| |||||
МЕНЮ
| Платонов. Потомки солнцаПлатонов. Потомки солнца Рассказ «Потомки солнца» опубликован в первой части хрестоматии для XI
класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством В 20— 30-е годы - период к которому относится написание рассказа - и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя — плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека. Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения... фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из известных наслаждений — чувство жалости». Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой
из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает, что «Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии – ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова». Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела – дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие». В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется “...постигнуть мир... и пересоздать вселенную”, убежденный в своем праве “беспощадно” вмешаться в создание “...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства”. И так, Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество людей. «Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво» и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который «делал ненужной вечность – довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта. В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание
переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя. В своём рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек – часть природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы – ничто, без неё он не способен существовать.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|