реферат, рефераты скачать
 

Принцип налогообложения Украина


p> 1995 год вообще становится проблематичным. Этот бюджет будет очередной иллюзией, поскольку отсутствует главное условие составление консолидированного бюджета - четко выработанная и законодательно закрепленная налоговая база. У нас пока что принят только один закон - о налоге на прибыль, все остальные - в проектах. Нужно принимать цельную налоговую систему - простую и понятную, легко реализуемую. А сейчас даже этот единственный принятый закон действует в окружении ряда подзаконных актов и инструкций, все усложняющих.

Налоги - главный источник доходной части любого государственного бюджета, и они призваны стимулировать производство. а не его сворачивание.

Другим источником поступления в казну являются государственные ценные бумаги. Однако этот инструмент у нас слабо развит в силу отсутствия рыночной Среды и недоверия граждан к государству-банкроту.

Делать ставку на экспортный потенциал, который в Украине почти уничтожен, тоже увы, не приходится. Его добивают бюрократическая система регистрации экспортных контрактов и жестко волюнтаристские импортные ограничения.

В России, осознав порочность такого курса, недавно отменили все ограничения, равно как и все льготы на внешнеэкономическую деятельность. Не мешало бы и нам последовать примеру северных соседей.

Еще одной предпосылкой для создания нормального консолидированного государственного бюджета является стабильность национальной валюты. Но и здесь нам пока похвалится нечем.

Отсутствие свободного межбанковского валютного рынка также не способствует укреплению бюджетной системы. Очевидная монополизация валютно-финансового рынка Украинской межбанковской валютной биржей, которая находится под полным контролем Национального банка, позволяет этому тандему играть на курсовых разницах на биржевых торгах. Более того, через эту монопольную структуру идет основная часть кредитов

Всемирного банка и МВФ.

Прежде чем принимать госбюджет-95, нужно решить и такой коренной вопрос: как, в каком соотношении будут распределятся наличные поступления между регионами и центром, необходимо разграничить и сферы финансирования из бюджетов разных уровней. Нужно категорически запретить внесение каких-либо корректив в уже утвержденный бюджет и не допускать ни под каким предлогом новых денежных эмиссий. Госбюджет не будет выполнен и в том случае. если НБУ продолжит практику выдачи льготных кредитов. Основная функция НБУ - сохранение стабильности национальной денежной единицы, на ней он и должен сосредоточить все свои усилия. Исходя из всего вышесказанного, можно усомниться в возможности принятия консолидированного бюджета Украины на текущий 1995 год. без устранения названных препятствий и этот бюджет, даже в случая его принятия, как и три предыдущих, окажется иллюзией.

Есть банальный выход из положения - отказаться от принятия годового бюджета и перейти на квартальные планы расходов и доходов. Причем составлять эти планы следует в долларовом эквиваленте, что даст возможность избежать очередного искуса власть имущим прибегнуть к пустой денежной эмиссии. Только это сегодня позволит выйти их бюджетного тупика. Хотя в нашем парламенте вряд ли на такой выход решатся...

Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как создание основ.

Исторически налоги являются наиболее давней формой финансовызх отношений между государством и членами общества с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций. Кроме налогов существуют и другие виды платежей в государственный бюджет, плата за использование ресурсов и отчисления в целевые фонды.

В нашей стране взимается общегосударственные налоги и другие обязательные платежи, а также местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

К первой группе относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины " О системе налогообложения" ( редакция от 02.02.94 г.).

Среди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.

Второй составляющей налоговой системы является система непрямого налогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальные и специфические акцизы, а также пошлины. С точки зрения выполнения фискальных функций они более эффективны, чем прямые, поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны.

I. НДС

В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета
Украины на 1995 наибольшую долю (14,3 %) в общем объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость (НДС), являющийся разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению к малообеспеченным слоям населения.

В Украние НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в
1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС.
Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню.

Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом
Кабинета министров Украины " О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.

У предприниматедей возникают значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблогаемого оборота. Это может привести к значительным недоплатам, за которые налоговая инспекция взыскивает не менее значительные штрафы. Большой же перечень льгот по НДС объясняется тем, что этот налог взимается по унифицированной ставке, противоречащей мировой практике ее дифференциации.

На основании Указа Президента Украины " О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. ледуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйстсвующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд (т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть и газ), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Украины.

В случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации.

Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии Кабинета Министров Украины № 55-93 от 20.05.93 введенным в действие с 05.06.93, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам
Украины, если на протяжении календарного года в его уставном фонде имеется квалификационная иностранная инвестиция. Квалификационной иностранной инвестицией считается взнос одного из учредителей в размерах: от 10 000 до
50 000 долларов США и от 50 000 долларов США и выше.

В соответствии с размером взноса определяется льгота налогообложением
НДС.

Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной
Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г.

Особенностью налогообложения импортных операций является то, что полученная выручка за эскпортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженнонй продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции.

НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно- импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.

Не все товары являются объектом обложения. Не облагаются НДС на импорт:

I. предусмотренные для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного использования дипломатическим и административно- техническим персоналом этих представительств, включая членов их семей;

II. уголь, угольные брикеты и электроэнергия;


III. продукты детсткого питания и детское питание, которые импортируются для реализации через молочные кухни;

IV. детские журналы и газеты, ученические тетради и учебники;

V. лекарственные средства и изделия медицинского назначения, импортируемые для реализации через аптечные учреждения;

VI. товары специального назначения для инвалидов;


VII. почтовые марки, кроме коллекционных, конверты, открытки с почтовыми марками, лотерейные билеты, марки государственной пошлины;


VIII. импортное сырье и материалы, комплектующие изделия, оборудование, ввозимое резидентами для собственных производственных нужд;

IX. энергоносители (нефть, нефтепродукты, газ), ввозимые для производственных нужд Украины;

X. материально-технические ресурсы для сельского хозяйства, техника, запасные части к ней, ввозимые для производственных в Украину.

Экспортируемая продукция не облагается налогами, но при этом экспортируемыми товарами считаются:

I. товары, покинувшие территорию Украины и их вывоз был подтвержден таможенной декларацией;

II. работы и услуги, не предназначенные для эксплуатации, использования и применения в Украине, предоставленные лицами, предприятия которых или они сами постоянно не пребывают или постоянно не проживают на территории Украины;


III. услуги по международным перевозкам, осуществляемые согласно контракту на транспортировку или с брокерским соглашением, по перевозке как товаров, так и пассажиров от пункта за границей до пункта на территории Украины, и транзита через территорию Украины, а также между двумя пунктами внутри страны, как части международных воздушных или водных перевозок.

Не подлежит налогообложению временный экспорт товаров - поставка давальческого сырья украинским заказчиком для обработки за границей с последующим возвратом в полном объеме.

Как показывает практика, наиболее применимой из вышеперечисленных льгот среди налогоплательщиков является льгота по освобождению от НДС услуг аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения. При применении указанной льготы налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем аптечных заведений, ссобщенным письмом Главной государственой налоговой инспекции Украины от 24.01.94 г. №14-312. Кроме этого согласно ее разъяснений от 18.05.94 г. №10-330/10-1870 указанная льгота распространяется на предприятия и организации независимо от форм собственности, которые имеют специальное разрешение (лицензию) Министерства
Здравоохранения на реализацию этих товаров. Как сообщает ГГНИ Украины в вышеуказанных разъяснениях, с 18.02.94 от НДС освобождаются услуги аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения как отечественного производства, так и импортируемых из-за пределов таможенных границ Украины исключительно для реализации через указанные заведения и предприятия.

Помимо вышерассмотренной льготы в 1995 г. Действует льгота, предусмотренная Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. №43-93
"О внесении изменений и дополнений к некоторым декретам Кабинета Министров
Украины о налогах", по освобождению с 18.05.93 от НДС лекарственных средств и изделий медицинского назначения при их отпуске предприятиями- изготовителями потребителям, которые входят в вышеуказанный перечень аптечных заведений, лечебным учреждениям, а также предприятиям, имеющим лицензию Министерства Охраны Здоровья Украины.

Акцизный сбор.

В указе Президента Украины от 18.08.95 "О введении марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия" было утверждено положение о вышеуказанных марках акцизного сбора. Кабинету Министров Украины предписывается в двухнедельный срок утвердить правила изготовления, хранения и продажи марок акцизного сбора и маркировкиалкогольных напитков и табачных изделий, а также порядок реализации или уничтожения конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий. Далее:

1. установить размеры платы за марки акцизного сбора и условных фиксированных ставок акцизного сбора для расчета предварительной уплаты акцизного сбора в денежной форме или в форме обязательств по векселям, выдаваемым в случае приобретения марок акцизного сбора.

2. Представить Верховному Совету украины проект закона о внесении изменений и дополнений в уголовный Кодекс Украины и кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за незаконное изгтовление, подделку, незаконную передачу (продажу) марок акцизного сбора и незаконное использование немаркированных товаров.

3. Министерству финансов Украины и Главной налоговой Инспекции украины обеспечить изготовление марок акцизного сбора и начать до 20.09.95 их реализацию по заявкам производителей и заказчиков (импортеров) алкогольгых напитков и табачных изделий.

4. Государственному Таможенному Комитету Украины определить в двухнедельный срок порядок таможенного оформления марок акцизного сбора в случае их вывоза с таможенной территории Украины для передачи иностранным производителям алкогольных напитков и табачных изделий в целях контроля за соответствием количества вывезенных марок акцизного сбора количеству ввезенных товаров.

Марка акцизного сбора - специальныый знак, которым маркируюется алкогольные напитки и табачные изделия и наличие которого подтверждает уплвату акцизного сбора или надлежащее оформление векселя, в случае осуществления операций с указанными товарами на территории Украины.

Плата за марки акцизного сбора - плата, вносимая заказчиками
(импортерами) и украинскими производителями алкогольных напитков и табачных изделий для покрытия затрат государства на изготовление, хранение и реализацию этих марок.

Производство субъектами предпринимательской деятельности в целях реализации на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий без обозначения марками акцизного сбора, а также ввоза на территорию
Украины, транспортировке и хранения, приема на комиссию и консигнацию для продажи реализации алкогольных напитков и табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца, запрещается.

Уплата акцизного сбора с алкогольных напитков и табачных изделий может производиться по выбору покупателя марок акцизного сбора: в денежной форме до получения марок акцизного сбора или в форме обязательств по простым векселям на сумму акцизного сбора с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней с момента предоставления заявки на покупку марок.

Суммы акцизного сбора, которые уплачиваются в денежной форме или в форме обязательств по простым векселям, выданным покупателям марок акцизного сбора во время их приобретения, рассчитываются покупателями марок самостоятельно исходя из объемов производства (импорта) на основе условной фиксированной (специфической) ставки акцизного сбора (то есть фиксированной суммы в долларах США или в экю на единицу соответствующего подакцизного товара). Сумма к уплате по векселю указывается в нем соответственно в долларах США или экю и подлежит взысканию по векселюв случае несвоевременной уплатыакцизного сбора по приобретенным маркам в украинской валюте по официальному курсу НБУ на дату платежа согласно обязательствам по векселю.

Четвертый год Украина выступает на мировой арене как независимая держава. В четвертый раз она пытается принять к исполнению свой собственный консолидированный государственный бюджет. Так предыдущие попытки 1992, 1993 и минувшего года при реализации, как известно, потерпели фиаско. Что будет с госбюджетом 1995?

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.

Государственный бюджет на 1995 г., представленный правительством на рассмотрение Верховного Совета Украины, составлен с помощью

Международного Валютного Фонда, с учетом его требований и, в частности, того, что дефицит нашего бюджета не превысит норм, допустимыми международными правилами. МВФ оговаривал дефицит в размере от 3 до 4 %

ВВП, но в эти рамки наши финансисты не могли уложиться даже по самым оптимистическим прогнозам - в документе фигурирует цифра предполагаемого дефицита в 7.3% ВВП.

Как мы помним, бюджеты 1992 и 1993 годов планировались с дефицитом в несколько процентов, а бюджет 1994 года вообще беспрецедентно в истории мирового сообщества был принят бездефицитным. А что в итоге?

Всякий раз реальный дефицит оказывался в несколько раз больше намеченного. Невыполнение государственного бюджета в Украине стало уже правилом.

Изначальная нереальность принимаемых бюджетов, их запоздалое утверждение, допущение их перетасовок на протяжении финансового года, эмиссионное покрытие дефицита финансовых средств свидетельствуют о том, что Украина пока не может выстроить свою финансово-бюджетную систему.

Крушение бюджетной политики - свидетельство того, что в государстве не осуществляются декларируемые экономические реформы.

Главной причиной невыполнения трех предыдущих годовых бюджетов в

Украине стали, конечно же, пустые, ничем не обеспеченные наличные и безналичные эмиссии, которые осуществляются с завидным постоянством и при консервативных, и при радикально настроенных власть имущих.

Классическим примером такой политики можно считать летнюю эмиссию 1994 года, осуществленную правительством Виталия Масола, которая практически полностью уничтожила бюджет этого года.

Далее. Сегодня не будет преувеличением сказать, что в Украине бюджета как такового нет, поскольку при его формировании учитывается только тот продукт (да и то не в полном объеме), который создается в государственном секторе экономики. И не учитывается экономическая многоукладность, при которой де-факто 50% национального дохода создается в частном секторе. Но этот сектор, в силу действующей дискриминационной политики, в значительной своей части находится на нелегальном положении, и поэтому огромная масса денег в купоно-карбованцах и СКВ минуют официальные финансовые канала и ни в какой мере способствует пополнению государственной казны.

Негативно отражается на выполнении госбюджета и тот факт, что у нас по-прежнему действуют старые системы налогообложения и оплаты труда, которые ориентированы на изымание максимальной доли прибыли у производителя, что никак не способствует развитию предпринимательства.

Если учиться на ошибках, то нельзя подходить механически к разработке и принятию госбюджета на 1995 год. Верховный Совет должен бы заслушать исполнение предыдущих бюджетов, чтобы досконально выяснить все ошибки и пороки существующей системы, а заодно и назвать конкретных виновников провалов.

С учетом же того, что в 1994 году, по сравнению с 1993, произошло более чем 40-процентное падение ВВП, принятие госбюджета на 1995 год вообще становится проблематичным. этот бюджет будет очередной иллюзией, поскольку отсутствует главное условие составление консолидированного бюджета - четко выработанная и законодательно закрепленная налоговая база. У нас пока что принят только один закон - о налоге на прибыль, все остальные - в проектах. Нужно принимать цельную налоговую систему - простую и понятную, легко реализуемую. А сейчас даже этот единственный принятый закон действует в окружении ряда подзаконных актов и инструкций, все усложняющих.

Налоги - главный источник доходной части любого государственного бюджета, и они призванны стимулировать производство. а не его сворачивание.

Другим источником поступления в казну являются государственные ценные бумаги. Однако этот инструмент у нас слабо развит в силу отсутствия рыночной Среды и недоверия граждан к государству-банкроту.

Делать ставку на экспортный потенциал, который в Украине почти уничтожен, тоже увы, не приходится. Его добивают бюрократическая система регистрации экспортных контрактов и жестко волюнтаристские импортные ограничения. В России, осознав порочность такого курса, недавно отменили все ограничения, равно как и все льготы на внешнеэкономическую деятельность. Не мешало бы и нам последовать примеру северных соседей.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.