| |||||
МЕНЮ
| Особенности воинской дисциплины и дисциплины в воинских колективахОсобенности воинской дисциплины и дисциплины в воинских колективахСаратовский военный институт внутренних войск МВД России
Кафедра административного права.
Курсовая работа
Тема:
«Особенности воинской дисциплины и дисциплины в системе МВД России »
Выполнил: курсант Чуев М.А. Руководитель: профессор, доктор юридических наук Конин Николай Михайлович Оценка:________________________ Подпись научного руководителя_____ Саратов 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Содержание воинской дисциплины 1.2.Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих. Глава II. Сущность воинской дисциплины 2.1. Основные направления укрепления воинской дисциплины и формирования здоровой атмосферы в воинских коллективах Заключение Список используемой литературы Введение Жизнедеятельность всех Российских силовых структур происходит в исключительно сложных социально-экономических и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства. В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы во Внутренних войсках МВД России, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, приказов МВД и ГКВВ МВД РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины. Понять возрастающее значение воинской дисциплины в современных условиях, формирование в себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу. Цель моего исследования является изучение понятие воинской дисциплины как в целом, так и в системе Министерства внутренних дел. Для наиболее полного решения поставленной цели, я наметил ряд определенных задач: во первых изучить сущность и содержание воинской дисциплины; во-вторых рассмотреть основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих. Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил, в том числе и история Внутренних войск МВД России, убедительно свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга - все то, что по сути и является дисциплиной. Глава I. Содержание воинской дисциплины. Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора». Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она - необходимое условие нормального существования любого общества. Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха[1]. В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы. В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма[2]. М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания»[3]. Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам внутренних войск, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины. Воинская дисциплина одна из видов государственной дисциплины[4]. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя: - обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; - совпадение целей законности и воинской дисциплины; - детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; - повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; - обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; - дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; - единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п. Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как: «Строгое и точное соблюдение всеми требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина». 1.2. Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих. Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля[5]. Таким образом, мы видим, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели: Внешние показатели дисциплинированности: - строгое соблюдение воинского порядка; -
точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений -
бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их - образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности: - убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины; - знание уставов и наставлений, требований военной службы; - умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины; - навыки и привычки дисциплинированного поведения; - самодисциплина. Продолжая вышесказанную мысль мы отмечаем, что например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) также характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля - это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности. Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом[6]. Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, командир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности. Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс. Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, употребления спиртных напитков, нарушений уставных правил. Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни. При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны - самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам. Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы[7]. Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - "хорош я или плох" - его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы. В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие. В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой. Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплинированности - это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п. Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности: - анализ и оценка качеств, навыков своего поведения; - выработка установки на действие; - проигрыш действия про себя; - выполнение его по частям или в целом; - самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества. Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения. Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: "не болтай", "не крутись", "напрягись", "еще есть силы". Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении. Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач. Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества»[8]. Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является развитие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспитывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет. Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дисциплины в сознательную. Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознательной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимосвязи и соотношения стихийности и сознательности. При этом стихийный характер соблюдения воинской дисциплины не означает бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определенных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, необходимо видеть различие между сознанием как свойством, отличающим людей от животных, и сознательностью как специфической чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины. Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при искаженном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является наличие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся перед личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях последней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины. Сознательность в воинской дисциплине — это поведение военнослужащих, обусловленное правильным пониманием необходимости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественного явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, которые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непосредственной причиной сознательного выполнения норм, правил поведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ. Исходной посылкой здесь является понимание того, что формирование и развитие сознательной воинской дисциплины является процессом, в котором стихийность и сознательность выступают как две противоположности, образующие стороны диалектического противоречия. Наличие этих сторон обусловлено гносеологической и социальной причинами. Гносеологической[9] причиной является сложность и бесконечность познания воинской дисциплины как специфического явления общественной жизни. Ведь быстрота и глубина восприятия знаний о необходимости, сущности, роли и задачах дисциплины у разных воинов неодинаковы. Индивидуальные особенности каждого военнослужащего определяет не только уровень тех знаний, которые он получает за время своей службы посредством различных форм обучения и воспитания, но и та информация в боннской дисциплине, которая воспринимается в личном практическом опыте и в процессе общения с другими людьми. Поэтому степень полученных знаний о воинской дисциплине может быть различной — от смутного, искаженного или даже ошибочного представления до научного знания. Социальная причина существования противоречия стихийности и сознательности в воинской дисциплине заключается в том, что на службу в Вооруженные Силы, последовательно привлекаются новые поколения молодежи страны, т.е. их личный состав все время обновляется. Это означает, что у приходящих на военную службу призывников не сразу, а только в процессе обучения и воспитания формируются необходимые представления о дисциплине в армии и на флоте. Кроме того, сознательность в воинской дисциплине выражается в точном и качественном выполнении военнослужащими своих служебных обязанностей. А для этого нужны определенные знания военной специальности, практические навыки, умения. Приятные условия для формирования сознательной дисциплинированности военнослужащие, качественное изменение сознательности проявляется в повышении ее уровня у личного состава: углублении и систематизации знаний о необходимости, сущности, роли и задачах воинской дисциплины, все большей трансформации их во внутреннюю потребность, развитии устойчивого и инициативного характера соблюдения норм, правил поведения военнослужащих, совершенствовании воинского мастерства. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|