реферат, рефераты скачать
 

Создание и развитие системы репрессивных органов в советский период


p> За основу принималась структура ВЧК, утверждённая конференцией и рекомендованная местным ЧК. Образовывались три ведущих отдела: по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и оперативная часть. Причём первый состоял из трёх отделений. Первое занималось работой в войсках; второе – наблюдало за видными деятелями царского режима, духовенством, различными кружками и обществами, не имевшими открытого политического характера; треть – осуществляло наблюдение за партийными организациями.

В дальнейшем структура отделов и отделений неоднократно менялась, однако все изменения не посягали на главное: компетенцию контролировать политическую и экономическую обстановку, настроения всех слоёв населения и принимать оперативные меры против малейших попыток изменить советскую систему управления. В губерниях и уездах развернулся процесс формирования
ЧК.

В сентябре того же года коллегия ВЧК приняла «Положение о губернских и уездных ЧК», определившие функции, организационную структуру и штаты местных чрезвычайных комиссий. В октябре «Положение ВЦИК о Всероссийской и местной чрезвычайных комиссиях» законодательно утвердило их задачи и подчинённость. Согласно рекомендациям ВЧК, в губернских ЧК было организованно четыре ведущих отдела: отдел по борьбе с контрреволюцией, отдел по борьбе со спекуляцией, серьёзное внимание уделялось отделу по борьбе с должностными преступлениями, работу уездных ЧК направлял иногородний отдел. Кроме того в ЧК СКСО и Псковской губчека действовали пограничные отделы. В качестве вспомогательных подразделений функционировали комендатура, информационный стол и канцелярия.

В уездных ЧК были организованы два отдела: по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности. по борьбе со спекуляцией. В прифронтовых уездах имелись пограничные отделы. Следственные работники специализировались по отделам. Подобная структура губернских и уездных чекистских органов просуществовала до начала 1919 года.

Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности.

Подбор председателей губернских чрезвычайных комиссий был прерогативой губкомов РКП(б), они выполняли требование ЦК и СНК и направляли на эти должности только проверенных комунистов, способных проводить политическую линию партии на ответственном участке. Подбор руководителей отделов и оперативных сотрудников осуществляли губернские и уездные комитеты РКП(б) и исполкомы Советов. По постановлению СНК от 14 ноября 1918 года при призывах на действительную военную службу работники ЧК зачислялись на неё, но подлежали откомандированию для исполнения прежних обязанностей.

начало переподчинения ЧК компартии

В первый же год существования чрезвычайных комиссий вопросы их деятельности находились в сфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов
Советов. Однако тогда же проявляется тенденция, которая стремительно превращается в норму деятельности органов государственной безопасности.
Если I Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий в 1918 году отмечено, что ЧК «должны быть в тесном контакте со всеми партийными и советскими органами», то в сентябрьском «Положении о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях» зафиксировано: «В своей работе чрезвычайная комиссия... должна опираться на местные комитеты партии коммунистов». О
Советах и исполкомах в этом документе уже не упоминается, хотя временная разница между двумя этими документами всего три месяца. и это совсем не случайно. По мере укрепления руководящей роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата, устранения представителей других партии из
Советов и исполкомов, изгнания их из чекистских органов тенденция к подчинению служб ВЧК не государственной власти, а правящей партии превратились в чётко выраженную политическую линию этой партии.

Основными методами партийного руководства органами ВЧК, начавшими формироваться в первый год их существования явилось периодическое обсуждение на конференциях, пленумах и бюро комитетов РКП(б) различных вопросов работы чекистских органов, постановка перед ними задач политического характера, заслушивание отчётов руководителей, контроль и проверка исполнения принятых решений. С первых месяцев существования местные ЧК отчитывались также перед исполкомами Советов.

Постоянно практиковалась проверка чрезвычайных комиссий, осуществлявшаяся партийными комитетами и исполкомами Советов. Так, в октябре 1918 года, комиссия Великолукской организации РКП(б) при участии представителя Псковской губчека ревизовала отчётность уездной ЧК. В ноябре
1918 года на общем собрании Лодейнопольской организации РКП(б) была избрана ревизионная комиссия для проверки уездной ЧК. Исполкомы Петроградского и районных советов постоянно в течении 1918 года запрашивали губернскую и районную ЧК о причинах арестов различных лиц, предъявленных им обвинениях, избранной мере наказания и т.д. На все запросы они получали обстоятельные ответы.

Контроль был более чем необходим, поскольку часть сотрудников служб ВЧК не понимали роли и места чекистского аппарата в системе государственного управления, склонны были считать своё положение и работу «особыми». Так в октябре 1918 года сотрудники Колпинской ЧК заслушали сообщение её председателя Герасимова о трениях между Колпинским комитетом РКП(Б) и исполкомом Советов, с одной стороны, и чрезвычайной комиссией – с другой, и приняли решение: указаные учреждения вмешиваются в дела ЧК, «что никак не может быть допустимо», в виду особого рода деятельности и конспиративности в работе комиссии. Приходилось преодолевать подобные, уже тогда совсем не редкие настроения, развившиеся впоследствии в исключительное положение органов госбезопасности в советском государстве.

Нередкие случаи вмешательства в оперативную работу руководителей комитетов РКП(б) и исполкомов Советов доходили до такой степени, что они определяли меры наказания. Например, в августе 1918 года член Минецкого волостного земельного одела Боровичского уезда коммунист И. Гаврилов при учёте хлеба украл 10 пудов ржи. За что общим собранием волостной организации РКП(б) был приговорён к расстрелу в присутствии представителей от каждого селения волости. Чека исполняла эти распоряжения. Таких примеров множество.

Но не везде чекисты выступали послушными исполнителями подобных распоряжений. Лодейнопольский уком РКП(б) «вынес приговор» по конкретному делу и возложил его исполнение на уездную ЧК. Чекисты сообщили об этом факте в ЧК СКСО, которая, в свою очередь, поставила в известность Северный обком РКП(б). После чего дело было передано на расследование в ЧК с разъяснением, что партийный комитет проводит только свой контроль над чрезвычайной комиссией, а не является судебной инстанцией.

В тоже время никакой контроль, очевидно, не мог гарантировать в полной мере объективности при расследовании дел о государственных преступлениях.
Не было никаких гарантий законности выполнения спецслужбами своих обязанностей, в то время как не было свода законодательства, а вместо него были бесчисленные декреты и постановления правительства, местное нормотворчество. Жесточайшее противостояние сил, достигшее уровня гражданской войны. Только стабильное состояние общества, создание корпуса законодательных актов, уважение их и строжайший контроль за исполнением при приоритете закона над властью могли служить гарантией выполнения государственными спецслужбами своих прямых обязанностей.

В первый год существования ВЧК в руководящих кругах по- разному относились к самому факту существования в структуре управления органа, наделённого особыми полномочиями, имевшего какое-то особое, исключительное положение. Всероссийский съезд председателей и заведующих отделами управления исполкомов губернских Советов в августе 1918 года высказался за включение губернских и уездных ЧК в состав отделов управления на правах подотделов. План поддержал комиссариат по внутренним делам СКСО.
В сентябре НКВД РСФСР обратилось в исполкомы с просьбой высказать мнение о включении ЧК в отделы управления с определённой автономией в действиях. ВЧК же настаивала на самостоятельности местных ЧК. В СНК и ВЧК стали поступать сообщения, выявившие различные точки зрения. В ВЧК поступили протесты чекистов. 7 октября 1918 года последовало обращение в СНК и НКВД о возможности решения вопроса межведомственным совещанием и недопустимости переподчинения ЧК. Верхи забили отбой. Нарком внутренних дел Г.И.
Петровский информировал СНК, что якобы телеграмма НКВД неправильно понята местными работниками. Документы были переданы комиссии в составе Л.Б.
Каменева, Д.И. Курского и И.В. Сталина. Итоги дискуссии подвёл В.И.
Ленин в конце 1918 года дважды высказав мнение о необходимости существования чрезвычайных комиссий: на митинге сотрудников ВЧК 7 ноября и на собрании партработников Москвы 27 ноября. «Для нас важно, - подчеркнул
Ленин, - что ЧК осуществляет непосредственно диктатуру пролетариата и в этом отношении их роль неоценима». Государственный курс состоял во всемерном укреплении органов ВЧК.

Небезынтересны взгляды на ВЧК В.А. Жданова, опытного юриста, защитника на процессе И.П. Каляева, высказанные им в беседе с управляющим делами
Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичем и изложенные письменно 12 июля 1918 года:
«Отсутствие контроля, право решения дел, отсутствие защиты, гласности и права обжалования, допущение провокации неизбежно приводит и будет приводить комиссию к тому, что в ней совьют себе гнездо люди, которые под покровом тайны и безумной, бесконтрольной власти будут обделывать свои личные и партийные дела… Я утверждаю, что деятельность Чрезвычайной
Комиссии необходимо будет являться сильнейшим дискредитированием Советской власти». В свете знаний истории советского общества нельзя не поразится предчувствиям и оценкам Жданова.

Дебаты о необходимости и круге обязанностей органов ВЧК, их роли и места в государственной системе управления, протесты против особого положения, ужасы развёрнутого в сентябре 1918 года красного террора, жестокости подавления крестьянских волнений и ненависть населения к карательным отрядам подтолкнули власти к реорганизации чекистской службы.
20 января 1919 года президиум ВЦИК принял решение об упразднении уездных
ЧК, определил сроки и порядок передачи дел в губернские чрезвычайные комиссии, на которые возлагалась борьба с внутренней контрреволюцией.
Внешне всё выглядело как процесс совершенствования органов ВЧК. На самом деле главную причину недовольства ВЦИК видел не в самих службах ЧК, а в агитации контрреволюционных элементов и вынужденно пошёл на некоторую реорганизации, внешнюю подкраску. В письме ВЦИК всем губернским ЧК было сказано, что «Упразднены вывески, но оставлено самое важное – агентура, которая будет информировать губчека, для принятия должных мер к ликвидации контрреволюционных сил». Пояснялось, что в каждом уезде оставалось до пяти чекистов для ведения наблюдательной работы. В их распоряжение предоставлялись денежные суммы на оперативные надобности. Остальные сотрудники уездных ЧК либо переводились в губернские чрезвычайные комиссии, либо им предлагалась работа в другом месте. Предполагалось таким образом улучшить качественный состав. Главное внимание чекисты должны были сосредоточить на работе наблюдательной, агентурной, позволяющей действовать не по факту преступления, а проводить профилактическую работу. Проведённая реорганизация органов ВЧК, централизация аппарата в губернских городах, устранение малопроверенных и недостаточно опытных людей в целом сыграли позитивную роль. К концу февраля 1919 года реорганизация была в основном завершена. По специальному разрешению ВЧК уездные чрезвычайные комиссии сохранялись на один-два месяца в уездах, охваченных волнениями.
Устанавливался месячный срок для расследования дел. Право вынесения приговоров передавалось реорганизованным революционным трибуналам, получившим также право проверки следственных действий чрезвычайных комиссий. Органы ВЧК могли применять внесудебные меры пресечения только в местностях, где было объявлено чрезвычайное положение.

С началом государственного оформления системы диктатуры пролетариата большевики и их лидер быстро отошли от прежних представлений о лёгкости подавления возможного сопротивления. Государству понадобилась специальная служба безопасности. Не имея программы будущего устройства страны, лишившись политических союзников, управляя в условиях острейшего кризиса и начала гражданской войны, советское правительство взяло за основу силовые методы в экономической, политической, социальной сферах.

С начала 1919 года превалирующие влияние на чрезвычайные комиссии стали оказывать не Советы депутатов, а комитеты коммунистической партии, взявшие органы ВЧК под неослабный политический контроль.

В этот же период даёт первые ростки практика привлечения органов госбезопасности для решения сугубо внутрипартийных вопросов. Бюро
Великолукского укома РКП(б) поручило уездному политбюро (низовая ячейка структуры органов ВЧК с февраля 1920 года) расследовать проступки нескольких коммунистов негласными методами и результаты сообщить парткому;
Пока такие сулчаи были редки, со второй же половины 20-х годов практика вмешательства органов безопасности в партийные дела по инициативе вышестоящих партийных комитетов, не имевшая ничего общего с декларируемыми нормами партийной жизни, стала обычной в ВКП(б).

Реорганизация чрезвычайных комиссий на транспорте привела к формированию районных транспортных ЧК (РТЧК), вместо ранее существовавших окружных транспортных ЧК. При каждой станции, имевшей депо, создавались участковые транспортные ЧК (УТЧК). В ведение ВЧК перешла охрана государственной границы РСФСР. 24 ноября 1920 года Совет Труда и Обороны возложил эти функции на ВЧК и её особый отдел. Формировалась система особых пограничных отделений охраны границы и пограничных пропускных пунктов на границе с Финляндией, Эстонией и Латвией.

Руководящие круги РКП(б) приняли попытку многократно увеличить резерв секретных сотрудников органов ВЧК за счёт всех членов коммунистической партии. Ленинские слова: «хороший коммунист в то же время и хороший чекист», сказанные в апреле 1920 года на IX партийном съезде, привели к появлению директив, обязывающих коммунистов и партячейки сообщать о всяком подозрительном деянии наших врагов в органы госбезопасности.

Политика «военного коммунизма» вызвала открытое неприятие мелкобуржуазных слоёв. Отрицательную реакцию повлекло за собой и упорное нежелание правящей партии объективно оценить те конструктивные предложения, которые мелкобуржуазные партии пытались обсудить в Советах и направляли в органы исполнительной власти. Только усиление контроля со стороны спецслужб за настроениями и действиями демократической оппозиции даже в малой степени не могли решить назревавших проблем.

переход к НЭПу и деятельность в новых условиях

К концу 1920 года на большей территории страны завершилась длительная и кровавая гражданская война. Предстояли поиски выхода из общего кризиса поразившего экономическую, общественную, политическую, социальную сферу общества. Громадными были людские потери. Резко сократился объём промышленного и сельскохозяйственного производства, в тяжелейшем положении находился транспорт, свирепствовала инфляция. Промедление в выработке и реализации новой политики было чревато гибелью для большевистского режима.
Это понимал его лидер, способный резко менять курс в зависимости от обстановки. О подготовке первых шагов в изменении политики «военного коммунизма» В.И. Ленин доложил делегатам Всероссийского съезда Советов в декабре 1920 года. Пленум ЦК РКП(б) в январе 1921 года создал комиссию по подготовке решения о замене продразвёрстки продовольственным налогом. 28 февраля на пленуме Моссовета Ленин объявил о предстоящих изменениях.
Состоявшийся 8-16 марта 1921 года X съезд РКП(б) принял новую экономическую политику.

18 марта 1921 года было подавленно Кронштадтское восстание. По приговорам Петроградской ЧК, особого отдела охраны финляндской границы республики, чрезвычайной тройки особого отдела Кронштадта, трибунала военного округа были осуждены к расстрелу 2103 человека и к длительным срокам заключения 6459 человек. Менее заметные участники подлежали высылке в административном порядке.

Несмотря на поражение политическая оппозиция предпринимала попытки продолжить агитационную работу. К концу лета 1921 года силовые структуры государства с трудом, ценой больших жертв, смогли подавить массовые вооруженные выступления в Центре, на Северо-Западе и в Сибири, более спокойной стала обстановка и в других регионах страны, но правящая верхушка не забыла страха перед «мелкобуржуазной стихией».

8 января 1921 года ВЧК издала приказ «О карательной политике органов
ЧК», которым отвергала как устарелые методы работы, сложившиеся в годы гражданской войны, распорядилась пересмотреть дела осуждённых и подследственных рабочих и крестьян, поставила задачу создать действенную информационную службу и выдвинуть её на первый план в оперативной работе.
Приказ ВЧК был обсуждён и принят к исполнению губернскими чрезвычайными комиссиями.

Одновременно принимается партийное решение об укреплении состава оперативных работников чрезвычайных комиссий. 17 марта оргбюро ЦК РКП(б) рекомендовало возвратить на службу в чрезвычайные комиссии сотрудников, ранее направленных партийными комитетами на другие участки работы. Ранее постоянно осуществлявшиеся информационные связи между партийными, советскими и чекистскими аппаратами были подняты на государственный уровень и закреплены решением ВЦИК и ЦК РКП(б) от 17 марта 1921 года за подписями М.И. Калинина и Н.Н.
Крестинского, переданным во все губкомы РКП(б), исполкомы губернских
Советов и губчека.

Уточнялось положение уездных политбюро. 3 августа 1921 года на основании приказа ВЧК было утверждено положение об их деятельности. Главной задачей политбюро определялась борьба с государственными преступлениями на территории соответствующего уезда. Содействие политбюро оказывала милиция и уголовный розыск, обязанные передавать дела с признаками государственных преступлений.

Тогда же, к сентябрю 1921 года стабилизировался состав транспортных ЧК.

На изменение методов работы, постановки оперативной информации, внутреннего осведомления, учёта и проверке противников государственного устройства чекистов нацелил упоминавшийся приказ ВЧК от 8 января 1921 года.
В его развитие 14 июня всем губернским чрезвычайным комиссиям было передано распоряжение начальника оперативного отдела ВЧК В.Р. Менжинского и начальника секретного отдела Т.П. Самсонова. Отмечалось, что многие ЧК заняты «мелочной оперативной работой», не имеют сведений о подполье белых, эсеров, меньшевиков, анархистов и пр. и неожиданно для себя оказываются перед лицом давно созревшего выступления. Происходившие в 1921 году перемены в главных направлениях и методах работы органов ВЧК, их структуре и кадровом составе явились подготовительным этапом для генеральной перестройки. Разгром противореволюционных и интервенционистских сил, общее сокращение количества вооружённых выступлений внутри страны, упрочнение внешнеполитических позиций советского государства, начало преодоления на основе нэпа общего кризиса диктовали необходимость скорейшей реорганизации службы государственной безопасности. Чрезвычайные формы и методы изжили себя, не отвечали новому этапу в развитии республики и кардинально изменившемуся соотношению сил.

упразднение Вчк и переход к ГПУ

Подготовка к реорганизации органов ВЧК началась в конце 1921 года 1 декабря В.И. Ленин набросал проект постановления политбюро ЦК РКП(б) о ВЧК, в котором предусматривались «серьёзные умягчения»: сужению её компетенции и права ареста, ограничение сроков расследования дел одним месяцем с рассмотрением их судами, а также изменение названия комиссии. В тот же день проект рассмотрело политбюро и поручило его исполнение комиссии в составе
Л.Б. Каменева, Д.И. Курского и Ф.Э. Дзержинского. Состоявшаяся в том же месяце конференция РКП(б) также высказалась за сужение круга обязанностей
ВЧК и её реорганизацию. В конце декабря на IX Всероссийском съезде Советов
Ленин дал высокую оценку деятельности ВЧК по защите революции и предложил ограничить её функции задачами политическими при всемерном укреплении законности. Высказанные идеи нашли отражение в постановлении съезда о пересмотре принятого в октябре 1918 года «Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях».

В январе вопрос вновь рассмотрело политбюро ЦК РКП(б) и 6 февраля 1922 года ВЦИК издал постановление «Об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии и о правиле производства обысков, выемок и арестов». ВЧК и её подразделения на местах упразднялись. Их задачи передавались
Государственному политическому управлению (ГПУ) при наркомате внутренних дел РСФСР. ГПУ поручалась борьба со шпионажем, бандитизмом, подавление вооружённых выступлений, охрана транспортных коммуникаций и границ республики, расследование всех противогосударственных выступлений. Документ оговаривал условия производства обысков и арестов, передачи расследованных дел в определённые сроки для решения в исключительно судебном порядке ревтрибуналами и народными судами и контроля за деятельностью ГПУ со стороны Наркомата юстиции.

ВЧК, созданная как чрезвычайный орган защиты, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности. Системы «военного коммунизма» и «чрезвычайщины» показали свою экономическую и политическую несостоятельность и грозили крахом режиму. Переход к новой политике в хозяйственной и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы. Подчинение органов госбезопасности Наркомату внутренних дел, а губернских отделов ГПУ губисполкомам Советов органически включило секретную службу в государственную систему управления страной.

Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции Российской Федерации. Органы госбезопасности стали юридически конституционными и тем самым был завершён переход от «чрезвычайщины» к государственности.

создание ссср, формирование огпу и его дальнейшие развитие

В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик постановлением ЦИК СССР от 15 ноября 1923 года создаётся Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР как орган, объединявший и координирующий усилие республиканских ГПУ по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Права и обязанности ОГПУ получили законодательное закрепление в Конституции Союза ССР 1924 года.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.