| |||||
МЕНЮ
| Первая «Ообщаяи рациональная грамматика Пор-РояляПервая «Ообщаяи рациональная грамматика Пор-РояляМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАФЕДРА ЯЗЫКОЗНАНИЯ РЕФЕРАТ «ПЕРВАЯ «ОБЩАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА ПОР-РОЯЛЯ» Работу выполнила студентка 1 курса 3 группы Козлова Е.А. Калининград 2003 ПЛАН Введение…………………………………………………………….3
ВСТУПЛЕНИЕ. Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых
текстов мирового лингво-филологического наследия. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ «ГРАММАТИКИ ПОР-РОЯЛЯ». После Томаса Эрфуртского в течение примерно двух столетий теоретический подход к языку не получил значительного развития. Однако именно в это время шло постепенное становление нового взгляда на языки, который в конечном итоге выделил европейскую лингвистическую традицию из всех остальных. Появилась идея о множественности языков и о возможности их сопоставления. Разумеется, о том, что языков много, знали всегда, бывали и единичные попытки сопоставления языков. Однако, как выше уже отмечалось, каждая из лингвистических традиций явно или неявно основывалась на наблюдениях над каким-то одним языком, которым всегда был язык соответствующей культурной традиции. Можно было переориентироваться с одного языка на другой, как было в Древнем Риме и в Японии, можно было, особенно на раннем этапе развития традиции, переносить на язык своей культуры категории другого, ранее уже описанного языка, но всегда становление традиции или даже ее варианта сопровождалось замыканием в изучении одного языка. В средневековой Европе греческий и латинский варианты традиции почти не соприкасались друг с другом. В Западной Европе даже в XIII—XIV вв., когда на ряде языков уже существовала развитая письменность, единственным достойным объектом изучения все еще считалась латынь. Отдельные исключения вроде исландских фонетических трактатов были редки. Положение стало меняться в одних странах с XV в., в других с XVI в. К этому времени в ряде государств завершился период феодальной раздробленности, шло становление централизованных государств. На многих языках активно развивалась письменность, появлялись как деловые, так и художественные тексты, в том числе произведения таких выдающихся авторов, как Данте, Ф. Петрарка, Дж. Чосер. Чем дальше, тем больше распространялись представления о том, что латынь не является единственным языком культуры. Национальная и языковая ситуация в позднесредневековой Европе имела две особенности, которые повлияли на развитие дальнейших представлений о языке. Во-первых, Западная Европа не составляла единого государства, а представляла собой множество государств, где в большинстве случаев говорили на разных языках. При этом среди этих государств не было ни одного, которое бы могло претендовать на господство (как в прошлом Римская империя и недолго существовавшая империя Карла Великого). Уже поэтому ни один язык не мог восприниматься как столь же универсальный, как латынь. Французский язык для немца или немецкий для француза были иностранными языками, а не языками господствующего государства или более высокой культуры. Даже в Англии, где в XI—XV вв. языком знати был французский, затем все же окончательно победил английский язык, включивший в себя много французских заимствований. Во-вторых, все основные языки Западной Европы были генетически родственны, принадлежа к двум группам индоевропейской семьи — романской и германской, и типологически достаточно близки, обладая, в частности, сходными системами частей речи и грамматических категорий. Отсюда достаточно естественно возникала мысль о принципиальном сходстве языков, обладающих лишь частными отличиями друг от друга. Вместо идеи о латыни как о единственном языке культуры возникала идея о нескольких примерно равных по значению и похожих друг на друга языках: французском, испанском, итальянском, немецком, английском и др. Кроме этого главного фактора было еще два дополнительных. Хотя и в
средние века понаслышке знали о существовании, помимо латыни, еще двух
великих языков: древнегреческого и древнееврейского, но реально владели
этими языками очень немногие, а выражаясь по-современному, в базу данных
для западноевропейской науки о языке они почти не входили. Теперь же в
эпоху гуманизма два этих языка начали активно изучаться, а их особенности —
учитываться, причем довольно большие типологические отличия
древнееврейского языка от европейских расширяли представления ученых о том,
какими бывают языки. Другим фактором были так называемые великие
географические открытия и усиление торговых связей со странами Востока. Гораздо большее значение для развития европейской традиции и преобразования ее в науку о языке сыграли первые грамматики новых западных языков. Грамматики испанского и итальянского языков появились с XV в., французского, английского и немецкого — с XVI в. Поначалу некоторые из них писались на латыни, но постепенно в таких грамматиках описываемые языки одновременно становились и языками, на которых они написаны. Эти грамматики имели учебную направленность. Стояла задача формирования и закрепления нормы этих языков, особенно важная после изобретения в XV в. книгопечатания. В грамматиках одновременно формулировались правила языка и содержался учебный материал, позволяющий выучить эти правила. В это же время получила активное развитие лексикография, ранее составлявшая отсталую часть европейской традиции, Если раньше преобладали глоссы, то теперь в связи с задачей создания норм новых языков создаются достаточно полные нормативные словари. В связи с подготовкой такого словаря для французского языка в 1634 г. была создана Французская академия, существующая до настоящего времени; она стала центром нормализации языка в стране. Ранее единая западноевропейская традиция стала разделяться на
национальные ветви. Поначалу, примерно до конца XVII в., исследования
языков наиболее активно развивались в романских странах. В XVI в. после
некоторого перерыва вновь начинает развиваться теория языка. Выдающийся
французский ученый Пьер де ла Раме (Рамус) (1515— 1672, убит в В XVII в. еще более активно ведутся поиски универсальных свойств
языка, тем более что расширение межгосударственных связей и трудности,
связанные с процессом перевода, оживляли идеи о создании «всемирного
языка», общего для всех, а чтобы создать его, надо было выявить свойства,
которыми обладают реальные языки. На развитие универсальных грамматик влиял
и интеллектуальный климат эпохи, в частности, популярность
рационалистической философии Рене Декарта (Картезия) (1596—1650), хотя
известное благодаря Н. Хомскому наименование «картезианские грамматики» в
отношении грамматики Пор-Рояля и подобных ей не вполне точно, поскольку
многие «картезианские» идеи присутствовали у Ф. Санчеса и других еще до Р. Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая «Грамматика Пор-Рояля», впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695). ХАРАКТЕРИСТИКА «ГРАММАТИКИ ПОР-РОЯЛЯ». «Грамматика Пор-Рояля» вошла в историю науки под не принадлежащим авторам названием («Грамматика общая и рациональная» — начало очень длинного подлинного названия). Женский монастырь Пор-Ро в те годы был центром передовой мысли, с ним был связан кругом ученых, в который входили и авторы грамматики. Книга была результатом содружества двух специалистов разных профессий. А. Арно был логиком и философом, соавтором известной книги по логике, а К. Лансло — одним из первых во Франции профессиональных лингвистов, преподавателем языков и автором грамматик; в частности, он первым во Франции преподавал латинский язык как иностранный, с объяснениями на французском языке. Такое сочетание дало возможность объяснить высокую для того времени теоретичность с достаточно xopoшим знанием материала нескольких языков. Авторы грамматики считали недостаточным чисто описательный подход к
языку и стремились создать объяснительную грамматику, в ней говорилось,
что стимулом к ее написанию послужил «путь разумных объяснений многих
явлений, либо общих для всех языков, либо присущих лишь некоторым из них». Авторы грамматики исходили из существования общей логической основы языков, от которой конкретные языки отклоняются в той иной степени. Сама по себе такая идея была в XVII в. не новой и восходила к модистам. Эта идея для А. Арно и К. Лансло была столь убедительной, что не требовала особых доказательств. Например, в грамматике говорится о «естественном порядке слов» без доказательств существования такого порядка и даже без его описания (хотя достаточно , что «естественным» для них, как и для модистов, был порядок «подлежащее — сказуемое — дополнение»). От модистов авторы «Грамматики Пор-Рояля» отличались не столько самой идеей основы языков, сколько пониманием того, что собой эта основа представляет. У модистов, выражаясь современным языком, соответствие между поверхностными и глубинными структурами оказывалось взаимно однозначным или по крайней мере очень близким к нему. Они старались каждому явлению, зафиксированному в грамматике Присциана, приписать философский смысл. В данной грамматике этого уже нет прежде всего из-за расширения эмпирической базы. Если модисты исходили из одной латыни, то здесь почти в каждой главе рассматриваются два языка: латынь и французский, достаточно часто упоминаются также испанский, итальянский, древнегреческий и древнееврейский, а изредка речь идет и о «северных», то есть германских, и о «восточных» языках; что имеется в виду в последнем случае, не вполне ясно. С современной точки зрения количество языков невелико, но по сравнению с предшествующим временем это был крупный шаг вперед. Ориентация на латинский эталон была еще не вполне преодолена в
грамматике, что особенно заметно в разделе о падежах и предлогах. Хотя и
сказано, что «из всех языков только греческий и латынь имеют падежи имен в
полном смысле этого слова», но за эталон принимается латинская падежная
система, именно она признается «логической». В древнегреческом языке, где
по сравнению с латынью на один падеж меньше, предлагается считать, что
отсутствующий аблатив «есть и у греческих имен, хотя он всегда совпадает с
дативом». Для французского же языка выражение тех или иных «глубинных»
падежей видится в употреблении предлогов или опущении артикля. Более
сложный случай составляют для А. Арно и К. Лансло прилагательные. В
латинских грамматиках было принято считать существительные и прилагательные
одной частью речи — именем, но для французского и других новых языков Эталонные, соответствующие «разуму» структуры в большинстве случаев
конструируются на основе либо латыни, либо французского языка. Но в
принципе в этой роли могут выступать любые языки вплоть до «восточных»,
как это говорится там, где признается рациональность сов- падения формы
третьего лица с основой глагола. Авторы, по-видимому, исходят из некоторых
априорных и прямо не формулируемых представлений о «логичности» и Однако есть случаи, когда А. Арно и К. Лансло отвлекаются от
особенностей конкретных языков и подходят к семантическому анализу. Здесь
наиболее важными оказываются разделы, посвященные сравнительно периферийным
вопросам: относительным местоимениям, наречиям, эллипсису и т. д. Одно из
самых известных мест книги — это фрагмент раздела об относительных
местоимениях, где анализируется фраза: Dieu invisible a сгйй le monde
visible «Невидимый бог создал видимый мир ». По его поводу А. Арно и К. Если отвлечься от архаичных для нашей эпохи терминов вроде «суждение»,
такое высказывание кажется очень современным. Авторы «Грамматики Пор-Рояля»
здесь четко различают формальную и семанти- ческую структуру, которые
фактически не различали модисты, но и не всегда четко разграничивали и
многие лингвисты XIX и XX вв. Отталкиваясь от объяснения поверхностных
явлений французского языка (в данном разделе грамматики речь идет только об
одном языке), он переходит к описанию их семантики, не имеющей прямых
формальных соответствий. Еще в XVII в. они пришли к тем же выводам, что
многие современные лингвисты. Однако, как уже говорилось, чаще в грамматике В некоторых других местах книги говорится о синонимии языковых выражений, из которых одно признается более соответствующим логике (хотя не всегда ясно, идет ли речь о полном соответствии), а другое может употребляться вместо него ради «желания людей сократить речь» или «для изящества речи». Чаще в этих случаях за эталон принимаются явления французского языка. Впрочем, о синонимии некоторых исходных и неисходных выражений говорилось задолго до XVII в.: можно указать на явление эллипсиса, рассматривавшееся так еще с античности. Безусловно, у А. Арно и К. Лансло не было четкого представления о том, откуда берется их «рациональная основа грамматики» всех языков. Но нельзя к авторам XVII в. предъявлять те же требования, что к лингвистам XX в. Сама идея установления общих свойств человеческих языков, основанная на принципиальном их равноправии (пусть реально такие свойства оказываются сильно романизированными), представляла собой важную веху в развитии лингвистических идей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Судьба «Грамматики Пор-Рояля» была весьма сложной. Поначалу она стала
очень популярной и во Франции считалась образцовой до конца XVIII — начала Новый интерес к книге возник в 60-е гг. XX в. Во многом здесь сыграл
роль Н. Хомский, объявивший ее авторов своими предшественниками. Его
оппоненты справедливо указывают на то, что он сильно модернизировал идеи
грамматики и рассматривал ее вне исторического контекста, однако
действительно многое в книге, прежде всего идея об общих для всех языков Отметим еще одну черту «Грамматики Пор-Рояля», также повлиявшую на ее дальнейшую репутацию. Как и лингвистические сочинения предшествующего времени, она была чисто синхронной, «Рациональная основа» всех языков рассматривается как нечто неизменное, а фактор исторического развития просто не включен в концепцию. Латинский и французский языки рассматриваются в книге как два разных языка, а не как язык-предок и язык- потомок (впрочем, происхождение французского языка от латинского тогда не было столь очевидно, как сейчас). Следует отметить, что дедуктивный подход к языку, упоминавшийся выше и
нашедший отражение в попытках конструирования искусственного «идеального
языка», долгое время был популярным. Интерес к нему проявляли многие
крупнейшие мыслители ХVII в.: Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон и др. Однако,
когда идея создания мирового языка отошла на второй план (что произошло уже
с начала XVIII в.), все упомянутые проекты забыли. В частности, проект И. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Алпатов В. М. «Грамматика Пор-Рояля» и современная лингвистика (К выходу
в свет русских изданий) // Вопросы языкознания, 1992, № 2, с. 57—68. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|