| |||||
МЕНЮ
| Местные бюджеты. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправленияМестные бюджеты. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправлениясмотреть на рефераты похожие на "Местные бюджеты. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправления" Адыгейский государственный университет Контрольная работа по предмету: Муниципальное право тема: Местные бюджеты. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправления. шифр: 98-Ю93В Выполнил студент 4 "В" курса юридического факультета заочного отделения Музыченко В.Е. Майкоп 1999 г. 1. Местные бюджеты. 1.1. Основные положения 1.2. Гарантии местного бюджета 2. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправления. 2.1. Гарантии самостоятельности местного самоуправления 2.2. Ограничение самостоятельности местного самоуправления 1. Местные бюджеты Одна из наиболее важных проблем осуществления (более того, существования) местного самоуправления - это финансы. Являясь одним из наиболее больных вопросов современной российской действительности в целом, финансовый вопрос в силу самых разных причин находится в центре внимания муниципальных органов различных стран. Абсолютное большинство из них не способно обеспечить выполнение муниципальных программ только за счет местных налогов и сборов, хотя в настоящее время многие страны имеют от 20 до 50 видов источников доходов (от туристических налогов и штрафов за парковку до лицензий на содержание собак и взносов за место для рекламы). Если в Испании, Швеции, Австрии около 50 % доходов местных бюджетов
покрывают за счет местных налоговых поступлений, то в Ирландии и 1.1. Основные положения Не случайно в Европейской хартии местного самоуправления самая большая по объему статья уделяется характеристике источников финансирования органов местного самоуправления. Для обеспечения финансовой основы организации и деятельности местного самоуправления предлагается руководствоваться следующими основными положениями: 1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. 2. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны представленным им конституцией или законом полномочиям. 3. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. 4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов управления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов. 5. Защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции. 6. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления. 7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по мере возможности, не должны предназначаться на финансирование определенных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции. 8. Для финансирования расходов по капиталовложениям местные органы самоуправления должны, соблюдая законодательство, иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала (Европейская хартия местного самоуправления. Ст. 9). Исходя из признанных международным правом принципов финансовой самостоятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации определила право органов местного самоуправления: а) самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет; б) устанавливать местные налоги и сборы. Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Местные налоги и сборы — налоги и сборы, которые самостоятельно
устанавливают представительные органы местного самоуправления в
соответствии с законами Российской Федерации и субъектов Российской Наряду с этим, Конституция РФ, защищая местный бюджет, предусмотрела,
что органы государственной власти, во-первых, при наделении органов
местного самоуправления отдельными полномочиями передают и необходимые для
их осуществления материальные и финансовые ресурсы, во-вторых, компенсируют
дополнительные расходы, возникающие в результате их решений (Конституция Конституционные положения получили развитие в Федеральном законе «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской - самостоятельность; - финансовая поддержка местного самоуправления государством; - права собственника в отношении местных финансов осуществляются органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования; - местные финансы защищаются государством. В условиях, когда большинство муниципальных образований испытывают
значительный дефицит финансовых средств, важное значение имеет участие
органов государственной власти в решении вопросов местных финансов. В
частности, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Самую значительную часть местных финансов составляют средства местных бюджетов. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в порядке бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Под бюджетным регулированием в российском законодательстве понимается перераспределение средств с целью обеспечения в местных бюджетах минимально необходимого уровня доходов. 1.2. Гарантии местного бюджета Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Собственные доходы местных бюджетов - это доходы, закрепляемые за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и направляемые непосредственно в местные бюджета. Регулирующие доходы местных бюджетов — федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджета в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов. Дотации местным бюджетам - средства, выделяемые местным бюджетам в твердой (абсолютной) сумме из бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Субвенции местным бюджетам - суммы, выделяемые на конкретные цели и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации; б) обеспечение минимального местного бюджета; Минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов
местных бюджетов, обеспечивающий покрытие минимально необходимых расходов —
не ниже минимальных государственных социальных стандартов, т. е. основных
социальных потребностей граждан, удовлетворение которых гарантируется
государством. При определении минимального местного бюджета государство
также учитывает социальные нормы - единые или групповые показатели
минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-
коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном
выражении (их денежное выражение составляет финансовые нормы); в) право органов местного самоуправления на получение платежей, в том
числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые
добываются на территории муниципального образования; г) право органов местного самоуправления на образование муниципальных
внебюджетных фондов и участие в кредитных отношениях; д) что сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по
результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Как правило, в современных условиях доходы местных бюджетов также включают дотации, субвенции, средства по взаимным расчетам с другими бюджетами, заемные средства. Основой доходной части любого местного бюджета всегда являются собственные доходы: а) местные налоги и сборы; другие местные доходы; б) часть федеральный и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе. 2. Гарантии, обеспечивающие самостоятельность местного самоуправления. Фундаментальным принципом организации и деятельности местного
самоуправления является его самостоятельность, или, как зачастую этот
принцип обозначается в международных документах и нормативно-правовых актах
зарубежных стран — принцип автономии. Трактовка данного принципа отличается
разнообразием. В частности, Европейская хартия местного самоуправления,
утверждая принцип широкой автономии как основу существования местных
органов самоуправления, рассматривает его в отношении: а) компетенции; б)
порядка осуществления полномочий и в) наличия необходимых для этого
средств. Причем, в отношении компетенции, понятие автономии
распространяется не только на собственные полномочия местного
самоуправления, но и частично делегированные. Так, п.5 статьи 4 Европейской
хартии местного самоуправления предусматривает, что «при делегировании
полномочий центральными или региональными органами, органы управления 2.1. Самостоятельность местного самоуправления Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-
первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в
определении структуры собственных органов местного самоуправления. (ст. 130 В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти». В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности. Наконец, в-пятых, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях. Вместе с тем Самостоятельность местного самоуправления, как и
самостоятельность любой другой системы в рамках единой государственности,
относительна. Существуя в рамках одной страны, постоянно взаимодействуя с
органами государственной власти, функционируя обособленно от других
органов, местное самоуправление обладает не безграничными возможностями. Кроме того, местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей как дефицит финансовых средств, корпоративный характер интересов местного сообщества, а также субъективных факторов: уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения. Уровень правосознания и характер правовой культуры населения составляют важнейший элемент духовных гарантий местного самоуправления, и к этой проблеме мы еще раз вернемся в соответствующей теме. Деятельность органов государственной власти также значительно
корректирует проведение самостоятельной муниципальной политики. Принятие
новых законов, осуществление правительством общегосударственной политики в
конечном итоге затрагивает интересы населения муниципальных образований и
требует участия (соучастия) тех или иных органов местного самоуправления. 2.2. Ограничение самостоятельности местного самоуправления Среди важнейших ограничений самостоятельности местного самоуправления «1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. 2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выполнением органами местного самоуправления делегированных им полномочий. 3. Административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить». Сравнение требований Европейской хартии местного самоуправления и российского законодательства о местном самоуправлении в отношении административного контроля позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране также допускается ограниченный административный контроль. Например, за соответствием правовых актов местного самоуправления российскому законодательству, соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления, выполнением органами местного самоуправления полномочий, делегированных органами государственной власти и др. Но контроль осуществляется в основном методами правового воздействия и, частично, финансового влияния. При возникновении спорных ситуаций рассмотрение того или иного вопроса переносится в судебные органы — арбитражные суды или суды общего назначения. Более подробно формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления раскрывает Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. В Программе было подтверждено, что под контролем государства понимается система государственного контроля за соответствием решений местного самоуправления законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а механизм такого контроля включает методы правового, организационно- методического и финансового воздействия государства на местное самоуправление. Необходимо подчеркнуть, что государственная поддержка местного самоуправления - одно из главных условий обеспечения самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Объясняется это не только тем, что в нашей стране традиционно, начиная с XVI века, местное самоуправление формировалось исключительно при поддержке государства, но и ролью государства вообще в функционировании местного самоуправления в любой стране на современном этапе (необходимость правового регулирования, обеспечения финансовой основы деятельности путем предоставления дотаций и субвенций и др.). В целом, содержание государственной поддержки местного самоуправления определяется как создание необходимых условий для становления и развития местного самоуправления и содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Значение государственной поддержки для приобретения и закрепления
самостоятельного статуса местного самоуправления подтверждает опыт его
организации и деятельности в последние годы. Там, где органы
государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению Вместе с тем, из 37 запланированных мероприятий Федеральной программы
государственной поддержки местного самоуправления в 1996 году реализовано
только 14. Неудовлетворительно осуществляется финансирование данной Вместе с тем органы государственной власти в регионах часто нарушают
законодательство о местном самоуправлении. По данным Министерства по делам
национальностей и федеративным отношениям, лишь в 6 субъектах Российской Многие нормативные акты, принимаемые субъектами Российской Федерации,
противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству о местном самоуправлении. В республиках Адыгея, Ингушетия, На процесс становления местного самоуправления негативно влияет и
отсутствие необходимых финансовых и материальных ресурсов. Местное
самоуправление, не имея собственной финансово-экономической базы,
оказывается практически недееспособным. В значительной степени это
результат отсутствия необходимых дотаций из бюджетов субъектов Российской В Удмуртии формирующаяся система местного самоуправления в 1995 году фактически была разрушена. Муниципальные образования неправомерно были ограничены уровнем жилых комплексов городов и сельскими поселениями. В городах и районах республики граждане были лишены права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, влиять на решение вопросов, отнесенных к их ведению. Президиум Государственного Совета Республики повсеместно назначал глав администраций, заставив избранных лиц (за два года до истечения срока их полномочий) сложить свои полномочия. Это объясняется в основном противоборством законодательной и исполнительной ветвей государственной власти. Государственный Совет республики в первом полугодии 1996 года принял пакет законов по местному самоуправлению и проведению выборов глав местного самоуправления в декабре этого же года. Однако администрация Президента Чувашской Республики направила во все районные и городские администрации свой вариант устава района (города), в котором предусмотрены назначение и отстранение от должности глав местного самоуправления сверху и даже возможность отмены решений представительных органов местного самоуправления органами государственной власти. Судебный порядок решения этих вопросов был просто проигнорирован. Районные (городские) собрания депутатов лишились статуса юридического лица. Таким образом, в республике фактически осуществляется подмена системы местного самоуправления системой органов, подчиненных органам государственной власти. В этих условиях, конечно, беспредметно вести речь о самостоятельности местного самоуправления. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|