| |||||
МЕНЮ
| Мусоргский - Картинки с выставки, ГномМусоргский - Картинки с выставки, Гном
Мусоргский "Картинки с выставки" "Гном" Контрольная работа по гармонии студентки Ш курса заочного отделения музыкально- педагогического факультета Воронеж 1998 год "Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца... мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите какой бы сюжет вы ни избрали для беседы..." Из письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.(1.4) Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени. В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство
фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и
розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок. «Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в
необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман
кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и
объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе. Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. По словам Семёна Исааковича Шлифштейна сюита оригинальна. Оригинальность заключается, прежде всего в самом типе сюиты: не
романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, романтическое,
ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее
единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру
художника. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в
европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения
крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском
стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец
программной сюиты. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан
самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы
иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь «Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по выражению автора, его физиономия. Тема спокойная, распевная, напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственные русским песням»(2.107) Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передаёт звучание хора. Это воплощение русского народного духа. Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображению фантастического. Один из фантастических образов «Гном» представляет собой в творчестве Мусоргского совершенно новый образ. Это не бытовая изобразительность и не народная сказочность, а поэтический вымысел, мир творческого воображения. «Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и речи, так глубоко «личностна» звучащая в ней «нота» у самого композитора. (У Гартмана - это всего-навсего детская ёлочная игрушка, изображающая кривоногого безобразного карлика)» (6.219.) Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю. Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, отталкиваясь от гротескности к экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего -то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с
быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков
с длинными, замирающими. Все это похоже на движения перебегающего с места
на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким,
испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми
бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Это
ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-ой
теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд и синкопированный «Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики и сказочности через жизненно-равные звучания цело-тонной гаммы, умещённого септаккорда. Использует их и Мусоргский. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая, неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке оттенок игрушечности, скерцозности, отодвигают трагическое в сферу сказочности(1.16.) Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт
его характеристику. Гном как вы останавливается и начинает размышлять. Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность. Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм 2-ой
темы 1-ой части. Но это тема звучит более трагично и гневно. Последняя
фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома. И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления. «Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, выработанных фортепианной музыкой романтического направления, живопись, как средство образной конкретизации и выявления внутренней душевной сути изображаемого, выражающей себя через интонацию внешнего поведения и жеста, - так можно было бы сформулировать то новоё в области фортепианной стилистики, что пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового пианизма»(5.221) «Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Фрагменты урока . Дети, все бросайте игры, Слушайте рассказ! Жили-были где-то гномы Далеко от нас... Эти гномы были крошки, Жили все в лесах. Ростом хоть не больше кошки, А внушали страх. Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей) . Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники. Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку? Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей) . Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное. (Ответы детей) . Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется? (Ответы детей) . Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка. Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то... В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет. Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома. Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье. Давайте послушаем это произведение ещё раз. Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. . А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.
сл.Н.Соловьёвой
1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е
изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|