реферат, рефераты скачать
 

Основные тенденции международной миграции


отрицательный

IV

Андорра, Азербайджан, Македония

положительный

отрицательное

положительный

V

Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария

положительный

положительное

положительный

VI

Германия, Греция, Италия, Словения, Хорватия, Швеция

отрицательный

положительное

положительный


Как несложно заметить, все страны, несущие потери населения, располагаются в Центральной и Восточной Европе или на пространстве бывшего СССР и в большинстве случаев именно естественная убыль населения является для них определяющим компонентом демографического баланса. Растущие же страны формируют свой положительный баланс путем сочетания естественного прироста с иммиграционным притоком. Что примечательно, география их столь же разнообразна (от Северной Европы до Средиземноморья. Лишь три европейских государства — также представляющих три весьма различных региона (Западную Европу, Кавказ и Балканы) — наращивают численность своего населения исключительно благодаря естественному приросту и вопреки отрицательному сальдо миграции. Наконец, общий рост численности населения целиком и полностью относится на счет иммиграции только в шести европейских странах, географически разбросанных от почти крайнего севера (Швеция) до средиземноморского юга (Греция и Италия) континента.  Еще совсем недавно Европа переживала эйфорию, обнаружив, что иммиграцию можно использовать в качестве своеобразного молодильного яблока для стареющего континента (подробнее об этом — в статье Иммануила Валлерстайна «Замещающая миграция»). Правда, для этого ей пришлось бы ежегодно принимать, по разным оценкам, от одного до тринадцати миллионов (!!!) иммигрантов между 2000 и 2050 гг., что европейцы по здравом размышлении сочли не совсем практичным и даже не очень-то реалистичным. Кроме того, как выяснилось, переезд в Европу автоматически никому не обеспечивает вечной молодости и иммигранты тоже стареют с течением времени (при том, что, как и у коренных европейцев, продолжительность жизни у них начинает увеличиваться, а рождаемость — снижаться). Словом, замещающая миграция не в состоянии предотвратить старение население и/или его последствия, а потому сегодня в европейской повестке дня снова «вечные» вопросы — стимулирование рождаемости, реформирование пенсионной системы и системы здравоохранения, увеличение возрастного «порога» для выхода на пенсию.

Демографический контекст

В 1999 г. мировое население достигло 6 биллионов человек, и по приблизительным оценкам ООН около 150 миллионов людей (или около 2,5% от всего населения планеты) живут в странах, не являющихся странами их рождения. Прирост мирового населения будет продолжаться.                        В контрасте с всемирными изменениями, в Европе прослеживаются две основные тенденции: снижение темпов роста населения и увеличение влияния старения населения на рынок труда. Цифры, подготовленные Евростатом, показывают, что между 1975 и 1995 годами население стран ЕС возросло с 349 до 372 миллионов человек, доля возрастной группы с 65 лет и выше возросла с 13% до 15,4%. Между 1995 и 2025 годами Евростат приблизительно рассчитывает, что население ЕС, ее основных 15 стран, увеличится всего на 14 млн. человек (с 372 до 386 миллионов), а затем начнется его сокращение. Но, так или иначе, количество трудоспособного населения (в возрасте 20-64 лет) начнет снижаться уже в ближайшие 10 лет (с 225 млн. в 1995 году до примерно 223 млн. в 2025), в то время как группа, включающая в себя людей в возрасте 65 лет и старше, будет увеличиваться и, как ожидается, достигнет 22,4% от численности населения к 2025 году.                  На демографические изменения и тенденции не могут не влиять скорость развития и перестройки экономики, рынков труда и условий жизни в разных странах, но так или иначе, в рамках ЕС как единой системы в целом, миграция станет принципиально важным компонентом роста населения.         Потоки мигрантов представляют собой достаточно пеструю картину: ищущие убежища, перемещенные лица, и те, кто ищет временное убежище, члены семей, приезжающие к мигрантам, уже осевшим в странах ЕС, трудовые мигранты и все возрастающее число бизнес-мигрантов. Воссоединение семей и существование в принимающих странах этнических сообществ из стран происхождения становится важным притягивающим фактором. Потоки становятся все более структурно изменчивыми – в особенности это касается краткосрочных или приграничных перемещений.

Ситуация на рынках труда

Начиная с середины 1980-ых годов в ЕС отмечается все возрастающая поляризация между квалифицированным и неквалифицированным трудом. Количество мигрантов с низким уровнем профессиональной подготовки очень сильно возросло, начиная с 1992 года, вследствие возросшего спроса на их услуги, в частности, в сельском хозяйстве, строительстве, домашнем хозяйстве и сезонных работах, в сферах общественного питания и туризма, а также в некоторых областях промышленного производства. Вместе с тем, сейчас существует тенденция к найму и высококвалифицированных мигрантов — в тех областях, в которых потребность не может быть удовлетворена на внутреннем рынке труда (в частности, компьютерные специалисты). Мигранты более находчивы в выборе ниши, которую они бы могли занять на рынке труда. Они переходят в сферу обслуживания или же открывают собственный, чаще малый, бизнес.

Трудовая миграция

Получить данные по этому виду миграции еще сложнее, чем по иностранному населению в целом. Проблема состоит в том, чтобы определить, кого включать в эти данные и какие методы сбора информации использовать. В 1998 году в странах Западной Европы  находилось около 7,54 млн. зарегистрированных иностранных рабочих (Таблица 1). Это примерно на 26,5% больше по сравнению с 1988 годом (5,96 млн.), но только на 2% больше, чем в 1994 году (7,4 млн.). Эта тенденция контрастирует с ситуацией в 1990 годы, когда количество иностранных рабочих в Западной Европе снизилось в  связи с кризисом в экономике.

Таблица №1

Численность иностранной рабочей силы в странах Западной Европы (1), тыс. чел.

  Страны

1980

1985

1990

1995

1996

1997

1998

Австрия (2)

174,7

140,2

217,6

316,8

319,7

298,8

298,6

Бельгия (3)

-

179,7

-

328,8

343,8

-

-

Дания (4)

-

56,5

68,8

83,8

87,9

106,4

116,6

Финляндия (5)

4,5

6,8

13,0

25,5

29,7

32,5

-

Франция (6)

1458,2

1649,2

1549,5

1573,3

1604,7

1569,8

-

Германия (7)

2015,6

1586,6

1837,7

2128,7

2067,7

2001,8

1987,5

Греция (8)

-

-

23,2

27,4

28,7

29,4

-

Ирландия (9)

-

34,0

34,0

42,1

43,4

-

-

Италия

-

-

380,9

-

-

-

-

Люксембург (10)

51,9

55,0

84,7

111,8

117,8

124,8

134,6

Нидерланды (11)

188,1

165,8

197,0

221,0

218,0

208,0

-

Норвегия (12)

-

-

46,3

51,9

-

-

-

Португалия (8)

-

-

36,9

84,3

86,8

87,9

-

Испания (13)

-

-

85,4

138,7

161,9

176,0

190,5

Швеция (14)

234,1

216,1

246,0

220,0

218,0

220,0

219,0

Швейцария (15)

501,2

549,3

669,8

728,7

709,1

692,8

691,1

Турция

-

-

-

-

16,3

21,0

23,4

Великобритания (16)

-

808,0

882,0

862,0

865,0

949,0

1039,0

Источники: OECD SOPEMI Correspondents, National Statistical Offices

Примечания:

1. Включая безработных, за исключением Бенилюкса и Великобритании. Пограничные. 2.Среднегодовое количество. Выданные разрешения на работу плюс остающиеся действительными разрешения. Цифры могут быть переоценены, так как некоторые лица имеют более чем одно разрешение. Самозанятые исключены. Данные за 1990 и 1991 годы нуждаются в уточнении в связи с временным избыточным выпуском разрешений на работу относительно числа вакансий, занятых иностранцами, в период между августом 1990 года и июнем 1991.
3. За исключением безработных и самозанятых.
4. Данные о зарегистрированном населении на конец ноября каждого года, не включая декабрь (конец декабря).
5. Оценка деятельности в  1980х годах  (немного меньше  50%).
6. Данные на март каждого года, по исследованию рабочей силы.
7. Данные на 30 сентября каждого года. Включают пограничных рабочих, но не самозанятых. Данные относятся к Восточной Германии .
8. За исключением безработных.
9. Данные за 1991 год не включают безработных.
10.  Данные на 1 октября каждого года. Иностранцы в трудоустройстве, включая учеников, стажеров и пограничных рабочих. Не включая безработных.
11. Оценки на 31 марта, включая пограничных рабочих, за исключением самозанятых и членов их семей, а также безработных.
12. За исключением безработных. Данные на второй квартал.
13. Данные из ежегодных исследований рабочей силы.
14. Данные 1990-92 годов исправлены.
15. Данные на 31 декабря каждого года. Количество иностранцев с годовым разрешением на жительство (обладатели разрешений на период до 12 месяцев, начиная с 31 декабря 1982 года). и обладатели разрешений на постоянное жительство, занимающиеся  прибыльной деятельностью.
16. За исключением безработных.

В каждой стране среди иностранной рабочей силы преобладают определенные этнические группы. В Германии это турки, югославы, итальянцы, во Франции — португальцы, алжирцы, марокканцы, в Великобритании – ирландцы. Турки представляют собой самую большую этническую группу иностранных рабочих в Германии, в Нидерландах и вторую по величине в Австрии, югославы наиболее представлены в Австрии, затем в Швеции и Швейцарии, итальянцы — в Швейцарии и Бельгии. Марокканцы являются второй по величине группой в Бельгии и Нидерландах.

Таблица №2                                                                                                                                                 

Иммиграция иностранной рабочей силы в страны Западной Европы, тыс. чел.

Страны

1985

1990

1995

1996

1997

1998

Австрия (1)

34,0

103,4

15,4

16,3

15,1

15,4

Бельгия

1,9

-

2,7

2,2

2,5

-

Дания (2)

-

2,8

2,2

2,7

3,1

3,2

Франция

9,7

22,4

13,1

11,5

-

-

Германия

33,4

138,6

270,8

262,5

285,3

275,5

Ирландия  (3)

-

3,4

4,3

3,8

4,5

5,6

Люксембург (4)

6,9

16,9

16,5

19,0

-

-

Испания (5)

-

51,2

100,3

121,7

-

-

Швейцария (6)

25,4

46,7

27,1

24,5

-

-

Великобритания (7)

-

55,0

51,0

50,0

59,0

68,0

Источники: OECD SOPEMI Correspondents, National Statistical Offices

Примечания:

1. Данные за все годы охватывают исходные разрешения на работу для прямого потока из-за рубежа и первого потока иностранцев на австрийский рынок труда. Благодаря изменению в административной практике, данные, начиная с 1986 года, не сравнимы с данными предыдущих лет. В данных за 1994 год есть разрыв в результате вступления Австрии в EEA. Начиная с 1994 года, только граждане стран не Восточной Европы нуждаются в разрешении на работу.
2. Разрешения на жительство в связи с трудоустройством. Северные граждане не включены.
3. Разрешения на работу, выданные и продленные для представителей граждан не Восточной Европы.
4. Данные охватывают и прибывающих иностранных рабочих, и жителей, впервые принятых на рынке труда.
5. Выданные разрешения на работу.  Данные на 1996 предварительные.
6. Сезонные и пограничные рабочие не включены.
7. Данные по исследованию рабочей силы.

Управление миграционным потоками

В 1998 году в странах Западной Европы насчитывалось 15,7 млн. иностранных граждан (Таблица №3). Их численность зависит не только от величины миграционных потоков, но и от политики интеграции иностранцев в население страны. Остановимся кратко на основных методах регулирования.

Таблица №3

Численность иностранных граждан в странах Западной Европы, тыс. человек

Country

1980

1985

1990

1995

1996

1997

1998

AUSTRIA

282,7

304,4

456,1

723,0

728,0

732,7

737,3

BELGIUM (1)

-

846,5

904,5

909,7

911,9

903,1

892,0

DENMARK

101,6

117,0

160,6

222,7

237,7

237,7

256,3

FINLAND

12,8

17,0

26,3

68,6

73,8

81,0

85,1

FRANCE (2)

-

3752,2

3607,6

-

-

-

-

GERMANY (3)

4453,3

4378,9

5241,8

7173,9

7314,0

7365,8

7319,6

GREECE

213,0

233,2

229,1

153,0

155,0

165,4

-

IRELAND

-

-

80,8

96,1

117,8

114,4

111,0

ITALY (4)

298,7

423,0

781,1

991,4

1095,6

1240,7

1250,2

LUXEMBOURG

94,3

98,0

110,0

132,5

138,1

142,8

147,7

NETHERLANDS

520,9

552,5

692,4

725,4

679,9

678,1

662,4

NORWAY (5)

82,6

101,5

143,3

160,8

157,5

158,0

165,1

PORTUGAL (6)

49,3

80,0

107,8

157,0

168,3

175,3

178,1

SPAIN

182,0

241,9

407,7

499,8

539,0

609,8

719,6

SWEDEN (7)

421,7

388,6

483,7

531,8

526,6

522,0

499,9

SWITZERLAND (8)

892,8

939,7

1100,3

1363,6

1370,6

1372,7

1347,9

TURKEY

-

-

-

-

68,1

135,9

162,2

UNITED KINGDOM

-

1731,0

1875,0

1948,0

1934,0

2066,0

2207,0

Источники: Евростат, Совет Европы, OECD SOPEMI Correspondents, National Statistical Offices

Примечания:

1. В 1985 году, как последствие модификации национального кода, некоторые лица, ранее считавшиеся иностранцами, были включены в категорию граждан. Это привело к заметному уменьшению иностранного населения.
2. Переписи населения  4/3/82 и 6/3/90. Количество по переписи  20/2/75  —  3442.4.
3. Данные на  30/10 с 1984 до 1990 и на  31/12 для всех остальных лет. За исключением 1991 и 1992 годов, данные относятся к Восточной Германии.
4. Данные проверены с учетом регулирования в  1987-88 и 1990 годах. Источник: Министерство Внутренних Дел.
5. С 1987, включены лица, ищущие убежища, чьи просьбы были рассмотрены. Количество за более ранние годы немного меньше.
6. Количество за 1993 год включает оценочную величину  39,200.
7. Некоторые иностранные разрешения на короткое пребывание не включены  (в основном граждане других Северных стран).
8 число иностранцев с годовым разрешением на жительство (начиная с  31/12/82, включая обладателей разрешений менее чем на 12 месяцев) и обладателей разрешений на постоянное жительство. Сезонные и пограничные рабочие не указаны. Данные 1993 года из Sopemi. Цифры 1994 года  — на апрель.

О пользе миграции

Нет никакого сомнения, что европейское сообщество нуждается в иммиграции. Европейцы живут все дольше и рожают все меньше детей. Сейчас в государствах ЕС и странах – кандидатах на вступление проживает 450 млн. человек. Без иммиграции к 2050 году население сократится и составит менее 400 млн.                                                                                                                     Евросоюз в этой ситуации не одинок, примерно то же происходит в Японии, России и Южной Корее – там, в будущем тоже будут пустовать рабочие места, услуги окажутся невостребованными, производство сократится, и общество окажется в состоянии застоя. Иммиграция сама по себе не решает эти проблемы, но она существенным образом может способствовать развязыванию этих узлов. Любая страна имеет право свободно решать, принимать ли ей мигрантов. Обязана она это делать лишь в том случае, если речь идет о беженцах, которые находятся под защитой международного права. В любом случае, если европейцы закроют ворота, значит, что они воспользовались неверным советом.   В долгосрочной перспективе это не только ухудшит их экономическое и социальное положение. Это заставит все больше людей искать окольные пути в Европу – например, просить политического убежища и тем самым создавать перегрузку в системе, призванной помогать беженцам, которые действительно подвергаются преследованиям на родине. Другим придется обращаться за помощью к криминальным элементам, чтобы их нелегально переправили тайными и опасными тропами в Европу, на этом пути они будут рисковать здоровьем и жизнью.

Знаменательно, что бедные страны тоже извлекают пользу из миграции. Так, только в 2002 году мигранты перевели в развивающиеся страны более 88 млрд. долларов – на 54% больше, чем те 57 млрд. долларов, которые развитые государства выделяют в качестве помощи развивающимся странам. Поэтому, в конечном счете, пользу от миграции могут иметь все государства.                          Созданная в декабре 2003 года комиссия по международной миграции (Global Commission on International Migration) призвана оказать содействие в разработке международных норм и эффективных мер, которые будут регулировать миграцию с учетом интересов всех сторон. Нужно обратить внимание, что комиссию возглавили такие известные личности, как Жан Карлссон из Швеции и Мамфела Рамфеле из Южной Африки.                                                                                           Хотя каждое государство воспринимает иммиграцию в соответствии со своей культурой и обычаями, не нужно недооценивать то обстоятельство, что уже теперь миллионы мигрантов, которые живут в Европе, сыграли большую роль в развитии местного общества. Многие из них стали видными политиками или учеными, спортсменами или деятелями искусства.                           Иначе говоря, иммигранты – это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Этой недостойной тенденции должны противиться все те, кто несет ответственность за будущее Европы. Ведь большинство иммигрантов отличаются трудолюбием и целеустремленностью. Они не хотят получать подарки – они хотят интегрироваться в общество, не теряя при этом своей идентичности. В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого – это успешная иммиграционная политика.
















Источники информации:

1.      Исследования Джона Солта: «Текущие тенденции в международной миграции в Европе: 1999».

2.      Работа Марты Р. Вилы: «Международные миграции и глобализация: международные и региональные миграционные тенденции (1965–2000 гг.)»

3.      Исследования Гудрун Биффль: «Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы»

4.      Деятельность Совета Европы в области миграции / Activities of the Council of Europe in the migration field — http://www.coe.int/T/E/Social_Cohesion/Migration/Documentation/Publications_and_reports/Reports_and_proceedings/1998_CDMG (98)2E_rev.asp]

 

Литература:

1)   Миграционная ситуация в странах СНГ / Под редакцией Зайончковской Ж.А. – М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
2)   Цапенко И. “Социально-политические последствия международной миграции населения”, МЭИМО, 1999, № 3.
3)   Stalker P. Work of Strangers: A survey of international labour migration, Geneva, 1994.
4)   Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики, 1999 г.
5)   Тарлецкая Л. “Международная миграция и социально-экономическое развитие”, МЭИМО, 1998, № 7.
6)   Национальный доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994 – 1998 гг.
7)   Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина ХХ столетия. – М.: Институт востоковедения РАН. 1997 г.





Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.