| |||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Понятие и признаки праваПонятие и признаки праваФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Московская государственная академия водного транспорта КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Юриспруденция на тему: Понятие и признаки права
Группа: юриспруденция Выполнил: Войнаровская О. Л. Цикл обучения: 6 лет Курс: 1 семестр 1 Руководитель работы Оценка работы Дата Региональный центр г. Находка Москва 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...........3 Глава 1. Признаки и принципы права……………………………………………4 §1.1. Социальность права………………………………………………….4 §1.2. Связь права с государством…………………………………………4 §1.3. Принципы права……………………………………………………..6 Глава 2. Нормы права и правоотношения……………………………………..12 §2.1. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет юридической науки………………………………………………………12 §2.2. Характерна аналитическая юриспруденция только для романо-германской «семьи»……………………………………………..13 §2.3. Нормы права: системность и специализация……………………..15 §2.4. Основные виды юридических норм……………………………….16 §2.5. Структура нормы права…………………………………………….18 Глава 3. Характеристика основных подходов к правопониманию…………..20 §3.1. Волевой характер права…………………………………………….20 §3.2. Общеобязательный характер права………………………………..21 §3.3. Формальная определенность права………………………………..22 §3.4. Системность и динамизм права…………………………………....23 §3.5. Целесообразность права……………………………………………24 Глава 4. Охрана права государством…………………………………………..25 Заключение………………………………………………………………………27 Список используемой литературы……………………………………………. 30 ВВЕДЕНИЕ Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти. Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права). 1.ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА §1.1. Социальность права Право — это социальное явление (социальная дисциплина), представленное совокупностью правил поведения, которые в рамках более или менее организованного общества регулируют социальные отношения. Речь идет о регламентации важнейших сторон организации и осуществления государственной власти, об опосредовании исходных начал (принципов) организации производства, распределения материальных и духовных благ, об упорядочении отношений собственности, товарно-денежных отношений, осуществлении нормирования индивидуальных затрат труда на общественные нужды, наполнении необходимым содержанием социальных функций и регулировании других сфер социальной жизни. §1.2. Связь права с государством Этот признак состоит в том, что государство официально устанавливает юридические нормы, обеспечивает необходимые условия и формирует механизмы для их реализации, использует в целях охраны правовых норм от нарушений возможность легитимного принуждения, применения юридических санкций. Марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющим социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества. Однако до недавнего времени связь права с государством понималась односторонне. Так, известное ленинское выражение, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права»[1], и что, не будучи установлено властью государства, оно превращается в «пустое сотрясение воздуха пустым звуком»[2], оценивалось совершенно определенно и буквально, а именно, что право без государства — ничто, ибо государство выступает не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу «примата государства», а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших возникновение государства. Между тем разложение родовой организации, происходившее под воздействием экономики и в свою очередь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государственной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для их соблюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство. Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а скорее как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика — право — государство. Конечно, внешнее проявление данного процесса, на первый взгляд, может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право (вспомните, право — ничто без государственной власти). Но за ним, во-первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений собственности и других производственных отношений, во-вторых, закон, который издает государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право, как уже отмечалось, несводимо к законам. §1.3. Принципы права Принципы права — это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Общеправовые принципы – это, во-первых, широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).
Рассмотрим подробнее некоторые из принципов: • социальная свобода. Основным началом правового регулировавния в
цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной
свободы в выборе форм трудовой деятельности, • справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали; • юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»; • гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»; • демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы; • единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений—субъектов права— и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов; • федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами; • ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к последнему не могут быть применены меры юридической ответственности; • законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»; • сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) является второстепенным применяемым методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). 2. НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ §2.1. Особый ракурс – собственный (специальный) предмет юридической науки Представления о праве в целом имеют общенаучный характер. Они в принципе в той или иной мере охватываются содержанием всех гуманитарных (и, пожалуй, не только гуманитарных) наук - таких, как история, социология, педагогика и т.д. И они к тому же даже в самых простых обобщениях уже отходят от непосредственной правовой материи, все более и более «влезают» в общетеоретические рассуждения и философию. Главное, что обусловливает специальное рассмотрение юридических норм и субъективных прав, других аналогичных вопросов (главным образом в рамках особой категории - правоотношения), - это особый угол зрения, характерный именно для юридической науки, имеющей по своей исконной природе практическую, прикладную направленность. Угол зрения, который позволяет проводить аналитическую проработку материала, так сказать, препарировать его, и в результате этого получать такие «детали» и «подробности» в отношении юридических реалий, которые необходимы для юридической практики, для решения жизненных ситуаций на основе требований и начал такого сложного, многогранного социального феномена, как право. В связи с подобного рода потребностью с давних исторических времен и сложилась научная и учебная дисциплина, которая ныне носит название «аналитическая юриспруденция», или по общим вопросам - «общая теория права», которая преподается для людей, начинающих изучать право, на первых курсах юридических учебных заведений. В чем заключается своеобразие того специально-юридического угла зрения, который выражен в аналитической юриспруденции, в учебной дисциплине для начинающих юристов? Наиболее общий ответ на этот вопрос - в том, что в результате юридического анализа должна быть раскрыта анатомия права, без которой невозможно поставить квалифицированный юридический диагноз, в частности, дать юридическую квалификацию дела, и принять необходимые юридические меры, т.е. в соответствии с правом решить юридически значимую жизненную ситуацию. Анатомия же права - это прежде всего необходимость строгой точности при обозначении и определении тех или иных юридических явлений. Причем точности, связанной с возможными или даже необходимыми юридически обязательными (принудительными) последствиями. И отсюда - предельной, скрупулезной точности математического типа. И право в данной плоскости (что и предопределяет своеобразие научного подхода к нормам и правоотношениям) - это во многом явление технико-юридического, строго логического, математического порядка, которое в отличие от других социальных регуляторов (морали, обычаев) призвано вносить в жизнь общества, в поведение людей строгую определенность, давать прямые, неуклончивые ответы: виновен - не виновен, является или не является данное лицо собственником. И — определять на основе «анатомического разбора» данной жизненной ситуации юридически обязательные принудительные последствия. §2.2. Характерна ли аналитическая юриспруденция только для романо- германской «семьи»? В юридической науке ряда стран, в особенности построенных на началах англосаксонского общего права (по большей части США), господствует настроение, в соответствии с которым аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это удел юридических систем романо-германского типа, непосредственно воплотивших культуру римского права (Германии, Франции, России). А вот для прецедентного права, в особенности американской юридической системы, главное - это суд, его деятельность, лежащие в ее основе разнообразные критерии, факторы, причем не только формально юридические, но и моральные, деловые и др. Отсюда в правовой настроенности правоведов указанных стран на первое место в практическом отношении выходят не требования аналитической юриспруденции, а «реалистические» и «социологические» подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям и т.д. Как утверждает знаменитый американский юрист О. Холмс, «предсказание того, что будут делать суды фактически и ничего более, - вот что я называю правом». Что ж, юридические системы прецедентного типа уникальны, в чем-то, с точки зрения современной культуры, поразительны: они, «минуя» культуру римского права и рожденные ею методы, все накопленное интеллектуальное богатство, относящееся к юридической материи, позволили судам напрямую общаться с неюридическими, в том числе высокими духовными, критериями. И это, по всем данным, позволило им сделать крупный «рывок» к идеалам права либеральных цивилизаций. Но от логики правового развития (как и от логики человеческого прогресса вообще) никуда не уйдешь. Мировые достижения юридической культуры, базирующиеся на непревзойденных образцах и методах римского права, обогащенных современной эпохой, все равно пробьют себе дорогу, и аналитическая юриспруденция все равно рано или поздно займет достойное место современного правоведения в странах, вступивших в стадию либеральных цивилизаций. Ведь на основе и в рамках прецедентного права постепенно утверждается, пусть и своеобразная, но все же система общеобязательных норм, которые должны отвечать требованиям логики (вне сомнения - формальной, а на мой взгляд - также и особой, юридической). К ним присоединяются нормы, содержащиеся в Конституции, других законах, «писаных» источниках (в том числе в США - в таких своеобразных, как модельные федеральные нормативные документы). На основе всего этого нормативного материала складываются правоотношения. И императивы законности, необходимость юридически выверенных решений жизненных ситуаций уже сейчас требуют в указанных странах плодотворного использования достижений аналитической юриспруденции, своего рода «математики права», в том числе - по вопросам юридических норм и правоотношений, источников права, его реализации и применения. Можно предположить, что такого рода процесс получит - по мере освоения во всех странах достижений юридической культуры - плодотворное продолжение. И тогда «предсказание того, что будут делать суды фактически», будет, наряду с другими, «реалистическими» и «социологическими», методами, не в меньшей мере раскрываться методами «юридической анатомии» - аналитической юриспруденцией, а на ее основе - данными общей теории права и философии права. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||
|