реферат, рефераты скачать
 

Политика государства в области мигрантов


Политика государства в области мигрантов

Филиал федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

в г. Балашове

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Социальная политика

на тему: Политика государства в области мигрантов

Выполнил:

Студентка IV курса 43 ВВ группы,

заочной формы обучения,

специальности Государственное

и муниципальное управление,

___________________________

Руководитель: _________________

                                  (подпись)

______________________________

Балашов 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

Глава I. Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики…...……………………………………………………


4

Глава II. Миграции как глобальная проблема и развитие России………...

9

Заключение……………………………………………………………………

14

Библиографический список………………………………………………….

16

Введение

Миграция была постоянным и важным свойством человеческой истории. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ и обогатила множество культур и цивилизаций. В современном мире международная миграция продолжает играть важную (хотя часто и непризнанную) роль в национальных, региональных и мировых делах.

Проблема международной миграции заняла одно из ведущих мест в повестке мировой политики. По мере роста масштаба и сложности этой проблемы государства и гражданские институты стали больше осознавать вызовы и возможности, которые представляет собой миграция. Во всех регионах мира сейчас есть понимание, что экономические, социальные и культурные выгоды от международной миграции должны реализовываться более эффективно и что следует лучше решать проблемы негативных последствий движения населения.















Глава I. Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики.

Анализ и прогноз современной демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут приобретать для российского государства все большую значимость.

Общая численность населения России за период 2001-2004 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население в молодых возрастах за эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.).

Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек ([28], c. 90).

Российская Федерация уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой обеспечения отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной экономике. В связи с изложенным, обеспечение все возрастающей потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах в перспективе возможно не только за счет подготовки кадров из числа молодежи, но и за счет миграции квалифицированных работников из стран ближнего зарубежья.

В связи с этим роль и значение государственной миграционной политики в среднесрочной перспективе неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции населения.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области миграции населения будут связаны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации:

-  по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия при этом будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и самообустройства;

- по содействию привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами (в приоритетном порядке – граждан стран СНГ);

- по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить государственные обязательства по содействию переселению (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей).

Новые формы миграции и изменения в традиционных направлениях миграции населения также требуют усиления управления в области миграции, включая новые подходы к политике и менеджменту. Формирование политики в области миграции отражает необходимость двустороннего и многостороннего консенсуса правительств по вопросам влияния миграции на трудовые рынки, здоровье, образование и безопасность.

Программы и деятельность в области сотрудничества по вопросам миграции населения между государствами осуществляются по нескольким направлениям:

- техническое сотрудничество в укреплении управленческих возможностей правительств в области миграционной политики, законодательства и администрирования;

- управление миграцией в пост-чрезвычайных обстоятельствах для обеспечения стран технической помощью необходимой для решения миграционных проблем;

- обмен экспертами для передачи знания и практического опыта по широкому кругу проблем;

- возращение и реинтеграция квалифицированных мигрантов для предотвращения "утечки мозгов" и стимулирования социального и экономического развития страны происхождения.

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (Минфедерации России), являясь федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения, обеспечивающим создание условий для защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально- экономическое и культурное развитие и осуществляющим в установленном порядке координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, комитетами и комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, национально-культурными автономиями, общественными и религиозными организациями (объединениями), научными и другими организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

Основными задачами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации являлись:

1) участие в разработке и проведении государственной политики в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграционных процессов, содействие реализации экономических, социальных и этнокультурных интересов коренных малочисленных народов;

2) участие в формировании правовых, организационных и социально- экономических основ федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и регулирования процессов миграции;

3) подготовка предложений о приоритетных направлениях и способах реализации государственной национальной и миграционной политики;

4) координация усилий органов государственной власти, политических, общественных и религиозных объединений для достижения межнационального согласия;

5) участие в разработке и реализации мер государственного регулирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

6) обеспечение в пределах компетенции Министерства повышения эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на решение проблем в сфере федеративных отношений, региональной, национальной и миграционной политики, местного самоуправления;

7) осуществление мер по государственному регулированию процессов внешней трудовой миграции, а также по защите прав и интересов трудящихся мигрантов и предупреждению проявлений ксенофобии и других форм национальной нетерпимости;

8) организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

9) участие в проведении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом.

Глава II. Миграции как глобальная проблема и развитие России

Эффективная миграционная политика, понимаемая прежде всего как обеспечение постоянной (на жительство с обретением гражданства) и временной (трудовой) миграции в Россию, было названа президентом В.В.Путиным  в Ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 2005 г. в качестве одного из главных направлений решения демографической проблемы в России.

В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора  обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию.

Сверхэксплуатация, ксенофобия и насилие в отношении мигрантов, подавляющее большинство которых составляют жители стран бывшего СССР, негативно влияют на межгосударственные отношения в рамках СНГ  и закладывают возможности для будущих конфликтов внутри страны.

Региональный доклад о миграции в странах бывшего СССР вместе с докладом Глобальной комиссии «Миграции во взаимосвязанном мире» создают нужную политическую и экспертную основу для деятельности России в сфере международной миграции. Содержащиеся в этих документах сведения, выводы и рекомендации могут существенно помочь политикам, управленцам всех уровней, научному сообществу и СМИ лучше разобраться в ситуации и внести давно назревшие коррективы в восприятие проблемы миграции и в конкретные подходы к миграционной политике.

Назовем некоторые важнейшие моменты в оценке миграции как глобальной проблемы. Мир изменился в результате процесса глобализации. Государства, общества, экономические системы и культуры в различных регионах мира все более интегрируются и становятся все более взаимозависимыми. Новые технологии обеспечивают быстрое перемещение капитала, товаров, услуг, информации и идей из одних стран и континентов в другие. Мировая экономика расширяется, предоставляя миллионам людей лучшие возможности в жизни.

Однако воздействие глобализации было неравномерным, и в уровне жизни и безопасности людей в различных регионах мира отмечаются растущие диспропорции. Важным результатом этих диспропорций стало увеличение масштабов и объемов международной миграции. В 2005 г. насчитывалось почти 200 миллионов международных мигрантов, что равно численности населения Бразилии – пятой по величине страны в мире. Это более чем вдвое превышает цифру, зафиксированную в 1980 году. Одним из наиболее интенсивных регионов миграционного движения стали страны бывшего СССР, где только Российская Федерация приняла после 1989 г. 13.3 миллиона мигрантов и несколько миллионов человек эмигрировало из России. 

В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей высокой квалификации, которой нет у местных жителей. В ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия работников-мигрантов и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли. В России ряд важнейших строек и сложнейших технологических объектов (заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки, реставрационные работы и т.п.) созданы и создаются инженерным и рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения). Профессорско-преподавательский состав и медицинский персонал ведущих образовательных и лечебных учреждений в значительной части составляют недавние мигранты из стран СНГ и Балтии. По разным оценкам, мигранты в России обеспечивают 5-8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.

Человеческая мобильность стала неотъемлемой частью мировой экономики, и многие страны и компании уходят все дальше в поисках персонала, который им необходим для повышения конкурентоспособности. Не случайно некоторые из крупнейших скоплений мигрантов можно встретить в «мировых городах» – динамичных, новаторских и  космополитичных крупнейших городах, которые способствуют укреплению связей между людьми, местами и культурами различных регионов мира. Одним из таких городов является Москва, впечатляющая модернизация которой состоялась благодаря вкладу мигрантов. Другие крупные и малые города России, от Санкт-Петербурга до Анадыря, интенсивно и к огромной пользе используют постоянную и временную миграцию. В последние годы наблюдается и будет усиливаться конкуренция государств за человеческие ресурсы,  в том числе и среди стран бывшего СССР. Это уже проявилось в миграционном поведении населения и правительств таких в прошлом крупнейших для России стран-доноров, как Казахстан и Украина.

Хотя многие промышленно развитые государства не особенно стремятся это признавать, но их дальнейшее процветание будет сильно зависеть от международной миграции. Так, несмотря на проблемы адаптации и социально-политические риски, а также на Шенгенские ограничения, 25 стран Евросоюза продолжают на 90% обеспечивать рост своего населения за счет мигрантов и их потомков. В России, в частности, без мигрантов-рабочих невозможно будет решить даже такую приоритетную задачу, как повышение рождаемости среди основного населения, ибо кому-то нужно строить новые детские сады и будет необходимо использовать домашнюю помощь мигрантов, чтобы сохранять женскую занятость и обеспечивать воспитывать детей.

Какие общие подходы и принципы  действий в области миграции предлагает Глобальная комиссия? 

Первый принцип заключается в том, что люди должны иметь возможность реализовывать свой потенциал, удовлетворять свои жизненные потребности и пользоваться своими человеческими правами в стране своего происхождения и по сему мигрировать не по необходимости, а по собственной воле.

Второй принцип утверждает  необходимость признания и усиления той роли, которую мигранты играют в содействии развитию и в снижении уровня бедности в странах своего происхождения, а также признание их вклада в  процветание стран пребывания мигрантов. Международная миграция должна стать интегральной частью национальных, региональных и глобальной стратегий для экономического роста как в развивающихся странах, так и в развитом мире.

Третий принцип подтверждает суверенное право государства определять, кто въезжает и находится на их территории, возлагает на государства ответственность и обязательства по защите прав мигрантов и по реадмиссии тех граждан, кто желает или обязан вернуться в страну своего происхождения. В противодействии нерегулярной миграции государствам следует активно сотрудничать друг с другом и консультироваться по этой проблеме с работодателями, профсоюзами и институтами гражданского общества.

Четвертый принцип действий касается обеспечения социального согласия через интеграцию. Мигрантам и гражданам стран пребывания следует уважать свои правовые обязанности и получать выгоды от совместного процесса адаптации и интеграции, которые предусматривают сохранение культурного разнообразия и укрепление социального согласия. Национальным и местным органам власти, работодателям и членам гражданского общества  следует активно поддерживать интеграционный процесс, который должен быть основан на недискриминации и  сопровождаться объективной информацией о миграции и мигрантах в сфере политики, СМИ и в общественных обсуждениях.

Пятый принцип касается защиты прав мигрантов. Следует укрепить правовую основу, касающуюся международных мигрантов, ее более эффективное исполнение и недискриминационное применение с целью защитить человеческие права и обеспечить должные трудовые стандарты для всех мигрантов. Уважая положения правовой и нормативной базы, государства и другие имеющие отношение к миграции институты должны проводить последовательную и согласованную миграционную политику.

Шестой принцип – это усиление управляемости миграциями через  согласованность, компетенцию и сотрудничество. Управление международной миграцией должно обеспечиваться через согласованность и укрепление ресурсов и компетенции на национальном уровне, расширение консультаций и сотрудничества между государствами на региональном уровне и через более эффективный диалог и сотрудничество между правительствами и международными организациями на глобальном уровне. Такие усилия должны быть основаны на лучшем осознании тесной связи между международной миграцией и развитием, а также другими ключевыми проблемами политики, включая торговлю, помощь, государственную безопасность, человеческую безопасность и права человека.


Заключение

Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

В социально-экономическом развитии Российской Федерации в условиях демографического кризиса важное место принадлежит  миграционной политике, которая может определяться и осуществляться только на основе экспертной проработки и общественного диалога о роли миграции в жизни общества, статусе и правах мигрантов.

Миграция в Российскую Федерацию за последние 15 лет внесла большой позитивный вклад в развитие экономики и социальной сферы жизни, в пополнение населения страны. Несмотря на бюрократические препоны, ограничение миграции со стороны государства и негативное отношение со стороны части населения миллионы мигрантов переселились и находятся в России на постоянной и временной основе, принося пользу стране пребывания и странам выезда. Миграционные процессы связывают Россию со странами СНГ интенсивными трудовыми и гуманитарными контактами. Россия остается страной, принимающей мигрантов, и это один из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего СССР. В то же самое время порождаемая неэффективной государственной политикой неконтролируемая миграция  в Россию сопровождалась определенными рисками для национальной безопасности. Попытки противодействовать этим рискам запретительными мерами и антимиграционной пропагандой привели к массовым нарушениям прав мигрантов, к насилию и, в конечном итоге, к  сокращению миграции в Россию.

Российский бизнес предпочитает использовать труд мигрантов нелегальным и дискриминационным образом и отстранился от эффективной организации миграции. Действующие законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников  не смогут решить проблему эффективной миграционной политики. В этой связи проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Решить эти проблемы возможно только общими усилиями государства, экспертного сообщества и общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии.



Библиографический список


1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О беженцах».

3. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах».

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.

5. Воробьева О., Скоробогатько О. Научное обеспечение управления миграцией // Миграция. 2007. - № 2. С.18-19.

6. Зайончковская Ж.А. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Комплекс-Прогресс, 1999.

7. Зайончковская Ж.А. Миграция населения как индикатор социальной ситуации в постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. - М., 1997. - Вып.3. - С.119-128

8. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир. // Социс. 2005. № 3. С. 7-11.

9. Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист. - 2000. - № 2. - С.34-39.

10. Костин Р.А., Лухнов А.Ю. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2009. - № 3. - С.29-33.

11. Миграционные процессы в трансформируемом обществе / РАН. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед.; Ред. Чудакова Н. - М.: Эпикон, 1997.

12. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.

13. Моисеенко В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997. С.23-30.

14. Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения // Проблемы прогнозирования. - М., 2004. - Вып.6. - C.121-133.

15. Нарушение международных норм и российского законодательства в отношении прав беженцев и вынужденных переселенцев М.: Звенья, 1998.

16. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. Павленко П.Д. М.: Владос, 1997.

17. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов. - Минск, 2006. - 152 с.

18. Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность: - М.: ФМС, 2008. - 31 с.

19. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2000.

20. Правовые проблемы трудоустройства и приобретения гражданства вынужденных мигрантов на территории РФ. М/: УРАО, 1999.

21. Регент Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 1. - С.88-93.

22. Решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев через законодательную, судебно-правовую и административную системы. М.: Звенья, 2007.

23. Теория и методика социальной работы. / Под ред. Зайнышева И.Г. М.: Владос, 2004.




ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.