реферат, рефераты скачать
 

Социальная работа с одинокими пожилыми людьми


p>Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать трудности в работе отделения социального обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.

Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и инвалидами на дому, прежде всего, определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг.

Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг.

По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.[1]

Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки.

Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.

Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах:

- в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только 10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.

- в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра.

Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются:

- оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и т.п.);

- оказание продуктовой помощи (наборы продуктов или талоны на бесплатное питание);

- оказание гуманитарной помощи;

- оказание психологической помощи;

- проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.

Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса – рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь граждане пожилого возраста формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.[1] Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста, лиц старше 70 лет, долгожителей (от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов.1

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением в Хабаровском крае являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В Хабаровском крае в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.

Численность лиц, обслуженных на дому в селе Некрасовка Хабаровского края специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания - растет.2 Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста (в том числе и одиноких граждан) создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

- повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

- налаживание партнерства на всех уровнях.

Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включает:

- проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

- изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;

- разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;

- обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;

- мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

В селе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.


2.2 Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста в селе Некрасовка


Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.

В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

В Хабаровском крае селе Некрасовка созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения. В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы.

Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.

Практически во всем Хабаровском крае созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действуют специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов,1 в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Сегодня в Хабаровском крае насчитывается 250 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

В Хабаровском крае также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан.
 Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов - в г.Хабаровске, п.Переяславке, г.Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь.

В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары соцобслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди.

Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия социального пакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Депутатами были приняты рекомендации по улучшению системы обслуживания пожилых граждан и инвалидов правительству края, органам местного самоуправления и руководителям учреждений социального обслуживания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем одиноких пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1)     социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и тому подобное;

2)     из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов;

3)     в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста;

4)     в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;

5)     главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

6)     установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими путями;

7)     выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя итог исследования, были выявлены социальные проблемы одиноких пожилых людей, решение следующих задач:

1)     определение основных социальных проблем одиноких пожилых людей;

2)     исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;

3)     выявление основных форм обслуживания граждан;

4)     роль реабилитационных центров;

5)     необходимость новых технологий социального обслуживания пожилых людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем одиноких пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1.                 Альперович В.Д. Если вам за 60 … // г. Ростов-на-Дону. 1999г.

2.                 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //

 Учебное пособие. – Москва., 1998г.

3.                 Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей. – Журнал «Социальное обеспечение». 1998 г., № 5.

4.                 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993г., 195 с.

5.                 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

6.                 Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо­логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко­менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

7.                 Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

8.                 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003 г.

9. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.-М.: 1989.

10. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990 г.

11. Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи».

12. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).

13. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. – г. Ростов-на- Дону: «Феникс», 2000 г., 576 с.

14. Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской – Москва, 1998 г.

15. Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. – Москва: Институт социальной работы., 1996 г.

16. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. – Москва. 2005г.

17.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

18. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 400с.

19. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 1999.-320с.

20. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное  пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.  –340с.

21. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304с.

22. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.

23. Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).


[1] Альперович В.Д.  Если вам за 60 … // Ростов-на-Дону. 1999. с.11, 280.

1 Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. – Москва. 2005 г., с.596.

1 Принципы и концепция развития медико-социальной  реабилитации больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990 г.

1 Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. – Москва. 2005 г., с.597 – 598.

1 Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.-М.: 1989. С. 14

1 Тора К.Биксон, литеция Энн Пепло, Карен С.Рук, Жаклин Д.Гудчайдс. Жизнь старого и одинокого человека. -М.:1989.С.18

1 Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей, -журнал Социальное обеспечение. 1998, №5.С.23

1 Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей, -журнал Социальное обеспечение. 1998, №5.С.24

1 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.    Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

1 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.    Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.

1 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской – Москва., 1998 г., с. 23.

1  Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской – Москва., 1998 г., с. 25.

2 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. – Москва., 

   1998г., с. 56.

1 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003. с.142.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.