реферат, рефераты скачать
 

Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности обществен...


Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прек­ратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

В России впервые создана правовая база, закрепляющая и устанавливающая права молодежи и детских объединений. Им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, при­нимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных ус­ловий, гарантий и стимулов деятельности таких объединении, направленной на социальное становление, развитие и самореа­лизацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Государственная поддержка оказывается зарегистрирован­ным в установленном порядке и обратившимся за такой поддерж­кой к федеральным органам исполнительной власти молодеж­ным объединениям граждан в возрасте до 30 лет: детским объединениям, членами которых являются несовершеннолетние в воз­расте до 18 лет.

Правительство поручает федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти осуществление отдельных мер государственной поддержки молодежных и дет­ских объединений и обеспечивает финансирование этих мер. Сюда относятся меры, направленные на предотвращение угрозы их здоровью, повышение уровня образования, культуры, по орга­низации досуга, подготовку кадров, развитие международных связей и др.

В Указе Президента «О мерах государственной поддержки об­щественных объединении, ведущих работу по военно-патриоти­ческому воспитанию молодежи» предусмотрены такие меры, как:

-     выделение бюджетных ассигнований для обеспечения подго­товки сборных молодежных команд России по авиационным видам спорта как основного резерва национальных сборных ко­манд;

-     укрепление и расширение связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими мо­лодежными и детскими объединениями и поисковыми группами при решении вопросов воспитания патриотизма и подготовки молодежи к военной службе;

-     право внеконкурсного поступления в военно-учебные заведе­ния юношам, прошедшим соответствующую подготовку в воен­но-патриотических объединениях;

-     право этих объединений пользоваться помещениями школ, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях и др.

Эти меры позволят улучшить профессиональное ориентиро­вание части молодежи на военную службу. Они служат серьезной поддержкой тем тремстам молодежным объединениям России, которые выжили в сложных реалиях сегодняшнего дня и готовы продолжить свою деятельность на благо процветания Отечества.

Под благотворительной деятельностью понимается доброволь­ная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон «О благо­творительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворитель­ной деятельности и. определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местною самоуправления, особенности создания и деятельности  благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России. К сожалению, пока она не получила широкого распространения.[8]

Рассмотрим законодательные основы правового положения религиозных объединений.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользовать­ся правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совме­стно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры право­вого положения таких объединений, является Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания»[9]. Он отражает принципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не до­пустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и опре­деляет правовой режим осуществления права на свободу совести, сво­боду вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и долж­ностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории Российской Федерации не могут учреждаться орга­ны исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государст­венной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относяще­гося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную ком­петенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов уп­равления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положении); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выбо­рах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни   общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятель­ность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений  не влечет ответственности всего объединения в целом.

При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимо­действию с религиозными объединениями. Он является консуль­тативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духов­ной культуры общества.[10]

3.  Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям


Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах[11] предусматривает,  что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ч.1).  Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ч.2 ).

Часть  2 статьи  11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[12] распространяет  это  ограничение и на  лиц, входящих в состав государственного управления.

Ограничение пользования правом на объединение предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»[13], исходя из принципа деидеологизации государственной службы, запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов (п. 12 ч. 1 ст. 11). Аналогичный запрет применительно к структурам политических партий и движений распространяется и на предприятия, учреждения, организации, что вытекает из Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР»[14].

Военнослужащие, работники милиции и других правоохрани­тельных opганов   имеют первичные статусы личности и граж­данина, основы которых закреплены в Конституции с указанием  на то, что  права и свободы личности и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, притом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (№. 5).

Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям[15]. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации»[16].

Для служащих вооруженных формировании (вооруженные силы, внутренние войска, милиция, налоговая полиция и другие формирования) Закон определил единую общую основу для решения данной проблемы, а именно:

в законе проводится четкое отграничение общественных объ­единении, занимающихся политической деятельностью (поли­тические партии, массовые политические движения и др.) от всех иных общественных объединений. На этой основе и стро­ится oтношение военнослужащих (и членов других вооруженных законных формирований) к этим двум видам общественных формировании.

Принцип, основа решения здесь таков: личный состав воору­женных формирований – вне политики.

Статья 20  Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.)[17]  в части 7 устанавливает:

«В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели».

Положение  о службе в органах внутренних дел Российской Федерации

(утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.)[18] в статьях 55 и 56  регламентирует  право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

 Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[19] статус военнослужащих внутренних войск определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены федеральным законом в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[20]

в статье 8 устанавливает, что, во-первых военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (п. 1);  во-вторых, создание религиозных объединений в воинской части не допускается; религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (п. 5).

Статья 9 (пункт 2) этого Закона предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Таким образом законодательство проводит в жизнь принцип: вооруженные формирования – вне политики, распростра­няя его далее на всю  правоохранительную систему.

Что же касается всех других общественных объединении, но не преследующих цели извлечения прибыли, то здесь закон ни­каких ограничений не ставит и, как и везде, поощряет создание и развитие таких объединений. Как известно, в организациях вооруженных сил, внутренних дел и  внутренних войсках широкое и давнее развитие получили спортивные объединения по различ­ным видам спорта, они являются местом дислокации всемирно известного общества «Динамо», ЦСКА и других обществ. Кроме спортивных, созданы и другие объединения: охотничьи общества, по туризму и т.д.[21]



   

Заключение

 

Итак,  конституционные  положения о  праве  граждан  на  объединение  имеют достаточное  развитие в  текущем  законодательстве.

Общественные объединения в силу  своей природы не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений.

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решении органами государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятель­ность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан: осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по раз­личным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти: участвовать в избирательных кампаниях.

Общественное объединение обязано: соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятель­ности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган. регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые све­дения.

Поскольку определенные  общественные  объединения (профсоюзы,  религиозные объединения)  имеют специфические  особенности,   их деятельность  регламентируется  специальными  законами.  Тот факт, что в действующем  законодательстве  отсутствует закон о политических  партиях,  представляется  упущением  законодателя.  Поскольку политические  партии оказывают  особо  значимое  влияние на  ситуацию в стране,  их  статус должен иметь  особое  закрепление в законодательстве.

 Отметим также, что российское  законодательство об общественных  объединениях  в  целом  соответствует  положениям  документов  международного права, в частности в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах  и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской  Федерации  милитаризованные  служащие (в частности, личный состав  внутренних войск и органов внутренних дел)  не могут  состоять в политических  объединениях,  преследующих политические цели.


   

Список  использованных источников


1.           А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.

2.           Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503 

3.           Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145

4.           Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 27, ст. 2503; № 33, ст. 3340; 1996, № 3, ст. 145

5.           Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г //. СЗ РФ №3, 1996, № 148

6.           Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997     г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465

7.           Закон РФ «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.// СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930,

8.           Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996

9.           Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143 

10.      Конституция Российской Федерации.  М.:  ИНФРА -М – НОРМА, 1996

11.      Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское  административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996  

12.      Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291.

13.      Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.

14.      Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70

15.      Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // ВВС, 1993, № 6,  ст.  188 

16.      Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711



[1] Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское  административное право. / Учебник. М.: Юристъ, 1996  C.  54

[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996   С. 129

[3] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.  С. 209

[4] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС, 1996.  С.  211

[5] Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.  С. 49


[6] А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.  С. 213


[7] Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996. С. 69

[8] Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. –М., Юристъ, 1995.  С. 52

[9] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1990. ¹ 21. Ст 240; см также Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. ¹ 5. Ст. 346

[10] Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Российская газета. 1995. 30 августа

[11] «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831), ст. 291.

[12] Собрание законодательства Российской Федерации, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143

[13] СЗ РФ, 1995, № 31, ст. 2990

[14] ВВС, 1991, № 31 ст. 1035

[15] ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399

[16] СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472

[17] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., № 16, ст. 503

[18] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 14 января 1993 г., № 2, ст. 70

[19] Собрание законодательства Российской Федерации, 10 февраля 1997 г., № 6, ст. 711,

[20] ВВС, 1993, № 6,  ст.  188 

[21] Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское  административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996  С.  62


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.