реферат, рефераты скачать
 

Потребности туристического рынка услуг в РФ


Потребности туристического рынка услуг в РФ

I.                 Введение.


Перед тем как выбрать тему своей курсовой работы по дисцеплине «Организации обслуживания в гостиницах и туристических комплексах», я встретила ряд интересных статей, в которых освещались вопросы, связанные с развитием туристического бизнеса в РФ. Меня и раньше интересовала подобная информация, и были мысли на этот счёт. Но я и не предполагала, насколько глубока и обширна эта тема и сколько острых вопросов стоит по  привлечению иностранных туристов в нашей стране. Интересно было и то, чем эксперты (а среди них: представители Правительства Москвы и Московской городской Думы и ОАО «ГАО «Москва», Комитет по туризму города) объясняют сложившуюся ситуацию и какие наиболее значимые проблемы они выделяют.

Ознакомившись с этими и рядом других периодических изданий, я пришла к выводу, что сегодня как никогда раньше актуальна тема выбранной мной курсовой работы: «Потребности современного туристического рынка услуг РФ». Эта тема очень важна для нашей страны, так как от успешного решения поднятой проблемы зависит её будущее, её инвестиционная привлекательность и роль России в мировом культурном пространстве.

В этой работе я постаралась освятить следующие вопросы: Какие факторы препятствуют привлечению иностранных туристов? Как сложилась данная ситуация у нас в стране? Как долго она существует и есть ли положительные сдвиги? Что уже предпринято для её решения, а что только планируется предпринять? Кто принимает активное участие и какова роля каждого участника данного процесса?

Так же используя статистические данные, я решила показать сложившуюся ситуацию на сегодняшний день и перспективы развития.  Моей главной задачей являлось выявление проблем индустрии туризма в РФ и постановка конкретных задач для их решения. Я старалась после каждой выделенной проблемы  говорить о уже принятых действиях по её решению и тех действиях  которые необходимо предпринять в ближайшие время.

Если сказать, в общем, про поднятый мной вопрос, связанный с развитием туристического рынка услуг, то можно отметить следующие тенденции.

Последние три-четыре года наблюдается положительная динамика и рост въездного туризма в нашу страну. Каждый год, начиная с 2000-го, количество приезжающих увеличилось  на 15-20 %. Российский туризм отличает достаточно выраженная сезонность: рост традиционно шёл за счёт летних месяцев, с июня по конец сентября. Несмотря на то, что и туроператорами, и отдельными гостиницами предпринимались попытки в сколько-нибудь значительной мере «расширить» сезонность, пока не удалось увеличить прибытие туристов на локальные мероприятия вроде Нового года и Рождества. Особенностью стало и то, что наметился спад количества въезжающих туристов и летом. Собственно, ничего неожиданного в таком спаде и нет. О нём говорят в течении последних двух лет. Подобное развитие ситуации связанно с тем, что на фоне общего роста туризма 2000-2003 годов, когда у всех было оптимистическое настроение, стоимость турпакета в Россию подорожал в три раза. То есть на 300 %. Уже в прошлом году прогнозировалось, что спад будет. А в этом году он явно наметился, что очевидно, в первую очередь, по Санкт-Петербургу. В Москве спад не так заметен, поскольку в столице даже в летнее время традиционно проходит множество мероприятий: спортивные, культурные, научные, государственные. В петербургских гостиницах в этом году на протяжении всего сезона не было проблем с отелями. Более того, это не случайность – средняя загрузка по сезону большинства гостиниц туристического класса вряд ли превысит 75-80 %. И ситуация спада будет продолжаться  еще 2-4 лет. Это связанно с тем, что после 3-4 лет подъема в любой стране одновременно с ним повышаются цены, а затем на протяжении 4-5ь лет идёт достаточно серьезный кризис. Насколько глубоко – зависит от многих обстоятельств. В том числе, от того, как быстро отреагируют на ситуацию хотельеры, туроператоры, руководители отраслей: общепита, железных дорог… Однако как бы быстро они не отреагировали, это всё равно несколько лет. Появляются другие правила игры: работать на спаде или подъёме – совершенно разная тактика для руководителей гостиниц и тех людей, которые занимаются продажами. Наступает время работать по-другому. Время видеть проблему на корню и незамедлительно решать её. Об этом речь пойдёт в основной части моей курсовой.       


II. Развитие туризма в России и его специфика.


Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Но учитывая тему моей курсовой работы, я решила коснуться более поздних этапов развития туризма в России Эти этапы охватывают  период XIX и XX века, так как в нем появляются основные предпосылки развития современного  туризма .

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1.     распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);

2.     создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

3.     модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

§        нестабильность внутренней политики;

§        несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

§        несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

§        завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

§        несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

§        недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

§        отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

III. Основные проблемы туристического рынка услуг и пути их решения.


Рассматривая в предыдущей главе развитие туризма в России, мы подошли к переходному периоду, который сложился в нашей стране, начиная с 90-х годов. Именно, в это время стали заметны проблемы, которые складывались годами и тормозили развитие въездного туризма в нашей стране. Стало очевидным то, что пора предпринимать конкретные действия в таких сферах как: внутренняя политика государства, законодательная система, дорожно-транспортная инфраструктура и многое другое.

Поэтому в этой главе я постараюсь конкретно выделить проблему, расписать её и освятить возможные пути решения, руководствуясь мнениями экспертов и теми программами, которые осуществляются в рамках данной проблемы. В некоторых случаях я буду предлагать собственные решения, руководствуясь личным опытом и мнением.

Для начала хотелось бы коснуться нашей законодательной системы.


1.1                      Законодательная система и экономическое стимулирование.

Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существенное влияние на экономику страны, изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, перераспределение рабочих мест и финансовых потоков. Введение института предпринимательства и закона о въезде и выезде дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли, создание тысяч организаций гостинично-туристского комплекса (ГТК), десятков тысяч рабочих мест. В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма.

Однако анализ туристского рынка России позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном уровне. Особенно острыми проблемами у турфирм и гостиниц являются отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Интересно было узнать, что думают об этой проблеме представители комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ. Несколько слов об этом комитете.

 В нынешнем виде, т. е. с июля 2002 года, комитет ТПП обновлен на 80%. В нем работают профессионалы туризма, гостиничного бизнеса, специалисты государственных органов управления туризмом, представители Госдумы РФ, Совета федерации, общественных объединений. Авторитетным для комитета является то, что в нем представлены 11 российских регионов. За Торгово-промышленной палатой закреплено право законодательной экспертизы. Специалистам туризма ясно, насколько важно для развития отрасли, если при разработке тех или иных нормативных актов будут учитываться ее интересы. Сейчас в комитете представлены все государственные структуры и коммерческие сферы, заинтересованные в развитии российской туриндустрии.

Данные эксперты тоже отмечают, что необходимо взаимопонимание между Минэкономразвития и Министерством природных ресурсов РФ, подкреплённое законодательной базой. Из-за ее отсутствия в настоящее время перед регионами возникают непреодолимые препятствия с выделением земельных участков под строительство новых туристских объектов. Речь идет в первую очередь о редактировании понятийного аппарата, норм, регламентирующих деятельность в туризме и т. п. Это внешне рутинная, но необходимая работа.

Другой базовый для отрасли нормативный документ – Концепция развития туризма в РФ, действие которой рассчитано на долговременную перспективу. Отдельный раздел этого документа посвящен региональной политике в сфере туризма. Помимо этого в большинстве регионов России, имеющих туристический потенциал, приняты региональные законы о туризме и программы развития туризма, которые служат основой планового развития туристского комплекса.

Внутренний туризм получил серьезный импульс к наращиванию потенциала и наверстывает то отставание, которое отмечалось в предыдущий период. Уже сейчас он является высокодоходным по сравнению с выездным туризмом, демонстрирующим явную убыточность. Туристическая отрасль впервые за многие годы получила государственную поддержку, а Департамент туризма – должный статус. Есть полное основание для того, чтобы говорить о государственном протекционизме в развитии туризма в России. Примером этого может являться следующее направление. Я имею виду одно из направлений решения данной проблемы - создание наряду с производственными и технико-внедренческими ОЭЗ туристско-рекреационных зон. 17 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании нового вида особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационных. Организациям, которые будут заниматься там созданием, реконструкцией, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказанием различных услуг, обещаны налоговые льготы. В частности, это льготные ставки социального налога (14%), снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, освобождение от уплаты налога на имущество и землю в течение первых пяти лет. На территории туристско-рекреационных ОЭЗ разрешена также разработка месторождений минеральных вод и других ресурсов, используемых в лечебных целях.

Интерес инвесторов и региональных губернаторов, по словам участников телепрограммы РБК, велик уже сейчас. В претендентах на ОЭЗ около 20 субъектов Федерации, в частности, Бурятия, Вологодская, Иркутская и Калужская области, Карелия, Краснодарский край, Поволжье и т.д. Законопроект пройдет через парламент, надо думать, быстро и без помех, так как его поддерживает правительство, давшее положительное заключение. А думская фракция "Единой России" считает этот законопроект приоритетным. Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов ранее отметил, что к концу весенней сессии президент уже может подписать закон.   Туристско-рекреационные ОЭЗ, хотя и поспособствуют созданию более благоприятного инвестиционного климата в отрасли, сами по себе не выведут российский туризм на качественно новый уровень

 Туристические ОЭЗ - это задел на будущее. Пока же эксперты прогнозируют небольшой спад в отрасли в 2006 году, который продолжится и в ближайшие два-три года (см. Приложение №1).  Участник телепрограммы РБК президент компании KMP Group Владимир Канторович считает, что падение въездного туризма составит в этом году 10%, если, конечно, не повлияет политическая ситуация, к которой этот рынок очень чувствителен. Так, по словам эксперта, мы ощутили всплеск заявок на поездки в нашу страну после "карикатурного" скандала: европейцы боятся ехать отдыхать на юг в мусульманские страны и бронируют себе места в России.

         Помимо Законодательной системы и системы льгот правительство поддерживает развитие туризма своей экономической политикой. Так например было принято предложение Департамента внешних связей, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента финансов, ГАО "Москва" о создании Фонда развития туризма "Москва" с формированием его финансовых ресурсов на основе налоговых платежей, зачисляемых в городской бюджет, а также иных централизованных средств и частных инвестиций, привлекаемых на эти цели, в том числе целевого городского займа. Так же этот Фонд развития туризма «Москва» и другие предприятия, учреждения и организации, участвующие в реализации Программы развития ГКХ г. Москвы освобождаются от уплаты налогов, причитающихся бюджету Москвы (согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.05.96 «О программе развития гостинично-туристического комплекса г. Москвы»), (см. приложение №2)


1.2  Качество инфраструктуры туризма.

     В ряде регионов есть целый комплекс условий, благоприятных для развития туристской отрасли. Многообразие природно-климатических зон, наличие природных лечебных ресурсов, богатство историко-культурного наследия делают туризм потенциально привлекательным для инвесторов.

Но согласно недавно проведенному Российским союзом туриндустрии опросу (респондентами выступили 115 туроператоров из 27 регионов) 47% представителей туристических компаний считают, что развитию въездного туризма препятствует дефицит современных гостиниц, 32% считают, что у нас неразвита индустрия развлечений, а 22,6% опрошенных недовольны дей­ствующим налоговым законодательством. Кроме того, в числе причин, препятствующих развитию отрасли, опе­раторы назвали дефицит информации на иностранных языках (указатели, карты, буклеты и т. п.), плохой сер­вис на транспорте и в гостиницах, проблемы с организа­цией посещений музеев, памятников, природных объек­тов, а также скудость рынка сувениров.

Так же по данным «Академсервис» много жалоб со стороны туристов, в основном на инфраструктуру – аэропортов, прохождение таможенных и пограничных формальностей, плохое качество автобусов…Потому что даже хорошие автобусы в нашем понимании – это, как правило 4-6 летние машины, не самые лучшие. Автобусный парк в целом отличается от европейского, и тем более от азиатского. Поступают жалобы и на поезда между столицами. На то, что в Кремле нет туалетов: казалось бы, элементарная вещь, но их нет, а экскурсия по Кремлю в среднем длиться три-четыре часа. Жалобы на то, что люди часами не могут пройти на экскурсию в тот же Кремль или музей в Петербурге, потому что не хватает металлоискателей. Это всё связанно с инфраструктурой

Данные о потребителях туристских услуг в России показывают, что 30% населения с наиболее высокими доходами пользуется 68,3% санаторно-оздоровительных услуг и 95,5 % экскурсионных услуг /Эксперт- №44 - 2005 г. - с. 130/. Это означает, что класс обслуживания туристов в нашей стране должен быть достаточно высоким. Однако в настоящее время в большинстве регионов качество инфраструктуры туризма не соответствует международному уровню. Было отмечено и то, что основные места пребывания туристов – Москва и Петербург, между которыми 700км, практически отсутствует возможность перевезти туристов автобусами в связи с тем, что дорога в ужасном состоянии – она просто небезопасна в иных местах с точки зрения своего технического состояния. Нет элементарных туалетов, хороших ресторанов, мотелей и других мест, где туристы могли бы отдохнуть. А это – два основных города страны.   Таким образом, главная проблема - отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.