| |||||
МЕНЮ
| Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе (на примере ведущих детских хоровых коллективов г.Минска)p> 4. гортань в высоком положении”[5] Такой же точки зрения придерживался в своих разработках, проделанных в 1933-1941 гг. И.И.Левидов. Он считал, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обуславливается именно лишь краевой колебательной манерой голосовых связок. Последователи этой точки зрения рекомендовали “фальцетную” манеру звукообразования, объясняя ее необходимость неразвитостью мышц голосового аппарата ребенка. Противоположной точки зрения придерживался В.А.Багадуров. В одной из
своих работ он пишет: ” Методика Е.Малининой очень близка к брошюрам Эта точка зрения так же заслуживает внимания, хотя и основана лишь на эмпирических наблюдениях автора. В 1961 году ИХВ АПН РСФСР организовал первую научную конференцию по
вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. Она была отмечена
присутствием представителей смежных наук: психологов, физиологов,
морфологов, фониатров, акустиков, педагогов не только из России, но и из
других стран. Доклады конференции были опубликованы под редакцией В процессе работы конференции стали ясны существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидны проблемы, требующие как теоретического, так и практического решения. Одной из важнейших проблем явилась проблема мутации. По результатам работы конференции за нормальное пение детей принимается пение ясное, звонкое, легкое, совершенно свободное, то есть фальцетное. Основой звукообразования признается фальцетная манера пения для всех детей в возрасте до 10-11 лет, то есть до появления мутации голоса. Наряду с уже сложившимися мнениями в настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е.Огороднов и его последователи. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания
разрабатывалась Д.Е.Огородновым в течение более чем 25 лет на базе школ-
интернатов Ленинградской области и города Москвы. Наиболее широко эта
методика применялась на занятиях хорового класса в общеобразовательной
школе №47 города Липецка (директор И.А.Ушакова). Книга Д.Е.Огороднова Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Д.Е.Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е.Огороднов называет “минимальным шагом программы”, что является важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем алгоритмов. Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе: 1. художественное тактирование 2. работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности 3. ладо-вокальные жесты 4. декламация с жестикуляцией 5. вспомогательные движения при вокальной работе над песней 6. поиски выразительных движений во время слушания музыки Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый
из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. В работе по постановке голоса в академической манере Огороднов
рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают
вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму “1. Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз. 2. Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину. “[7] Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером
особого направления детского вокально-музыкального воспитания. ”Дети,
воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально,
эиоционально переживают музыку, процесс интонирования.”[8] Таково мнение
известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге “Развитие голоса. Координация и тренаж.”, которая адресована самому широкому кругу читателей. В.В.Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса: “1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации. 2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции. 3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций. 4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности. 5. Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной. 6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально- телесных ощущений ( вибро-, баро- и проприорецепция). 7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.”[9] Значение термина “фонопедия” Емельянов определяет как “комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося. ”[10] Существует так же и третье направление вокально-хоровой работы с детьми, теоретическим и методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше “середины” и в фальцетном режиме. Рекомендации Г.П.Стуловой и Д.Е.Огороднова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике педагогами-хормейстерами. С течением времени педагоги, хормейстеры, врачи фониатры пришли к выводу, что невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии. Можно выделить две так называемые модели хора: 1. хор с фальцетной манерой звукообразования. Имеет выхолощенное, бедное по тембру звучание, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков. 2. хор с грудной манерой звукообразования. Отличается более богатым тембром и более широким динамическим диапазоном, но имеет более ограниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки – напряженные и крикливые. Таким образом, ни одна из моделей не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса. Необходимо отметить, что методики Д.Е.Огороднова, В.В.Емельянова, Во второй главе данной работы будет рассмотрен и проанализирован опыт
работы хормейстеров ведущих коллективов города Минска и даны рекомендации
по оптимизации процесса обучения хоровому пению и качественному развитию
детского голоса с учетом развития личностных качеств участника коллектива. В настоящее время в Республике Беларусь существует четкая структура
занятий детей хоровым творчеством. Одной из широко известных форм является
участие детей в хоровых кружках при общеобразовательных школах. За
последнее время наметился значительный рост количества таких коллективов. Следующей формой, имеющей значительное распространение в республике, является хоровая студия. Хоровая студия имеет ряд преимуществ перед остальными формами детского хорового творчества. . Хоровая студия – это музыкальное учебное заведение, сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу. Она охватывает большое количество ребят, желающих заниматься вокально-хоровым творчеством. В городе Минске хоровые студии организуются на базе общеобразовательных школ и носят название – школа с хоровым уклоном. Среди них можно выделить хоровые студии, имеющие звание “образцовый”: СШ №1 – художественный руководитель Татьяна Волошина, СШ №130 - художественный руководитель Александр Евсюков, хоровая студия при СШ №145 “Ранiца” - художественный руководитель Светлана Герасимович. Эти коллективы имеют свою историю, традиции, объемный концертный репертуар, опыт выступления не только у нас в республике, но и за рубежом. Следующими в структуре детского хорового творчества необходимо отметить хоры Домов и Дворцов молодежи и школьников. Одним из известнейших как у нас в республике, так и за рубежом, является образцовый хор “Дружба”. Хоровая студия впервые в Белоруссии открыта в 1966-67 учебном году С 1976 года художественный руководитель хора- Волошина Татьяна За время работы коллективом впервые исполнены многие произведения
белорусских композиторов: И.Ханка, Э.Ханка, В.Раинчика, Э.Казачкова, Хор выезжал на Московский “Камертон”, в республики ближнего зарубежья,
в Польшу, Италию, Германию, где пропагандировал современную белорусскую и
русскую музыку, произведения классического репертуара. Были исполнены мессы Поездки хора “Дружба” стимулируют деятельность детей: 1977 г. –
поездка в Новополоцк (СШ №3 хор “Звонкие голоса” рук. Альберт Иосифович Существует традиция торжественных проводов выпускников – передача эстафеты хориста. Весьма плодотворно проходит работа коллектива и сегодня. Руководителем создана благоприятная атмосфера творчества и взаимопонимания. Образцовый детско-юношеский хор “Тоника” музыкальной школы №1 г.Минска Детско-юношеский хор “Тоника” под руководством Владимира Клундука
работает с 1987 года. В хоре поют дети и молодежь в возрасте от 10 до 19
лет. Всего насчитывается 70 хористов, каждый из которых проходит
основательную вокальную и музыкальную подготовку в классах музыкальной
школы №1. В 1992 году хору “Тоника” было присвоено почетное звание За время работы коллектива “Тоника” подготовлено к выступлению много концертных программ. В основе репертуара лежит классическая музыка и обработки народных песен, прежде всего белорусских. Особое место отведено исполнению духовной музыки. По мнению Владимира Ильича “духовная музыка – это огромный пласт человеческой культуры, она полна чарующей красоты и гармонии, лучшие композиторы разных поколений вложили в сочинение этой музыки свою душу и талант”. В репертуаре хора широко представлены произведения зарубежной классики Хор “Тоника” принимает активное участие в городских и республиканских конкурсах, смотрах и фестивалях хоровой музыки. Так, в феврале 1992 года на республиканском конкурсе-смотре хоровых коллективов музыкальных школ г.Минска хор “Тоника” занял 1-е место. В 1992-93 – на фестивале художественной самодеятельности “Спадчына” хор был награжден дипломом 1-й степени. В мае 1995 хор выступал перед делегатами 2-го международного Съезда белорусов, а в июне 1995 года – участвовал в Международном фестивале детской самодеятельности “Голоса детства”. В марте 1997 года на Белорусском фестивале народного творчества, проводившемся в Минске, хору была присуждена 1-ая премия. В последние годы вырос интерес к духовной музыке. В Минске прошло
несколько Православных фестивалей. Хор “Тоника” принимал в них участие. Хор “Тоника” неоднократно представлял певческое искусство Белоруссии
за рубежом. Коллектив побывал в Италии, Ватикане, Швеции, Германии и Очень запомнилось ребятам выступление в Ватикане. По случаю концерта Можно смело говорить о наличии у хора своего “творческого почерка”, и
это во многом благодаря великолепному руководителю. Как правило, чем
самобытнее, квалифицированнее руководитель, тем ярче выступления хорового
коллектива, тем больше проявляется индивидуальность коллектива, которая
выражается в качестве звучания, подборе и трактовке репертуара. Все это в
полной мере относится к хору “Тоника” и его руководителю В.И.Клундуку. Являясь подлинным ценителем и знатоком детского хорового творчества, Детский образцовый камерный хор “Мы - дирижеры” ДМШ №4 Закончила Минское музыкальное училище – класс преподавателя В. Одним из интересных моментов работы коллектива явилось сотрудничество
с композитором Вячеславом Шлеенковым, который преподавал в этой школе
композицию. В творческой лаборатории, где дети сами сочиняли песни,
возникла потребность в их исполнении. Был создан вокальный ансамбль Хорошей традицией в работе хорового коллектива школы стало проведение
выставок детских рисунков. Так во время концертных выступлений в зале
музыкальной школы №1, в камерном зале филармонии лучшие работы были
представлены на вернисажах. Эти формы работы школы были отмечены на Что касается концертной деятельности детского образцового камерного хора “Мы – дирижеры”, надо отметить их активное участие во всех смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в республике среди образцовых детских хоровых коллективов. Прослушать хор и отметить его неизменно отличную форму можно ежегодно
в зале филармонии на отчетном концерте, в цикле программ, основанных
филармонией “Дети - детям”. Выступление в 1999 году порадовало слушателей
необычной программой. Был представлен блок французских песен объединенных
названием “О, Париж!”. Цикл составили песни композиторов Мишеля Леграна, Говоря о репертуаре хора – для коллектива и его руководителя такой
проблемы не существует. Одним из источников редких произведений является
содружество с белорусскими композиторами. Так, например, В. Шлеенков
написал поэму на стихи Есенина “Страсти по Есенину” (10 номеров). Поэма в
исполнении хора была впервые представлена на Пленуме белорусских
композиторов. Содружество с Игорем Лученком подарило коллективу песню Вторым источником интересного, самобытного репертуара является мастерская работа Инессы Леонидовны по обработке, аранжировке и переложению как народных песен, так и классических образцов, эстрадных произведений. Образцовый детский хор ДМШ №10. Детская музыкальная школа №10 является одной из старейших города Коллектив ведет активную концертную деятельность, участвует в многочисленных конкурсах. Так в июне 200 года хор принимал участие в конкурсе национальных культур народов Беларуси в городе Гродно, где получил звание лауреата, исполняя греческие песни на греческом языке. К столетию Дунаевского хором, совместно с оркестром “Немига” была представлена программа “Знакомый и незнакомый Дунаевский”. Эта программа была исполнена в ДК Тракторного Завода, затем во Дворце Республики. Необходимо отметить, что хор обладает большим количеством записей сложнейшей программы на радио. В 1999 году на радио был записан цикл передач о хоре ДМШ №10. Благодаря кропотливой работе руководителя хоровой коллектив отличает великолепное звучание, широкие исполнительские возможности. Заключение Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы: . Здоровье В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. . Интеллектуальное развитие Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. . Самоактуализация Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность. Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития. Сегодня можно говорить о нескольких направлениях в работе с детскими
голосами. Одно из них, которое еще, к сожалению, имеет место в практике
можно назвать “эксплуатационным”. Суть его проста: отбираются более
способные дети и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка
классики. Момент “эксплуатации” заключается в том, что дети поют
интуитивно, с ними не ведется специальной работы по постановке голоса. Второе же направление основано на продуманном, музыкально грамотном, эмоциональном исполнении произведения. В процессе работы происходит не бездумное заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение, заложенное автором. Отрадно констатировать тот факт, что сегодня хоров такого направления становится все больше. С приходом в общеобразовательные школы молодых специалистов появились новые, перспективные коллективы. Необходимо отметить важность личности педагога-хормейстера в процессе становления хорового коллектива. Ведь от его личностных качеств, музыкальных и педагогических умений и навыков во многом зависит дальнейшая судьба хора. Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога-воспитателя позволят молодому дирижеру создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту. Список литературы 1. Багадуров В. “Вокальное воспитание детей”. М., Музыка, 1952 2. Блинова М.П. “Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения”. М., Л., Просвещение, 1964 3. Венгрус Л.А. “Пение и “фундамент музыкальности”. Великий Новгород. 2000 4. Венгрус Л.А. “Начальное интенсивное хоровое пение”. С-П., Музыка, 2000 5. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970 6. Емельянов В.В. “Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки”. Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991 7. Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж” СПб. Лань. 1997 8. Малинина Е.М. “Вокальное воспитание детей”. М-Л. Сов.композитор. 1967 9. Огороднов Д.Е. “Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе”. Киев. Музычна Украина. 1988 “Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985 Прометей. 1992 -----------------------
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|