реферат, рефераты скачать
 

Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны


Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны

Российский государственный социальный университет

                            Филиал в г.Минске

         Кафедра правоведения и социальной теории

Контрольная работа по дисциплине  «Отечественная история»

по теме: «Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны»





                                              



                                     Автор: Потапова В.А.,

                                                                         1 курс, заочное отделение,

                                                                         Специальность «Юриспруденция».


                                                                         Научный руководитель: Жайворонок А.Б.

                                                               Кандидат исторических наук, доцент

                                                                        














Минск, 2010



Содержание


Ввдедение                                                                                      стр. 3


1.     Основные причины кризиса в СССР.                                 стр. 5-6


2.     Перестройка в СССР.                                                           стр. 7-13


3.     Кризис перестройки и распад СССР.                                  стр. 14-16


Заключение                                                                                    стр. 17


Литература                                                                                     стр. 18
































Введение

В середине 80-х годов началось обновление экономики, политического устройства и духовной жизни общества. Изменения в развитии производства, экономики, общественно-политической жизни общества вышли за пределы намечавшиеся перестройкой. Всё это привело к распаду советской системы.

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, обеспечения

населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран, но и многих развивающихся государств. Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие

компьютеризации в СССР.

в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

10 марта 1985 года после смерти К. Черненко новым генеральным секретарём был избран Михаил Сергеевич Горбачёв. М.С. Горбачёв и поддерживающие его политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы. Все преобразования должны были осуществляться в рамках социализма.

В январе 1987 года на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачёв изложил новую идеологию и стратегию реформ.

Вместо «ускорения»была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя.

Предполагалось, что через демократию будет осуществляться непосредственное управление трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация должна была разрушить командно-административную систему, создать естественный механизм динамичного развития всего общества.

В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать все промахи перестройки, -бюрократия.

Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а главной становилась борьба с бюрократией и переход к демократическим принципам управления.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение  социально-экономического развития страны. Успех  ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчёта, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям.






























Основные причины кризиса в СССР.


    Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советская экономика не могла соответствовать  возрастающим требованиям к разнообразию и качеству потребительских товаров. Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно большой рост образованности и информированности народа за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей людей. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались.  СССР начал резко отставать от Запада в экономическом развитии, война в Афганистане и гонка вооружений требовали огромных денежных затрат. После провала обещанного к 1980 г.построения коммунизма начался кризис официальной идеологии. Все это требовало преобразований всей сферы общественной жизни СССР.    

Кризисные явления в экономике:

·       Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста.

·       Отставание в научно-техническом прогрессе от западных стран.

·       Приоритет экстенсивных форм экономического развития.

·       Попытки модернизации не затрагивали глубинных отношений экономического базиса. 

Кризисные явления в сельском хозяйстве:

u    Увеличение капиталовложений в аграрный сектор, списание долгов не могли вывести с\х из кризиса.

u    Рост закупок продовольствия.

u    Неудачные попытки создания агропромышленных комплексов.

u    Ухудшение экологического состояния земель вследствие чрезмерной химизации и мелиорации. 

Кризисные явления в социальной и духовной сферах:

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны    Распространение иждивенческих настроений у части населения.

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны    Господство марксистско-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия.

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны     Диктат атеизма и забвение религии.

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны    Привилегированное положение при распределении материальных благ.

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны    Рост негативных явлений социальной сфере (пьянство, коррупция)

 Обострение кризиса в 80-х гг. ХХв. в СССР. Политика перестройки в общественно- политической жизни страны    Прогрессирующее рассогласование интересов различных социальных групп в обществе.

Особенностью военно-политической ситуации после второй мировой войны было то, что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую так называемую "холодную войну".


Против него стоял весь капиталистический мир во главе с США, не пострадавшими в годы второй мировой войны, а наоборот, чрезвычайно обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые оплачивали военное снаряжение.

С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные тенденции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым также широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие, так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных процессов.












«Перестройка» в СССР.

Начальный этап деятельности нового

руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.)

характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить

заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда

Идея перестройки предполагала:

1.     Совершенствование социализма.

2.     Очищение от сталинских дум.

3.     Использование ленинских  подходов при решении сложных вопросов.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности.  Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало  широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей.                        

Одним из первых шагов, направленных на достижение поставленных целей, стали постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»и Закон «О госприёмке».


            Антиалкогольная программа

Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.

В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета.

        Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А.Н. Яковлев и А.И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. Гласность - ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева - человека, давшего им волю.

Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций.

СССР отказался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится

Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае - июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.

         Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по - разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

Кризис власти

Осенью 1990 года Горбачёв, избранный Съездом народных депутатов СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган – Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового союзного договора между республиками СССР.

В марте 1991 года был проведён первый в истории страны референдум – гражданам СССР предстояло высказать своё мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновлённой федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 из 15 союзных государств (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) не приняли участие в референдуме. Но 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум – большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.

12 июня 1991 года состоялись общенародные выборы президента. Им стал Б. Ельцин. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов – общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения между ними не отличались взаиморасположением.

Оба выступали за реформы, но при этом по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Горбачёв опирался на коммунистическую партию, а Ельцин опирался на оппозиционные по отношению к КПСС силы. В июле 1991 года Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.


Кризис перестройки и распад СССР.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик. На его территории проживали свыше 270 млн. человек- представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решён в принципе национальный вопрос произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охватывающий весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряжённость.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызвала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Неудовлетворённость на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Новые политические партии и движения стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках. Участились вооружённые столкновения на почве межэтнических конфликтов. Появление тысяч беженцев- таков был один из результатов происшедших конфликтов.

С конца 80-х годов в республиках Прибалтики усилилось движение за выход их из состава СССР. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов Союза ССР. Также была принята Декларация о суверенитете.

19 сентября 1989 года был созван Пленум ЦК по национальному вопросу. На Пленуме предлагалось значительно расширить права союзных республик, разграничить полномочия союзного центра и республик, придать новый статус автономным образованиям.

После Пленума Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о первоочерёдных мерах по совершенствованию законодательства СССР в области межнациональных отношений.

29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая он на пресс- конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всём самостоятельной и её законы будут выше союзных. Б. Ельцин  предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.

12 июня 1990 года 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России.

Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союза, они, видя рост национализма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа.

16 января 1991 года Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума по вопросу о сохранении СССР.

23 апреля в Ново- Огарево состоялась встреча руководителей 9 республик и М. Горбачёва, во время которой было сделано «Совместное заявление». В котором говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочерёдной задачей является заключение с учётом итогов референдума нового Союзного договора.

22 мая  Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогам референдума 17 марта 1991 года.

24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета, созванного для работы над проектом Союзного договора. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста Союзного договора. Вокруг проекта разгорелись споры.

Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами  международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государства могут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектам международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учётом свободы выхода из состава Союза это означала, что Союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки.

Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически перестал существовать. Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание.

Утром 19 августа по телевидению было передано заявление об отстранении М.С. Горбачёва от должности президента СССР по состоянию здоровья. В стране вводилось чрезвычайное положение.

Б.Ельцин объявил действия ГКЧП не законными и не подлежащими исполнению. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачёву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял.

22 августа Б. Ельцин издал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», которым предусматривалась передача всех предприятий и организаций союзного значения, находящихся на территории республики, в собственность России.

Союз распадался на глазах. М. Горбачёв, видя как власть ускользает из рук, предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще Б.Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование».

Соглашение об образовании СНГ было подписано 10 декабря Верховными Советами Украины и Беларуси. 12 декабря Соглашение о создании СНГ подписал Верховный Совет РСФСР.

25 декабря в 19 часов М. Горбачёв выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образованием СНГ я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 часов 38 минут над Кремлём красный флаг СССР был заменен трёхцветным российским.






















Заключение


Перестройка оказалась гораздо более трудным, тяжелым, полным драматических противоречий делом, чем можно было предположить в начале ее пути. Рассмотрев развитие кризиса политической системы в СССР в 1985 – 1991 гг. и особенности реализации политики перестройки можно сделать следующие выводы:

перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения.

Споры о перестройке и обо всем, что с ней связано, продолжаются и будут продолжаться, потому что оценить такое сложное явление однозначно и объективно практически невозможно.

М. С. Горбачев объявил о необходимости выхода из застоя и начал процесс «перестройки». Перестройка привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны»). Во время перестройки были преданы гласности многочисленные факты чудовищных преступлений сталинского режима. В память о массовых репрессиях советских людей под Магаданом в 1990-е гг. был установлен памятник, созданный знаменитым скульптором Эрнестом Неизвестным. В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв, приведший к колоссальной экологической катастрофе.

Горбачёв одним из первых в советско-партийном руководстве осознал необходимость глобальных перемен в жизни страны, но как их осуществить, как реформировать огромную неповоротливую махину под названием Советский Союз, он представлял довольно смутно, поэтому многие его начинания были обречены.

Вслед за политическим развалом советской империи начался развал единого экономического пространства некогда единой страны.

Политика «Перестройки» закончилась распадом СССР.

Литература

1. Архипова Т.Г., История России. Новейшее время, Москва 2001, Олимп, стр. 464

2. Кисилёв А.Ф., Щагина Э.М., Новейшая история отечества ХХ век, том 2, Москва 1998 г  Владос. Стр. 352-384

3. Мавродин М.И., История СССР: Учебник для студентов исторических факультетов ин-тов, том 1, Москва1979г. Просвещение. Стр. 348- 349

4. Материалы сайта: www.wikipedia.org.

5. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России, издание 3 переработанное и дополненное, Москва 2008 Проспект. Стр.454-468



ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.