| |||||
МЕНЮ
| РозенбаумРозенбаум
Введение Мама сшила рубашку в тот памятный год, Хотя шить никогда не училась. Кто родился в рубашке, счастливым слывет, Со мной именно так получилось. * * * Я повадками батя, и батя с лица, Благодарен фортуне за милость, Так как мог бы иметь и другого отца, Если б этого пулей убило. Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец – и этим уже многое сказано. Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении "какого-то эмигранта"? Или купили пластинку "Эпитафия" пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: "Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная охота", "Вещая судьба", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан" и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, – а лишь потом заинтересовались автором. До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности. Биография Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши – 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР. Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск – туда даже не
были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи – акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын – Владимир Розенбаум. В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в
организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу
разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, равно живу в этом мире, мне его очень не хватает". В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания – школа Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу "Трудовые резервы". "Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг". Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем – талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. "Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним". Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в "Ленконцерте". Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей – медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Беней Криком. "... не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку…". Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом "за зрительские симпатии". В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный "хвост", оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным. Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию. Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи – на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: "Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его". И еще: "То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в
халате – это принесло признание человека: когда слушал от родителей
многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как
врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло". В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению
своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища. Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел "Рок"). Ему всегда, как он признавался, "хотелось быть лучшим в своем деле". У врача было "было все в порядке, пока песня являлась хобби". А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать". И неизбежно "почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом". Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. (Материал составлен по книге Софьи Хентовой "Александр Розенбаум: сила песни" )
По статистике, на один концерт Розенбаума за деньги приходится десять благотворительных. Ведь, помимо выступлений в рамках гастрольных туров, Розенбаум дает огромное количество концертов в институтах, в милиции, в армии, на флоте, в местах лишения свободы. Все подобные концерты - благотворительные. 9 марта 2001 года в Доме культуры имени Дзержинского в Санкт- МВД. Выступление было построено в довольно редком для Александра Яковлевича жанре творческого вечера, где наряду с песнями значительная часть времени была уделена ответам на вопросы зрителей. 24 октября 2000 года в Санкт-Петербурге прошел конкурс детского
рисунка на тему песни Александра Розенбаума "Вальс-бостон". Организатор конкурса Александр Яковлевич самолично выбрал наиболее понравившиеся ему четыре рисунка, вручил победителям призы и спел для детей несколько песен. 9 мая 1995 года на Дворцовой площади прошел ставший знаменитым концерт Розенбаума в честь юбилея Дня победы. Знаменит концерт был тем, что собрал… 200 тысяч зрителей! Как и все предпраздничные концерты, этот был благотворительным. доме, 7 мая выступал в пушкинском кинотеатре "Руслан", а 8 и 9 мая дал два концерта в БКЗ "Октябрьский". 23 сентября 1994 года в концертном зале у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге Розенбаум дал благотворительный концерт, весь сбор от которого был направлен в Международный фонд русской поэзии, учрежденный литераторами России и русского зарубежья. Розенбаум является одним из попечителей фонда, в совет которого входили Иосиф Бродский, Дмитрий Лихачев и др. Деньги, вырученные от концерта, были направлены на издание книг современных российских поэтов. 25 февраля 1992 года в киевском Дворце культуры "Украина" состоялся благотворительный вечер с участием А.Розенбаума и сатирика Семена На вечере были определены обладатели первых призов для участников благотворительной акции "Супершанс" - "Коза"-92. В 1991 году Розенбаум провел в Москве серию из восьми благотворительных концертов под общим названием "Они могли бы жить". Свою программу певец посвятил жертвам межнациональных конфликтов. Весь доход артист направил в Общества Красного Креста и Красного Полумесяца Нагорно-Карабахской автономной области, Азербайджана, Грузии, Армении, Литвы и пр., командованию внутренних войск СССР для семей военнослужащих, погибших в результате межнациональных столкновений. Кроме того, Розенбаум шествует над воспитательно-трудовой колонией для несовершеннолетних в Колпино и регулярно дает концерты там, а также в других местах лишения свободы. Выступления Розенбаума на зонах в чем-то напоминают визиты врача. Да и сам Розенбаум, объясняя подобную практику, употребляет "медицинские термины": "У любого нормального человека тысяча струн в душе, и если у самого страшного рецидивиста 999 гнилых, то одна - здоровая, за которую и надо ухватиться… Заключенные мне верят больше, чем воспитателям, отрядному, товарищу по нарам. И если я им что-то скажу, они, может быть, послушают меня больше, чем кого-либо. И в этом плане мое медицинское образование большое подспорье мне". К каждому человеку, находящемуся в заключении, Розенбаум старается подобрать свой ключик. И не без гордости замечает, что "ворам в законе" гораздо ближе "Вальс-бостон", чем "блатные" песни.
Мои руки - Балтийский завод, Мое сердце - Дворцовая площадь. В моих жилах струится Нева. Розенбаум по-прежнему называет свой родной город Ленинградом - говорит, так привычнее. Возможно, это связано и с тем, что Ленинград для Розенбаума, по его словам, - это прежде всего старый город, старые дома, старые дворы. Свои питерские песни он называет "ностальгией по старым, хорошим, людским отношениям, коммунальным, дворовым". На улице Марата я счастлив был когда-то, Прошло с тех пор ужасно много лет… Розенбаум часто повторяет, что Ленинград сыграл в его жизни одну из самых главных ролей. Здесь он родился, в дворах-колодцах прошло его детство, юность, студенческие годы… И кажется, что я на берегах Невы Уже почти вот скоро три столетья. Я помню всех - и мертвых, и живых, Тех, кто сейчас на том и этом свете. И сейчас, несмотря на постоянные гастроли, поездки и жизнь преимущественно вне дома, Розенбаум по-прежнему предан своему Ленинграду. Боже мой, как люблю, как люблю я домой возвращаться! Как молитву читать номера ленинградских машин… Розенбаум говорит, что именно город помогает ему сочинять песни: "Я благодарен этому городу за то, что он меня воспитал, он меня выучил,
он дал мне то, что в самом лучшем смысле этого слова называется Ленинградцы мои, вы не дети мне, нет, Дан отец нам один, и не надо другого. Пусть он вечно летит на горячем коне. До скончания века мы - дети Петровы. Песни о Ленинграде Розенбаум по праву называет своими визитными карточками. Ими сказано всё, они лучше всяких слов говорят об отношении Розенбаума к родному городу. Мне не нужна Москва, Мне не нужна Одесса, Видеть бы мне дома В белых ночей завесе. В песнях город предстает абсолютно живым, с "серыми руками" каналов, "винтовой душой" Исаакиевского собора, с "гордо подставляющей грудь ветрам" Стрелкой Васильевского острова… Налетела грусть, Ну что ж, пойду пройдусь, Ведь мне ее делить не с кем. И зеленью аллей В пухе тополей Я иду землей Невской. Может, скажет кто: "Климат здесь не тот". А мне нужна твоя сырость. Здесь я стал мудрей, И с городом дождей Мы мазаны одним миром. Хочу я жить Среди каналов и мостов И выходить С тобой, Нева, из берегов. Хочу летать Я белой чайкой по утрам И не дышать Над Вашим чудом, Монферран… Общественная деятельность Александра Розенбаума. При всей своей занятости Александр Розенбаум находит время для внеэстрадной деятельности. Он - вице-президент АО "Великий город", президент баскетбольного клуба "Спартак" (Санкт-Петербург). А однажды Розенбаум чуть не ушел в политику. АО "Великий город" Вице-президентом акционерного общества "Великий город" Розенбаум стал в 1992 году. "Великий город" - многопрофильное и многоцелевое акционерное общество, возглавляемое предпринимателем Евгением Купсиным. Здесь присутствует и легкая промышленность - объединение "АМЕХ". Есть производство и экспорт цветных металлов, производство одежды. Помимо этого, акционерное общество уделяет внимание недвижимости, развивает торгово-ресторанное направление. Так, в самом центре Санкт-Петербурга, на Владимирском проспекте,
находятся одноименные ресторан и бутик "Белла Леоне". Ко всему прочему, Александр Розенбаум всегда подчеркивает, что для него эта деятельность не является бизнесом: "Бизнесом я не занимаюсь: нет ни таланта, ни призвания. Если я сам буду что-то раскручивать, весь мой бизнес улетит в десять секунд". "АО "Великий город" объединяет меня с товарищами в кардинальном взгляде на бизнес, - поясняет Розенбаум. - Мы уверены, что нуворишество рано или поздно погибнет. Мы искренне хотим принести пользу стране, городу, людям и себе. Ларьками никогда не занимались - они обогащают только их владельцев. Подчас меня спрашивают: "На Вас не наезжают?". Я отвечаю: "Что вы! 60 шефских". О тех же, кто с одной извилиной, и не думаю, они ко мне никогда не подойдут". Парламентские выборы В 1995 году Розенбаум впервые лицом к лицу столкнулся с политическими технологиями, применяемыми накануне выборов. И понял, что политика, может, дело и нужное, но уж точно не его. Вообще парламентские выборы в декабре 95-го были весьма богаты по
части деятелей искусства: кандидатами в депутаты были и Н.Михалков, и И.Кобзон. Не обошли стороной и Розенбаума. Ему предложили войти в предвыборный штаб избирательного блока левоцентристского толка Ивана Рыбкина. Компания, собранная Рыбкиным, была вполне подходящая: генерал Громов - друг Розенбаума еще с Афганистана, Кобзон, тоже давний друг. Розенбаум обещал подумать над предложением. Однако позже Борис Громов вышел из рыбкинского блока в собственный избирательный блок, который стал называться "Мое Отечество". А спустя некоторое время Розенбаум принял решение не участвовать в предстоящих парламентских выборах в качестве кандидата в депутаты. В средствах массовой информации по этому поводу развернулась большая шумиха. Одни говорили, что Розенбаум все-таки стал кандидатом в депутаты от рыбкинского блока, другие выдвигали десятки предположений относительно отказа Розенбаума от участия в предвыборной гонке. Рассеял слухи и домыслы сам Розенбаум: "Как все было на самом деле? Однажды раздался телефонный звонок, и мне было предложено обсудить вопрос о моем возможном вхождении в список кандидатов в депутаты от левоцентристского блока Ивана Рыбкина. Подобные предложения поступали и раньше, причем в большом количестве. "Правые" и "левые" фланги тянут на себя известных людей из "болота", только успевай разворачиваться. Но в данном случае имена Громова, Шаталина, Кобзона заставили задуматься, да и Рыбкин, человек по воспитанию, в лучшем смысле этого слова, советский, знающий аппаратную работу (что немаловажно в свете сегодняшнего пустопорожнего горлопанства), мне импонирует больше других. "Подумаю, днями созвонимся", - сказал я в телефонную трубку. А буквально на следующий день все каналы ТВ, радио, выпуски новостей объявили о том, что Александр Розенбаум - кандидат в депутаты в блоке Рыбкина. И все дела… Вперед во власть! … Я всегда знал, что средства и методы политической борьбы, как
правило, не то чтобы грязные, а даже цвета к ним не подобрать. Я с такими (газета "Час пик", 03.10.1995). Впрочем, Розенбаум не выражал никакого сожаления в связи с тем, что его карьера политика не сложилась. А.Розенбаум: "У меня есть на что тратить силы. Сцена от меня не остыла… Имея кучу планов, оставляю все по-старому: пишу, гастролирую, пою и встречаюсь с милой моему сердцу публикой. А в микрофоны на думских трибунах пусть говорят те, за кого проголосует народ". Ленинградский зоопарк Любовь Розенбаума к животным и к Петербургу-Ленинграду не могла оставить певца равнодушным к судьбе Ленинградского зоопарка, споры вокруг которого ведутся уже давно и, кажется, не собираются утихать. Начался скандал вокруг городского зоопарка с конфликта между Городские власти пытались уволить директора из-за его неэффективной административной деятельности. Корнеев, в свою очередь, заявил, что за действиями властей стоит желание выселить питомцев зоопарка на окраину города, создав там комплекс "Зоосад", а высвободившееся в центре города место продать под коммерческую недвижимость. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|