| |||||
МЕНЮ
| Сны и их толкованиеСны и их толкованиеСны и их толкование (Адлер) Цель толкования сновидений состоит в том, чтобы показать больному его подготовительную работу и упражнения, которые обычно разоблачают его как аранжировщика своего недуга, продемонстрировать ему, как он, опираясь на иносказательные символы и тенденциозно подобранные эпизоды, пытается подойти к имеющимся у него проблемам с той стороны, которая позволяет ему осуществить свое индивидуальное желание, заранее уже предопределенное его целью фиктивного превосходства. Мы имеем дело с древней проблемой, которую можно проследить вплоть до
колыбели человечества. Глупцы и мудрецы бились над нею, короли и нищие
хотели расширить границы своего миропонимания с помощью толкования снов. Египтяне, халдеи, иудеи, греки, римляне и германцы прислушивались к
руническому языку сновидений, в мифах, сказаниях нередко скрыты следы
напряженных исканий понимания снов, их толкования. Снова и снова как
заклинание повторяется мысль: сон может открыть будущее! У знаменитых
толкователей снов в Библии, Талмуде, у Геродота, Артемидора, Цицерона, в Объективное наблюдение позволяет получить нам здесь своеобразное знание. Если этот вопрос ставится напрямую, то человек, как правило, отвечает на него отрицательно. Однако не будем обращать внимания на слова и мысли, которые выражают вслух. Если же мы обратимся к движениям, позам, поступкам человека, то получим совершенно другой ответ. Хотя мы и отрицаем, что можем заглянуть в будущее, весь наш образ жизни выдает наше желание с уверенностью предсказывать будущие события, предугадывать их. Наши поступки явно указывают на то, что мы — right or wrong — придерживаемся наших знаний о будущем. Более того! Легко доказать, что мы вообще не могли бы действовать, если бы собственное представление о будущих событиях — которых мы желаем или боимся — не подстегивало бы нас, не направляло, не останавливало и не заставляло их избегать. Мы постоянно ведем себя так, как если бы заранее уже знали будущее, хотя и понимаем, что знать ничего не можем. Начнем с мелочей жизни. Когда я что-нибудь себе покупаю, я предчувствую
приятное, заранее радуюсь, предвкушаю. Зачастую только лишь эта твердая
вера в заранее прочувствованную ситуацию с ее приятными или неприятными
сторонами может заставить меня действовать или остановиться. То, что при
этом я могу заблуждаться, не может мне помешать. Или же я могу
остановиться, чтобы, одолеваемый пробудившимися сомнениями, заранее
взвесить две возможные в будущем ситуации, не приходя ни к какому решению. Но разве я действительно это знаю? Знаю так же, как то, что сейчас стою
перед вами и гово-
рю? Нет, это знание совсем другого рода. В моем сознательном мышлении его
найти нельзя, но в моих манерах, в моих поступках отчетливо видны его
следы. Русский исследователь Павлов сумел показать, что у животных, когда
они, например, ожидают определенную пищу, в желудке выделяются
соответствующие, необходимые для пищеварения вещества, как будто желудок
заранее знал, догадывался, какую еду он получит. Но это означает, что наше
тело тоже должно считаться со знанием будущего, если оно хочет
соответствовать требованиям реальности, действовать. То есть оно
проделывает подготовительную работу, как бы предчувствуя будущее. И в
последнем случае это принятие во внимание будущего также не имеет ничего
общего с осознанным знанием. Однако обсудим это! Могли бы мы действовать,
если бы своим сознанием, своим знанием настоящего должны были охватить
будущее? Разве рассуждения, критика, постоянное взвешивание всех за и
против не были бы непреодолимым препятствием для того, что, собственно
говоря, нам и необходимо, — для действия? Следовательно, наше мнимое знание
будущего должно находиться в бессознательном, должно быть недоступно
пониманию и сознательной критике. Существует широко распространенное
душевное расстройство, которое может проявляться с разной степенью тяжести То, что сознательное мышление играет в сновидениях второстепенную роль, доказательств не требует. Большей частью молчат также и отдыхающие в это время органы чувств, способные критически оценить ситуацию. Что невероятного в том, что теперь ожидания, желания, опасения, которые из ядра личности распространяются на актуальную ситуацию спящего, проявляются во сне менее завуалированно? Пациент, страдавший тяжелой формой табеса, со значительно ограниченной
подвижностью и чувствительностью, и сделавшийся в дальнейшем из-за болезни
слепым и глухим, был помещен в больницу. Так как не было никакой
возможности с ним объясняться, его положение оказалось в высшей степени
необычным. Когда я его увидел, он непрерывно требовал пива и покрывал некую Тем не менее предвосхищающая, предвидящая функция сновидений, направляющая действия индивида, всегда вполне очевидна4, она свидетельствует о подготовительной работе спящего в связи с его актуальным затруднением, которая соответствует линии жизни индивида, но не common sense, и всегда имеет своей целью самозащиту. Попробуем проследить эти линии на одном примере. Пациентка с тяжелым страхом открытых пространств заболела кровохарканьем и, так как была прикована к постели, не могла вести свое торговое дело. Во сне она увидела следующее: «Я вхожу в магазин и вижу, что девушки играют в карты». Во всех известных мне случаях страха открытых пространств этот симптом
всегда оказывался наиболее подходящим средством для того, чтобы возложить
на других — на свое окружение, родственников, супруга, на подчиненных —
разного рода обязанности и словно царь и Бог устанавливать свои законы. Судя по ее подготовительной работе, как только она избавится от своей болезни легких, она непременно обнаружит множество упущении в магазине, который расположен рядом с ее домом. Возможно даже, что там и в самом деле играли в карты. На следующий день после того, как ей приснился сон, она под каким-то предлогом приказала горничной принести карты и постоянно звала к себе из магазина девушек, чтобы за ними присматривать и постоянно давать им новые поручения. Для того чтобы осветить неясное будущее, ей нужно только то знание, которое дает сновидение, так как оно соответствует ее цели достижения превосходства. Ей нужно подыскать подходящие аналогии, принципиально и буквально принять фикцию возвращения подобного, проявившуюся также и в индивидуальном опыте. И чтобы в конечном счете после выздоровления подтвердить свою правоту, ей надо было лишь повысить уровень своих требований. Тогда ошибки и упущения обязательно обнаружатся. В качестве другого примера толкования сновидений я хотел бы
воспользоваться взятым из древности сновидением поэта Симонида, которое
было описано Цицероном. Я уже обращался к нему раньше («Об учении о
сопротивлении»), когда разрабатывал свою теорию сновидений. Однажды ночью,
незадолго перед путешествием в Малую Азию, Симо-ниду приснилось, что «один
умерший, которого он с почестями похоронил, предостерег его от этого
путешествия». После этого сна Симонид прекратил свои сборы и остался дома. Таким образом, мы видим попытки предвосхищения во сне, решения проблемы, подготовки того, к чему стремится сновидец в определенной ситуации. И он попытается осуществить это теми способами, которые соответствуют его личности, его сущности и характеру. Сновидение может представить свершившейся одну из ожидаемых в будущем ситуаций (сон пациентки со страхом открытых пространств), чтобы в бодрствующем состоянии тайно или явно произвести затем ее аранжировку. Поэт Симонид испытал старое переживание страха смерти, очевидно, для того, чтобы не ехать. Если вы твердо усвоите, что это — переживание сновидца, его собственное представление о власти мертвых, его собственная ситуация, в которой он должен решить, ехать или оставаться, если вы взвесите все возможности, то тогда у вас обязательно возникнет впечатление, что Симонид видел этот сон и среди тысячи других образов выбрал именно этот, чтобы дать себе знак и без всяких колебаний остаться дома. Мы можем, пожалуй, предположить, что наш поэт остался бы дома и без этого сновидения. А наша пациентка со страхом открытых пространств? Почему ей снится небрежность и халатность ее прислуги? Разве здесь не очевидно такое продолжение: «Когда меня там нет, все идет вкривь и вкось, а когда я буду здорова и снова возьму бразды правления в свои руки, тогда уж я им всем покажу, что без меня не обойтись». Поэтому мы можем ожидать, что эта женщина при первом же своем появлении в магазине обнаружит всякого рода упущения и промахи, совершенные персоналом, так как будет смотреть глазами Аргуса, чтобы подтвердить свою идею о собственном превосходстве. Наверняка она будет права — и стало быть, она предвидела во сне будущее. Таким образом, сновидение, подобно характеру, чувствам, аф- фекту, нервному симптому, аранжируется конечной целью сновидящего. Я должен сделать здесь одно пояснение, чтобы предупредить возражение,
которое, несомненно, у многих уже на языке. Как я объясню, что сновидение
пытается воздействовать на последующие поступки в будущем, если большинство
наших снов кажутся непонятными и часто ничего не значащими? Важность этого
возражения столь очевидна, что большинство авторов искало сущность
сновидений в этих странных, неупорядоченных, непонятных явлениях, пыталось
их объяснить или же, указывая на непостижимость жизни снов, отрицало их
значимость. Шернеру, а из новых авторов Фрейду прежде всего принадлежит
заслуга в разгадывании тайны сновидений; последний, чтобы подкрепить свою
теорию сновидений, согласно которой сон представляет собой, так сказать,
погружение в детские, оставшиеся неосуществленными сексуальные желания или С другой стороны, однако, дым может открыть нам, что где-то есть огонь. Если разложить кажущееся непонятным сновидение на его составные части и
показать сновидцу, что означает для него каждая отдельная часть, то при
некотором старании и проницательности возникнет ощущение, что за
сновидением скрываются силы, устремленные в одном направлении. Это
направление проявляется и в остальной жизни человека и определяется его
личностным идеалом, теми проблемами и затруднениями, которые были для него
особо чувствительными. В результате такого рассмотрения, которое, пожалуй,
можно назвать художественным, выявляется жизненная линия человека или часть
ее, мы начинаем видеть его бессознательный жизненный план, в соответствии с
которым он стремится справиться с адаптацией к жизни и своей
неуверенностью. Мы видим также те обходные пути, которые он делает, чтобы
ради сохранения чувства уверенности в себе избежать поражений. И мы можем
использовать сновидение, как и любое другое душевное явление, как саму
жизнь человека, для того, чтобы сделать вывод о его отношении к миру и
другим людям. С помощью средств личного опыта и использования обманчивого
символа в сновидении отобра--жаются все переходные моменты предвосхищения,
соответствующие заранее поставленной цели, сообразной жизненному стилю
индивида. Непонятность сновидения связана с изложенной ранее проблемой, где мы видели, что для защиты от определенных действии используется скрытое в бессознательном представление о будущем. Это фундаментальное положение о человеческом мышлении и поведении, согласно которому бессознательная руководящая линия воплощает скрытый в бессознательном личностный идеал.Этот личностный идеал и ведущая к нему руководящая линия содержат в себе тот же самый материал (мысли и чувства), что и сновидение и те процессы, которые за ним скрываются. Внутренняя потребность, являющаяся причиной того, что душевный материал остается в бессознательном, столь сильно давит на мысли, образы, слуховые и зрительные восприятия во сне, что они, чтобы не подвергать опасности целостность личности, тоже остаются в бессознательном, или лучше сказать — непонятными. То, к чему индивид, в сущности, стремится в силу своего бессознательного личностного идеала, — это господство над своим окружением. Если бы он понял свои сны, его честолюбивые помыслы и поступки должны были бы отступить перед критикой со стороны бодрствующего мышления. Но так как действительное его стремление направлено к господству, сон должен быть непонятным. Таким образом, становится очевидным, что если чрезмерные цели невротика удастся переместить в его сознание и там их сгладить, то все формы нервозности перестанут быть стойкими и начнется процесс выздоровления. Теперь на примере выдержек из анализа сновидений одной пациентки,
лечившейся у меня по поводу раздражительности и мыслей о самоубийстве, я
хочу показать, как происходит толкование снов самим больным. Особое
внимание я хочу обратить на то, что аналогии мыслей сновидения каждый раз
проявляются в виде «как будто», с чего и начинает свой рассказ сновидица. Сон про Наполеона «Мне снилось, как будто я нахожусь в танцевальном зале, на мне прелестное голубое платье, я мило причесана и танцую с Наполеоном. По этому поводу мне приходит в голову следующее. Я возвысила своего зятя до Наполеона, ведь иначе и не стоило бы
стараться отбивать его у сестры. (То есть ее невротическая сущность
направлена вовсе даже не на мужа, а на то, чтобы возвыситься над сестрой.) Что касается имени Луиза, то я им давно уже пользовалась; один молодой
человек спросил однажды о моем имени, и моя коллега, зная, что имя Мне часто снится, что я принцесса (руководящая линия), и это —
проявление моего колоссального честолюбия, которое все время заставляет
меня во сне искать мост через пропасть, отделяющую меня от аристократов. Что же касается Наполеона, то я хочу отметить только, что раз уж я не мужчина, то я хочу преклоняться лишь перед теми, кто более велик и могуществен, чем остальные; впрочем, это не помешало бы мне в конце утверждать, что Наполеон преступник. (Сны о преступниках.) Кроме того, я могла бы только преклоняться, но не подчиняться, потому что, как это вытекает из другого сновидения, я хотела бы держать мужчину на привязи, и тогда... тогда мне хочется танцевать. Танцы многое мне заменяют, поскольку музыка имеет огромное влияние на мое настроение. Как часто во время концерта у меня появлялось страстное желание бежать к зятю и целоваться с ним до полусмерти. Я не желала покориться любви, а на мой взгляд, балы и любовь связаны между собою. Я выбрала голубой цвет, потому что он больше всего мне идет, я была исполнена желанием произвести хорошее впечатление на Наполеона; теперь уже у меня появилось желание танцевать, которого прежде не было». Можно было бы и дальше продолжать анализ этого сновидения, чтобы в конце концов показать, что бессознательный план этой девушки проистекал исключительно только из одного властолюбия, но с тех пор он настолько изменился и оказался ослабленным, что она не видит больше в танце личного унижения. В заключение я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков. Что же поэтому удивительного в том, что душа народов во все времена с безгрешностью надындивидуального чувствования считала сновидение знаком, указывающим будущее? Великий Гёте, соединивший в своем творчестве, как в фокусе, все чувства человеческой души, прекрасно изобразил в одной из своих баллад этот «взгляд в будущее» и совершающуюся в нем подготовительную работу сновидения. Граф, возвратившийся из святых мест в свой замок, застает его разоренным и опустошенным. Ночью он видит во сне свадьбу карликов. А конец стихотворения таков: Теперь захотите вы, может быть, знать, Что далее с графом случилось? Что в ночь ту пришлось ему увидать, То после с ним в яве свершилось: Веселый звук труб огласил этот дом, Явились и гости: он стал женихом, И свадьбу его пировали потом Так точно, как мы торжествуем, Как мы теперь свадьбу пируем. Поэт достаточно ясно передает мысли сновидца о свадьбе и благословении детей. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|