| |||||
МЕНЮ
| Принципы управления коммерческими банкамиПринципы управления коммерческими банкамиПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ ПЛАН 1)Введение 2)Сущность банка 3)Структура управления банком 3.1)Однолинейная структура управления банком 3.2)Многолинейная (штабная) структура управления 3.3)Линейно-штабная структура управления 3.4)Общие принципы управления банком 4)Принципы деятельности на начальном этапе 4.1)Регистрация коммерческих банков 5)Немного о кадровой политике в банках 5.1)О мотивации к труду банковского персонала 5.2)О подборе банковских кадров 6)Заключение 7)Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Вопрос о том, что такое банк,не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное наз- начение в народном хозяйстве. БАНК это особый экономи- ческий институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), предоставляющий кредит (займы,ссуды), осу- ществляющий денежные расчеты, выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг (банкноты, чеки, векселя) и др., осущест- вляющий посредничество во взаимных платежах и расчетов между государствами, предприятиями (фирмами), учрежде- ниями и отдельными лицами. Современная кредитно-финан- совая система состоит из следующих основных видов бан- ка: центральные (эмиссионные), коммерческие (депозит- ные), специального назначения и т.д. Центральные (эмиссионные) банки осуществляют руководство всей кре- дитной системой страны, обладают монопольным правом эмиссии банкнот, являются главными проводниками денеж- но-кредитной политики государства, временно хранят свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходи- мости кредиты для поддержания их ликвидности. Банки коммерческие выполняют широкий операций по кредитова- ний юридических и физических лиц. Осуществляют различ- ные виды банковского обслуживания частной клиентуры (ведение текущих счетов, предоставление коммерческих, потребительских займов, учет векселей и т.д.) Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завер- шенного понимания того места, которое должны занимать банки в системе управления экономикой. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснения его общест- венного назначения. В какой то степени ответ на эти вопросы дает структура управления банком и некоторые принципы его работы. Сущность банка настолько многоли- ка что окончательно этот вопрос не будет решен никог- да, однако продвижение в решении этого вопроса необхо- димо. СУЩНОСТЬ БАНКА. Деятельность банковских учреждений так многообраз- на, что их действительная сущность оказывается неопре- деленной. В современном обществе банки занимаются са- мыми разнообразными видами операций. Они не только ор- ганизуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйс- твенных программ, ведут статистику, имеют подсобные предприятия. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. Нако- нец, в представлении о банке как учреждении наши ассо- циации оказываются ближе к банку как служебной конто- ре, аппарату управления. Именно так довольно часто ха- рактеризуется банк. Но более логичной является трактовка банка не как организации или учреждения, а как предприятия. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хо- зяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услу- ги, действует на принципах хозрасчета. Мало отличаются и задачи банка как предприятия-он решает вопросы, свя- занные с удовлетворением общественных потребностях в своем продукте и услугах, реализацией на основе полу- ченной прибыли социальных и экономических интересов как его коллектива, так и интересов собственника иму- щества банка. Банк может осуществлять любые виды хо- зяйственной деятельности (разумеется, если они не про- тиворечат законам страны, вытекают из устава банка) Как и любое другое предприятие, банк должен иметь спе- циальное разрешение (лицензию). В месте с тем банк как предприятие имеет свою спе- цифику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Прежде всего, банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не про- изводства Это обстоятельство дало основание ряду авто- ров считать, что банк это торговое предприятие. Ассо- циации банковской деятельности с торговлей не случай- ны. Банки действительно как бы покупают ресурсы , про- дают их , функционируют в сфере перераспределения, со- действуют обмену товарами. Банки имеют своих продав- цов, хранилища, особый "товарный запас", их деятель- ность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако сходство между банком и сферой торговли в ос- новном заканчивается. Более того, сходство носит толь- ко внешний характер, ибо банки торгуют не товарами, а особым продуктом. Современные банки все чаще занимают- ся консультированием, управлением имущества, сдачей в аренду различных объектов, а распространенная сейчас услуга типа "БАНК-КЛИЕНТ"уже похожа на информационные услуги и услуги связи. При торговле товарами имеет место встречное движе- ние стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу - деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от креди- тора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке лишь при наступлении определенного срока. Различие в том, что что при торговой сделке продавец получает эк- вивалент своего товара-деньги, при кредите кредитору возвращается не только ссуженная стоимость, но и до- бавка к ней в виде ссудного процента. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк ха- рактеризуется как посредническая организация. Основа- нием для этого служит особый перелив ресурсов, времен- но оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кре- дитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Инте- ресы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может нахо- диться в данном регионе. Разумеется, в современном де- нежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующем звеном здесь выступает банк посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от ин- дивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средс- тва, банк может удовлетворить потребности самых разно- образных заемщиков, предоставить выбор кредита на лю- бой вкус-срок, обеспечение, ссудный процент. Постепенно банк, в свою очередь, все более стано- вился кредитным центром, что дало возможность его оп- ределять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом. Определение банка как кредитного предприятия хотя и характеризует важнейшую его специфическую черту, тем не менее не вскрывает полной картины его сущности. Можно сказать, что это фрагмент сущности банка, и именно поэтому она является незавершенной. Как отмечалось, банки занима- ются не только кредитованием, но и целым рядом других видов деятельности. По своей природе банки связаны с денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в целом можно определить как систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело. Главным в сущности банка, его осно- вой, можно при этом считать организацию денежно-кре- дитного процесса и эмитирование денежных знаков. Тако- ва теория вопроса, которая поможет понять, чем должен стать банк на практике. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ. В банковской практике стран с развитой рыночной экономикой принята трехступенчатая классификация субъ- ектов управления в зависимости от объема их распоряди- тельных полномочий : 1)Высшее руководство (дирекция), в компетенцию ко- торого входит принятие основополагающих решений по по- воду целевых установок и экономической политики банка, подбор и расстановка кадров, руководство нижестоящими управленческими подразделениями; 2)Среднее руководство (руководители отделов) в компетенцию которого входит управление отдельными сфе- рами банковской деятельности, регулировании процесса работы , руководство подчиненными служащими, подготов- ка принятия решений для дирекции ; 3)Низшее руководство (руководители групп ), в ком- петенцию которых входит распределение заданий и конт- роль за работой отдельных групп. Однако, очень часто, особенно в нашей стране такое распределение если и существует то весьма условно. Но в крупных российских банках такая классификация может воплощаться в реальности, в мелких банках, напротив, высшее руководство может напрямую руководить даже простыми исполнителями. Систему управления коммерческим банком можно расс- матривать с двух точек зрения. С одной стороны она представляет собой систему передачи распоряжений от вышестоящих инстанций к нижестоящим. С другой стороны система банковского управления выступает как система разделения полномочий между инстанциями. Она определя- ет внутренний конфликтный потенциал банка, связанный с возможными пересечениями сфер компетенции различных субъектов управления. Скорость движения информации и уровень конфликтного потенциала зависят в первую оче- редь от того,какая будет избрана структура управле- ния. Здесь существует три основные альтернативы: одно- линейная, многолинейная и линейно-штабная структуры. ОДНОЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ----------------¬ ¦директор банка ¦ L-------T-------- ¦ -----------------+--------------¬ ------+-------¬ -------+-----¬ ¦ начальник ¦ ¦ начальник ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ L-T---------T-- L-T---------T- ---+------¬ -+---------¬ -----+----¬ ---+-------¬ ¦сотрудник¦ ¦сотрудник ¦ ¦сотрудник¦ ¦сотрудник ¦ L---------- L----------- L---------- L----------- Преимуществом данной структуры управления является четкое разграничение компетенций и ответственности. Недостаток заключается в ее малой гибкости вследствие длительности прохождения информации по цепочке инстан- ций. В связи с этим однолинейная структура управления применима только в мелких банках. МНОГОЛИНЕЙНАЯ (ШТАБНАЯ) СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ -----------------¬ ¦ директор ¦ ¦ банка ¦ L-------T--------- ------------------+---------------¬ -------+--------¬ ¦ ---------+------¬ ¦ заместитель ¦ ¦ ¦ заместитель ¦ ¦ директора ¦ ¦ ¦ директора ¦ L-------T-------- ¦ L--------T------- ¦ ¦ ¦ L----------------+---------------- ¦ --------------------+--------------¬ -------+-----¬ -------+-----¬ ----+-------¬ ¦ начальник ¦ ¦ начальник ¦ ¦начальник ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ ¦ отдела ¦ L------------- L------------- L------------ Отличительной особенностью штабов в данной структу- ре управления является то, что они обладают правом от- давать распоряжения напрямую любым нижестоящим инстан- циям. В результате каждое нижестоящее подразделение получает распоряжения не от одной, а от многих вышес- тоящих инстанций, перед которыми несет ответственность за их выполнение. Преимущества многолинейной структуры заключаются в в ее более высокой гибкости по сравнению с однолинейной, в сокращении времени движения информа- ции по инстанциям, в использовании выгод специализации управленческого труда. Недостатки вытекают из возмож- ного пересечения сфер компетенции штабов, нескоордини- рованности их распоряжений, вследствие чего могут воз- никать конфликтные ситуации. Как и в предыдущем слу- чае, рассматриваемая структура управления пригодна только для сравнительно небольших банков. ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ Линейно-штабная структура представляет собой попыт- ку соединить достоинства обеих рассматриваемых струк- тур и одновременно преодолеть их недостатки. Она пред- полагает создание инстанций двух видов: линейных инс- танций, обладающих правом отдачи распоряжений, и спе- циализированных штабов, которые могут лишь принимать распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но са- ми правом их отдачи не обладают. Таким образом эти штабы существенно отличаются от штабов в многолинейной структуре управления: здесь они выступают только как консультативный орган, оказывающий помощь линейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов такого рода могут быть отдел кадров, юридичес- кий отдел, отдел маркетинга и другие. ---------------------¬----------¬-------------------¬ ¦секретариат дирекци覦 дирекция¦¦ отдел кадров ¦ ¦организационный отд.++ банка ++юридический отдел ¦ ¦ бухгалтерия ¦L----T-----¦ плановый отдел ¦ ¦ревизионный отдел ¦ ¦ ¦отдел маркетинга ¦ L--------------------- ¦ L------------------- ¦ ------------T---------+----T---------------¬ -----+-----¬-----+-----¬--------+-----¬---------+----¬ ¦отд.по об-¦¦отд.по об-¦¦отд.по опера-¦¦международный¦ ¦служиванию¦¦служиванию¦¦циям с ценны-¦¦ ¦ ¦предприят.¦¦населения ¦¦ ми бумагами ¦¦ отдел ¦ L-----------L-----------L--------------L-------------- Линейно-штабная структура управления банком в нас- тоящее время наиболее часто находит применение на практике. Ее преимущества- четкое разграничение полно- мочий (как в однолинейной структуре и использование специализации управленческого труда (как в многолиней- ной). Недостаток же заключается в том, что процессы подготовки решения и его принятия строго разделены. А поскольку штабы не могут непосредственно повлиять на принятие решения линейной инстанцией, это может приво- дить к снижению их мотивации и ответственности за выд- вигаемые предложения. В связи с этим, помимо рассмот- ренного варианта линейно штабной структуры, на практи- ке используется также модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений (ревизионный отдел,юридический отдел и другие). ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ Главное назначение органов управления-обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Определение структуры управления банком предусмат- ривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осущест- влении основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы струк- туры управления коммерческий банк (КБ) вправе решать самостоятельно. На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного ка- питала банка(акционерная, паевая и т.д.) и организаци- онное построение банка(степень развития его сети и его самостоятельность). Так, при акционерной форме образо- вания собственного капитала для получения права полно- го контроля и управления банком необходимо иметь опре- деленную сумму акций, достаточную для владения конт- рольным пакетом. Независимо от формы организации собственного капи- тала банка право управления банком должны иметь его учредители. Такое право реализуется путем непосредс- твенного участия в органах управления банка. Основным (высшим) органом управления КБ является собрание акционеров (пайщиков) банка. Основной орган управления банка решает стратегичес- кие задачи деятельности банка, а именно: -принимает решения об основании банка; -утверждает акты, документы деловой политики банка; -принимает устав банка; -рассматривает и утверждает отчет о работе банка; -рассматривает и утверждает результаты деятельности банка и принимает решения об использовании полу- ченной прибыли или о покрытии убытков; -принимает решения в части формирования фондов бан- ка; -выбирает членов исполнительных и контрольных орга- нов в банке и выбирает директора (председателя правления) банка. Высший орган управления КБ реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы, которые целиком подотчетны ему. Исполнительные и контрольные органы банка должны быть укомплектованы высококвалифицированными банковс- кими работниками. Председатель правления банка в соот- ветствии с уставом избирается высшим органом управле- ния банка и является членом его исполнительного орга- на. Права, обязанности и ответственность председателя правления банка утверждаются уставом банка. Председатель правления банка: -представляет банк; -исполняет решения высшего органа управления банка, заботится об их проведении в жизнь; -поддерживает инициативу работников банка и вносит предложения по совершенствованию деятельности бан- ка; -организует и руководит трудовым коллективом банка; -отвечает за законность работы банка перед органом управления банка. Контрольный орган банка должен контролировать дея- тельность банка через исполнительные органы, директора банка, кредитные и другие специальные службы и предс- тавлять самостоятельный отчет и свои предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности КБ Исполнительные органы банка при выполнении своих функций (реализации всех решений органов управления непосредственно в текущей деятельности банка) опирают- ся на конкретную организационную структуру банка. Собрание акционеров (пайщиков) созываются ежегод- но, не позднее чем через месяц после составления ба- ланса банка за отчетный год. Чрезвычайные собрания ак- ционеров могут созываться по решению совета банка, требованию ревизионной комиссии или акционеров, владе- ющих не менее чем 1/3 -1/10 акционерного капитала. Собрание акционеров (пайщиков): -вносит изменения и дополнения в устав банка; -принимает решения о дополнительном выпуске акций и увеличении уставного капитала; -избирает совет и ревизионную комиссию банка; -рассматривает и утверждает баланс банка, отчет о прибылях и убытках за истекший операционный год, заключение и отчет ревизионной комиссии; -устанавливает порядок распределения прибыли банка, порядок образования и использования фондов банка; -принимает решение о прекращении деятельности бан- ка; -заключает договоры от имени банка о трудовых отношениях с членами совета банка; -рассматривает другие вопросы, вынесенные на собра- Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|