| |||||
МЕНЮ
| Создание и развитие системы репрессивных органов в советский периодp> За основу принималась структура ВЧК, утверждённая конференцией и рекомендованная местным ЧК. Образовывались три ведущих отдела: по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и оперативная часть. Причём первый состоял из трёх отделений. Первое занималось работой в войсках; второе – наблюдало за видными деятелями царского режима, духовенством, различными кружками и обществами, не имевшими открытого политического характера; треть – осуществляло наблюдение за партийными организациями. В дальнейшем структура отделов и отделений неоднократно менялась,
однако все изменения не посягали на главное: компетенцию контролировать
политическую и экономическую обстановку, настроения всех слоёв населения и
принимать оперативные меры против малейших попыток изменить советскую
систему управления. В губерниях и уездах развернулся процесс формирования В сентябре того же года коллегия ВЧК приняла «Положение о губернских и уездных ЧК», определившие функции, организационную структуру и штаты местных чрезвычайных комиссий. В октябре «Положение ВЦИК о Всероссийской и местной чрезвычайных комиссиях» законодательно утвердило их задачи и подчинённость. Согласно рекомендациям ВЧК, в губернских ЧК было организованно четыре ведущих отдела: отдел по борьбе с контрреволюцией, отдел по борьбе со спекуляцией, серьёзное внимание уделялось отделу по борьбе с должностными преступлениями, работу уездных ЧК направлял иногородний отдел. Кроме того в ЧК СКСО и Псковской губчека действовали пограничные отделы. В качестве вспомогательных подразделений функционировали комендатура, информационный стол и канцелярия. В уездных ЧК были организованы два отдела: по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности. по борьбе со спекуляцией. В прифронтовых уездах имелись пограничные отделы. Следственные работники специализировались по отделам. Подобная структура губернских и уездных чекистских органов просуществовала до начала 1919 года. Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности. Подбор председателей губернских чрезвычайных комиссий был прерогативой губкомов РКП(б), они выполняли требование ЦК и СНК и направляли на эти должности только проверенных комунистов, способных проводить политическую линию партии на ответственном участке. Подбор руководителей отделов и оперативных сотрудников осуществляли губернские и уездные комитеты РКП(б) и исполкомы Советов. По постановлению СНК от 14 ноября 1918 года при призывах на действительную военную службу работники ЧК зачислялись на неё, но подлежали откомандированию для исполнения прежних обязанностей. начало переподчинения ЧК компартии В первый же год существования чрезвычайных комиссий вопросы их
деятельности находились в сфере внимания комитетов РКП(б) и исполкомов Основными методами партийного руководства органами ВЧК, начавшими формироваться в первый год их существования явилось периодическое обсуждение на конференциях, пленумах и бюро комитетов РКП(б) различных вопросов работы чекистских органов, постановка перед ними задач политического характера, заслушивание отчётов руководителей, контроль и проверка исполнения принятых решений. С первых месяцев существования местные ЧК отчитывались также перед исполкомами Советов. Постоянно практиковалась проверка чрезвычайных комиссий,
осуществлявшаяся партийными комитетами и исполкомами Советов. Так, в
октябре 1918 года, комиссия Великолукской организации РКП(б) при участии
представителя Псковской губчека ревизовала отчётность уездной ЧК. В ноябре Контроль был более чем необходим, поскольку часть сотрудников служб ВЧК не понимали роли и места чекистского аппарата в системе государственного управления, склонны были считать своё положение и работу «особыми». Так в октябре 1918 года сотрудники Колпинской ЧК заслушали сообщение её председателя Герасимова о трениях между Колпинским комитетом РКП(Б) и исполкомом Советов, с одной стороны, и чрезвычайной комиссией – с другой, и приняли решение: указаные учреждения вмешиваются в дела ЧК, «что никак не может быть допустимо», в виду особого рода деятельности и конспиративности в работе комиссии. Приходилось преодолевать подобные, уже тогда совсем не редкие настроения, развившиеся впоследствии в исключительное положение органов госбезопасности в советском государстве. Нередкие случаи вмешательства в оперативную работу руководителей комитетов РКП(б) и исполкомов Советов доходили до такой степени, что они определяли меры наказания. Например, в августе 1918 года член Минецкого волостного земельного одела Боровичского уезда коммунист И. Гаврилов при учёте хлеба украл 10 пудов ржи. За что общим собранием волостной организации РКП(б) был приговорён к расстрелу в присутствии представителей от каждого селения волости. Чека исполняла эти распоряжения. Таких примеров множество. Но не везде чекисты выступали послушными исполнителями подобных распоряжений. Лодейнопольский уком РКП(б) «вынес приговор» по конкретному делу и возложил его исполнение на уездную ЧК. Чекисты сообщили об этом факте в ЧК СКСО, которая, в свою очередь, поставила в известность Северный обком РКП(б). После чего дело было передано на расследование в ЧК с разъяснением, что партийный комитет проводит только свой контроль над чрезвычайной комиссией, а не является судебной инстанцией. В тоже время никакой контроль, очевидно, не мог гарантировать в полной
мере объективности при расследовании дел о государственных преступлениях. В первый год существования ВЧК в руководящих кругах по-
разному относились к самому факту существования в структуре управления
органа, наделённого особыми полномочиями, имевшего какое-то особое,
исключительное положение. Всероссийский съезд председателей и заведующих
отделами управления исполкомов губернских Советов в августе 1918 года
высказался за включение губернских и уездных ЧК в состав отделов управления
на правах подотделов. План поддержал комиссариат по внутренним делам СКСО. Небезынтересны взгляды на ВЧК В.А. Жданова, опытного юриста, защитника
на процессе И.П. Каляева, высказанные им в беседе с управляющим делами Дебаты о необходимости и круге обязанностей органов ВЧК, их роли и
места в государственной системе управления, протесты против особого
положения, ужасы развёрнутого в сентябре 1918 года красного террора,
жестокости подавления крестьянских волнений и ненависть населения к
карательным отрядам подтолкнули власти к реорганизации чекистской службы. С началом государственного оформления системы диктатуры пролетариата большевики и их лидер быстро отошли от прежних представлений о лёгкости подавления возможного сопротивления. Государству понадобилась специальная служба безопасности. Не имея программы будущего устройства страны, лишившись политических союзников, управляя в условиях острейшего кризиса и начала гражданской войны, советское правительство взяло за основу силовые методы в экономической, политической, социальной сферах. С начала 1919 года превалирующие влияние на чрезвычайные комиссии стали оказывать не Советы депутатов, а комитеты коммунистической партии, взявшие органы ВЧК под неослабный политический контроль. В этот же период даёт первые ростки практика привлечения органов
госбезопасности для решения сугубо внутрипартийных вопросов. Бюро Реорганизация чрезвычайных комиссий на транспорте привела к формированию районных транспортных ЧК (РТЧК), вместо ранее существовавших окружных транспортных ЧК. При каждой станции, имевшей депо, создавались участковые транспортные ЧК (УТЧК). В ведение ВЧК перешла охрана государственной границы РСФСР. 24 ноября 1920 года Совет Труда и Обороны возложил эти функции на ВЧК и её особый отдел. Формировалась система особых пограничных отделений охраны границы и пограничных пропускных пунктов на границе с Финляндией, Эстонией и Латвией. Руководящие круги РКП(б) приняли попытку многократно увеличить резерв секретных сотрудников органов ВЧК за счёт всех членов коммунистической партии. Ленинские слова: «хороший коммунист в то же время и хороший чекист», сказанные в апреле 1920 года на IX партийном съезде, привели к появлению директив, обязывающих коммунистов и партячейки сообщать о всяком подозрительном деянии наших врагов в органы госбезопасности. Политика «военного коммунизма» вызвала открытое неприятие мелкобуржуазных слоёв. Отрицательную реакцию повлекло за собой и упорное нежелание правящей партии объективно оценить те конструктивные предложения, которые мелкобуржуазные партии пытались обсудить в Советах и направляли в органы исполнительной власти. Только усиление контроля со стороны спецслужб за настроениями и действиями демократической оппозиции даже в малой степени не могли решить назревавших проблем. переход к НЭПу и деятельность в новых условиях К концу 1920 года на большей территории страны завершилась длительная и
кровавая гражданская война. Предстояли поиски выхода из общего кризиса
поразившего экономическую, общественную, политическую, социальную сферу
общества. Громадными были людские потери. Резко сократился объём
промышленного и сельскохозяйственного производства, в тяжелейшем положении
находился транспорт, свирепствовала инфляция. Промедление в выработке и
реализации новой политики было чревато гибелью для большевистского режима. 18 марта 1921 года было подавленно Кронштадтское восстание. По приговорам Петроградской ЧК, особого отдела охраны финляндской границы республики, чрезвычайной тройки особого отдела Кронштадта, трибунала военного округа были осуждены к расстрелу 2103 человека и к длительным срокам заключения 6459 человек. Менее заметные участники подлежали высылке в административном порядке. Несмотря на поражение политическая оппозиция предпринимала попытки продолжить агитационную работу. К концу лета 1921 года силовые структуры государства с трудом, ценой больших жертв, смогли подавить массовые вооруженные выступления в Центре, на Северо-Западе и в Сибири, более спокойной стала обстановка и в других регионах страны, но правящая верхушка не забыла страха перед «мелкобуржуазной стихией». 8 января 1921 года ВЧК издала приказ «О карательной политике органов Одновременно принимается партийное решение об укреплении состава
оперативных работников чрезвычайных комиссий. 17 марта оргбюро ЦК РКП(б)
рекомендовало возвратить на службу в чрезвычайные комиссии сотрудников,
ранее направленных партийными комитетами на другие участки работы. Ранее
постоянно осуществлявшиеся информационные связи между партийными,
советскими и чекистскими аппаратами были подняты на государственный
уровень и закреплены решением ВЦИК и ЦК РКП(б) от 17 марта 1921 года за
подписями М.И. Калинина и Н.Н. Уточнялось положение уездных политбюро. 3 августа 1921 года на основании приказа ВЧК было утверждено положение об их деятельности. Главной задачей политбюро определялась борьба с государственными преступлениями на территории соответствующего уезда. Содействие политбюро оказывала милиция и уголовный розыск, обязанные передавать дела с признаками государственных преступлений. Тогда же, к сентябрю 1921 года стабилизировался состав транспортных ЧК. На изменение методов работы, постановки оперативной информации,
внутреннего осведомления, учёта и проверке противников государственного
устройства чекистов нацелил упоминавшийся приказ ВЧК от 8 января 1921 года. упразднение Вчк и переход к ГПУ Подготовка к реорганизации органов ВЧК началась в конце 1921 года 1
декабря В.И. Ленин набросал проект постановления политбюро ЦК РКП(б) о ВЧК,
в котором предусматривались «серьёзные умягчения»: сужению её компетенции и
права ареста, ограничение сроков расследования дел одним месяцем с
рассмотрением их судами, а также изменение названия комиссии. В тот же день
проект рассмотрело политбюро и поручило его исполнение комиссии в составе В январе вопрос вновь рассмотрело политбюро ЦК РКП(б) и 6 февраля 1922
года ВЦИК издал постановление «Об упразднении Всероссийской чрезвычайной
комиссии и о правиле производства обысков, выемок и арестов». ВЧК и её
подразделения на местах упразднялись. Их задачи передавались ВЧК, созданная как чрезвычайный орган защиты, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности. Системы «военного коммунизма» и «чрезвычайщины» показали свою экономическую и политическую несостоятельность и грозили крахом режиму. Переход к новой политике в хозяйственной и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы. Подчинение органов госбезопасности Наркомату внутренних дел, а губернских отделов ГПУ губисполкомам Советов органически включило секретную службу в государственную систему управления страной. Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции Российской Федерации. Органы госбезопасности стали юридически конституционными и тем самым был завершён переход от «чрезвычайщины» к государственности. создание ссср, формирование огпу и его дальнейшие развитие В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик постановлением ЦИК СССР от 15 ноября 1923 года создаётся Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР как орган, объединявший и координирующий усилие республиканских ГПУ по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Права и обязанности ОГПУ получили законодательное закрепление в Конституции Союза ССР 1924 года. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|