реферат, рефераты скачать
 

Понятие и признаки права


Понятие и признаки права

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московская государственная академия водного транспорта


КУРСОВАЯ   РАБОТА


По дисциплине                           Юриспруденция                           

на тему:                             Понятие и признаки права                     

 

 

 

 

Группа:       юриспруденция             

Выполнил:  Войнаровская О. Л.                                                     

Цикл обучения:    6 лет                    

Курс:           1        семестр      1       

Руководитель работы                                                                     

Оценка работы

Дата

Региональный центр г. Находка     




Москва

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Признаки и принципы права……………………………………………4

          §1.1. Социальность права………………………………………………….4

          §1.2. Связь права с государством…………………………………………4

          §1.3. Принципы права……………………………………………………..6

Глава 2. Нормы права и правоотношения……………………………………..12

          §2.1. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет

           юридической науки………………………………………………………12

          §2.2. Характерна аналитическая юриспруденция только для

          романо-германской «семьи»……………………………………………..13

          §2.3. Нормы права: системность и специализация……………………..15

          §2.4. Основные виды юридических норм……………………………….16

          §2.5. Структура нормы права…………………………………………….18

Глава 3. Характеристика основных подходов к правопониманию…………..20

          §3.1. Волевой характер права…………………………………………….20

          §3.2. Общеобязательный характер права………………………………..21

          §3.3. Формальная определенность права………………………………..22

          §3.4. Системность и динамизм права…………………………………....23

          §3.5. Целесообразность права……………………………………………24

Глава 4. Охрана права государством…………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………………. 30


ВВЕДЕНИЕ


Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал  исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).


1.ПРИЗНАКИ  И ПРИНЦИПЫ ПРАВА


§1.1.  Социальность права


Право — это социальное явление (социальная дисциплина), представленное совокупностью правил поведения, которые в рам­ках более или менее организованного общества регулируют со­циальные отношения. Речь идет о регламентации важнейших сторон организации и осуществления государственной власти, об опосредовании исходных начал (принципов) организации про­изводства, распределения материальных и духовных благ, об упо­рядочении отношений собственности, товарно-денежных отно­шений, осуществлении нормирования индивидуальных затрат тру­да на общественные нужды, наполнении необходимым содержа­нием социальных функций и регулировании других сфер социальной жизни.


§1.2. Связь права с государством


Этот признак состоит в том, что государство официально уста­навливает юридические нормы, обеспечивает необходимые усло­вия и формирует механизмы для их реализации, использует в це­лях охраны правовых норм от нарушений возможность легитим­ного принуждения, применения юридических санкций.

Марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющим социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, пред­ставляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества.

Однако до недавнего времени связь права с государ­ством понималась односторонне. Так, известное ленин­ское выражение, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»[1], и что, не будучи установлено властью государства, оно превращается в «пустое сотрясение воздуха пустым зву­ком»[2], оценивалось совершенно определенно и букваль­но, а именно, что право без государства — ничто, ибо го­сударство выступает не просто как охранитель права, га­рант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу «примата государства», а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших воз­никновение государства.

Между тем разложение родовой организации, проис­ходившее под воздействием экономики и в свою оче­редь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государст­венной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть эле­ментарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспе­чиваться только добровольным исполнением, для их со­блюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство.

Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а скорее как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика — право — государст­во. Конечно, внешнее проявление данного процесса, на первый взгляд, может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право (вспомните, право — ничто без государственной власти). Но за ним, во-первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений собственности и других производст­венных отношений, во-вторых, закон, который изда­ет государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право, как уже отмечалось, несводимо к законам.


§1.3. Принципы права


Принципы права — это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулиро­вания. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Общеправовые принципы – это, во-первых, широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребле­ния правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.). 

 



Отраслевые

 

Межотраслевые

 

Общеправовые

 
 

 














Рассмотрим подробнее некоторые из принципов:

• социальная свобода. Основным началом правового регулировавния в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности,
профессии, места жительства, возможности пользоваться различными
социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других со­циальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности (Декларация прав и свобод человека);

• справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали;

• юридическое равенство граждан перед законом и судом, про­возглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

• гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за­креплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и граж­данина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое до­стоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. До­стоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыт­кам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое до­стоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добро­вольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

• демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо­средственного народовластия, с помощью которых граждане могут уча­ствовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

• единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни­ков правоотношений—субъектов права— и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена со­ответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

• федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и пред­метов ведения между федерацией и ее субъектами;

• ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нор­мы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юриди­ческой ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к послед­нему не могут быть применены меры юридической ответственности;

• законность — система требований общества и государства, со­стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде­рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде­рации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы»;

• сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регулято­рам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения:

а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;

б) является второстепенным применяемым методом;

в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. вклю­чает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов об­щества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер при­нуждения и убеждения в праве.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работни­ков в результатах своего труда; в земельном праве — принцип целево­го характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления правово­го воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).


2. НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ


§2.1. Особый ракурс – собственный        (специальный) предмет    

юридической науки


Представления о праве в целом имеют общенаучный характер. Они в принципе в той или иной ме­ре охватываются содержанием всех гуманитарных (и, пожалуй, не только гуманитарных) наук - таких, как история, социология, педагогика и т.д. И они к тому же даже в самых простых обобщениях уже отходят от непо­средственной правовой материи, все более и более «влезают» в общетео­ретические рассуждения и философию.

Главное, что обусловливает специальное рассмотрение юридических норм и субъективных прав, других аналогичных вопросов (главным обра­зом в рамках особой категории - правоотношения), - это особый угол зре­ния, характерный именно для юридической науки, имеющей по своей ис­конной природе практическую, прикладную направленность. Угол зре­ния, который позволяет проводить аналитическую проработку материала, так сказать, препарировать его, и в результате этого получать такие «детали» и «подробности» в отношении юридических реалий, которые необ­ходимы для юридической практики, для решения жизненных ситуаций на основе требований и начал такого сложного, многогранного социального феномена, как право.

В связи с подобного рода потребностью с давних исторических вре­мен и сложилась научная и учебная дисциплина, которая ныне носит на­звание «аналитическая юриспруденция», или по общим вопросам - «об­щая теория права», которая преподается для людей, начинающих изучать право, на первых курсах юридических учебных заведений.

В чем заключается своеобразие того специально-юридического угла зрения, который выражен в аналитической юриспруденции, в учебной дисциплине для начинающих юристов?

Наиболее общий ответ на этот вопрос - в том, что в результате юри­дического анализа должна быть раскрыта анатомия права, без которой невозможно поставить квалифицированный юридический диагноз, в частности, дать юридическую квалификацию дела, и принять необходимые юридические меры, т.е. в соответствии с правом решить юридически значимую жизненную ситуацию.

Анатомия же права - это прежде всего необходимость строгой точно­сти при обозначении и определении тех или иных юридических явлений. Причем точности, связанной с возможными или даже необходимыми юридически обязательными (принудительными) последствиями. И отсю­да - предельной, скрупулезной точности математического типа.

И право в данной плоскости (что и предопределяет своеобразие научного подхода к нормам и правоотношениям) - это во многом явление технико-юридического, строго логического, математического порядка, которое в отличие от других социальных регуляторов (морали, обычаев) призвано вносить в жизнь общества, в поведение людей строгую определенность, давать прямые, неуклончивые ответы: виновен - не виновен, является или не является данное лицо собственником. И — определять на основе «анатомического разбора» данной жизненной ситуации юридиче­ски обязательные принудительные последствия.


§2.2. Характерна ли аналитическая юриспруденция только для романо-

германской «семьи»?


В юридической науке ряда стран, в особен­ности построенных на началах англосаксонского общего права (по боль­шей части США), господствует настроение, в соответствии с которым аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это удел юридических систем романо-германского типа, непосредственно воплотивших культуру римского права (Германии, Франции, России). А вот для прецедентного права, в особенности американской юридической системы, главное - это суд, его деятельность, лежащие в ее основе разно­образные критерии, факторы, причем не только формально юридические, но и моральные, деловые и др. Отсюда в правовой настроенности право­ведов указанных стран на первое место в практическом отношении выхо­дят не требования аналитической юриспруденции, а «реалистические» и «социологические» подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям и т.д. Как утверждает знаменитый американский юрист О. Холмс, «предсказание того, что будут делать суды фактически и ниче­го более, - вот что я называю правом».

Что ж, юридические системы прецедентного типа уникальны, в чем-то, с точки зрения современной культуры, поразительны: они, «минуя» культуру римского права и рожденные ею методы, все накопленное ин­теллектуальное богатство, относящееся к юридической материи, позво­лили судам напрямую общаться с неюридическими, в том числе высоки­ми духовными, критериями. И это, по всем данным, позволило им сделать крупный «рывок» к идеалам права либеральных цивилизаций.

Но от логики правового развития (как и от логики человеческого прогресса вообще) никуда не уйдешь. Мировые достижения юридической культуры, базирующиеся на непревзойденных образцах и методах рим­ского права, обогащенных современной эпохой, все равно пробьют себе дорогу, и аналитическая юриспруденция все равно рано или поздно зай­мет достойное место современного правоведения в странах, вступивших в стадию либеральных цивилизаций.

Ведь на основе и в рамках прецедентного права постепенно утвержда­ется, пусть и своеобразная, но все же система общеобязательных норм, которые должны отвечать требованиям логики (вне сомнения - формаль­ной, а на мой взгляд - также и особой, юридической). К ним присоединя­ются нормы, содержащиеся в Конституции, других законах, «писаных» источниках (в том числе в США - в таких своеобразных, как модельные федеральные нормативные документы). На основе всего этого норматив­ного материала складываются правоотношения. И императивы законно­сти, необходимость юридически выверенных решений жизненных ситуа­ций уже сейчас требуют в указанных странах плодотворного использова­ния достижений аналитической юриспруденции, своего рода «математики права», в том числе - по вопросам юридических норм и правоотношений, источников права, его реализации и применения. Можно предположить, что такого рода процесс получит - по мере освоения во всех странах дос­тижений юридической культуры - плодотворное продолжение. И тогда «предсказание того, что будут делать суды фактически», будет, наряду с другими, «реалистическими» и «социологическими», методами, не в меньшей мере раскрываться методами «юридической анатомии» - аналитической юриспруденцией, а на ее основе - данными общей теории права и философии права.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.