| |||||
МЕНЮ
| Понятие как форма мышленияПонятие как форма мышленияМинистерство сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Факультет заочного обучения Отделение государственного и муниципального управления Кафедра философии РЕФЕРАТ по дисциплине «Логика» на тему: «Понятие как форма мышления» Выполнила: Фазылова И.А. 1 курс, 3 группа Шифр У-06074у Проверил: Черных С.И. Новосибирск 2006 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 1 Общая характеристика понятия 4 2 Логические приемы образования понятий 6 3 Понятие и слово 8 4 Виды понятий 10 Заключение 13 Терминологический словарь 14 Список использованной литературы 15 ВВЕДЕНИЕ Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли. В своей работе я буду рассматривать общую характеристику понятий, логические приемы образования понятий, соотношение понятия и слова и какие бывают виды понятий. Для подготовки своей работы я использовала учебник Войшвилло Е.К., Дегтярева М.Г. и учебник И.В. Демидова, так как там, на мой взгляд, даны наиболее четкие и полные ответы на поставленные в работе вопросы. 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИЯТИКА ПОНЯТИЯ Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности. Мышление – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов. Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются. Признаки предмета разделяются на существенные и несущественные. Существенными признаками предмета являются те признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету. Характеристика понятия как формы познания, как способа мыслительной деятельности – это способ мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов. 2 ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам. Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков. Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие. Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли о предмете. Данный процесс имеет свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать для каждого отдельно существующего предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически необозрим, а сам язык был бы недоступным человеку. Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков. Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств. 3 ПОНЯТИЕ И СЛОВО Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления. Смысл представляет собой одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций. 1. В процессе той или иной научной деятельности или в повседневной жизни человек вводит некоторое понятие, выделяя интересующий его класс предметов, и затем подбирает какое-нибудь сокращенное слово – общее имя для этих предметов. 2. Имеется уже более или менее точно интуитивно употребляемое в научном или повседневном обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы. То, что понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия. Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями. Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. Синонимы – это слова, тождественные или очень близкие по своему значению. В-третьих, в обыденной речи к основному значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. 4 ВИДЫ ПОНЯТИЙ Виды понятий – это различные способы мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания. Различие видов понятий осуществляется по трем основаниям: 1) по характеристикам объемов понятий; 2) по характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; 3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии. 1. Среди всех возможных понятий обычно выделяют пустые и непустые, а среди непустых – единичные и общие. Пустыми называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе не возможно. От пустых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, реально не существующие в настоящее время, но существовавшие в прошлом или существование которых возможно в будущем. Такие понятия не являются нулевыми. Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет, а в общем понятии мыслится множество предметов. Единичное понятие по своей сути представляет собой некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например «народный депутат России». Нерегистрирующими называются общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов. Например «человек». 2. По характеру признаков обычно выделяют положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия. Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету. Например «проницательность». Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств. Например «не живущий по средствам». Относительные понятия – Это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. Например»производство» - «потребление». Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. Например «инвестиция». 3. По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа и системы объектов. Дальнейшее подразделение относится к понятиям, в которых обобщаются отдельные предметы. При этом различаются понятия конкретные и абстрактные, с одной стороны, собирательные и несобирательные – с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов. Конкретными объектами называются вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации таких предметов и множества и системы предметов указанных типов, мыслимые как целое. Абстрактные объекты - суть создания мысли, идеальные предметы. Конкретным называется понятие, элементы объема которого – конкретные объекты. Абстрактные понятия в качестве элементов объема имеют абстрактные объекты. Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например «лес», «коллектив». Несобирательные понятия – это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например «дерево», «человек». Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении можно сказать, что понятие является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях, благодаря которым мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Понятие находится в неразрывном единстве со словом, но не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. Виды понятий – это различные способы мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания, которые различаются по трем основаниям: характеристики объемов понятий; характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии; характеру предметов, обобщаемых в понятии. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Абстрагирование понятия – мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других. Анализ понятия - мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков. Виды понятий – это различные способы мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания. Мышление – отражение действительности по средством языка. Обобщение понятия – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии, в процессе которого человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Понятие - обобщение отражения класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются. Синтез понятия – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика – М.: Владос-Пресс, 2001 2 Демидов И.В. Логика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|