| |||||
МЕНЮ
| Различия государственного регулирования страховой деятельности за рубежом и в Российской ФедерацииРазличия государственного регулирования страховой деятельности за рубежом и в Российской ФедерацииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: основы страхования на тему: различия государственного регулирования страховой деятельности за рубежом и в Российской Федерации Выполнила: студентка 00-ЗСТ-1 спец. 2305 Белан А.Ю. Проверил: Тумар А.А. Сочи 2003 План |Введение |3 | Введение Современной Россией следует считать Россию с транзитивной (т.е.
переходной) экономикой. Датой отсчета можно считать дату принятия новой Для развития страхового рынка и страхового бизнеса в Российской Началом возникновения современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда появились страховые кооперативы. Важную роль в становлении и развитии современного страхового дела в Дальнейшее развитие этого закона произошло в Гражданском Кодексе РФ . ГК Закон РФ от 31 декабря 1997 г. №157-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» изменил название Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. №1139 были утверждены «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах» Основными направлениями намечено, что главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей: реальную компенсацию убытков, формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды, максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов. Для решения задач обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования одним из приоритетных направлений деятельности страховых организаций и перестраховочных компаний является повышение минимального размера уставного капитала, а также его формирование исключительно за счет денежных средств. Конечно, государство должно регулировать и осуществлять контроль за
страховой деятельностью страховых организаций. В России страховую
деятельность регулируют вышеперечисленные законы, а также принятые позже: Государственный надзор за страховой деятельностью до 14 августа 1996 г.
осуществляла Федеральная служба России по надзору за страховой
деятельностью (Росстрахнадзор). На него были возложены функции контроля за
соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования
этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра
страховых и перестраховочных организаций, регистрация страховых брокеров. В Формирование российской системы надзора за страховой деятельностью опирается на мировой опыт. Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью обусловлена необходимостью защиты страхователей и заинтересованностью общества в развитии страхования, обеспечивающего компенсацию ущербов и являющегося источником значительных инвестиционных ресурсов. Элементы системы страхового надзора, которые могут различным образом комбинироваться в различных странах: обязательная публикация данных страховых компаний; нормативные предписания; лицензирование; текущий надзор. Государственный страховой надзор опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы. Страховое регулирование в рамках ЕС направлено на формирование единого страхового рынка, которое развивается по двум направлениям: свобода деятельности национальных страховых компаний на всей территории ЕС и гармонизация страхового законодательства. 1. Развитие страхования в России Страхование в России стало развиваться несколько позднее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались в части страхования от пожаров. Старейшее из них- Рижское общество взаимного страхования от пожаров, организованное в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться западные страховые компании, предлагавшие свои услуги более или менее состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попытались организовать государственную систему страхования от пожаров. В 1786 г. при Государственном заемном банке была создана страховая экспедиция, на которую возлагалась обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Однако финансовые результаты работы этой экспедиции стали столь неутешительными, что от этой затеи пришлось отказаться. Уже в 1800 г. страховая экспедиция вошла в структуру российского агенства английского страхового общества «Феникс», а в 1827 г. на ее базе образовано «Первое российское от огня страховое общество», получившее от правительства монополию на ведение страховых операций в течение 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других крупных губернских городах. В дальнейшем с разрешения российского правительства были созданы еще два
крупных страховых общества: в 1835 г.- «Второе российское от огня страховое
общество», а в 1846 г.- «Саламандра». «Второе…» получает монополию на 12
лет на страхование от огня в 40 губерниях России, а «Саламандра»- на 12 лет
на страхование от огня в Закавказье, Бессарабии, на Дону и в Сибири. В первой половине 19 в. появилось страхование жизни. В 1835 г. создано страховое общество «Жизнь», которое начинает заниматься личным страхованием. Покой на российском страховом рынке был нарушен после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, денежно- кредитной системы и др. Начался период бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании. Образовывались новые страховые компании в форме акционерных обществ, открывались представительства западноевропейских страховых компаний в Москве, Санкт- Петербурге и других городах . К 1913 г. в России работало около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных. Всего в этой сфере работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земства и общества взаимного страхования Таблица 1 Страховое дело в дореволюционной России |Организационная система страхования |Вид страховой защиты | Кроме городских обществ создавались общества взаимного страхования, объединяющие предпринимателей различных отраслей. В результате накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок . В нем присутствовали почти все формы страховой защиты которые практиковались в Европе. Страхование жизни однако, не имело массового распространения: им было охвачено только 0,25% всего населения. Традиционно были сильны связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918-1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, их имущество и фонды подлежали передаче государству в лице ВСНХ. Только за кооперацией было сохранено право проведения взаимного страхования своего имущества. В 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Проведение новой экономической политики с марта 1921 г. знаменовало
собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. вышел декрет СНК Дальнейшее развития страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными преобразования. Несмотря на закрепление монополии Госстраха, за кооперативами было
оставлено право на организацию страхования собственного имущества вместо
обязательного государственного страхования. Эта форма страхования
осуществлялась тремя крупными кооперативными организациями: страховой
секцией Центросоюза, Всероссийским кооперативным страховым Союзом Важной особенностью государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. В 1931 г. обязательное и добровольное страхование имущества было отменено для основной части предприятий государственной промышленности. Несмотря на сложные экономические и политические условия во второй половине 20-х годов, начинается оживление в области личного страхования. В 1936 г. разрешено добровольное страхование индивидуальное страхование жизни, смерти и дожития без ограничения страховой суммы. Великая Отечественная война подорвала существующую страховую систему, но не разрушила ее. Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми
организационными и функциональными изменениями в этой системе. До 1958 г. После денежной реформы 1949 г. объемы страхования жизни неуклонно растут, появляются все новые его виды. Сохраняется и развивается обязательное страхование имущества колхозников, введенное в 30-х годах вместо кооперативного страхования. Попытка возродить добровольное государственное страхование имущества государственных предприятий относится к концу 80-х годов. Она связана с переходом на принципы полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий, но практически не получила развития. В полной мере сохраняется обязательное страхование имущества,
принадлежащего гражданам, подтвержденное в 1981 г. Указом Президиума ВС Система перестрахования отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях. Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных на
его основе, была и остается их система работы с населением в части
имущественного и личного страхования. В конце 80-х годов в СССР работало Таблица 2 Система государственного страхования в СССР накануне рыночных реформ Таблица 3 Основные показатели государственного страхования СССР за 1989 г. При переходе к рыночным реформам в 1991-1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен начавшейся инфляцией. Принятое в июне 1990 г. Советом Министров СССР «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» закрепило возможность создания негосударственных страховых компаний в данных организационно- правовых формах. А последующее постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г. прямо ориентировало на развитие конкуренции на российском страховом рынке. В ноябре 1992 г. принят «Закон Российской Федерации о страховании», закрепивший правовые основы свободного российского страхового рынка. За очень непродолжительный срок этот рынок заполнился множеством
компаний, предлагающих свои услуги. К началу 1997 г. их число выросло до В 1992 г. произошло акционирование Госстраха РСФСР и его преобразование
в Российскую государственную страховую компанию «Росгосстрах», весь пакет
акций которой принадлежит государству. Росгосстрах является правопреемником
имущественных прав и обязанностей Правления государственного страхования В состав Росгосстраха входят 80 дочерних предприятий, созданных по
территориальному принципу и ведущих свою деятельность на началах полного
хозрасчета и самофинансирования. Росгосстрах остается пока крупнейшей
национальной страховой компанией. На его долю приходится 12% общего объема
страховых премий, а в сотню крупнейших компаний входят 16 фирм систем 2. Становление страхового рынка России В условиях огосударствленной социалистической экономики потребность в страховании была минимальной. Граждане страховали свое имущество, дома и жизнь, однако не в массовом порядке. Так, в 1989 г. число действующих договоров добровольного страхования среди населения составляло 121,5 млн. при численности населения 148 млн. человек. Государственные предприятия тем более не испытывали потребности в страховании. Возмещение ущербов происходило за счет государственных средств. При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко
возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка. В
настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. До недавнего времени финансовые условия страхования, установленные государством, препятствовали его использованию юридическими лицами. Все расходы на выплату страховых взносов шли за счет чистой прибыли предприятий. С 1996 г. разрешено относить расходы на страхование на себестоимость продукции и услуг в размере 1% от объема реализуемой продукции. Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно- коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения. Третий источник спроса на страховую защиту- это широкие массы населения. Предложение страховых услуг осуществляется страховыми компаниями, число которых составляло около 2000 на начало 1998 г. Таблица4 Состав страховых компаний Российской Федерации по формам собственности по состоянию на 1995-1996 гг. |Форма собственности |Доля в общем числе страховых | В общей сумме собираемых премий на долю негосударственных страховых компаний, включая смешанную форму собственности, приходится свыше 80%. По данным за 1997 г.,50 крупнейших компаний сосредоточили в своих руках 60% поступлений по добровольному страхованию. Если брать совокупность 200 крупнейших компаний, то на них приходится порядка 70% страховых операций. По данным за 1997 г., общий объем страховых премий, собранных страховыми компаниями России, составил более 30 млрд.руб., т.е. 1,3% от ВВП. Динамика отношения объема страховых взносов к ВВП – обобщающего показателя развитости страхования в стране показывает медленный рост в последние годы (табл. 5). В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель составляет 8-10% от ВВП. Таблица 5 Отношение объема страховых взносов к стоимости ВВП (в %) Общая структура страховой деятельности российских компаний по видам
страхования характеризуется в динамике данными, представленными в таблице Таблица 6 Структура страховых взносов в РФ (в %) Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|