| |||||
МЕНЮ
| Политико-правовые теории средневековой Западной ЕвропыПолитико-правовые теории средневековой Западной Европы
Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильного
влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта
церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на
протяжении почти всех Средних веков. Средневековая христианская религия
была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской
культуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все
остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известную
библейскую формулу – « Нет власти не от Бога, существующие же власти от Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Те, кто противился стремлению церкви подчинить себе государей,
светских феодалов, кто сопротивлялся ее настойчивым попыткам руководить
политической жизнью в обществе, кто выступал за примат государства над
духовной властью, в целом разделяли принципы христианского вероучения. Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политико- юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем восприняло и по-своему в новых исторических условиях продолжило ряд существенных идей античной политической и правовой мысли. К числу подобного рода идей следует отнести, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного догматизма. Но присутствовала в нем и ярко выраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч. Изменявшиеся и усложнявшиеся нужды производства, общения и обмена, потребности политического и правового развития не давали пребывать политико- юридическим учениям западноевропейского средневековья в состоянии покоя, стимулировали постепенное расширение и углубление знаний о политике, государстве и праве. 2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. В своих произведениях ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учереждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следующих моментов государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения, те или иные формы ее конституирования , устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. Стало быть второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как
лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение монархии по двум причинам. Фома Аквинский, тщательно изучавший Аристотеля, имел, конечно,
достаточное понятие и о других политических формах: аристократии,
олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве
высшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности
монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В
сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом преимуществ. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий закон. Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие
примерно на одинаковой социальной почве, проповедовали в Западной Европе в Программы еретических движений, выразившие интересы самих обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков грозным и мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви. Тогда последняя просто-напросто запретила мирянам читать главную книгу христианства. Самые радикальные их еретических течений восприняли еще и некоторые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и уничтожения. Подобное огульное очернение мира в целом, равно как и отнесение чаемого идеала к прошлому, искажало действительные общественно- политические потребности народных масс того времени; оно ослабляло притягательную силу еретических движений. Как уже было сказано, в 14-15 вв. в общем потоке оппозиционных еретических движений отчетливо вырисовывались два самостоятельных течения: бюргерская и крестьянско-плебейская ереси. Первая отразила общественно- политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшая потребность образования единой национальной государственности. Политический лейтмотив этой ереси – требование «дешевой церкви», означавшее установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви. Видные представители бюргерской ереси – доктор богословия и профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уиклиф (1324-1384) и чешский теолог Ян Гус (1371-1415). Крестьянско-плебейские еретические движения 14-15 вв.
представлены выступлениями лоллардов в Англии и таборитов в Чехии. 4. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324-1326 гг.) Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый тезис о том, что
настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть
светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и
верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел
отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Государственная власть действует прежде всего посредством
издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального
наказания или обещания реальной награды. Этим законы государства отличаются
от законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний в
загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Исходя из
политической практики итальянских городов-государств того периода, Марсилий Автор «Защитника мира» одним из первых стал проводить четкое
различие между исполнительной и законодательной властями государства. Обобщая опыт функционирования политических институтов,
существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий 5. Средневековая юридическая мысль. Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем
своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало также право каноническое и обычное. Каждая из этих трех ветвей имела своих приверженцев. Приверженцы римского права не ограничились одним только его штудированием и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали таковое к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе. Как противники системы привилегий они добились, например, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможности приобретать недвижимость. Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско- католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти. В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право. Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской
власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть
абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноваться
закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит
руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным
повелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон в трактате «О законах
и обычаях Англии» (ок. 1256 г.) прямо писал: «...силу закона имеет то, что
по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя,
по совету и с согласия магнатов и с общего одобрения государства». В этой
юридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формирования
сословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властные
полномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали
и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения,
которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной
практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические
требования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250- Иные общественно-политические позиции занимали правоведы, которые
отдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения как
внутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристы
этого направления старались выстроить единый и эффективный правовой
комплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковных
соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов отцов
церкви, некоторые нормы римского и обычного права. Первый свод
канонического права – «кодекс Грациана» – составил в 12 веке монах Грациан. Каждое из направлений юридической мысли западоевропейского
средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои
непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный
смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам. Однако каким бы образом субъективно не расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она содействовала прогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|