Восприятие тембровых характеристик:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ наблюдался у 44% (37 человек), к МАЮ присутствовал у 51% (37 человек) - произошли изменения в %-ном отношении, т.к. в МАЕ в диагностике принимало участие 72 человека, а в СЕНТЯБРЕ - 81человек; в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 41% (23 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 71% (43 человека);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 34% (28 человек), в МАЕ этого же года у 49% (35 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0% и разнице в количестве детей на начало и конец учебного года; в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 38% (22 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 20% (12 человек);

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 22% (16 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 21% (12 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 9% (5 человек).

Восприятие ритма:

показатель высокого уровня в СЕНТЯБРЕ наблюдался у 38% (30 человек), к МАЮ присутствовал у 63% (45 человек); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 11% (6 человек), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 33% (20 человек);

показатель среднего уровня в СЕНТЯБРЕ отмечен у 18% (14 человек), в МАЕ этого же года у 37% (27 человек), повышение произошло за счет снижения низкого уровня до 0%; в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч.года - у 42% (24 человека), в ЯНВАРЕ стоит на отметке 60% (36 человек) - повышение за счет также снижения низкого уровня;

показатель низкого уровня также претерпел значительные изменения: снизился с 44% (37 человек) до 0% (соответственно СЕНТЯБРЬ - МАЙ); в СЕНТЯБРЕ текущего 2006-07 уч.года наблюдался у 47% (27 человек), в ЯНВАРЕ отмечен лишь у 7% (4 человека).

Таким образом, сравнительные результаты позволили выявить положительную динамику в плане развития основных свойств музыкальных звуков.

2. Выявление уровня развития восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке - чувства ритма - у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся в кружке «Клюковки».

Стоит отметить, что эффективность занятий детей в народном инструментальном кружке «Клюковки» оцениваю не только по визуально-аудиально - ориентированным критериям и практическим умениям музицирования, а, в первую очередь, по состоянию уровня восприятия и воспроизведения временных отношений в музыке - чувство ритма - исходя из положения о том, что чувство ритма - это одна из трех основных музыкальных способностей, которые составляют ядро музыкальности. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его, что является целью работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах (в том числе народных) в составе ансамбля (оркестра).


Диаграмма 3.


Сравнительный анализ результатов изучения уровня развития ритмических характеристик музыки у детей, занимающихся в народном инструментальном кружке «Клюковки» (Диаграмма 3) за указанные периоды обучения - за период обучения - 2005-06 учебный год, и 2006-07 учебный год - позволяет отметить положительную тенденцию в плане развития чувства ритма, в целом.

Так, если сравнивать результаты диагностики СЕНТЯБРЬ, 2005-06 уч.года и МАЯ, 2005-06 уч.года, то видно, высокий уровень вырос с 73% (11 человек) до 100%; средний уровень снизился в сторону высокого уровня с 27%( 4 человека) до 0. Подобные качественные изменения наблюдаются и в этом текущем году(соответственно: СЕНТЯБРЬ - ЯНВАРЬ):

высокий уровень - 30% (3 человека) - 60% (6 человек);

средний уровень - 40% (4 человека) - 40% (4 человека) - изменения за счет снижения показателя низкого уровня;

низкий уровень - 30% (3 человека) отмечался лишь в начале указанного периода.

Хотелось бы заметить, что учебный год еще не закончился, работа продолжается и, думаю, что в МАЕ текущего 2006-07 учебного года результаты развития музыкально-сенсорных способностей и исполнительских умений на народных музыкальных инструментах у детей станут еще выше и качественно лучше.

Анализ результатов полученных данных позволяет сказать, что выдвинутая гипотеза настоящей квалификационной работы подтвердилась на практике работы с детьми.

Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы являются качественные изменения в развитии музыкально-сенсорных способностей у обозначенной группы дошкольников посредством использования возможностей народной инструментальной культуры.

Для достижения полученных результатов осуществлялась работа, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.

В работе по развитию музыкально-сенсорных способностей детей средствами народной инструментальной культуры использую материалы:

Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. «Камертон», автор Костина Э.П.;

Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю.Новицкая;

Программы «Гармония» , автор К.В.Тарасова

Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника, Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца;

Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханёва;

Технологии А.И.Бурениной; «Аудиальное развитие», автор А.Лобова;

Методических рекомендаций:

Зиминой А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях;

Кононовой Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;

Ветлугиной Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду;

Рытова Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей и др.

Музыкально-литературных разработок журналов «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.

Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении материалы - это лишь небольшая часть системы использования возможностей народной инструментальной культуры как одного из средств музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Обучение игре на музыкальном инструменте осуществляю в ходе занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению игре на народных музыкальных инструментах занимает значительное место в системе всей работы.

При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.

Система работы направлена на развитие у детей восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков, исполнительских и творческих способностей детей.

Разработанная мною система работы по обучению детей игре на музыкальных (в том числе народных) инструментах строится с учетом общедидактических принципов обучения и воспитания детей (последовательность, учет ведущего вида деятельности, учет индивидуальных способностей конкретного ребенка и др.); методики обучения игре на музыкальном инструменте; методики работы с оркестром (ансамблем).

Обучение детей игре на музыкальном инструменте осуществляю последовательно:

Знакомство с инструментом - история его создания, особенность его использования, отмечаю при этом красоту и напевность, индивидуальность инструмента - тем самым характеризую исполнительские возможности инструмента; знакомлю с его конструктивными особенностями;

Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, амбушюра и др.

Освоение основных приемов звукоизвлечения (разбираем с детьми как извлекается звук из того или иного музыкального инструмента - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания; трения - скольжения и др.);

Развитие исполнительского мастерства - проводится работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

Работа над музыкальным произведением (анализ музыкального произведения).

В практической работе по обучению игре на музыкальном инструменте (в том числе народном) использую игровые приемы и упражнения, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры - на различение тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности), прием ритмической импровизации; наглядное моделирование при обучении игре на мелодичных музыкальных инструментах (нотная грамота) и т.п.

Мною собрана целая коллекция народных музыкальных инструментов (трещотка, трещотка круговая, ложки, шаркунок, рубель, треугольник, колокольчики, бубны, бубенцы, всевозможные погремушки, коробочка, копытца, бич (хлопушка), которые активно использую на музыкальных занятиях и в кружковой работе. Дети с большим удовольствием, неподдельным интересом и радостью учатся играть на них, с любовью и трепетностью берегут и ухаживают за ними, с вдохновением рассказывают взрослым и друзьям о своих практических умениях игры на народных инструментах, с гордостью участвуют в детских концертах перед малышами, на развлечениях и фольклорных праздниках.

Музицирование на народных музыкальных инструментах не свожу только к приобретению детьми чисто технических навыков. В этот многоаспектный процесс включаю анализ звуковой палитры разных музыкальных инструментов, определение их характерных особенностей, создаем совместно с детьми аранжировки музыкальных произведений.

На музыкальных занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) предлагаю детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. При этом считаю, эффективными парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Так, в младших возрастных группах предлагаю детям импровизировать на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе детям прелагаю сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старших группах задания усложняю, применяя при этом различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (птичка поет грустно и весело), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть жалоба и т.д.).

Творческие задания детям предлагаю выполнить и коллективно - шумовой оркестр. Вместе с детьми обсуждаем какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра предлагаю уже детям младших групп: передача в музыке цокота копыт, волшебных падающих снежинок. Снежинки дети изображают с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт - с помощью деревянных ложек, кубиков. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, совместно с детьми выбираем определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Создавая инструментальный оркестр с детьми старшего дошкольного возраста (количественный состав до 15 человек), с большим вниманием к индивидуальным склонностям и интересам, желаниям детей отнеслась при распределении «ролей» в оркестре: каждый ребенок выбрал себе для музицирования тот музыкальный инструмент, который ему больше нравится своим звуком, внешним видом и т.п. Кружковые занятия провожу согласно разработанного перспективного плана, 1 раз в неделю, продолжительность этих занятий зависит от возраста детей (в старшей группе - 20-25 минут, в подготовительной - до 30 минут).

Подробно хочу рассказать о своей работе с ансамблем ложкарей. Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к исполнительскому музицированию, стимулирует творческую инициативу.

В работе с ансамблем ложкарей выделяю три этапа.

Первый этап - знакомство детей с приемами игры на ложках.

Второй этап - практическое освоение техники игры на ложках, ритмическая тренировка.

На этом этапе осуществляю разбор музыкального произведения по партиям: выделяем с детьми трудные места отрабатываем их отдельно (индивидуальная работа) затем соединяем эти партии. Объясняю детям, что в ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, каждая партия должна одновременно на ложках постукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное воспроизведение. С этой целью провожу игры и упражнения:

«Оркестр»: дети «играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притопывают ногой. Можно дать треугольники, трещотки, барабан, бубен. Ввожу различные ритмические задания, использую карточки с ритмическим рисунком, например, прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки - этот ритм затем простукиваем на ложках.

«Музыкальное эхо»: простукивание ритма - дети повторяют, далее один ребенок простукивает ритм - остальные повторяют.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждаю прислушиваться к своей игре и игре партнеров, и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека). Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения.

Детей объединяю в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Третьим этапом является выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

В рамках реализации обозначенной цели также провожу музыкальные досуги для детей - фольклорные ярмарки, театрализованные представления и праздники, имеющих социально-значимые идеи, концерты «Дети для детей» с участием ансамбля «Ложкарей»; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработала серии консультаций для родителей и педагогов о влиянии игры на народных музыкальных инструментах на развитие музыкальных и творческих способностей детей, о воспитательных и развивающих возможностях малых фольклорных форм, о создании музыкального уголка, о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку и систематизацию материала для музыкальных занятий (подобран репертуар музыкальных произведений как для музыкальных занятий, так и для занятий в народном инструментальном кружке, созданы декорации и костюмы для театрализованных действий, оркестровых и ансамблевых концертов и т.д.).

Основанием для аттестации на первую квалификационную категорию является следующее:

Разработала перспективный план народных праздников и развлечений с использованием народных инструментов;

Оформила альбом наглядных пособий народных музыкальных инструментов с описанием возможностей каждого инструмента;

Совместно с родителями и воспитанниками изготовили из природного материала шумовые музыкальные инструменты для практической работы с детьми на музыкальных занятиях, для обучения игре на народных музыкальных инструментах кружка «Клюковка»;

Организовала кружок «Клюковки» по обучению детей игре на народно-шумовых музыкальных инструментах;

Разработала перспективный план работы народного инструментального кружка «Клюковки».

Мои воспитанники принимали активное участие в фестивале «Самотлорские роднички», в концертной программе, посвященной 60-й годовщине Великой Победы;

Опыт работы по обучению дошкольников на традициях народной инструментальной культуры обобщен и был представлен на ГМО музыкальных руководителей в 2002, 2007 годах;

Принимала активное участие в работе городской творческой группы педагогов по разработке мониторинга к разделу программы «Ребенок в мире искусства и музыки».


Заключение


Настоящая квалификационная работа позволила войти в мир народного искусства, мир народной инструментальной культуры, позволила объединить в себе все то интересное, увлекательное, что может послужить хорошим источником для развития детей.

Созданная на материале народной инструментальной культуры система работы реализует общедидактические принципы обучения, методику обучения игре на музыкальном инструменте; методику работы с оркестром (ансамблем).

Проведенная диагностика сформированности музыкально-сенсорных способностей позволяет говорить, об эффективности применения данной системы, при обязательном условии плановой и систематической работы.

Результаты работы показали, что у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей, так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах (в том числе и народных); сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений, что являлось целью обучения игре на музыкальных инструментах. Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения, расширились представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества.

Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.

Показательным является момент - дети с большим удовольствием и радостью принимали участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городских фестивалей и конкурсов.

В перспективе работы - организация большего по количественному составу ансамбля, состоящий из разных групп инструментов, а также детского оркестра смешанного типа из состава детей среднего дошкольного возраста, т.к. систематическая и плановая работа по обучению игре на инструментах начинается с младшей возрастной группы и есть возможность раннего развития музыкальных способностей у детей.

Также в качестве перспективы можно рассмотреть возможность создания выставки музыкальных инструментов, изготовленных руками детей, и пополнение уже имеющейся коллекции народных инструментов.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.


Библиография


1.      Дошкольное образование. 2006, № 6.

2.      Зимина А.Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. М., 1999

3.      Зимина А.Н., Мельникова Л.И. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

4.      Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М, 2000

5.      Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000

6.      Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001

7.      Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004

8.      Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990

9.      Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.,1986

10.    Метлов Н.А. Музыка - детям. М., 1985

11.    Мерзлякова С.И. Фольклор - музыка - театра. М., 1999

12.    Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Ярославль, 2002

13.    Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004

14.    Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А., М, 1989

15.    Музыкальная палитра //журнал. , 2003 г., №2 , стр.14

16.    Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В.. - М., 1992

17.    Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998

18.    Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор.- М., 1999

19.    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. -Спб., 1998

20.    Разина Т.М. Русское народное творчество . М., 1999.

21.    Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001

22.    Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца. СПБ, 2006

23.    Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

24.    Срибная Г. Методика работы с ансамблем ложкарей. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5 с. 109.

25.    Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.