реферат, рефераты скачать
 

Предпринимательство (бизнес), как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка


Предпринимательство (бизнес), как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка

Предпринимательство (бизнес), как одна из форм хозяйственной деятельности в условиях рынка, его форма собственности, программа развития и государственной поддержки в Республике Беларусь

Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от20 до 60% валового национального продукта.

Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики. Без рыночной экономики нет предпринимательства, равно как без предпринимательства нет и самой рыночной экономики. Такая же форма взаимодействия имеет место и при рассмотрении взаимосвязей между предпринимательством и конкуренцией. Предпринимательство является одной из важнейших предпосылок формирования конкурентной среды, развития инициативы населения, социальной стабилизации в обществе.

По определению многих авторов, предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате  денежный доход и личное удовлетворение достигнутым [11, c.12].

Устойчивое развитие предпринимательства является необходимым условием эффективного функционирования экономики страны, во многом определяющее темпы экономического роста, состояние занятости населения.

Закон РБ “О предприятиях в РБ” проводит классификацию создаваемых в Беларуси предприятий по формам собственности [2]:

основанные на государственной собственности;

основанные на коллективной собственности;

основанные на частной собственности;

основанные на совместной собственности;

основанные на смешанных формах собственности.

В соответствии с Законом РБ “О предприятиях в РБ” органы Республики Беларусь, уполномоченные управлять государственным имуществом могут создавать государственные предприятия. Госпредприятия могут находиться как в республиканской, так и в коммунальной собственности [2].

Особенностью предприятий общественных объединений является то, что они осуществляют свою хозяйственную деятельность только для достижения уставных целей самого общественного объединения.

Большое распространение в Беларуси получили унитарные предприятия, т.е. коммерческие организации не наделённые правом собственности на закреплённое за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские и коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического или юридического лица, или членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц (как юридических, так, и индивидуальных предпринимателей) для достижения общей коммерческой цели, причём, как правило, личное участие каждого из них в деятельности товарищества обязательно. Хозяйственные товарищества в РБ могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества [2].

Полным признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи), в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим личным имуществом по обязательствам товарищества.

В отличие от полного коммандитным признаётся товарищество, в котором наряду с полными товарищами, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (как в ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое двумя и более лицами общество, уставный фонд которого разделён на доли определённых уставными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах переданных ими вкладов. В обществе с дополнительной ответственностью в отличие от ООО участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим личным имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества.

Акционерным обществом является общество, уставный фонд которого разделён на определённое число акций равной номинальной стоимости. Существует два вида акционерных обществ. Акционерным обществом открытого типа  является общество, акции которого распространяются путём открытой подписки на них и имеют свободное хождение. В отличие от ОАО в акционерном обществе закрытого типа акции перераспределяются с согласия других акционеров и /или ограниченному кругу лиц. Акции такого общества не могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг [2].

В республике могут образовываться производственные кооперативы (артели) – коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе.

До недавнего времени в Беларуси большое распространение имели арендные коллективные предприятия. Однако новый Гражданский Кодекс обязал учредителей таких предприятий преобразовать их в иные формы либо ликвидировать.

Сельскохозяйственные предприятия Беларуси осуществляют свою деятельность в форме совхозов, колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В процессе формирования уставного фонда перечисленных форм предприятий одним из учредителей может выступать иностранный субъект. В данном случае будет образовано совместное предприятие, если уставный фонд будет частично образован за счёт иностранного капитала, либо иностранное предприятие, если его уставный фонд на все 100% будет состоять из иностранного капитала.

Вопрос эффективной государственной политики в области поддержки малого бизнеса, особенно для постсоциалистических стран, по-прежнему очень актуален.

Для выработки государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства и решения насущных проблем данного сектора экономики Указом Президента от 19 июля 1996 г. № 260 было создано Министерство (Департамент) предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, а затем и территориальные комитеты. Свою работу они определяли согласно законов “О предпринимательстве в Республике Беларусь”, “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь”, а также соответствующих указов Президента нашей страны [5, с.29].

Закон РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства РБ» от 16.10.1996 определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в РБ, направленной на создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [3].

В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида, инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ, разрабатываемых соответственно Правительством и центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами. Целью Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, в том числе научно-инновационного, в производственной, научно-технической и других сферах экономики Республики Беларусь на основе эффективных институционных преобразований, совершенствования и развития инфраструктуры, финансового, информационного и научно-методического обеспечения и подготовки кадров предпринимательского сектора [5, c.30].

Практически все программы государственной поддержки малого предпринимательства в республике в качестве приоритетов называют экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства.

До 1996 года государственная поддержка предпринимательства осуществлялась через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (БФФПП), основанный в 1992 году, в соответствии с постановлением правительства. Будучи государственно-общественной организацией, БФФПП финансировался как за счет поступлений из госбюджета, так и за счет средств различных зарубежных и международных организаций (TACIS, IFC, Transform и др.), причем поступления из госбюджета составляли в разные годы от 30 до 65% доходной части бюджета БФФПП. Выделяемые из бюджета средства вместе с другими привлеченными источниками позволили оказать кредитную поддержку 235 предприятиям [5, c.30].

Существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»:

Проектами, составляющими эту программу являются:

- проект «развитие микрокредитования»;

- конкурс проектов создания национальной сети инкубаторов малого предпринимательства;

- проект поддержки частного предпринимательства в Беларуси, который финансируется Британским Фондом Ноу Хау.

Основной целью программы Малых Проектов ТАСИС по приграничному сотрудничеству является содействие развитию связей между регионами, городами, местными органами власти в соответствующих пограничных зонах, а также повышение роли регионов.

Таким образом, предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Предпринимательство может иметь государственную, коллективную, частную, совместную и смешанную формы собственности. В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ.

Список литературы

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998г. №218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –1999. -№7-9. -Ст.101

Закон Республики Беларусь “О предприятиях в Республике Беларусь” от 14.12.1990г. №462-XII с изменениями и дополнениями. // Ведомости Верховного совета Республики Беларусь. –1991г. -№3. –Ст.13

Указ президента Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 19.07.1996г. №262. // Сборник указов Президента. -1996г. -№21. –Ст.514

Брюммер К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии. // Проблемы теории и практики управления. –2002г. №2. –С.58-63

Колесникова И. Государственная поддержка малого бизнеса в Беларуси: целесообразность, направленность, основные формы.// Управление капиталом. – 1998. - №8 – С.28 –30.

Макеев Д. Малый бизнес в Великобритании. // Современная Европа. –2003г. -№2. –С.72-79

Малый бизнес в Казахстане – использование опыта США. // США, Канада: экономика, политика, культура. –1999г. -№3-4. –С.147-158

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. 0М.: ИНФРА-М, 1999г. –343с.

Экономика предприятия. / Под ред. О.И. Волкова. –М.: ИНФРА-М, 1997г. –416с.

Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. // Менеджмент в России и за рубежом. –1999г. -№5. –С.115-121

Догиль Л.Ф., Семёнов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес. -Мн.: Вышейшая школа, 1997г. –375с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/




ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.