| ||||||||
МЕНЮ
| Оценка величины упущенного дохода студента за время обучения в ВУЗеОценка величины упущенного дохода студента за время обучения в ВУЗеОценка величины упущенного дохода студента за время обучения в ВУЗеН.Я. Гарафутдинова, Комитет по делам науки и высшей школы Администрации Омской области Необходимость включения в величину полных затрат на подготовку специалиста с высшим образованием затрат самого обучаемого обусловлена тем, что студент, находясь в трудоспособном возрасте, не может полноценно использовать рабочую силу на рынке труда. Тем самым он лишается значительной части доходов в виде заработной платы за свой труд. Сложность в вычислении величины упущенного дохода студента за время обучения в вузе во многом вызвана повышением уровня его квалификации в процессе обучения, а, значит, необходимостью использования специальных приемов оценки эквивалентности труда различной сложности. В экономической литературе, например [1,2] и др., признается, что объектом исследования при редукции сложного труда к простому должны быть рабочая сила как способность к качественно определенному виду труда и все влияющие на нее факторы, и непосредственно сам процесс труда. Практически это приводит к созданию методик определения коэффициентов редукции, основанных на определении: полных затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом влияния их на производительность труда (П.С. Мстиславский); прямых затрат на воспроизводство рабочей силы с учетом влияния их на производительность труда (К.И. Куровский); полных трудовых затрат на подготовку рабочей силы (И.А. Машинский). Очевидно, что применение такого рода методик при вычислении упущенного дохода студента невозможно из-за трудности определения или высокой степени условности задания большинства используемых параметров. Например, нормирование по "среднему общественному труду" подразумевает использование в дальнейших расчетах средней по стране заработной платы, достоверно определить величину которой в современных экономических условиях практически невозможно. Для рассматриваемого случая целесообразно использовать безразмерный параметр L-показатель сложности труда, показывающий соотношение производительностей сложного Qсл и простого Qпр труда, выраженных в сопоставимой, например денежной, форме:
|