реферат, рефераты скачать
 

Развитие библиотечного дела в Беларусии


Развитие библиотечного дела в Беларусии

Содержание


Введение

Глава 1. История развития библиотечной мысли в Беларуси

1.1 Зарождение и становление библиотек на территории Беларуси (XII-XVIII века)

1.2 Библиотечное дело в Беларуси в XIX веке

1.3 История развития библиотечной мысли в ХХ веке

Глава 2. Возникновение и развитие современных библиотек Беларуси (на примере Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси)

2.1 История развития Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси

Заключение

Список литературы


Введение


Для развития общества в разных его сферах – социально-экономической, политической, экологической, культурно-просветительской значительную роль отыгрывают библиотеки. Общество в свою очередь во все времена было заинтересовано в библиотеках и использовании их информационных ресурсов в определенных целях.

Осознать взаимность процесса – значимость библиотек для общественного развития и роль общества в развитии библиотек – высокородное и сложное дело, которым пробовали заниматься и российские и белорусские ученые на разных исторических этапах. Так, еще в самом начале ХХ века появились работы Л.Б. Хавкиной («Книга и библиотека»), К.У. Рубинского («Культурная роль библиотеки»).

Возобновление интереса к данной проблеме произошло уже в советское время. Так, среди белорусских исследователей можно выделить следующие работы: М.И. Покало, В.Ф. Якименко, Н.А. Лейко, У.А. Акулича, В.А. Дукаля. А в конце ХХ – диссертации Л.У. Раковецкой, Р.С.Мотульского, А.М. Богаревич, Н.Я. Петушко.

Систематическим исследованием проблем библиотечной деятельности в Республике Беларусь, влиянию библиотек на развитие общества занимается коллектив кафедры менеджмента информационно-документальной сферы Белорусского государственного университета культуры и искусства.

История библиотечного дела и практика деятельности библиотек свидетельствует о том, что влияние библиотек на развитие общества и в то же время влияние общества на развитие библиотек связаны с функциями, которые выполняла библиотека на каждом конкретном этапе своего существования.

Актуальность темы нашего исследования заключается в важности изучения истории развития как каждой конкретной библиотеки в частности, так и всех библиотек Беларуси в целом. Также выбор темы объясняется недостаточной проработанностью ее в литературе.

Делая обзор литературы по теме нашего исследования, необходимо отметить следующие работы и их авторов:

Статья Лейко Н. (“Бібліятэчная справа на Беларусі: дакументы і матэрыялы”) посвящена истории развития библиотечного дела на Беларуси. По мнению автора, изучение развития библиотечного дела является одним из важнейших разделов истории культуры белорусского народа, так как без знаний истории библиотек невозможно осмыслить изменения, которые характерны для библиотечного дела в республике на современном этапе [13; 32]. Также в данной работе рассматривается и характеризуется сборник документов и материалов из Национального и областных архивов Республики Беларусь, который отражает наиболее важные материалы по истории библиотечного дела в 1976-1990 гг. Представленные в сборнике материалы, значительно расширяют в историческом и научном плане представление о роли библиотек в культурном строительстве республики.

Работа Змачинской Н («Первые медицинские библиотеки в Беларуси посредством библиотечно-информационных учреждений») интересна тем, ч то автор рассматривает историю формирования библиотек, начиная с письменных памятников по медицине, относящихся ко временам монастырской медицины. Объясняя выбор темы для исследования, Змачинская Н. отмечает: «Актуальность удовлетворения потребности людей в медицинских знаниях остается на протяжении всей истории развития общества. Это обусловлено постоянными поисками людьми путей сохранения и укрепления здоровья, что является приоритетной человеческой ценностью» [7; 24].

Березкина Н.Ю. («Информационное обеспечение науки Беларуси») подчеркивает в своей работе, что в современных условиях к формированию документального фонда научной библиотеки подходят по-новому и ориентируются не столько на существующие, сколько на будущие информационные запросы пользователя. В работе автор приходит к следующему выводу: в условиях дефицита средств на формирование фондов библиотек зарубежными документами, необходимо возобновить деятельность Комиссии по координации комплектования научных библиотек иностранной литературой с соблюдением отраслевого принципа [4; 78].

Объектом рассмотрения в данной курсовой работе выступают библиотеки Беларуси.

Предмет исследования – история развития библиотек Беларуси.

Цель нашей курсовой формулируется следующим образом: изучить основные этапы развития библиотечной мысли в Беларуси.

Задачи, которые поставлены нами перед исследование таковы:

Проанализировать имеющуюся литературу по теме нашего исследования;

Дать характеристику основным историческим этапам развития библиотек Беларуси;

Проследить особенности развития библиотечной мысли Беларуси на современном этапе, на примере одной библиотеки.


Глава 1. История развития библиотечной мысли в Беларуси


1.1 Зарождение и становление библиотек на территории Беларуси (XII-XVIII века)


Важнейшими предпосылками создания библиотек явилось возникновение письменности, распространение рукописных книг. Потребность общества в знаниях непрерывно возрастала, это стимулировало собирание, накопление и хранение книг и других памятников письменности.

Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг данной библиотеки сохранилась и до наших дней. Ефросинья Полоцкая организовала переписку книг в основанном ею в середине ХІІ века Спасском монастыре. При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги же хранились в монастырской библиотеке [11; 12].

В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в.

Небольшие библиотеки были созданы и при сооруженных в XII веке в Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно.

В западных землях Руси библиотеки были, как и во всем древнерусском государстве, монополией церкви.

В XIV-XVI веках книжная письменность Беларуси характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек.

На территории Беларуси в этот период создавались главным образом, монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания.

Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого, Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей, включающих и списки книг.

Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фонда составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги мелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. Важное место в фондах занимала полемическая литература, направленная на обличение католичества и на защиту православной церкви [11; 13].

Основным источником пополнения фондов монастырских библиотек была переписка рукописных книг, нередко заимствованных из других монастырей. Незначительная часть книг поступала в монастырские библиотеки из пожертвований духовных лиц, феодалов, мещан.

До 80-х гг. XVI века одной из наиболее значительных в Беларуси оставалась библиотека Полоцкого Софийского собора. О судьбе данной библиотеке долгое время ничего не было известно. Только в 1967 году в Варшаве был опубликован инвентарь рукописей библиотеки ординации Замойской, хранящейся в Варшавской национальной библиотеке. Среди 18 написанных кириллицей рукописей обнаружены и принадлежавшие ранее библиотеке Полоцкого Софийского собора, в том числе Псковская летопись, которая была взята из собора 30 августа 1579 года, сразу после его захвата польскими войсками, и передана канцлеру Замойскому.

Проникновение в Беларусь идей Реформации, возникновение в начале XVI века книгопечатания, ускорившего издание и распространение книг на родном языке, содействовали дальнейшему развитию белорусской культуры.

Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины знаменовала собой начало нового этапа в культурной жизни белорусского народа. Благодаря ей Скорина выдвинулся в число родоначальников реформационного движения в Беларуси.

Предназначая свои издания для просвещения простого народа, Ф.Скорина лишил церковь монопольного права на их распространение. Он демократизировал печатную книгу, используя в ней живой разговорный язык белорусского народа. Книги Ф.Скорины приобретались монастырскими библиотеками, частными библиотеками феодалов и духовных лиц.

В 1570 году в Вильно была организована иезуитская коллегия, преобразованная в 1579 году в академию с правами университета. Библиотека, которая существовала при коллегии и университете, на протяжении почти двухсот лет была самой крупной и влиятельной на территории Литвы и Беларуси. В 1773 году она насчитывала 11 тысяч экземпляров книг, в основном религиозного содержания, на латинском языке. Иезуиты использовали библиотеку для проведения своей ассимиляторской деятельности в области просвещения, для распространения среди воспитанников университета схоластических знаний, основанных на церковных догматах.

Реакционной по отношению к белорусскому народу была ассимиляторская деятельность католических и униатских библиотек, которые начали создаваться с конца XVI века при сооружаемых на территории Беларуси монастырях, получивших широкое распространение позднее – во второй половине XVII- первой половине XVIII веков.

Программой деятельности библиотек католических монастырей во второй половине XVI –XVII веков служили решения Тридентского церковного собора, обратившего особое внимание на упорядочение монастырских библиотек. Создание библиотек было одним из важнейших требований устава монастырей. В уставах монастырей определялась и организация работы библиотек. В обязанности библиотекаря вменялось ведение каталога, хранение и содержание в порядке книг, расстановка их на полках по «факультетам», выявление должников среди читателей. Пользоваться фондами библиотек разрешалось только членам данного монастыря.

В 1559 году по решению Тридентского собора впервые был составлен «Индекс запрещенных книг» - официальный перечень книг, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от католической церкви. Он неоднократно переиздавался в Ватикане, пополняясь новыми названиями.

При отдельных католических монастырях – иезуитском и доминиканском в Полоцке, Слонимском монастыре бернардинцев и др. – имелись значительные библиотеки, в которых к концу XVIII века насчитывалось более 5 тысяч экземпляров печатных и рукописных книг. Фонды же большинства библиотек были малочисленны, они формировались в строгом соответствии с «Индексом запрещенных книг» и служили надежным оплотом католической реакции.

В конце XVI –XVII веков своеобразной формой борьбы белорусского народа против католической экспансии и национального угнетения была деятельность православных церковных братств. В ряде крупнейших городов Беларуси братства создавали типографии, где издавалась религиозная и светская литература: буквари, грамматики, полемическая и религиозно-политическая публицистика антикатолического и антиуниатского содержания [11; 13].

Кроме того, православные братства организовывали собственные школы. Эти школы способствовали увеличению числа грамотных горожан, в основном мещан, белорусской шляхты и духовенства. При братских школах создавались библиотеки, основу фонда которых составляли главным образом издания братских типографий. Наиболее значительными были библиотеки Могилевской, Брестской, Минской и Полоцкой братских школ. Однако в конце XVII века большинство православных братских школ, типографий и библиотек были разгромлены.

Более прогрессивными были библиотеки католического ордена пиар. В библиотеке пиарского монастыря в Щучине к концу XVIII века насчитывалось около 1,5 тыс. книг, среди которых преобладали книги по естествознанию, медицине, математике. Распространяя естественнонаучные знания и светскую литературу, пиарские школы и библиотеки способствовали осуществлению общей реформы просвещения в Речи Посполитой.

В конце XVIII века с ростом количества народных училищ увеличивалось и количество библиотек. Они содержались на средства приказов общественного попечительства, подбор и распространение книг были в ведении учителей.

Библиотеки народных училищ стали важными центрами распространения и пропаганды прогрессивных идей русских и зарубежных мыслителей. В 90-х годах XVIII века в библиотеке Полоцкого народного училища насчитывалось 425 названий книг. Более 80% их составляли произведения русской и западноевропейской литератур, а также работы по естествознанию.

В связи с возросшей потребностью общества в художественной и научной литературе в губернских городах Беларуси при губернских правлениях открывались типографии. Создавались и частные типографии. Распространению книг способствовала и книжная торговля.


1.2 Библиотечное дело в Беларуси в XIX веке


В начале XIX века в соответствии с реформой в области просвещения было создано министерство народного просвещения. Учебным административным и культурным центром округа, в который входила территория современной Беларуси, стал Виленский университет.

За три десятилетия библиотека университета превратилась в одну из крупнейших в Виленском учебном округе. За период 1803 по 1832 г. фонд библиотеки увеличился в пять раз и достиг 60 тысяч экземпляров.

Просвещению белорусского народа содействовали библиотеки общеобразовательных учебных заведений, количество которых заметно увеличилось после принятия школьного устава 1828 г. В связи с отсутствием в Беларуси публичных библиотек вплоть до 30-х гг. XIX века и их крайней малочисленностью в последующие годы, библиотеки этих учебных заведений были основными центрами распространения книг.

Важным событием в истории библиотечного дела Беларуси, как и России, стало возникновение в 30-х годах XIX века губернских публичных библиотек. Это была вынужденная уступка царского правительства освободительному движению. Однако, начавшаяся в 30-х гг. подготовка к открытию публичных библиотек не везде была завершена даже к середине XIX века. В 30-е годы лишь в двух из четырех губернских городов открылись публичные библиотеки – в Могилеве и Гродно. Высокая плата за пользование книгами, бедность фондов, отсутствие подходящих помещений для хранения книг и для организации читальных залов существенно ограничивало деятельность библиотек [4; 70].

В 30-х годах XIX века в Беларуси появляются кабинеты для чтения при книжных лавках, выполнявшие в известной мере функции публичных библиотек

В первой половине XIX века в Беларуси открываются частные книжные лавки польских книг. Здесь не только продавали книги, но и выдавали их для чтения за определенную плату.

Возникновение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве обусловило потребность общества в специальных учебных заведениях и библиотеках. В 1840 году в Могилевской губернии была организована Горы-Горецкая земледельческая школа, при которой начала действовать первая сельскохозяйственная библиотека Беларуси с книжным фондом в 165 экземпляров. К 1850 году библиотека насчитывала 4095 экземпляров произведений научной, учебной и художественной литературы.

Во второй половине XIX века в Беларуси появились предпосылки для более интенсивного увеличения количества библиотек в городах и возникновения их в сельской местности.

В марте 1864 года за восстание, поднятое студентами и преподавателями, Горы-Горецкий земледельческий был закрыт, перестала функционировать и его библиотека. В том же году в Виленском учебном округе власти закрыли восемь средних учебных заведений и их библиотеки, три из которых – Молодечненская, Новогрудская, Свислочская – находились на территории Беларуси [18; 170].

В это время Муравьев с целью борьбы с полонизацией запретил в Беларуси открытие публичных библиотек. Выполняя предписания циркуляра, местные власти закрывали и те библиотеки, в которых польская литература составляла только часть фонда. Ряд библиотек был закрыт за участие в политических выступлениях их сотрудников и попечителей. В результате в Северо-Западном крае не осталось ни одной публичной библиотеки. В 1866 году Виленский учебный округ поднял вопрос об открытии русских публичных библиотек, но не получил необходимых для их создания средств.

Положительные изменения в развитии библиотечного дела в Беларуси наметились в 70-е гг. XIX века в связи с подъемом борьбы народников. Под влиянием общественности власти вынуждены были пойти на предоставление народу некоторых демократических свобод. Разрешалось, в частности, организовывать публичные библиотеки, однако, царское самодержавие всячески ограничивало их деятельность. Фактически за библиотеками сохранялся надзор министерства народного просвещения. Ограничение было установлено и на срок действия свидетельств, выдаваемых при открытии библиотек.

Несмотря на препятствия и ограничения, библиотечное дело тем не менее получило во второй половине XIX века в Беларуси и свое дальнейшее развитие. В 1886 году на ее территории насчитывалось 35 публичных библиотек. В их числе были общественные публичные, коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения, пришкольные народные библиотеки. К концу века вместе с народными их стало около 1000. Вопреки реакционной политике царизма, тормозившей деятельность библиотек, прогрессивная общественность добивалась того, чтобы имеющиеся библиотеки служили делу распространения знаний. Однако работа библиотек Беларуси с самого начала их возникновения была лишена демократического характера, присущего передовым библиотекам Центральной России, которые были организованы земским самоуправлением после реформы 1864 года [4; 71].

Могилевская и Минская губернские публичные библиотеки, испытывая хронический недостаток ассигнований, нехватку новых книг и периодических изданий, во второй половине XIX века так и не возобновили своей деятельности.

Во второй половине XIX века в Беларуси возникают общественные библиотеки (в Минске, Могилеве, Пинске, Витебске). Они открывались по инициативе и на средства буржуазно-демократической интеллигенции и городских самоуправлений. Эти библиотеки были платными и почти недоступными для беднейших слоев населения. Государство не выделяло библиотекам средств, а небольшие поступления от городских дум и платы за чтение не хватало на их содержание и приобретение новой литературы. Добровольные пожертвования, получаемые отдельными библиотеками, были явлениями эпизодическими. В библиотеках запрещалось проведение собраний, пропагандистских мероприятий.

В ноябре 1868 года местные власти Минска из-за отсутствия средств на содержание библиотеки приняли решение открыть с первого декабря того же года читальню на добровольные пожертвования. В апреле 1863 года, когда по политическим мотивам в Северо-Западном крае были запрещены всякие собрания, библиотека была закрыта. После этого библиотеку перестали поддерживать ее члены и она превратилась в склад старых книг на квартире.

В 70-е годы XIX века в Беларуси стало больше открываться коммерческих библиотек и кабинетов для чтения. Владельцы этих библиотек и кабинетов должны были строго соблюдать правила книжной торговли, поэтому социальная их роль была сильно ограничена.

Во второй половине XIX века в Беларуси рабочие и марксистские кружки и организации стали создавать нелегальные библиотеки, сыгравшие важную роль в политическом просвещении народа. В 70-х годах XIX века появились народнические кружки, библиотеки которых использовались для самообразования и подготовки пропагандистов крестьянской революции.

Большое количество нелегальной литературы было, например, в библиотеке Витебского комитета РСДРП. Она использовалась для разоблачения антинародной политики царизма, для мобилизации рабочих на борьбу против существующего строя.

Здесь необходимо отметить, что именно нелегальные библиотеки сыграли большую роль в подготовке социал-демократической революции.


1.3 История развития библиотечной мысли в ХХ веке


В начале ХХ века идеи образовании оказывают воздействие на многие сферы. Так, развивается педагогическая теория библиотечного дела: идея внешкольного образования, в рамках которой библиотеки выполняли не только образовательную, но и педагогическую функцию. Российские педагоги В.П. Вахтерев, Е.М. Мединский, В.И. Чернолусский разрабатывали вопросы педагогического воздействия библиотеки на общество, видели сущность библиотечной педагогики в управлении чтением.

Прогрессивные идеи образования, внешкольного образования, распространения письменности и знаний среди населения, которые шли из России, нашли поддержку и в Беларуси. По инициативе интеллигенции были созданы Гродненское педагогическое товарищество и Слонимское товарищество по распространению образования среди жителей г. Слонима.

Особенно важную роль в обществе выполняли Товарищество Полоцкой библиотеки, членами которого были люди разных званий, сословий и вероисповеданий. Студенты высших учебных заведений могли быть членами Товарищества, если им это разрешалось Статутами учреждений.

Товарищество действовало на средства со вступительных членских взносов, на пожертвования разных граждан. Оно пользовалось большой популярностью среди населения.

Для распространения знаний на белорусском языке были созданы культурно-образовательные товарищества «Папараць-кветка” (1918), “Айчына” (1922), “Далой непісьменнасць” (1923). Товарищества способствовали организации библиотек-читален, налаживанию выставок, семинаров, экскурсий, публичных чтений, бесед.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.