| |||||
МЕНЮ
| БородинБородинМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №19 Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ: А. П. Б О Р О Д И Н Работу выполнил: ученик 10 А класса Александр Проверил: преподаватель ИРКУТСК 1999 г Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, ученый – химик. ве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его про- фессиями, - химия и музыка. В 1856 году Бородин окончил петербургскую Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководст- вом Н.Н Зинина. В 1858 году, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными, как А.М.Бутлеров Бородин был европейски известным ученым-экспериментатором и теоре- тиком, автором более 40 научных трудов, активным участником прогрессивных реформ в Медико-хирургической академии, одним из организаторов и педаго- гов Женских врачебных курсов. Много времени уделял Бородин музыке. Студентом он посещал любите- льские кружки, играл в ансамблях. Рано начал Бородин заниматься и сочинением. Ему было всего пятнад- цать-шестнадцать лет, когда в печати появились сведения о его композиторских опытах: «Просим читателей обратить внимание на новое, прекрасное сочине- ние: Adagio patetico (in A-dur), написанное для фортепиано даровитым пятнад- цатилетним композитором Александром Бородиным. В этом небольшом музы- кальном произведении столько души и творческой силы, что мы заранее позд- равляем любителей с новым талантом, обещающим блестящую будущность». В 1859 году он уезжает за границу в научную командировку для усовер- шенствования в области химии. Там он проводит ценные научные исследования, читает доклад в Заграничная поездка принесла Бородину и личное счастье. В вушкой, приехавшей за границу лечиться. Екатерина Сергеевна Протопопова – так звали ее – была великолепная пианистка. И в Гейдельберге Бородин не оставлял музыкальных занятий: играл на виолончели и даже сочинял. Днем он занимался напряженной научной рабо- той, а вечера посвящались музыке. Слушая игру Екатерины Сергеевны, Боро- дин узнавал то, что ему было еще не известно; молодая пианистка тонко и вдо- хновенно исполняла музыку Шумана, Шопена. Бородин открывал для себя все новые и новые стороны в даровании своей соседке по пансиону, и это особенно сближало их. Богатырских сил Бородина хватало на все. По двенадцать часов – с пяти утра до пяти вечера – он работал в лаборатории ;потом до восьми часов совер- шал с Екатериной Сергеевной прогулки по живописным окрестностям Гедель- берга, а время с восьми до двенадцати отдавалось музыке. Занятия музыкой продолжались в Италии. Екатерина Сергеевна по состо- янию здоровья должна была перебраться в более теплый климат. Местом при- бывания она избрала город Пизу, куда приехал и Бородин. Днем он по-прежне- му работал в лаборатории, а вечерами они вмести слушали итальянские народ- ные песни, встречались с музыкантами, а иной раз Бородин отправлялся в мес- тный оперный театр, садился в оркестр и играл в спектаклях партию виолонче- ли. Осенью 1862 года молодой талантливый русский ученый возвращается
в Итак, Бородин приехал в Россию довольный. Его ждала любимая работа и счастье с любимой женщиной, которая в ближайшем будущем станет его вер- ной женой. Он торопился увидеться с друзьями: с Сеченовым, Менделеевым. Но осо- бенно Бородину хотелось встретится с Сергеем Петровичем Боткиным, товари- щем по Медико-хирургической академии, который сейчас был профессором- терапевтом. Каждую неделю у Боткина собирались артисты, музыканты, писатели. Однажды на прием к знаменитому врачу с жалобами на головные боли
пришел Балакирев. Однако довольно быстро музыка отодвинула на второй
план отношения доктора и пациента. Балакирев стал посещать боткинские Во вкусах, взглядах и устремлениях Бородина обнаружилось много об- щего с балакиревцами. Так же, как и они, он горячо любил музыку Глинки, с
которой он познакомился еще в студенческие годы на любительских вечерах
камерной музыки. В собственных композиторских опытах Бородин отдал дань
русской песне: среди его ранних сочинений – струнное трио на тему песни У Балакирева Бородин познакомился с Кюи и со Стасовым, встретился вновь со старым знакомым Модестом Петровичем Мусоргским. Войдя в музы- кальный кружок познакомился с Римским-Корсаковым. Они, эти юноши, нашли друг друга в жизни, они знали, во что верить, че- го добиваться; но они еще не нашли себя в искусстве, своих собственных, еще никому не ведомых путей; эти пути еще предстояло найти и во многом найти сообща. Впоследствии это тесное музыкальное содружество вошло в жизнь, а затем и в историю под названием “Могучая кучка” Бородин был очень занят работой в Медико-хирургической академии, но все же не оставлял композиций. Днем время уходило на работу в лаборато- рии, на чтение лекций, которые Бородин проводил захватывающе-увлекатель- но, а немногие часы вечернего досуга отдавались сочинению. Балакирев посоветовал Бородину взяться за сочинение симфонии. До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о про- фессии; “… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою Es-dur’ ную симфонию, каждый такт которой проходил через мою крити- ческую оценку,” - писал Балакирев. Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощу- щалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музы- кой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом – мощной и гармоничной . При ее прослушивании совсем не ощущалось, что ав- тор писал ее несколько лет, урывками, иногда с долгими перерывами. И никто бы не сказал, что симфония была первым оркестровым произведением компо- зитора. В 1867 году Бородин пишет оперу-фарс “Богатыри”. Эта опера являлась пародией на псевдоисторические оперы, искажавшие русскую старину. Затем он пишет несколько романсов, в том числе “Спящая княжна”, “Песня темного леса”. Публика в восторге. Ободренный успехом Бородин приступает к работе над оперой “Князь Игорь” и завершает Вторую симфонию под названием “Бо- гатырская”. Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одно- временно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возника- ющий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Одновременно со Второй симфонией Бородин сочинял “Князя Игоря”. Бородин выступил в этом сочинении как самобытный и зрелый художник властно подчиняющий своим замыслам звучание оркестра и мастерски владею- щий тематическими превращениями.Создав монументальную эпическую ком- позицию,Бородин определил целое направление в русском симфонизме. И опе- ру ему хотелось писать в том же стиле. Не только вопросы оперного стиля волновали Бородина в связи с сочине- нием “Князя Игоря”. Ничуть не меньше его заботила верность и правдивость воспроизведения исторических событий в опере. Документальная тщательность, особенно в темах исторических, была присуща и русскому реалистическому искусству – и в живописи, и в музыке, и в художественной литературе. Композиторы “Могучей кучки” много внимания уделяли изучению источ- ников. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Крупный ученый, он и в музыке при всей вдохновенности его творчества сохранил под- ход ученого, что, бесспорно, сказалось в его сочинениях. В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит полов- цам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Два действия оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора представлялись характерные восточные песни и пляски, то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правди- вости. Через русского этнографа, члена Географического общества В.Н.Майно- ва Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследо- вателю и путешественнику П.Хунфальви, расспрашивает о половцах и особен- но об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и дру- гие материалы для своей оперы. Музыка, которую он сочинял, выходила прек- расной и могучей. Жизнь Бородина в это время была наполнена самыми разнообразными де- лами и обязанностями, которых становилось все больше и больше. Они погло- щали массу сил и времени, не давая сосредоточиться на творчестве. Лекции и лабораторные исследования в академии, участие в заседаниях ученого совета, забота о женских медицинских курсах, об организации материальной помощи учащейся молодежи. Зная его исключительную доброту и отзывчивость, к не-му постоянно обращались с просьбами помочь, похлопотать, устроить. Боро- дин действительно никогда никому не отказывал, забывая о своем отдыхе и от- кладывая творческую работу. «Мне всегда казалось странным, - замечал Римский-Корсаков, - что неко- торые дамы стасовского общества и круга, по-видимому восхищавшиеся ком- позиторским талантом Бородина, нещадно тянули его во всякие благотвори- тельные комитеты и запрягали в должности казначея и т.п., отнимая у него вре- мя, которое могло бы пойти на создание чудесных художественно-музыкаль- ных произведений; а между тем благодаря благотворительной сутолоке оно раз- менивалось у него на мелочные занятия, выполнить которые мог бы и не такой человек, как Бородин. Сердце у меня разрывалось, глядя на его жизнь, испол- ненную самоотречения по инерции.» Но жить совсем без музыки Бородин не мог. И если не удавалось сочи- нять – для этого нужны были протяженные отрезки времени, - то он выкраивал какие-то часы на музыкальное исполнительство; дирижировал любительским оркестром своей Медико-хирургической академией, женским хором слуша- тельниц Врачебных курсов, организовал не один концерт в пользу этих курсов, причем сам проводил репетиционную работу. Жизнь осложнялась еще и тем, что жена композитора, Екатерина можности, так как большую часть года жила врозь с ним. При ее болезни – аст- ме – ей вреден был сырой петербургский климат, и на зимние и осенние меся- цы переезжала к матери в Москву. Римский-Корсаков и Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. «Скажите же еще ради бога, во время праздников не продвинулся ли Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Труднее всего было организовать исполнение произведений Бородина. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что
даровитому человеку так мало удается сделать. Между тем музыка Бородина
превосходна,
познакомить с ней публику необходимо. Дело кончается тем, что Римский- Но Бородину так и не удалось завершить свою оперу. 15 февраля Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную шерстяную русскую рубашку и си- ние шаровары. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. «Боже мой! Какой это был ужас! Какой крик вырвался у всех, -
вспоми- нает его знакомая, присутствовавшая на вечере. – Все бросились к
нему и тут
же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу со-
шлись все врачи и профессора, жившие в Академии. Почти целый час напря-
гали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства,
и ничто не помогало… И вот он лежал перед нами, а мы все стояли кругом в
наших шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Все было кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех
десятилетий
сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная, в это время была в Немедленно в осиротевший дом вместе со Стасовым отправился Рим- ский-Корсаков и перевез к себе все нотные рукописи Бородина.“Князь Игорь” так и остался недописанным. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора “Игоря”, по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. На другой день Римскому-Корсакову пришлось услышать от разных лю- дей одно и то же: «Ну, теперь “Игорь” будет окончен». Композитор принял это как само собой разумеющееся. Более двадцати лет длилась дружба Бородина и На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским. Через несколько дней в квартире Бородина собрались Римский- С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: «Работа над оркестровкой “Князя Игоря” шла … легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась». Наступило 23 октября 1890 года. В этот вечер в Мариинском театре
сос-
тоялась премьера оперы “Князь Игорь”.Успех был огромен. Страшно подумать,
что русская музыка могла бы остаться без “Князя Игоря”, не будь Римского- Прирожденный оперный композитор, впоследствии автор пятнадцати
опер, на годы редактирования “Хованщины” умершего Мусоргского и “Князя Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти две гениальные оперы от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творче- ским подвигом. ЛИТЕРАТУРА 1. Советский энциклопедический словарь. Под редакцией А.М.Прохорова. М., 1985. Под редакцией Ю.В.Келдыша. М., 1973. Е.М.Гордеева. М., “Музыка”, 1985. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|