реферат, рефераты скачать
 

Патентоведение и основы научных исследований


Патентоведение и основы научных исследований

Министерство образования Российской федерации

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности



Г.И. Шевелёва








Патентоведение и основы научных исследований

Учебный комплекс

для студентов специальностей 271200 “Технология продуктов общественного питания”, 271400 “ Технология детского и функционального питания” направления 655700 “Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания” всех форм обучения










УДК: 167/168+608 (075)

Печатается по решению Редакционного-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.

Рецензенты: Доцент Российского государственного торгово-экономического университета Кемеровского института (филиала), канд. техн. наук О.Н. Дорошина;

доцент Российского государственного торгово-экономического университета Кемеровского института (филиала), канд. техн. наук И.Ю. Резниченко

Патентоведение и основы научных исследований/ Г.И. Шевелёва; Учебный комплекс. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.– Кемерово, 2003. - 80 с.

ISBN 5-89289-269-7

Настоящий учебный комплекс состоит из учебного пособия “Патентоведение и основы научных исследований”; методических указаний по выполнению практических работ; методических указаний по выполнению контрольной работы и вопросов к зачёту.

В учебном пособии освещены вопросы организации научно-исследовательской работы студентов, даны основные понятия науки. Рассмотрены основы патентоведения, понятия интеллектуальной и промышленной собственности, авторские права. Приведены требования к выявлению и оформлению изобретений на получение охранных документов.

Дана характеристика научно-технической и патентной информации.

Учебный комплекс предназначен для студентов вузов, аспирантов и преподавателей.

 Ш

ISBN 5-89289-269-7 © Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2003

Оглавление

Раздел I Учебное пособие. Патентоведение и основы научных исследований

Введение

1 Наука и научный метод

1.1 Наука. Классификация наук

1.2 Методические основы научного познания

1.3 Научно-исследовательская работа студентов (НИРс), её организация и этапы

2 Экспериментальные исследования

2.1 Классификация, типы и задачи эксперимента

2.2 Основные методы определения показателей качества пищевых продуктов. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований

2.3 Оформление результатов НИРс

3 Основы патентоведения

3.1 Развитие законодательства в области изобретательства

3.2 Интеллектуальная собственность

3.3 Промышленная собственность. Изобретение

3.3.1 Объекты изобретений

3.3.2 Условия патентоспособности изобретений

3.3.3 Единство изобретений

3.3.4 Условия патентоспособности полезной модели и промышленного образца

4 Выявление и оформление изобретений         

4.1 Структура заявки на выдачу патента

4.2 Требования к описанию изобретения, формуле изобретения и реферату

4.3 Приоритет изобретения

4.4 Порядок рассмотрения заявки на выдачу патента

5 Авторы и патентообладатели

5.1 Автор изобретения и патентообладатель

5.2 Исключительное право на использование изобретения

5.3 Прекращение действия патента

6 Научно-техническая информация        

6.1 Система библиотечно-библиографической классификации (ББК)

6.2 Универсальная десятичная классификация (УДК)       

6.3 Международная патентная классификация (МПК)

6.4 Общая характеристика и виды патентной информации

6.4.1 Особенности и преимущества патентной документации

6.5 Проведение патентных исследований в рамках курсового и дипломного проектирования 

Заключение

Библиографический список

Раздел II Методические указания по выполнению  практических работ

Введение

1 Практическая работа №1

Определение классификационных индексов УДК и МПК. Общая характеристика и виды научно-технической информации

2 Практическая работа №2

Нормативные документы по структуре и правилам оформления научно-исследовательской работы и оформлению списка использованных источников      

Раздел III Методические указания по выполнению контрольной работы и вопросы к зачёту

Введение

1 Список рекомендуемой литературы

2 Варианты заданий для выполнения контрольной работы

3 Вопросы к зачёту


Раздел I Учебное пособие. Патентоведение и основы научных исследований


Введение


В современных условиях развития научно-технического прогресса, увеличения объёма научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.

С этой целью в учебный план специальности 271200 “Технология продуктов общественного питания” включена дисциплина “Патентоведение и основы научных исследований”.

Ускорение научно-технического прогресса неразрывно связано с изобретательским движением, которое непосредственно зависит от достижений науки. В связи с этим в учебном пособии изложены основные положения, связанные с организацией, проведением и оформлением научно-исследовательской работы, даны основные понятия науки. Освещены общие вопросы патентоведения, изобретательства, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе объектов промышленной собственности. Приведена структура, правила оформления, порядок подачи и экспертизы заявок на изобретения. Дана общая характеристика и виды научно-технической информации, особое внимание уделено содержанию и использованию патентной информации.

Основная цель настоящего учебного пособия – оказание помощи студентам в проведении экспериментальных исследований, в освоении и применении Патентного закона РФ, ознакомление с системой библиотечно-библиографической классификации.

1 Наука и научный метод

1.1 Наука. Классификация наук


Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Это понятие включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучение, на основе открываемых ею же законов, т. е. теоретическое отражение действительности.

Открытие законов материалистической диалектики заложило фундамент общего теоретического синтеза науки, на котором базируются три основные области знания – о природе, обществе и мышлении.

Развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда, созданием научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования. Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Наука оказывает стимулирующее воздействие на общественное производство, пронизывает все факторы общественной жизни. Необходимость научного подхода в материальном производстве, в сфере управления и в системе образования заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем другую отрасль деятельности.

Современное общество во всех видах его деятельности развивается под влиянием науки и техники. Все формы физического и умственного труда (медицина, транспорт, связь и т. д.) испытывают на себе преобразующее действие научно-технического прогресса.

Классификация наук – это раскрытие их взаимной связи на основании определённых принципов и выражение этих связей в виде логически обоснованного расположения или ряда.

Классификация современной науки основывается на раскрытии взаимосвязи трёх главных разделов научных знаний:

естественных, общественных (социальных) наук и философии. Имеются и другие разделы научных знаний, которые находятся на стыке главных, но не входят целиком ни в один из них. К ним относятся, например, технические науки [на стыке естественных наук (главным образом физики) и философии (главным образом логики)] и т. д.

Технические науки – это специфическая система знания о целенаправленном преобразовании природных тел и процессов в технические объекты, о методах конструктивно-технической деятельности, а также о способах функционирования технических объектов в системе общественного производства.

В 20 веке вся наука о природе в связи с возникновением атомной физики, квантовой механики, ядерной физики превратилась в систему взаимопроникающих и переплетающихся наук. Классификация наук используется в качестве теоретической основы для многих отраслей практической деятельности. С учётом классификации ведётся планирование научно-исследовательских работ в их взаимосвязи, координация теоретических исследований с практическими задачами, которые вытекают из потребностей народного хозяйства, определяется соотношение между теоретическими и техническими дисциплинами в вузах, организована и действует система научно-технической информации, построены системы классификации НТИ.


1.2 Методологические основы научного познания

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщённых представлений о закономерных связях объективного мира.

Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления. Хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, направленной на преобразование действительности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием. Познание вырастает из практики, она является началом, исходным пунктом и одновременно естественным завершением всякого процесса познания. Завершение познания всегда относительно, так как в процессе познания возникают новые проблемы и задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научной мысли. Решая эти задачи и проблемы, наука должна опережать практику и таким образом сознательно направлять её развитие.

В соответствии с марксистко-ленинской теорией познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание формирует эмпирическое знание, а рациональное - теоретическое.

Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление и воображение.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является мышление.

В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.

В результате проработки и сопоставления с действительностью научная гипотеза может стать теорией.

Теория – система обобщённого знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Она возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики. Это обобщённый опыт в сознании людей. Она заключает в себе не только знания основных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применения принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод – это способ достижения цели. Метод является программой построения и практического применения теории.

Методы можно разделить на: всеобщие, действующий во всех областях науки и на всех этапах исследования; общенаучные (т. е. для всех наук); частные (для определённых наук); специальные (для данной науки). Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация и др.

Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение – это установление различия между объектами материального мира или нахождения в них общего, осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счёт – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путём сравнения её с эталоном.

Эксперимент – одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное. Обобщение необходимо для образования новых научных понятий при формулировании законов и теорий.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический уровни.

Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т. д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и используются на этапе формирования научной гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т. д. помогают исследователю обнаружить те или иные факты, объективные проявления в протекании исследуемых процессов.

 Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.. На теоретическом уровне производится логическое исследование собранных фактов, выработка понятий, суждений, делаются умозаключения. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создаёт теоретические обобщения.

К методам метатеоретического уровня относят диалектический метод и метод системного анализа. С помощью этих методов исследуются сами теории и разрабатываются пути их построения, изучается система положений и понятий данной теории.

Вышеперечисленные методы широко применяются в научных исследованиях, в том числе и в научно-исследовательских работах студентов.


1.3 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), её организация и этапы


Основной задачей высшей школы является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень. В этих целях в вузах осуществляется меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно исследовательской работы в вузах создало условия для широкого привлечения студентов к научным исследованиям. Современное “понятие научно-исследовательская работа студентов” включает в себя два взаимосвязанных элемента:

- обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

- собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством научного руководителя.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на научно-исследовательскую работу, включённую в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами (включение элементов научных исследований в различные виды учебных занятий), учебно-исследовательская работа (УИР), а также научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

УИР выполняется в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя – научного руководителя. Основной задачей УИР является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, умением пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Методика постановки и проведения УИР определяется спецификой института, его научным и материально-техническим потенциалом. Для проведения УИР студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые приборы и материалы. Тема работы и объем задания определяется индивидуально. Кафедра разрабатывает тематику исследований, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы. Завершается УИР оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей научной деятельности.

Важной формой УИР студентов, включённой в учебный процесс, является внедрение элементов творчества в учебные лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую литературу, производит математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчёт.

Многими кафедрами вузов организуются учебно-научные семинары. Подготовка семинара составляется так, чтобы в течение семестра каждый студент мог выступить на нём с докладом или сообщением по итогам выполненного исследования.

НИР студентов в период производственной практики связывается с выполнением на производстве конкретных заданий по тематике научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, или с выполнением задач совершенствования технологических процессов, оборудования, а также сбором фактического материала, его обработкой с целью использования при курсовом и дипломном проектировании.

Научно-исследовательская работа студентов в рамках курсовых и дипломных проектов и работ связана с проработкой специальных разделов с элементами научного поиска, в основном при выполнении реальных задач, в решении которых заинтересовано то или иное предприятие или организация.

Основной формой научной работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных исследования, проводимых кафедрами и научными учреждениями вуза по госбюджетной и хоздоговорной тематике. При этом студентам, поручается разработка определённой научно-технической задачи, вытекающей из выполняемой темы. Цель научного исследования - всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; из структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная и механическая идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне её, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Научные исследования классифицируется по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению: источникам финансирования и длительности ведения исследования.

Научно-исследовательская работа выполняется в определённой последовательности. Вначале формулируется сама тема в результате общего ознакомления с проблемой, в рамках которой предстоит выполнить исследование и разрабатывается основной исходный предплановый документ - технико-экономическое обоснование (ТЭО) темы. В первом разделе ТЭО темы указываются причины разработки (её обоснование), приводится краткий литературный обзор, в котором описываются уже достигнутый уровень исследования и ранее полученные результаты. Особое внимание уделяется ещё не решённым вопросам, обоснованию, актуальности и значимости работы для отрасли и народного хозяйства. На стадии составления ТЭО устанавливается область использования ожидаемых результатов НИР, возможность их практической реализации в данной отрасли, определяется предполагаемый экономический эффект. Кроме экономического эффекта в ТЭО указываются предполагаемые социальные эффекты (рост производительности труда, качества продукции и т.д.). После утверждения ТЭО конкретизируются цели и задачи исследования. составляется библиографический список отечественной и зарубежной литературы, научно-технических отчётов, уточняются методы исследования – экспериментальные, теоретические и т.д.

Целью теоретических исследований является изучение физической сущности предмета. В результате обосновывается физическая модель, разрабатываются математические модели и анализируются полученные таким образом предварительные результаты.

Перед проведением экспериментальных исследований разрабатываются задачи, выбираются методика и программы эксперимента. После разработки или выбора методик исследования составляется рабочий план, в котором указывается объем экспериментальных работ, методы, техника, трудоемкость и сроки.

После завершения теоретических и экспериментальных проводится общий анализ полученных результатов, осуществляется сопоставление гипотезы с результатом эксперимента. В случае необходимости проводятся дополнительные эксперименты. Затем формулируются научные и производственные выводы, составляется научно-технический отчёт.

Следующим этапом является внедрение результатов исследований в производство и определение их действительной экономической эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.