реферат, рефераты скачать
 

Поступление на службу и способы замещения должностей


Поступление на службу и способы замещения должностей

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

Кафедра административного права.









Курсовая работа


Тема:


«Поступление на службу и способы замещения должностей»

Выполнил: курсант Журавлев А.А.

Руководитель: профессор, доктор

юридических наук Конин Николай

Михайлович

Оценка:________________________

Подпись научного руководителя_____




Саратов

2005

ПЛАН:


ВВЕДЕНИЕ

1.ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИИ ЕЕ ВИДЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Тема моей курсовой работы называется «Поступление на службу и способы замещения должностей». Актуальность темы состоит лишь в том, что каждый человек имеет право работать, будь-то это завод по производству подшипников, либо другое государственное предприятие, и без знания основ, на первых этапах своей деятельности, может понести поражение, из-за незнания отдельных положений законодательства.

Целью курсовой работы ставлю глубокое изучение вопроса организации государственной службы. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:

·     Рассмотрение видов служб и служащих по действующему законодательству;

·     Порядок поступления на службу и способы замещения должностей;

·     Также затронуть вопрос о ответственности служащих за служебные проступки.

Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий — имеет свой строго определенный законо­дательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина. Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первоздан­ном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже про­фильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т. д. (токари, сле­сари, механизаторы, строители и др.). Наличие правовых отношений в самом про­цессе труда служащего является характерной особенностью и обя­зательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус слу­жащего обязывает его вступать в социальные, в том числе право­вые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.


1. ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.


Существует очень много видов службы: государственная и му­ниципальная, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить несколько их разновидностей. Так, Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями[1] выделяет три главных ви­да государственной службы: 1) государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, заме­щающих государственные должности субъектов Федерации. Она имеет ряд разновидностей: например, служба в областях и отрас­лях экономики, культуры, административно-политической дея­тельности государства, нотариальная, дипломатическая служба и т. д. Общей правовой основой организации и функционирова­ния данного вида государственной («чиновничьей») службы явля­ется Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации»[2]; 2) государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формирова­ниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обо­роны и безопасности государства. Таким гражданам присваивают­ся воинские звания. Этот вид государственной службы также имеет несколько своих разновидностей (военная служба в воору­женных силах, в военно-морском флоте, пограничная служба и т. д.), но общей правовой основой здесь выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями[3]; 3) государст­венная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляю­щих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специ­альные звания и классные чины. Конкретным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвяще­но несколько специальных федеральных законов[4].

Государственная служба субъектов РФ регулируется законода­тельством субъектов РФ. В Саратовской области, например, дей­ствует Закон Саратовской области «О государственной службе Са­ратовской области», который по образцу и подобию федерального законодательства о службе регламентирует все вопросы организа­ции и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта Федерации.

Муниципальная служба, все основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным зако­ном от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с последующими изменения­ми[5] и более детально — в законах о муниципальной службе соот­ветствующего субъекта Федерации.

Общественная служба в различного рода общественных объе­динениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объедине­ниях) регламентируется прежде всего их уставами и, частично, федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным награ­дам, применение мер правовой ответственности и ряд других во­просов).

Гражданская служба в государственных унитарных предприяти­ях и социально-культурных учреждениях также регламентируется их уставами и в значительной мере нормативными правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием 1 охвачена лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба, например, регла­ментируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487—I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с последующими изменениями[6]. Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[7], а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462—1 с последующими изменениями[8].


2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ


Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явле­ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле­ментом.

Государственная организация выполнения стоящих перед госу­дарством задач и осуществления им функций включает в себя не­сколько этапов:

во-первых, государство в лице своих высших ор­ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе­циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода­тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ­ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);

во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу­дарственного механизма;

в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного ме­ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со­става — служащих органов всех звеньев государственного аппара­та.

С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много­звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь­но, государственная служба как организационный институт про­должает и завершает всю государственную организацию, как важ­нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно­сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу­дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го­сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга­низацию и практическое осуществление задач и функций госу­дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.

В содержание организационно-правового института государст­венной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж­дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При­чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про­фессиональную деятельность по осуществлению определенных го­сударственных функций и полномочий);

2) сама служебная про­фессиональная деятельность личного состава государственных ор­ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор­гана;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од­нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»[9] государственная служба опреде­лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ­ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни­ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующе­му законодательству — граждане России, осуществляющие про­фессиональную служебную деятельность (исполняющие профес­сиональные обязанности) по занимаемым должностям государст­венной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должно­сти муниципальной службы является обязательным и определяю­щим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным- восполнить этот пробел доктринальным опреде­лением сути этой организационно-правовой категории. Сущност­ными характеристиками понятия должности как государствен­но-правового установления являются следующие моменты:

1) должность — это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компе­тенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требо­вания, предъявляемые государством к лицу, замещающему опре­деленную должность или претендующему на ее занятие, четко за­креплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государст­венной гражданской службе», со ссылкой на конкретные статьи которого и излагается весь последующий материал этой главы, необходимо различать и четко разграничивать понятия «государ­ственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государст­венные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения пол­номочий государственных органов субъектов РФ, а должно­сти федеральной и субъектов Федерации государственной граждан­ской службы учреждаются федеральным законом или указом Пре­зидента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно Государственные Должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обес­печивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функцио­нирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через предста­вителя нанимателя — руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ

Должности государственной гражданской службы подразделя­ются на категории и группы). Подразделяются они на сле­дующие четыре категории:

1)        руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите­лей и заместителей руководителей представительств государствен­ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол­номочий;

2)        помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3)   специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4)   обеспечивающие специалисты — должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы под­разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую груп­пы должностей гражданской службы.

Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на анало­гичные по наименованию категории и классификационные груп­пы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправле­ния также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем го­сударственные должности: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, вы­борные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительного или иного выборного ор­гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со­став указанных органов в результате муниципальных выборов, и муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров. Статус выборных муници­пальных должностей в некоторой мере аналогичен статусу госу­дарственных должностей в том смысле, что они не входят в кате­горию муниципальных должностей муниципальной службы, а за­мещающие их лица не относятся к служащим (муниципальным «чиновникам»).

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни долж­ностей федеральной государственной гражданской службы, являю­щиеся соответствующими разделами Реестра должностей федераль­ной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей фе­деральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

Государственным гражданским служащим, замещающим долж­ности без ограничения срока полномочий, в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена присваи­ваются классные чины гражданской службы. При этом замещаю­щим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской ел бы главной группы присваивается классный чин гражданской службы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы веду4 щей группы присваивается классный чин гражданской службы советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин госу­дарственной гражданской службы секретарь государственной граж­данской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.