реферат, рефераты скачать
 

Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона


Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона

Проблемы и пути развития потребительской кооперации региона

Васильева М.А., ВлГУ

В настоящее время в развитии экономики региона происходят интенсивные качественные позитивные изменения, выражающиеся в осознанном стремлении к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы. Таким образом, уровень концентрации экономики повышается благодаря формированию очень сильных торговых систем, сосредоточенных, как правило, в областном центре. Чрезмерная концентрация обуславливает отток всех видов ресурсов из сельской местности, что, наряду с другими известными факторами, приводит, в свою очередь, к убыточности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В решении указанной проблемы значительную роль играет система потребительской кооперации. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения, посредством согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-технологической цепочке. Это, в свою очередь, создает предпосылки для сбалансированного функционирования экономики сельской местности.

Потребительская кооперация как одна из старейших организационных форм некоммерческого сектора экономики до сих пор не потеряла своей значимости в силу того, что ни одна существующая организационная система не ставит своей целью помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства, а также решение социальных и экономических проблем жителей сельской местности.

Определяя место потребительской кооперации в системе некоммерческого сектора экономики, прежде всего хотелось бы отметить, что существует целый ряд взглядов, позиций, точек зрения на саму природу некоммерческого сектора. Не ставя основной целью данной статьи рассмотрение существующих теорий, следует сделать одно важное замечание. Суть его сводится к тому, что потребительская кооперация, как организационно - правовая форма, скорее исключение для некоммерческого сектора, нежели его закономерный продукт. Сделанный вывод вытекает из того, что потребительская кооперация в большей степени подпадает под критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение прибыли и распределение её между участниками производства). Однако целевые функции потребительской кооперации и механизмы её управления, реализуясь в системе некоммерческих интересов (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и т.п.), а также основанные на принципах демократического управления, конечно же, позволяют считать потребкооперацию некоммерческой структурой. Такой двойственный характер приведенной организационно-правовой формы позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики, соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем единстве и противоречии[1] .

Необходимо отметить, что по поводу содержания кооперации как общественного института также существует несколько точек зрения. Каждая из них в отдельности не в состоянии раскрыть социально-экономического значения кооперации.

Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что кооперация объединяет в своем понятии три составляющие: кооперация - форма труда; кооперация - хозяйственное предприятие; кооперация - общественное движение (табл. 1).

Таблица 1

Содержательные элементы кооперации

Элементы кооперации



ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.