реферат, рефераты скачать
 

Разработка внутрифирменного плана


Разработка внутрифирменного плана

Разработка внутрифирменного плана ПЛАН КУРСОВОГО ПРОЕКТА 1. Особенности планирования производственно-коммерческой деятельности фирмы
1.1. Задачи планирования деятельности фирмы
1.2Особенности планирования
1.3Этапы разработки внутрифирменного плана
1.4Структурная схема планирования
1.5 Объекы долгосрочного планирования
1.6 Показатели эффективности производства на микроэкономическом уровне
1.7 Структура краткосрочного плана
2. План сбыта продукции. Производственный план фирмы
2.1. План сбыта - основополагающий раздел внутрифирменного плана
2.2 Состав плана сбыта
2.3 Показатели рынка
2.4. Определение пропорций производства
2.5. Исходные данные планов сбыта и производства продукции
2.6 Расчет показателей по используемому оборудованию
3. Планирование потребностей в производственных ресурсах и уровня их использования
3.1. Планирование потребностей в трудовых ресурсах
3.2 Планирование роста производительности труда
3.3. Планирование оплаты труда
3.4 Среднегодовая зарплата одного рабочего и работающего
3.5 Соотношение основных и вспомогательных рабочих
3.6 Методы расчета потребностей в материальных ресурсах
3.7 Организация закупок материальных ресурсов в условиях рынка
3.8. Конкуренция как один из инструментов стратегического менеджмента
3.9 Методы расчета эффективности использования материальных ресурсов
4. Планирование издержек и прибыли
4.1. Финансовое планирование и планирование издержек
4.2. Планирование прибыли
Заключение
Приложение
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ. 1.1. Задачи планирования деятельности фирмы

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

повышение контролируемой доли рынка* предвидение требований потребителя* выпуск продукции более высокого качества* обеспечение согласованных сроков поставок* установление уровня цен с учетом условий конкуренции* поддкржание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

Планирование роста прибыли. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж. Улучшение социальной политики фирмы.

Состояние конкуренции на рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами (М.Е. Портера):

. Соперничество среди конкурирующих продавцов. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и и конкурентоспособных с точки зрения цены. Угроза появления новых конкурентов. Экономические возможности и торговые способности поставщиков. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Давление на противников зависит от того, является ли фирма-инициатор доминантной фирмой, с ощутимым рыночным влиянием, посредственной фирмой, или действия могут быть спрогнозированы на время, фирмой испытывающей финансовые затруднения, чьи стратегии основаны на отчаянных попытках.

Движущие силы, способные влиять на рыночные условия и интенсивность действия сил конкуренции:

Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса. Изменения в составе покупателей и способах использования продукта. Обновление продукта. Инновация. Маркетинговые инновации. Вход или выход крупных фирм. Рассеивание технических и технологических достижений. Изменения в издержках и эффективности. Появление покупательски дифференцированного выбора товаров вместо товаров массового потребления (или набора). Изменения в государственной политике и регулировании. Уменьшение неопределенности и риска.

Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы:

Увеличение числа конкурирующих фирм. Медленный рост спроса на продукцию. Возможность фирм использовать понижение цен или другие методы увеличения продаж. Недостаточная дифференцированность товаров. Увеличение размеров отдачи от стратегических маневров. Уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции. Увеличение различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, ресурсов и так далее. Поглощение фирм и внедрение новых сильных конкурентов.

Условиями, которыми должна располагать фирма, чтобы адекватно отвечать на вызов внешней среды является:

Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворить обнаруженные нужды, потребности и запросы. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства. Способность к выдвижению конкурентносных идей. Способность к реализации этих идей. Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства за счет внешней гибкости производственных сил. Способность к обеспечению внутренней гибкости за счет оснащения средствами технологического оснащения и другого оборудования. Способность к обеспечению за счет плодотворной технологии. Способность к обеспечению за счет формирования адекватного изменения целей кадрового потенциала. Способность осуществлять изменения архитектурно-планировочных решений, адекватно изменениям целей производственных сил. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемой для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сигментах рынка. Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в необходимых объемах. Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технологического и социального развития фирмы

Цели должны быть:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.

2. Ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными).

3. Достижимыми.

4. Взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).

Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Цели фирмы:

1. Общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом:
а) отражают концепцию фирмы;
б) разработаны на длительную перспективу;
в) определяют основные направления программ развития фирмы;
г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами;
д) ранжирование целей по принципу приоритетности.

2. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

Другие специфические цели (подцели):

по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта); научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения); 1.2. Особенности планирования.

Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И действительно, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то, например при планировании хозяйственной деятельности предприятия математические методы уже не дают требуемой точности. Например, нельзя (или во всяком случае очень рискованно) просчитать сбыт продукции даже на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.

В этом, а также во многих других случаях, нет объективного критерия, позволяющего сделать прогной надежным.

Относиться к подобного рода обстоятельствам следует философски, ведь если было бы возможно владеть всей опорной информацией, экономике не потребовались бы менеджеры в современном понимании этого слова, да и специалисты множества других профессий.

Так как наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных.

Таким образом, потребность в менеджерах, их знание, опыт и интуиция требуются именно в тех направлениях производственной и коммерческой деятельности, которые менее всего поддаются формализации.

К числу этих процессов относятся стратегическое планирование и прогнозирование.

Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:

1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям.

2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и так далее.

3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.

4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров.

5. Социальное прогнозирование - исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.

Методы прогнозирования

Неформальные методы прогнозирования.

Наглядная информация - информация получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов), а также смежников, поставщиков, конкурентов.

Материальные расходы получения такой информации незначительны, однако требуют большого количества времени.

Письменная информация - информация, получаемая из печатных источников периодической печати. Так же, как и наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.

Промышленный шпионаж - информация, полученная посредством промышленного шпионажа, изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Такая информация является наиболее ценной.

Количественные методы прогнозирования.

Применение таких методов целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Иначе говоря, лишь тогда, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей.

Качественные методы прогнозирования.

Анализируя деятельность предприятия, составляя прогноз его функционирования, аналитик не всегда располагает информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования, а иной раз высшее руководство фирмы попросту не понимает сложных методов количественного прогнозирования, что, в любом случае, требует применения качественных методов прогнозирования.

Качественные методы прогнозирования предполагают обращение к мнению экспертов - людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам.

К качественным методам прогнозирования можно отнести следующие:

-Мнение жюри, как правило, сводится к обобщению мнений экспертов с дальнейшим их усреднением;

-Модель ожидания потребностей - метод, являющийся в определенной степени обратным методу совокупного мнения, производится опрос клиентов;

-Метод экспертных оценок - отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист.

Из всей совокупности возможных методов анализа, вероятно, одним из наиболее перспективных является балловый метод. Его можно использовать не только для прогнозирования, но и для планирования и для анализа. Этот метод позволяет объективизировать совокупность субъективных мнений.

Впервые балловый метод был разработан и использован аналитиками из США для оценки оборонной мощи Советского Союза.

В настоящее время балловый метод широко используется при решении множества задач планирования и прогнозирования в условиях ограниченности исходных данных, например определение возможных вариантов решения управленческой задачи с количественным исчислением предпочтительности каждого из вариантов, количественной оценки степени влияния на анализируемый объект различных факторов и многих других.

В каждом конкретном случае этапы и последовательность их проведения имеют свою специфику, тем не менее существует общая методология баллового метода, которую в формализованном варианте можно представить следующим образом:

формулирование цели проведения экспертного анализа; определение группы специалистов, обеспечивающей проведение экспертизы; разработка и обеспечение проведения экспертного анализа; формирование группы экспертов, участвующих в экспертизе; разработка анкеты с формулированием вопросов, исключающих их двоякую трактовку и ориентированных на количественную оценку; проведение анкетирования; анализ анкет; проведение анкетирования во второй, третий, четвертый раз, в зависимости от сложности исследования и требуемой точности; обобщение результатов.

В основном исполнение практически всех этапов носит технический характер. Полученные результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений. Следует еще раз отметить, что метод экспертных оценок универсален и пригоден для решения различных проблем.

Большую роль в стратегическом планировании в условиях неопределенности играют резервы:

1. Страховка внутри фирмы - наличие запасов сырья, свободных мощностей, денежных средств, контактов и связей. Основой такого подхода к резервам являются финансы.

2. Доступ к кредитам - выработка финансовой политики, управления активами и пассивами.

1.3 Этапы разработки внутрифирменного плана.

Процесс стратегического планирования состоит из семи взаимосвязанных этапов; осуществляется совместно руководством фирмы и сотрудниками маркетинговых служб.

 Разработка внутрифирменного плана

Формирование стратегических хозяйственных подразделений (СХП).

СХП - самостоятельные отделения или подразделения, отвечающие за ассортиментную группу, или какой-либо товарных отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию. СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Каждое из них имеет следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль над своими ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов; явное отличительное преимущество.

Установление целей маркетинга.

Каждое СХП в организации должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности. Они обычно определяются как в количественных показателях, так и в качественных понятиях.

Исследования показали, что для фирм, выпускающих продукцию производственного значения, наиболее важны маркетинговые цели, связанные с долей прибыли, усилиями торговых агентов, разработ- кой новой продукции, продажей основным потребителям и политикой ценообразования; для производителей потребительских товаров - с долей прибыли, стимулированием продаж, разработкой новой продукции и политикой ценообразования, усилиями торговых агентов и расходами на рекламу; для фирм, действующих в области сервиса, с усилиями торговых агентов, рекламными темами, обслуживающими потребителей и стимулированием сбыта.

Ситуационный анализ.

Определение маркетинговых возможностей и проблем, с которыми она может столкнуться.

Стратегия маркетинга

Определение того, как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена. Для каждого СХП в организации необходима отдельная стратегия; эти стратегии должны координироваться. Стратегия должна быть максимально ясной.

Реализация тактики.

Тактика представляет собой конкретные действия, выполняемые с целью реализации заданной маркетинговой стратегии.

Обычно фирмы, успешно применяющие стратегическое планирование, обеспечивают лиц, принимающих решения, необходимой четкой информацией; обладают значительным отличительным преимуществом и беспокоятся о своих потребителях; стимулируют руководителей использовать свои способности и быть адаптивными, а также стимулируют гибкость и масштабность.

Слежение за результатами.

Слежение за результатами включает сравнение планируемых показателей с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени.

Для этого можно использовать бюджеты, временные графики, данные сбыта и анализ издержек. Если реальное функционирование отстает от планов, то необходимо применять соответствующие меры после того, как будут определены области, в которых возникают проблемы.

В некоторых случаях планы приходится пересматривать из-за воздействия неконтролируемых переменных на сбыт и издержки. Некоторые дальновидные компании разрабатывают такие планы, которые заранее определяют, что нужно делать в случае неблагоприятных обстоятельств.

Этапы планирования:
- анализ стратегических проблем;
- прогноз будущих условий деятельности и определение задач;
- выбор оптимального варианта развития;
- исполнение составленных планов, разработка обеспечивающих планов, совершенствование методов и процедур, мобилизация людских и финансовых ресурсов фирмы.

1.4 Структурная схема планирования

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:
- разработка общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Структурная схема планирования на предприятии.
Взаимосвязь краткосрочного и долгосрочного планирования

 Разработка внутрифирменного плана

Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если их использовать правильно. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планировании производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Процедура разработки плана включает в себя следующие операции (cм. схему).
После завершения разработки планов по отдельным отраслям выявляются несоответствия - завышенные или заниженные показатели, - которые необходимо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответствующей корректировки.

 Разработка внутрифирменного плана

Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, то есть в план расходов и доходов, поскольку ориентиром является сохранение ликвидности - платежеспособности предприятия. Обычно отдельные планы составляются только по количественным показателям и лишь после их взаимоувязки производится расчет денежных показателей.

1.5 Объекты долгосрочного планирования.

Долгосрочное планирование, включает среднесрочное и краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике.

Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.

Основные области долгосрочного планирования:
- организационная структура
- производственные мощности
- капитальные вложения
- потребности в финансовых средствах
- исследования и разработки
- доля рынка и так далее.

В целом работа с объектами долгосрочного планирования осуществляется по следующей схеме:

 Разработка внутрифирменного плана

Рассмотрим некоторые из объектов долгосрочного планирования.

Организационная структура предприятия.

Организационная структура предприятия должна обеспечивать:

- оптимальную рентабельность, то есть она должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.