| |||||
МЕНЮ
| Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в МосквеПамятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в МосквеМосковский Департамент Образования Школа 1222 с углублённым изучением немецкого языка Юго-Восточного Административного округа Реферат по москвоведению Москве.» Ученик : 11 «А» Учитель: Самаренко Лариса Павловна Москва, 2002 год План I. Москва - культурный и исторический центр России. II. Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. . Триумфальная арка. . Манеж. . Георгиевский зал. . Обелиск " Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года". . Мемориальная доска на Хамовнических казармах. . Музей-панорама " Бородинская битва". . " Кутузовская изба". . Памятник " М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года". . Мемориальная доска на доме, где жил герой-партизан Денис Давыдов. . Арсенал. . Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. III. Грандиозная победа русского народа в Отечественной войне 1812 года нашла отражение в не менее грандиозных памятниках. Ныне Москва-столица одного из самых больших государств, крупнейший политический , экономический и культурный центр. С именем Москвы неразрывно связаны история героической борьбы народа против социального гнета, за свободу и независимость Родины. Растет и хорошеет Москва, меняется ее облик, но, возводя вокруг старого ядра столицы новые жилые массивы, современные корпуса научных институтов, вузов, учреждений, ежедневно изменяя и украшая облик города, труженики Москвы никогда не забывают тех, кто вставал на ее защиту в грозные годы Отечественных войн, кто поднимал ее из руин, кто не жалел сил ради ее величия и славы. Свидетельство тому - бережное отношение москвичей к историческим и художественным ценностям и памятным местам, связанным с героическими событиями прошлого. В этом одно из выражений неразрывной связи времен и поколений. Подвигов прошлого и героики настоящего. Пойдем по Москве, и мы увидим замечательные архитектурные ансамбли, памятники и обелиски, из надписей которых узнаем имена, которые напомнят нам о подвигах русского народа в 1812 году. У Поклонной горы, где " напрасно ждал Наполеон, последним счастьем
упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля", высится Неразрывная патриотическая связь поколений рождает в сердцах живущих стремление быть достойными преемниками боевой славы отцов и прадедов. "Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве", Нас и сегодня волнует каждая судьба, каждое имя, связанное с Триумфальная арка. В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В
основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: Постройка Триумфальных ворот - первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 года, - растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого замечательного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов победителей. Бове создал яркий, выразитель- ный образ непокоренной Москвы, восставшей " из пепла и развалин", как говорилось в одной из надписей на арке. У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 году
площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили
перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица В 1966 году началось восстановление Триумфальной арки на новом месте. Наиболее подходящим местом была признана нынешняя площадь Победы. 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Триумфальная арка теперь стоит на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальныи комплекс вместе с музеем- панорамой " Бородинская битва", " Кутузовской избой" и расположенными рядом с ними памятниками. Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким
образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные
ворота и арки всегда были обращены главным фасадом к въезжающим в город. Композиция построена мастерски. Впечатление движения усилено созданием
пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа
различны по размерам. И несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почти
самостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскость
стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Другой горельеф - " Освобожденная Москва" - выполнен в более спокойной
манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с
древним московским гербом. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову
украшает небольшая корона . Правую руку она протягивает императору Традиционные фигуры трубящих о Славе парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены 48 гербов административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным -шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, она венчает им победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия. Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены
мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена
из слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам. На главном
фасаде повторен макет закладной доски. И, читая эти строки, мы словно
теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Стены арки облицованы белым камнем. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов - черного чугунного литья и белого камня -усиливает художественную выразительность памятника. Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца. То есть при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков. Великолепно было найдено создателями и решения стройных архитектурных пропорций всех элементов Архитектурной арки. Идею ясного и спокойного создания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульптуры И.П. Витали и И. Т. Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием. Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линии говорят о глубоком понимании скульптурами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслуга Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами. Имена создателей, истории сооружения и возобновлении Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки. Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества
русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Свидетельствует Манеж. Осенью 1817 года Москва готовилась торжественно отметить 5-ую годовщину победы в Отечественной войне. Для смотра и парада войск было приказано построить " экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, то есть почти две тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик генерал А.А. Бетанкур. Строительство манежа он поручил генералу А.Л. Карбонье, который в зоне
парадной застройке города для возведения здания выбрал Моховую площадь Открытый 30 ноября 1817 года манеж стал чудом инженерного искусства
своего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 м2 перекрывалось
общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 м каждая, и
не имевшей каких-либо промежуточных опор. Такое удивительно смелое решение
было применено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам
значительные размеры - длину 166,42 м, ширину -44,81 м, высоту - около 15
метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением. Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж является своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. В нем состоялись чествование и праздничный парад по случаю пятилетия победы русского оружия в этой войне. Из-за того, что с постройкой манежа очень спешили, через год после открытия кровля дала осадку и была поправлена Карбо-нье. Однако продолжающееся оседание стропил вынудило Бетанкура 1819 году выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Но осуществлена она была только четыре года спустя, в 1823-1824 годах, по проекту и под руководством военного инженера полковника P.P. Баусса, при активном участии Кашперова как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. В это время к работам по украшению манежа был привлечен замечательный архитектор и градостроитель О.И. Бове. Глубоко прочувствовав и правильно поняв роль и значение манежа как
здания-памятника в ансамбле народной застройки центра Москвы, Бове
предложил поместить на фасадах лепные украшения, прославляющие военную мощь Произведенные под руководством и по чертежам Бове штукатурные и лепные работы еще более подчеркнули торжественный характер манежа в целом. Искусно вкрапленный в архитектурный облик монументального здания декор из небольших строгих ритмических рельефов предал законченность всему сооружению - одному из лучших произведений классицизма в России. Здание манежа без особых внешних изменений сохранилось до наших дней. Георгиевский зал. Около 5 часов вечера в понедельник 2 сентября 1812 года отряды
наполеоновской армии заняли Кремль. В Кремлевском дворце, построенном
известным архитектором В.В. Растрелли в 1749-1753 годах, Наполеон занял
парадные покои русских императоров, выходившие окнами на реку с видом на Главный фасад двухэтажного здания дворца, сохранившегося до наших дней, обращен к Москве-реке. Главный вход, беломраморный вестибюль первого этажа, широкая парадная лестница и голубой аванзал 2-ого этажа ведут к парадным залам дворца, посвященным высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не столько императорской резиденцией, сколько памятником ратным подвигам сынам России. Самый значимый по величине и самый роскошный по убранству - Георгиевский зал. Длина его 61 метр , ширина - 20,5 метра и высота - 17,5 метра. Белизна стен и потолков, а также обилие света делают зал нарядным и
торжественным. Продольные стены его прорезаны глубокими нишами с окнами,
выходящими на Соборную площадь Кремля. На торцевых стенах зала, почти под
самым потолком, - изваяние конной фигуры Георгия Победоносца, поражающего
копьем дракона, выполненные известным скульптором П.К. Клодтом. Зал
перекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепные знаки
ордена в форме креста помещены и на стенах. В простенках между оконными
нишами попарно поставлены 18 витых колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем и Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|