| |||||
МЕНЮ
| Объединения предпринимателейОбъединения предпринимателейДжон Салливан исполнительный директор Центра международного частного предпринимательства (CIPE) Данный материал был разработан в рамках Проекта по развитию институционных партнерств, финансируемого Агентством международного развития США (USAID). Контроль за выполнением проекта осуществлял Совет по международным исследованиям и обменам (IREX). Economic Reform Today, Number 2, 1995 Объединения предпринимателей и демократическая реформа В то время, как большинство групп, включившихся в процесс демократической реформы с ориентацией на рынок, хорошо понимают важные принципы экономической политики, такие как макроэкономическая стабилизация, либерализация торговли и приватизация для осуществления этой политики, вероятно, существует недооценка политической стороны процесса реформ. Эта сторона играет существенно важную роль, так как в демократическом обществе трудно продолжать экономическую реформу, если она проходит вне рамок политического процесса. Опыт реформируемых стран показывает, что экономическая реформа
невозможна без поддержки Объединений бизнесменов, выступающих в защиту
реформы в самых различных формах. Концепция защиты играет важную роль при
строительстве демократической системы. В качестве одной из многих групп,
составляющих гражданское общество, Объединения предпринимателей играют
значительно большую роль по сравнению с группами по защите особых
интересов, которые воздействуют на законодательные органы государства. Однако нельзя забывать, что не все Объединения бизнесменов будут
выступать в пользу реформ. Фактически решающую роль играют два ключевых
обстоятельства, которые во многом предопределяют отношение таких групп к
рыночной реформе: типы компаний и фирм и их взаимоотношения с государством. Объединения деловых людей и реформа Солидарные друг с другом компании и фирмы могут осуществлять и обычно осуществляют через свои Объединения политическое влияние на законодательные предложения, затрагивающие их интересы. Это может найти свое выражение в различных формах, которые могут двинуть вперед или затормозить рыночную реформу. То, как это проводят Объединения деловых людей также зависит от того, учреждена ли организация в рамках публичного права при обязательном членстве, или она является чисто добровольным Объединением, о которой говорилось в нашей статье о типах торговых палат (см. с. 4). Наиболее распространенным способом, по которому Объединения с
добровольным членством могут продвигать реформу, является отстаивание такой
политики, которая способствует конкуренции и открытости рынков. Эти Все Объединения деловых людей смогут способствовать реформам,
поддерживая научно-исследовательские учреждения, известные под названием Объединения деловых людей могут также поддержать демократические реформы через обучение предпринимателей на местах различным аспектам организационной работы и предпринимательскому менеджменту в условиях рыночной экономики. Институт управления во Львове на Украине и Венгерский институт менеджмента в Будапеште предлагают современные программы подготовки предпринимателей. В этих и других странах с переходной экономикой подготовка предпринимателей играет жизненно важную роль в обеспечении поступательного хода продолжающихся реформ, объединяя население, которое выступает в их поддержку. Узковедомственный подход Объединения предпринимательских структур, созданных в рамках
публичного права, подучили распространение во многих развивающихся странах,
в которых до наступления рыночных реформ государство играло ведущую
командную роль в экономике. Эти Объединения часто использовались как
инструменты экономического контроля со стороны правительства. Например, в Это узковедомственное наследие публичного права зачастую толкает В ответ на то, как журнал " Экономист "охарактеризовал Бразилию как Интересы предпринимателей На примере Бразилии понятна ошибочность предположения о том, что предприниматели - это один монолит или иными словами, что все частные предприятия проявляют общность интересов по отношению к предстоящим законам. В действительности различные предпринимательские структуры зачастую имеют диаметрально противоположные взгляды на ряд законодательных и политических решений. Полезным методом выявления возможной позиции той или иной фирмы по отношению к политике реформ является выяснение степени ее зависимости от государства ради сохранения своей конкурентоспособности. Фирмы, получающие прибыль благодаря закрытости рынков и другим процедурам, которые сковывают потенциальных конкурентов, кровно заинтересованы в закреплении своих прибылей через сохранение существующего положения. Поэтому, они будут оказывать давление на правительство для сохранения статус-кво и окажутся в лагере противников реформ. Это поведение проявляется как в развивающихся странах, так и в странах с переходной экономикой. Бразильский пример с ввозимыми автомашинами был многократно Полезным методом выявления возможной позиции фирмы в вопросе политики реформ является выяснение степени ее зависимости от государства ради сохранения свое конкурентоспособности повторен в качестве нормы поведения торговых палат по всему развивающемуся миру до начала наступления реформ. Вот почему, по мере развертывания реформ политические деятели и предприниматели должны поощрять формирование добровольных групп деловых людей в качестве противовеса узковедомственности торговых палат, находящихся на иждивении у государства. При экономике переходного периода, подобно странам Восточной и Публичное или частное право? Многие бывшие социалистические страны, такие как Польша, планируют
принятие модели палаты на основе публичного права. В то время, пока они
рассматривают такой подход, им полезно вспомнить слова Вацлава Клауса, Учет модели публичного права Нельзя утверждать, что палатам на основе публичного права внутренне присуще неприятие экономических реформ или несовместимость по отношению к демократии с рыночным подходом. Однако, их роль как инструмента государства должна учитываться, с тем чтобы уменьшить любые антирыночные проявления, которые у них могут появиться. В развитых демократиях Западной Европы, где зародилась модель публичного права, этот учет осуществляется двумя путями. С одной стороны, частные добровольные группы предпринимателей возникли для отстаивания интересов своих членов перед государством, являясь противовесом влиянию палат на основе публичного права. В Германии, например, Объединение немецких промышленных и торговых палат функционирует как палата на основе публичного права для решения таких задач как ученичество и другие виды обучения, а также содействие развитию внешней торговли. Объединение немецких промышленников, однако, возникла как организация с добровольным членством, выступающая в защиту деловых людей в законодательных вопросах и являющаяся мостом для связи с законодателями. С другой стороны, западноевропейские страны с Объединениями на основе публичного права также обладают сильными демократическими традициями, включая институциональные и правовые структуры, предоставляющие большую свободу для рыночных сил, а также противостоят намерениям государства в установлении его командной роли над этими Объединениями, а, следовательно, и над их членами. Открытое правовое пространство является одним из таких механизмов,
который предоставляет фирмам право апеллировать к правительству через
независимый арбитраж при решении трудовых споров и конфликтов. Прочно
закрепленные права на частную собственность, свободная печать и
подотчетность высоких чиновников играют важную роль при защите от Ясно, что переходные экономики, а также много других нарождающихся демократий пока еще не в состоянии извлечь пользу из прочных демократических традиций и должны это учитывать при решении вопроса о структурировании Объединений деловых людей. Не целесообразно для них и заимствование моделей Объединений у других стран без должного учета своей собственной культуры. В конечном итоге, - это самое важное соображение при создании |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|