реферат, рефераты скачать
 

Причины вегетерианства


Причины вегетерианства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Г. В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра технологии и организации предприятий питания







Причины вегетарианства


Реферат по дисциплине «История и теория кулинарии»



Автор: Макаревич Т.П

Руководитель

канд. техн. наук, доцент Жубрева Т.В









Москва 2010 г.


Генри Дэвид Торо (1817-1862, американский писатель, мыслитель, натуралист):

«Для меня нет никакого сомнения в том, что человечество в процессе своей эволюции прекратит поедать животных так же, как когда-то дикие племена перестали поедать друг друга, когда они вошли в контакт с более развитыми».


Слова, принадлежащие этому великому человеку, словно заглядывающему в будущее, как нельзя лучше характеризуют проделанную мной работу над рефератом. Причины вегетарианства не только в духовности, здоровой диете, но и в огромном шаге, которое делает человечество на пути понимания природы, понимания своей души. Это огромнейший шаг в будущее, шаг на новую ступень развития умственного, духовного!



Введение


Статистика на начало 90-х годов. Более 10% населения мира - вегетарианцы; Индия - более 80% населения, США - около 5% населения, Великобритания - около 7% населения (молодежь от 11 до 18 лет - 8%; не чаще раза в месяц едят мясо примерно 15% населения).

Слово «вегетарианец» введено в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества». За основу было взято латинское «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый». Словосочетание «homo vegetus» указывает на духовно и физически развитую личность.

Изначально слово "вегетарианство" означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точки зрения, а не только фруктово-овощную диету

Вегетарианство (от латинского слова vegetalis - растительный) - система питания, допускающая употребление в пищу лишь растительные продукты, которые согласно этой системе являются единственной естественной пищей человека. Вегетарианство получило распространение в Западной Европе в первой половине 19 века. В России его известности способствовало опубликование профессором А. Н. Бекетовым в 1878 году статьи "Питание человека в его настоящем и будущем", а также популяризация вегетарианства Львом Толстым. В те времена вегетарианством увлекались главным образом некоторые религиозные меньшинства и некоторые слои интеллигенции.

В бывшем Советском Союзе вегетарианство получило клеймо лицемерной буржуазной идеологии, а все доводы в его пользу были объявлены антинаучными. Долгие годы велась настойчивая пропаганда рационального, смешанного питания, а вегетарианский режим назначался лишь с лечебной целью(интересно, не правда ли?). Среди прочих лозунгов тех времен можно найти и такой: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев!"

В последние десятилетия вегетарианство заслужило широкую популярность. По статистике уже в 1983 году во всем мире насчитывалось около миллиона вегетарианцев. И с каждым годом число людей, решивших стать вегетарианцами, становится все больше и больше. Люди начинают насколько жестоко и негуманно выращиваются животные, которые вскоре попадают на обеденный стол, понимают, как экономически не выгодно выращивать животных, когда на земле так мало осталось не стоптанных огромными стадами домашних животных лугов, полей, которые раньше были богаты растительностью. Кормов становится все меньше, природа задыхается от отходов, создаваемых бесчисленными фермами, а так же скотобойнями и др. Куда выгоднее выращивать растения. Не так ли? В своем реферате я хочу доказать, что причин для того, что бы стать вегетарианцем довольно много и причины эти веские, почти неоспоримые. Глядя на обстановку окружающей среды можно утверждать что выращивание растений намного выгоднее , чем выращивание и содержание скота. Планета задыхается и человек. Разумнейшее существо на Земле, обязан прийти на помощь!

Большинство вегетарианцев - это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в собственном сердце, и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины становились вегетарианцами.

Среди них такие люди, как Пифагор, Сократ, Платон, Климент Александрийский, Плутарх, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Монтень, Акбар, Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон, Эммануэль Сведенсборг, Вольтер, Бенджиамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Ламартин, Перси Биши Шелли, Ралф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Лев Толстой, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Швейцер и Альберт Эйнштейн.

По данным опроса 588 американцев-вегетарианцев, проведенного Гиссеновским университетом можно судить об основных причинах перехода на вегетарианское питание:

сохранение здоровья - 78 % этические причины - 69 % экологические соображения - 35 % эстетические основания - 28 % религиозные - 23 % философские - 22 % экономические - 19 % гигиенические - 9 %

Цель моей работы такова : я хочу доказать, что быть вегетарианцем – это значит заботиться о своем будущем и будущем своих детей, будущем всего человечества. Ведь от каждого из нас зависит как будет жить и развиваться будущее поколение. Будут ли наши последователи дышать чистым воздухом, пить чистую воду!? Это зависит от того, примем ли мы прямо сейчас правильное решение – убивать или дать право на жизнь? Быть гуманным по отношению к нашим братьям меньшим или же проявлять жестокость, проявлять инстинкты первобытных предков. Быть вегетарианцем – значит быть чистым не только душой , но и телом! Каждый должен задуматься об этом, хотя бы на мгновение! В наше время трудно представить себе мир без боли и жестокости? Так почему же не попытаться самому стать добрее, начать с себя!? Ведь только начав с себя, мы сможем изменить мир к лучшему!

Вегетарианство входит в моду, как стиль и образ жизни. Это модно, популярно среди молодежи, а так же среди старшего поколения. Проблема, Которую я затрагиваю в своем реферате именно поэтому очень актуальна. Все больше создается сообществ по всему миру, членами которых являются вегетарианцы, веганы , абсолютно разных возрастов.

Я и сама являюсь вегетарианкой и то, о чем я пишу, не является для меня новинкой. С каждым днем, месяцем, годом, я понимаю, что то , чем я живу, питаюсь, интересуюсь – вегетарианство – один из главных принципов в моей жизни. И зная, что людей, пришедших в вегетарианство становится с каждым готом все больше, я воодушевляюсь все больше и больше! Я радуюсь за тех, кто принимает для себя такой образ жизни. Ведь это прекрасно понимать, что ты никому в этом мире не причиняешь боли и страданий. Это облегчает душу, Сердце и совесть! Это счастье и каждый пришедший в вегетарианство ощущает прилив сил, бодрости, надежды на то, что мир этот не безнадежен!


 

Причины. Экология и Экономика


И так, теперь мне хотелось подробнее рассказать о причинах вегетарианства. Их довольно много и с каждым годом становится все больше, ведь на планете с каждым годом становится хуже экологическая обстановка. Кстати, Экологическая причина занимает одно из главных мест. Многие люди, становятся вегетарианцами, видя на сколько плачевно состояние нашей планеты. Вот, что говорят об этом знаменитости:

Род людской всеми силами стремится к превращению поверхности своей земли в пахотные поля и сады.

Задержкой в этом стремлении именно служат мясоедные народы...

(А. Н. БЕКЕТОВ)


Количество питательных веществ в виде растительных продуктов, сконцентрированное в откормленной туше бычка, будучи собрано непосредственно с лона земли, могло бы дать вдесятеро более продуктов питания, чем дает эта туша, и притом продуктов неиспорченных и не способствующих возникновению различных болезней.

(П. Б. Шелли)


И оба они абсолютно правы.

Считается, что животноводство должно накормить население мира. На деле же скот в определенном смысле начинает конкурировать с человечеством, так как ему требуются земля, пища, вода, постройки и топливо, а отходы животноводства становятся одним из главных источников загрязнения окружающей среды. В Великобритании, например, 90% используемой в сельском хозяйстве земли предназначено для пастбищ или для выращивания кормовых культур для животных.

Проблема обеспечения человечества продовольствием стоит очень остро. Это в первую очередь связано с ростом населения земного шара. Человека можно накормить пищей животного происхождения и, как мы видели, растительной пищей. Посмотрим, что выгоднее.

Исходные запасы питания на Земле создаются растениями, которые в процессе фотосинтеза усваивают солнечную энергию и строят из нее биомассу. Они - единственный вид организмов, которые не заимствуют энергию других организмов, а сами накапливают ее.

При сравнении оказывается, что земля используется раз в 10 экономнее, если заниматься не животноводством, а земледелием. Например, для получения 1 кг свинины расходуется 9,2 кг зерновых и других культур, а для получения 1 кг куриного мяса - 10,04 кг этих продуктов. Следовательно, выращивая скот на мясо, человечество растранжиривает ресурсы планеты. Если производить 1 т зерна на человека, то из нее он получит непосредственно для питания только 10% в виде хлеба, круп и т.д., а 90% этого зерна будет скормлено животным (П. Кискин, 1987). Наше сельское хозяйство отравляет выращиваемые растения нитратами, чтобы увеличить вал продукции. Между тем при сокращении животноводства можно было бы производить в 10 раз меньше продуктов растениеводства и, следовательно, не использовать вредные для здоровья методы интенсификации производства.

Еще один пример расчета: при смешанном питании человечества 1 га земли может прокормить 5,5, а при вегетарианском питании - 17 человек. Вся планета (при 8,2 млрд. га пахотной земли) сможет прокормить 45 млрд. человек, придерживающихся смешанного типа питания, но, если человечество перейдет на вегетарианство, планета сможет прокормить 140 млрд. человек.

Сколько же съедают сельскохозяйственные животные? Немало, если учесть, что одних коров в мире 1,3 млрд. голов.

Итак, с точки зрения экономики более рациональным является развитие растениеводства, а не животноводства. Кроме того, при значительном росте населения Земли приобщение к вегетарианству большего числа людей станет необходимостью: прокормить соответствующее количество скота для получения мяса планета не сможет.

Вот почему вегетарианство является очень важным фактором для улучшения экологии нашей планеты, поддержания жизни на всей Земле!

По мере увеличения населения земного шара все большая территория планеты превращается в пахотные земли и пастбища. Неумолимо изменяется лицо окружающего мира: исчезают леса, луга, травяные степи, а вместе с ними гибнут звери, птицы, насекомые. Если человечество хочет сохранить природу, если ему дорог облик его планеты, тогда для него приобретает важное значение вопрос: при каком способе производства продуктов питания наиболее экономно используется земля? О том, что для животноводства необходимо больше земли, чем для земледелия, упоминал еще Платон.

Леса являются неотъемлемой частью экологической системы Земли. В них не только живет большая часть земной фауны, они поддерживают уровень кислорода и поглощают двуокись углерода, регулируют суточную температуру Земли, участвуют в образовании осадков, защищают почву, в частности предотвращая ее размывание дождями. На территориях, где сведены леса, дожди очень быстро вымывают плодородный слой, делая земли бесплодными пустынями. К эрозии почвы приводит и выпас скота с интенсивным использованием одних и тех же пастбищ. Животные каждый раз поедают отрастающие стебли травы, препятствуя ее регенерации.

Особенно катастрофично то, что для выращивания скота ежегодно вырубаются тропические леса; это приводит к необратимым изменениям в климате Земли, усиливает парниковый эффект.

При этом уничтожаются целые виды животных и растений, число исчезающих с лица Земли видов последних вследствие выведения тропических лесов составляет 1000 в год.

Площади, на которых уничтожен, плодородный слой в результате разведения скота, составляют 85% всех площадей с уничтоженным плодородным слоем.

Достаточно велика роль животноводства в создании парникового эффекта

С начала промышленной революции в 1850 г. резко возросло количество сжигаемого ископаемого топлива. 80% окиси углерода образуется при сжигании ископаемого топлива, остальные 20% - при вырубке лесов, изменении характера использования земли, эрозии почвы и, как результат, - животноводства.

В мире имеется 1,3 млрд. коров, их число возросло вдвое между 1960 и 1980 гг., каждая корова выделяет 200 л метана в день. Коровы Великобритании, в частности, являются источником 23% всей эмиссии метана, происходящей в стране. В целом коровы на земном шаре выделяют 100 млн. т метана; овцы, козы, лошади, верблюды - 40 млн. т.

Животноводство не только наносит ущерб дикой природе при расширении пашен и пастбищ, не только означает максимальную эксплуатацию земли для получения больших урожаев кормовых и загрязнение биосферы химическими веществами. При значительном скоплении сельскохозяйственных животных на фермах, бойнях они разрушительно действуют на окружающую природу, в частности моча скота меняет состав и свойства почвы и подпочвенных вод.

Животноводческие хозяйства мира являются источником огромного количества навоза и мочи от скота (в США, например, - 230 тыс. фунтов каждую секунду). В результате загрязнение вод в США, связанное с животноводством, оказывается большим, чем загрязнение промышленными и городскими отходами.



 

Религия


Еще одна причина – религиозная.

Индуизм, буддизм, джайнизм

До настоящего времени взаимоотношения с животными составляют важную часть религий мира, многие люди и теперь верят в мистическое родство между человеком и животными.

Индуизм имеет корни, уходящие в ведическую религию брахманизм. Благодаря высокому уровню духовного развития общества (развитые философия и принципы морали) Индия стала первым государством, в котором религиозно-нравственные принципы запрещали потребление мяса и жестокое обращение с животными. Согласно религиозным воззрениям индусов, все животные - четвероногие, пернатые, покрытые чешуей - считались младшими братьями и сестрами человека, общим творцом которых был Бог. Индийские веды - религиозно-философские Священные писания II-I вв. до н.э. - утверждали необходимость гуманного обращения с животными. Все живые существа на земле считались одной семьей. Такое отношение к миру считалось необходимым для совершенствования души.

Верующий индус воспринимает свои добрые поступки по отношению к животному как ступеньки на пути к спасению.

Гуманное отношение к животным считалось высокой формой этики поведения.

Индусские семьи часто держат домашних животных, птиц. Но, в отличие от жителей западных стран, индусы видят свой религиозный долг в том, чтобы заботиться о животных, которых они считают членами своих семей. Индус утром сначала кормит свое животное, а потом принимается за другие дела.

Индуизм подчеркивает родственную близость человека с природой, со всеми животными, а это делает невозможным враждебное или даже безразличное отношение к животным, с которыми человек образует единство. В своем развитии человечество сначала проходит стадию воплощений в животном царстве.

Идея реинкарнации, т.е. перевоплощения души после смерти тела в другого человека или иногда даже обратно в животное, также укрепляла убеждение верующих в недопустимости жестокого обращения с животными, поскольку в последующих реинкарнациях человек мог снова воплотиться в животное и стать жертвой такого же насилия, какое совершал ранее он. Идея реинкарнации уравнивала человека с другими существами, потому что он не знал, кем может стать, вновь родившись; с другой стороны, неизбежность перевоплощения служила для человека предостережением против проявления жестокости. В религиозных текстах прямо говорилось, что люди, совершившие насилие по отношению к безвинным животным, доверившимся им, будут караться после смерти.

Великие основатели религий в Индии, безусловно, сделали очень много для защиты животных, для осознания их прав. Те идеи, которые с великим трудом пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашего века, уже несколько тысячелетий являются достоянием народов на Востоке, ими руководствуются в жизни.

Особое место среди животных в индуистских религиозных традициях занимает корова - то самое существо, которое не вызывает ни сострадания, ни внимания к себе в других странах. Люди, считающие себя весьма гуманными и большими любителями животных, совершенно спокойно потребляют мясо, и в первую очередь говядину. В соответствии с ведическими и индуистскими традициями считалось, что Праматерь-корова дала человеку драгоценные продукты, необходимые ему для жизни, - молоко, творог, масло и др. Навоз служит не только удобрением, выделяющийся из него газ (метан) используется как источник тепла для обогрева дома и приготовления пищи; кроме того, коровий навоз считается очищающим средством. Таким образом, корова играет важную роль в экономике и сельском хозяйстве индусов и занимает центральное место в идеале «простой жизни и возвышенного мышления», предлагаемом ведами.

Другой восточной религией, также проповедовавшей вегетарианство, был зороастризм. Основатель этой религии Заратустра (в греческом написании Зороастр), живший в Персии примерно за 600 лет до н.э., был известным защитником животных. Последователи его религии, спасаясь от преследований исламских владык, бежали в Индию, где религия была гораздо ближе к их собственной. Их современные потомки в Индии называются парсами: всего зороастрианцев сейчас около 200 тыс. человек, они придерживаются вегетарианства.

Современный индуизм, который стал менее жестко предписывать вегетарианство, продолжает, тем не менее, проповедовать принцип ахинсы, непричинения вреда всем существам. Несмотря на отход некоторой части индуистов от вегетарианства, число индуистов, придерживающихся вегетарианства, составляет сейчас более 700 млн., т. е. 83% населения Индии.

Другой величайшей религией мира, возникшей в Индии, был буддизм. Буддизм - религиозное движение, которое отличалось от индуизма непризнанием ведических текстов и жертвоприношений животных. Основатель этого движения Будда жил с 563 по 483 г. (по другой версии - 623-544) до н.э. и считается современником основателя джайнизма Махавиры. Как и джайнизм, буддизм не считает мир сотворенным Богом. Смена жизней, согласно буддизму, существовала всегда. Высшим достижением человека является нирвана - освобождение от закона перевоплощений, кармы, от всех привязанностей и ограничений; ее можно достичь с помощью праведной жизни и медитации. Буддизм исповедует веру в перевоплощение. Каждый человек может, пройдя восходящие ступени все более возвышенного состояния, достичь нирваны. Поскольку животные постоянно страдают, рождение животным является регрессом и наказанием за прошлые грехи. Эта вера заставляет человека постоянно помнить о том, что он тоже может оказаться на месте животного

Третьей ведущей религией Индии является джайнизм. Эта религия довела до полного логического развития идеи ахинсы и наиболее бескомпромиссно защищает все формы живых существ. Джайнизм был основан святым Пророком Махавирой (VI в. до н. э.), получил значительное распространение в Индии, и в настоящее время насчитывается более 4 млн. его последователей.

Джайнисты не только особо строгие вегетарианцы, они также считают невозможным убивать любое живое существо, даже насекомое. Центральной в этом учении является доктрина, основанная на разделении всего сущего на живое и неживое. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают. Черви обладают чувствами осязания и вкуса; жуки, муравьи имеют чувства осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи, кроме того, имеют чувство зрения. Змеи помимо этих чувств имеют чувство слуха, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и мышления. Таким образом, человек попадает в одну категорию с рыбами и зверями. Чтобы предотвратить свою дурную карму судьбы, джайнист должен очищать себя от скверны; он принимает зароки, важнейшим из которых является клятва непричинения зла другому, т.е. соблюдения принципа ахинсы. Все джайнисты также не потребляют алкоголь, мед и фиги. Ахинса предписывает также обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насекомые).

Последователи джайнистской религии организуют в Индии больницы для животных. Хотя адепты буддизма сделали очень много для защиты животных, джайнисты оказались наиболее последовательными в своих верованиях и поступках.


Иудаизм


Отношение евреев к животным, как можно судить по Ветхому Завету, было относительно гуманным. Например, в книге Исайи, который проповедовал примерно в 730 г. до н.э., мы находим возражения против жертвоприношения животных, когда Бог говорит: «Для меня нет радости в крови волов, или ягнят, или козлов...» Это не единственные примеры милосердного отношения к животным в Ветхом Завете.

В Библии многочисленны упоминания о животных, по отношению к которым Бог выступает как хранитель; в псалмах Давида и пророчествах Бог упоминается как пекущийся о всякой твари, милосердный ко всем. Поскольку высшим нравственным принципом иудейской религии является подражание Богу, то нравственным долгом верующих должно было стать сострадание к животным. В Библии прямо указывается, что человек должен приходить на помощь животному: если кто-либо увидит осла, упавшего под грузом, то он не должен проходить мимо, но должен освободить его. Священное писание также указывает, что человек наравне с животными должен делить плоды земные, и предписывает давать отдых домашним животным - быку, ослу, другому скоту - в день субботний, когда отдыхает человек. Например, говорится, что на седьмой день человек должен отдохнуть, и его бык, и его осел могут отдохнуть. В Экклезиасте утверждается, что человек не возвышается над зверем, это все тщеславная гордыня. Однако в толковании Библии Талмудом эти обязанности нравственного порядка перед животными понимались уже иначе - как забота о благосостоянии человека, для которого скот являлся источником материального благополучия.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.