реферат, рефераты скачать
 

Социальная работа в регионах (Анапа)


p> Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких технологий состоит в том, чтобы не только способствовать лечению
"социальных болезней", но и способствовать их предотвращению, а следовательно и предотвращению возникновения и социальных проблем. И это мы наблюдаем на региональном уровне, где приходится иметь дело с разнообразными социальными проблемами и использовать комплекс средств по их предотвращению, устранению, нейтрализации и решению.[14]

В данной работе основное внимание будет сосредоточено на решении социальных проблем пожилых людей, безработных, современной семьи.

2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ.

Масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с проблемами безработицы, становятся все более внушительными. По данным социально—экономических исследований РАН, 26 процентов россиян боятся потерять работу.

Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов для российского рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За счет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 8,4 млн. человек. При этом только за последние 3 года при почти стабильной численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 млн. человек) среднегодовая численность занятых во всех секторах экономики сократилась в 1995-1996 годах на 1,1 млн. человек (с 66,5 до 65 млн. человек).[15]

Общество, которое не может дать гражданам полной занятости, не только не способно использовать свой интеллектуальный и производственный потенциал, но и постоянно порождает бедность и социальное отчуждение людей.

Занятость решает две задачи: экономическую и социальную. С одной стороны она источник заработка, социальной защищенности и материального благополучия человека, дает ему возможность стать полноправным членом общества, развивать свои навыки и способности. С другой - призвана способствовать развитию производства и росту экономики.

Наша экономика формировалась в условиях очень высокой занятости населения при относительно невысокой заработной плате. Приемлемые условия жизни в семье обеспечивались в том случае, если работали как минимум двое.
Тогда люди могли сравнительно нормально питаться, отдыхать, приобретать какие-то вещи. Но сверх этого необходимого они уже почти ничего не могли себе позволить. И поэтому, когда мы вошли в безработицу при существующем относительно низком уровне жизни, сразу возникли проблемы, выживания.

70 процентов безработных составляют женщины, 60 процентов молодежь в возрасте до 30 лет. 60 процентов безработные имеют высшее и среде специальное образование.

Состав зарегистрированных безработных по полу (в процентах).[16]
|ПОКАЗАТЕЛИ |Женщины |Мужчины |
| |на 1.01.|на |на |на |на |на |
| | |1.01. |1.01. |1.01. |1.01. |1.01. |
| |1996г. |1997г. |1998г. |1996г. |1997г. |1998г. |
|По причинам |4639 |43,4 |39,5 |54,5 |52,5 |46,9 |
|незанятости: | | | | | | |
|- уволившиеся по | | | | | | |
|собственному | | | | | | |
|желанию | | | | | | |
|- высвобожденные |23,5 |27,2 |30,6 |11,5 |15,2 |19,1 |
|работники | | | | | | |

Таким образом подавляющее число безработных это женщины и молодежь, причем более половины из них высокопрофессиональные подготовленные люди.

По состоянию на 1 октября 1997 года в Анапском регионе зарегистрировано более 4 тысяч юридических лиц в качестве налогоплательщиков, но более 30% их них не работают. Численность лиц, имеющих статус безработного, составляет 878 человек: что на 24% больше, чем в это же время в прошлом году. Уровень безработицы в настоящее время по курорту Анапа составил 1,4%. По закону занятости к безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска работы и готовы приступить к ней.

Очередь на бирже труда в стране была бы меньше, если бы более активно проводилась законотворческая работа по совершенствованию системы оплаты труда, повышению доводов, развитию системы социальных пособий, дотаций и льгот. Все это снизило бы потребность в труде в народном хозяйстве отдельных социальных групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Ключевую, роль в социальной защите безработных играет Закон "О занятости населения в Российской Федерации".[17] Он действует с мая 1991 года и определяет правовые, экономические и организационные основы политики занятости населения, а также гарантии государства по реализации права граждан на труд и социальную поддержку безработных.

Законом гарантируется право на материальную и социальную поддержку.
Это стипендия в период подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Далее - это пособие по безработице. Для тек, кто хочет иметь дополнительный заработок, кроме пособия, может быть предложено принять участие в оплачиваемых общественных работах.

Закон не забывает и членов семьи безработного, находящихся на его иждивении. Предусмотрена материальная и другая помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Особую сложность испытывают люди предпенсионного возраста. Это учитывается в законе: им предоставлено право за два года до пенсии по предложению службы занятости оформить пенсию досрочно.

Закон предусматривает создание Государственного фонда занятости населения, который Формируется из обязательных страховых взносов работодателей.

В обязанности биржи труда входит и бесплатная консультация по вопросам профессиональной ориентации.

С начала введения в действие Закона "О занятости населения в
Российской Федерации" прошло достаточно много времени, чтобы понять его плюсы и минусы. Закон не учитывает и не содержит положений о том, как сохранить кадровый состав предприятия, когда оно меняет собственника, как уберечь от увольнений специалистов высокой квалификации и уникальных профессий при конверсии предприятий, работавших ранее на военно- промышленный комплекс. Российский закон действует только по территориальному признаку, когда человек, потерявший работу, обращается за помощью по месту жительства.

И еще один пробел в законодательстве о занятости - оно не содержит социальных амортизаторов для временно и частично безработных. В стране вообще не определен их статус, их права и гарантии. Прошло два-три года реформ, пока многие осознали, что борьба-с безработицей начинается не тогда, когда люди приходят на биржу труда, а тогда, когда человек еще спокойно работает, но законодательство создаёт утверждающие Финансовые, организационные, социально-экономические предпосылки для того, чтобы как можно меньше людей познали безработицу.

В сентябре 1998 года Правительством принята "Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы". Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротствам предприятий.[18]

Программа предусматривает социальную защиту в регионах с критической ситуацией на рынке труда, вводит гарантии занятости для беженцев и переселенцев, устраняет неравенство в доступе к рабочим местам, возникающее па причинам инвалидности. Определяет квоты для трудоустройства инвалидов, вводит льготы для граждан, нуждающиеся в социальной защите и др.

Проблемы безработицы, занятости, выявленные на Федеральном уровне характерны и для регионального уровня. Автор рассматривает их на уровне г.Анапы Краснодарского края.

Политика занятости формируется: городским органом законодательной власти - Городской Думой, исполнительной власти - Администрацией города и администрацией городского центра занятости. Главной целью политики занятости, проводимой в городе-курорте Анапа является содействие наиболее полной и эффективной занятости населения.

Основными, задачами политики содействия занятости населения являются: влияние на развитие экономической ситуации в городе и районе; сдерживание роста безработицы; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявшим работу; смягчение последствий долговременной безработицы.

Социально-экономическая ситуация в городе 1998 году оставалась напряженной и характеризовалась продолжающимся спадом производства и финансовым кризисом. Спад производства негативно влиял на занятость населения. Сокращение занятых отмечалось в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других сферах материального производства. Небольшой прирост численности работающих наблюдался в торговле и учреждениях курорта.

Итоги работы службы занятости за 1998 год показывают, что уровень безработицы по сравнению с 1997 годом сократился на 24%. За 12 месяцев трудоустроено 1662 незанятых гражданина или 103% к 1997 году. Из них трудоустроено по квоте 83 человека, 25 инвалидов, 12 из мест лишения свободы (МЛС), 21 человек несовершеннолетние. 132 гражданина перешли на самозанятость, 6571 гражданину оказаны профориентационные услуги, 82 безработных гражданина освобождены от уплаты регистрационного сбора на получение свидетельства на предпринимательскую деятельность.[19]

Пособие по безработице выплачивается нерегулярно, задержка выплаты пособия составляет около года. Центр занятости делает все возможное, чтобы сократить задолжность по выплате пособия, производя взаиморасчеты с предприятиями-должниками продовольственными товарами, коммунальными услугами, заключаются договора с предприятиями-должниками по погашению задолжности. Специалисты отдела занятости населения работают с клиентами: ищущими работу и работодателями.

Основным видом услуг, оказываемых предприятиям и ищущим работу является работа по выявлению и заполнению вакансий. Центр занятости населения играет роль посредника между ищущими работу и предприятием. В центре занятости населения проводятся ярмарки рабочих и учебных мест, встречи работодателей с ищущими работу, создается банк данных по безработным, имеющим высокую квалификацию, а также - редкие профессии.[20]

Центр занятости в 1998 году работал над вопросом снижения уровня безработицы путем трудоустройства безработных граждан на временные работы.
За этот период было получено 172 вакансии на временные работы, по заявкам было трудоустроено 177 человек. Особенно много предложений на временные работы поступает в летний период. Для контроля за заполнением вакансий на временные работы - создан банк временных вакансий. Средняя продолжительность временного трудоустройства составляет 3-4 месяца. Все временные работы финансируются за счет средств работодателей. Средняя заработная плата колеблется от 120 рублей до 900 рублей.[21]

Основными видами работ для временного трудоустройства являются: работы в сфере курортного сервиса; продавцы; работа сторожами; работа в лагерях для детей и подростков в качестве поваров и подсобных рабочих; рабочие по благоустройству.

Центром занятости проводится работа по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан и незанятого населения. Так, на профобучение было направлено 64 человека, в том числе на овладение рабочими специальностями – 61 человек. 78 предприятий нуждаются в рабочей силе, потребность в работниках на 1 октября 1997 года составляет 330 человек, в том числе рабочих – 263. Денежные расходы населения за отчетный период текущего года увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30% (в действующих ценах), в том числе, на покупку товаров и оплату услуг – на 12%.

Важную роль в службе занятости играют социальные работники оказывая разностороннюю помощь человеку, потерявшему работу, например психологическая помощь включает в себя психодиагностику с определением состояния безработного, психотерапию последствий влияния на состояние безработного различных отрицательных факторов, психокоррекцию личностных и психических отклонений.

Применяются индивидуальные и групповые терапевтические беседы, психотренинг, релаксационные упражнения, рациональная терапия. Цель таких воздействий - внушить безработному более высокую самооценку, уверенность в своих силах, снять депрессивные явления. В Анапе только в 1997-1998 годах такую помощь получили 673 человека.

Нуждается в помощи также семья безработного, ибо без ее коррекции помощь самому безработному может оказаться непродуктивной. Необходимо осознание того, что только с содействием своей семьи безработный может преодолеть временные сложности. Необходимо также снятие депрессивных психопатических моментов у членов его семьи.

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий в деле помощи безработным является их профессиональная подготовка, повышение квалификации. Для функционирующей экономики нормально, что одни профессии становятся менее распространенными и нужными, теряют популярность, оплата за работу для таких профессий снижается. Происходит перелив рабочей сипы в более прогрессивные отрасли занятости. Для того, чтобы внедриться в эти новые сферы нужна переподготовка кадров. Этой работой и занимаются службы занятости.

Важным средством социальной реабилитации безработных является создание из их числа групп самопомощи и взаимопомощи. Такие группы, объединяющие людей со сходной судьбой, снимают ощущение отверженности, с которым живут многие безработные, дают неформальную поддержку товарищам по несчастью.

В условиях необратимой деградации больших промышленных предприятий и угасания столкнувшегося с ожесточенной иностранной конкуренцией промышленного и сельского производства, надежда на личное самообеспечение в значительной мере может быть связана только с развитием индивидуального и семейного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В организационных
Фомах малого бизнеса гораздо легче принять неполную занятость, надомный труд, в том числе, и труд высоко квалифицированных кадров.[22]

Развитие индивидуального, семейного бизнеса будет содействовать улучшению социально-экономического положения и морально-психологического самочувствия безработных и их семей, развитию определенных видов деятельности, в которых имеется потребность на рынке услуг. Вероятно, наиболее продуктивным было бы введение ставки консультанта по малому бизнесу в органах местного самоуправления или социального управления.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать: проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать ее основные Формы.

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдерживать рост безработицы (создание надомной формы работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, установление квоты приема отдельных категорий населения на предприятиях).

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание, профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Главным в социальной политике должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Безусловно, проблема безработицы важна, но она не является на сегодняшний день единственной социальной проблемой общества, переживаемой на региональном уровне. Проблем множество и одна из них - проблемы пожилых людей.

В современном мире на базе снижения уровня рождаемости растет доля людей пожилого возраста. Поэтому проблемы их общественного социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми играют важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение, особенности психики, материальные и духовные потребности этих людей, и в этой работе опираться на науку, социологические, социально- экономические и другие виды исследований.[23]

Важно учитывать, что пожилые люди – это совершенно разные люди. Среди них есть: добрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; продолжающие работать с удовольствием; работающие, но без желания; отчаявшиеся в жизни; малоподвижные; проводящие досуг интенсивно и др.

После выхода на пенсию, основным видом жизнедеятельности становится общение.[24]

У пожилых своя особая психология, обусловленная возрастными изменениями. Знания общих причин возникновения кризиса может помочь как самим пенсионерам, так и людям помогающим им, т.е. самим социальным работникам.

Наиболее типичными кризисами деятельности бывают: кризис операционной стороны жизнедеятельности: "не знаю, как жить дальше"; кризис мотивационно-целевой стороны жизни: "не знаю, для чего жить дальше"; кризис смысловой стороны: "не знаю, зачем вообще жить дальше".

Операционный кризис (как жить?) наиболее открытый, разрешимый и простой. Задаваясь этим вопросом, человек не сомневается, стоит ли жить вообще, он теряет лишь метод (способ) жизни. В этом случае человек оценивает пройденный путь, определяет реальные перспективы для себя, сравнивает достижения и потери. В любом случае здесь легче найти пути преодоления кризиса, потому что не возникает вопросов: для чего и зачем вообще жить дальше?

Кризис мотивационно-целевой стороны жизни и деятельности это противоречия между живой потребностью человека в творчестве, самореализации, в полноценной жизни и разрушением того же механизма деятельности, который преобладал в жизни человека до этого периода. Этот кризис содержит в себе ключевые вопросы "как" и "для чего?".

Изменить или же найти новый побудительный стимул, сформировать новую потребность, выйти за пределы известного уклада жизни - эти непростые задачи стоят перед человеком при выходе на пенсию.

Кризис смысловой сферы внутреннего мира человека - самый тяжелый кризис. Вся энергия психики идет по пути разрушительной деятельности и приобретая тенденцию острого противоречия между "быть" или "не быть".
Реакция преодоления в этом случае характеризуется резким изменением мироощущения, мрачной стороной мировоззрения, суждений и оценок, видоизменением всей системы ценностей человека. Наблюдается стойкое снижение настроения, мрачность прогнозов, скованность воли и снижение самооценки личности.

Для этого кризиса характерны депрессия и пессимизм. Психотерапевты подобную реакцию называют ситуацией искусственного преувеличения стресса, т.к. человек своим бескорыстным поведением и некритичным отношением к себе создает благоприятные условия для жизненного сбоя.

С возрастом увеличивается удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов о психологов и т.д. Цивилизованность общества определяется в частности и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха, и санаториев для пожилых людей.

Одной из таких болезней "третьего возраста" является старческий маразм. Под маразмом понимают угасание жизнедеятельности организма вследствие атрофирования коры головного мозга. Другая болезнь пожилых людей
- старческий алкоголизм. Сегодня можно сказать, что алкоголизм - болезнь всех возрастов. Но для пожилых - это особенно трудная проблема. Алкоголизм
- это поступательное заболевание.

Существуют несколько способов лечения алкоголизма. Это и лечение посредством психотерапии, метод гипнотерапии, аутогенная тренировка, метод лечения антабусом (тетурамом). Существует немало и других методик: трудотерапия, метод доктора Довженко и пр. Главное же в социальной работе, в этой области - эта целеустремленная, порой жесткая антиалкогольная пропаганда. Трезвость - критерий нормального состояния социально здоровой личности отдельно или общества в целом. Необходимо разъяснение социальных, экономических, медицинских и наследственных последствий алкоголизма, организовывать лечение больных алкоголизмом.

Основными направлениями решения социальных проблем пожилых людей, обеспечения уровня благосостояния престарелых являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов престарелых и улучшения условий проживания в них.

Важным направлением социальной защиты пожилых является социальное обслуживание. Хотелось бы обратить внимание на оказание социально-бытовых услуг. Здесь важно предусмотреть с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение в специальной обуви, одежде, в различного рода приборах и приспособлениях, которые бы облегчили передвижения по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур. Социальные работники оказывают и другие виды помощи: выявление престарелых, нуждающихся в социально-бытовой помощи, оказание помощи в ведении хозяйства, в закупках продуктов и лекарств; оказание социально- правовой помощи престарелым в охране их прав и в получении причитающихся льгот (многие из престарелых являются и инвалидами); оказание помощи в организации посильной трудовой деятельности включая различные виды надомного труда; оказывать психологическую и другую поддержку инвалидам и престарелым; установление и поддержание связей с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные; с различными общественными организациями; содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, помещение в дома-интернаты или территориальные центры; выполнение просьб, связанных с перепиской с родными и друзьями, выполнение других разовых поручений.

Комплекс социальных услуг оказывается в стационарных учреждениях. В домах-интернатах общего типа проводиться большая работа по социально- психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. В домах- интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, а также осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера. В частности, трудовая терапия и трудовая занятость и организация досуга.

Функционирование домов-интернатов, как главной формы стационарного социального обслуживания пожилых людей связано с целым рядом проблем.
Прежде всего это самая дорогостоящая форма социального обслуживания предполагающая наличие домов-интернатов, мест в них и количество желающих проживать в них и, естественно же качество обслуживания, создание соответствующих условий для проживания.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.