реферат, рефераты скачать
 

Становление государственности в странах Востока


p> Новое царство (XVI – XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта.

Преемники Яхмоса, особенно, Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта, как на севере, так и на юге. По всей стране, развернулось грандиозное строительство, прежде всего храмовое. На смену разрушенным гиксосами и пришедшим в упадок храмовым строениям пришли новые и величественные каменные громады, среди которых выделялся великолепием и размерами столичный храмовый комплекс бога солнца Амона в Фивах. Правивший после смерти мачехи Тутмос III, сын Тутмоса II, закрепил достижения предшественников, покорив Сирию и Палестину, расширив южные пределы страны до четвёртого нильского порога. Его большое и хорошо организованное войско, основную силу которого составляли запряженные лошадьми боевые колесницы, практически не знало поражений. Колоссальная военная добыча, включая и пленников, мощным потоком текла в Египет, где она оседала в кладовых храмов, в хозяйствах царя и его сановников. Преемники Тутмоса III, активно продолжали его политику, успехи которой вызвали к жизни необходимость в некоторых реформах. [4,553]

Реформы коснулись, прежде всего, системы управления. Страна была разделена на две части, север и юг, во главе которых были поставлены подчинённые фараону наместники, облечённые широкими полномочиями. Бывшие ещё недавно независимые номархи, превратились в чиновников, каждый из которых имел свою канцелярию с писцами и служащими и отвечал за управление номом. Особые начальники управляли городами и крепостями, а также завоёванными районами (в качестве наместников). Деятельность всех администраторов строго определялись специальными нормами и инструкциями, содержание которых известно по сохранившимся в гробницах текстам. Есть в текстах и упоминания о 40 кожаных свитках, бивших, возможно, чем-то вроде свода законов и предписаний, коими должностные лицами обязаны были руководствоваться (сам этот свод до нас не дошёл).

Став сильной военной державой, империей, в которую были включены завоёванные народы, и границы, которых дошли на север до Евфрата, Египет вступил в активные внешнеполитические связи с другими государствами
Ближнего Востока. С Митаннийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии, причём именно от этой эпохи в египетских архивах сохранилось немало ценных дипломатических документов (архивы Телль-Амарны), позволяющих представить картину международных отношений того времени.

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них, в качестве солдат-наемников, привело на рубеже II — I тысячелетий до н.э., к выдвижению на авансцену политической жизни страны, амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников, Шешонк, в середине Х в. до н.э., захватил власть и положил начало 22 ливийской династии — первой из серии правивших Египтом чужеземных династий.

Важной новой особенностью социальной структуры Египта Позднего царства становится усиление корпоративности. Суть этого явления, знакомого уже и Новому царству, сводилась ко все большей обособленности состоятельных слоев, будь то жрецы, воины или ремесленники различных специальностей.
Наследственность занятий, способствовала замкнутости соответствующих корпораций, внутренние связи и взаимопомощь в среде которых, были особенно важны, в условиях развиваюшихся товарно-денежных отношений, при явном ослаблении централизованной администрации. По-прежнему существовали и имели немалую силу храмовые хозяйства, но теперь они все явственнее становились хозяйствами жреческо-культовых учреждений и тем самым исключались из сферы государственного хозяйства и соответственно большой политической ценности не имели.[4,576]

Для государственного аппарата эллинистического Египта было характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами. За исключением нескольких полисов, типа Александрии, вся остальная страна традиционно делилась на номы, управлявшиеся чиновниками- стратегами. Номы подразделялись на топархии, а те — на поселения, комы. Во главе администрации стоял министр-диойкет, ведавший хозяйством и казной.
Именно ему подчинялись упомянутые провинциальные администраторы.

Судебная система была реорганизована в соответствии с нормами греческого права. [5,322]

Подводя итог, всему вышесказанному, следует отметить, что египетский вариант развития, отличается от других примеров, своей тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне замедленными в силу этого темпами приватизации.

ГЛАВА II

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ

Примерно с середины IV тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры, в виде городов- государств. Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Похоже на то, что пришельцы-шумеры, появившись в зоне обитания насельников культуры Убайд, быстро и энергично использовали опыт предыдущих народов, на основании которых, они и стали строить свою, инновационную государственную структуру.

В середине III тысячелетия до н. э., различные западно-семитские племена стали проникать в плодородную низменность Тигра и Евфрата, переходя от кочевого быта к осёдлому земледелию. Эти племена скотоводов, которые пасли свои стада овец в сухих степях между Сирией и Месопотамией, как говорится в надписях, ещё не знали «ни домов, ни городов» - у них не было
«ни зерна, ни хлеба». Они пришли в Двуречье из земли Страны Запада (Марту) и потому, получили название аморитов.

В конце III тысячелетия до н. э., в средней части Месопотамии появился город, носивший еще древнешумерийское название Кадингир. Возможно, что именно здесь, немного позднее, возник город Вавилон, ставший крупным торговым и культурным центром, столицей могущественного государства, в котором правили цари из аморитской династии.

Многочисленные сохранившиеся документы, в частности древний свод вавилонских законов, административная переписка царя с местными чиновниками, строительные надписи, деловые документы, наконец, богатый архив, найденный в столице государства Мари, дают возможность подробно изучить историю этого времени.

Дипломатические документы из архива в Мари рисуют яркую картину международных отношений, сложившихся в Передней Азии в XVIII в. до н. э.
Южные шумерийские города были разобщены. Особенное значение, в этом отношении, имела Ларса. В этом городе, на тот момент правили эламские завоеватели, стремившиеся укрепить свое влияние в Южной, и даже Средней
Месопотамии. [2,55]

Землевладение. Наряду с постепенно распадающимся общинным землевладением в Вавилонии существовало и крупное царское землевладение.
Цари считали себя вправе отчуждать земельные участки от общин и передавать их в качестве царского пожалования тому или иному сановнику. Войны увеличивали централизованный в руках государства земельный фонд. После победы над Римсином, Хаммурапи присоединил к Вавилонскому царству область
Ларсы, а земли ее правителя присоединил к царскому земельному фонду. Право царя на выморочные земли также приводило к увеличению царского землевладения. Обрабатывали земли в крупных царских поместьях не только рабы, принадлежавшие царскому дворцу, но и арендаторы. В документах встречаются специальные термины для обозначения понятий «арендатор»,
«арендный документ», «арендованное поле». Арендная плата. Арендные договоры составлялись по особой форме. В этих договорах обозначались объект договора, размера арендной платы, которая уплачивалась натурой или в виде доли урожая, место и время уплаты, имена свидетелей и дата. Сдача земли в аренду сопровождалась особыми обрядами, которые указывали, что арендуемый участок становится владением держателя, но не является его собственностью.
Очевидно, что государственная власть принимала меры к тому, чтобы арендатор не мог присвоить арендованную землю. Арендная плата называлась «зерно аренды». В соответствии с натуральным характером хозяйства и оплата взималась в виде определенного количества зерна или других продуктов.
Иногда, в договорах указывается общий размер арендной платы, иногда же эта плата взималась с единицы поверхности, а иногда «согласно соседним полям» или «согласно слева и справа», т. е. Соответственно обычному размеру арендной платы в данной местности. В некоторых случаях арендная плата взималась в виде доли урожая. При аренде зернового участка обычно брали процентную долю урожая, при аренде садового участка — процент с урожая.
Возможно, что при повышении урожайности арендная плата повышалась. Однако при понижении урожайности садового участка арендная плата не должна была снижаться. По ст. 65 законов Хаммурапи при уменьшении дохода вследствие плохой обработки земли арендная плата взималась исходя из средней доходности аналогичного участка в данной местности. Таким образом, закон гарантировал землевладельцу твердую норму арендной платы, которая не должна была уменьшаться. [3,22]

При аренде целины, арендатор платил низкую арендную плату, которую он вносил только на второй год аренды. Иногда несколько арендаторов сообща арендовали поле, вместе его обрабатывали, поровну делили урожай после уплаты аренды и прочих расходов. Очевидно, что в постепенно разоряющихся общинах появлялось все больше бедняков, в связи с чем, возникла и субаренда; когда арендатор разбивал арендованную им землю на мелкие участки и в свою очередь, сдавал эти участки в аренду третьим лицам. Постепенно, крупные богатства сосредоточивались в руках отдельных богачей, владевших не только стадами, рабами, но также и землей. Эту землю богатые люди получали не только в виде царского пожалования, а иногда и скупали. Во многих документах из Ларсы, в качестве покупателей земель упоминаются одни и те же лица. Наряду с этим формировалось и мелкое крестьянское землевладение. В некоторых статьях законов Хаммурапи, упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и должны были за это нести военную службу. Эти воины были обязаны выступать в поход по первому призыву царя.
Если они не выполняли этой обязанности, они карались смертной казнью, а земельный надел у них отнимался. Воины получали и некоторые права: если они попадали в плен, то их следовало выкупить, причем земельный надел и имущество пленного воина получал его сын. Захват этого имущества считался преступлением и строго карался законом. Присвоение собственности воина, причинение ему вреда, отдача его в наем, отдача его «сильному» на суде, отнятие у него царского пожалования карались смертной казнью. Скот, поле, сад и дом, пожалованные царем воину-колонисту, не могли быть проданы.
Охраняя, таким образом, имущественные интересы воинов, государство создавало значительную группу крестьян-землевладельцев, обязанных нести военную службу. Судя по некоторым документам, многие воины-колонисты были зажиточными людьми; они имели, помимо пожалованной, и собственную землю, которую, очевидно, могли сдавать в аренду.

Право и судопроизводство. Судя по законам Хаммурапи и деловым документам этого времени, законодатель и власти стояли на страже интересов правящего класса богачей и рабовладельцев. [1,27]

Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличенного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже.
Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств. Законодатель строго наказывал человека, виновного в оскорблении свободного, в особенности «человека высшего (положения)». По статье 202-й, «если кто-нибудь ударит по щеке лицо «высшего (положения)», то следует публично ударить его 50 раз плетью».
Возможно, что здесь имелось в виду наказание на мирской сходке, в общинном собрании или в ином общественном месте. А по статье 205-й, «если чей-либо раб ударит по щеке свободного раба, то должно отрезать ему ухо». [1,28]

Нормы древнего обычного права, времени родового строя, порой переплетались с новыми нормами рабовладельческой эпохи. Так, за кражу со взломом виновного следовало убить и зарыть перед «этим» проломом (в стене), а за воровство при тушении пожара, вора следовало бросить в огонь на месте преступления. Поскольку здесь не могло быть вынесено судебное решение на основе законного судебного разбирательства, закон, очевидно, допускал самосуд — пережиток древнего обычного права. Таким же пережитком времени родового строя был закон эквивалентности возмездия или так называемое талионное право. По законам Хаммурапи, если человек повредил другому глаз, то «следовало повредить глаз ему самому». Если один ломал кость другому, то ему самому следовало сломать кость. Остатки обычного права скрещиваются с нормами права рабовладельческого времени. Так, строитель имел право на установленную законом плату за единицу застроенной площади, но в то же время нес ответственность за качество построенного дома. Если плохо построенный дом обваливался и причинял смерть домохозяину», то строитель подлежал смертной казни. Если же под развалинами дома погибал сын домохозяина, то следовало предать смерти не строителя, а его сына, так как, древний обычаи эквивалентности возмездия, требовал кровь за кровь. Но если обвалившийся дом убивал раба домохозяина, то строитель должен был лишь
«отдать ему раба за раба». По новому рабовладельческому праву, раб считался имуществом. Поэтому ущерб, причиненный рабу, возмещался его хозяину. Новое право рабовладельческой эпохи, отразившееся в законах Хаммурапи, в некоторой степени способствовало дальнейшему разрушению остатков родового строя и укреплению рабовладельческого общества в целом. Хотя это новое право и сводится в ряд статей и принимает внешний вид «кодекса», отсутствие системы и хаотический подбор отдельных случаев (казусов), т. е. судебных решений по отдельным вопросам, придает ему весьма примитивный характер. Но все же законы Хаммурапи оказали большое влияние на позднейшее законодательство других древневосточных народов. [7,220] Судебная власть, в пределах общины, с древнейших времен находилась в руках священных властей,
«старейших и именитых людей» округа, а затем города. Но с течением времени, общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение. Судебными функциями облекаются чиновники, назначаемые царем: наместники (шакканакку) и правители местности (рабианум). Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленные клятвой, а лично «исследовать дело». Закон карает виновного в лжесвидетельстве. За изменение судебного приговора на судью налагали штраф и запрещали ему впредь выполнять судебные обязанности. Всю систему бюрократического управления страной возглавлял царь, получивший, по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов.

Но, не смотря на все попытки, Вавилонское царство оказалось весьма не прочным. Все усилия Хаммурапи и его преемников укрепить государство не увенчались успехом. Шумерийский юг, во многом сохранял свою экономическую и культурную обособленность. Степные кочевники на западных границах страны и горные племена восточных районов, по-прежнему угрожали богатым городам
Двуречья. Все эти причины привели к крушению Вавилонского царства под ударами касситских завоевателей.

Усиление царской юрисдикции указывает на оформление прочной государственной власти.

Страна и население. Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат — в Двуречье (по-гречески Двуречье называлось Месопотамией — Междуречье).

Разложение первобытнообщинного строя приводит к появлению частного землевладения. Раньше всего в частном владении оказались так называемые высокие поля, т. е. искусственно орошаемые земли, которые требовали значительно большей затраты труда, чем естественно орошаемые земли.
Наибольшие участки земли принадлежали родоплеменной знати, а также правителям «городов-государств». [1,29]

Между верхушкой общества и зависимыми людьми, находилась основная масса населения — свободные крестьяне-общинники, жившие территориальными общинами. Община, являлась верховным собственником земли, которая не входила ни в царское, ни в храмовое хозяйства.

Судебная власть в пределах общины с древнейших времен находилась в руках властей, «старейших и именитых», и храмовые суды все больше теряют свое значение. Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленных клятвой, а лично «исследовать дело». И те, и другие, могли быть богатыми или бедными, обладать или не обладать рабами и т. п., но в правовом отношении между ними проводилось, различие. [7,222]

Об экономическом неравенстве и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Патриархальный характер рабовладения, обусловил признание за рабами ряда личных и имущественных прав. Рабы дворца и ушкенумов, могли вступать в брак со свободными женщинами, и дети от такого брака считались свободными; они могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество, половина которого после смерти раба переходила его жене для воспитания детей, а другая половина — господину раба (ст.ст. 175 — 176 законов Хаммурапи); рабыня, родившая детей от свободного человека, после его смерти получала вместе с детьми свободу, а если отец таких детей при жизни признал их своими, они имели право на наследование имущества отца наравне с его детьми, рожденными от официальной жены (ст.ст. 170 — 171). [1,30]

Государственный строй. По форме государственного устройства, древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления, древневосточной деспотией.

Власть вавилонских царей не была абсолютной. Им приходилось считаться с богатой торговой знатью, особенно в крупных городах, и делать им значительные уступки. Ряд исторических документов показывает, что три священных города — Вавилон, Ниппур и Сиппар — добились от царя льготных грамот, ограничивающих произвол царской власти при арестах, конфискации имущества и вербовке солдат. Характерно, что с этими льготными грамотами должны были считаться впоследствии ассирийские цари, завоеватели Вавилона.
Царь был верховным руководителем и религиозного культа. Его власть переходила по наследству. Материальной основой царской власти являлось огромное царское хозяйство, в состав которого входили также и земли храмов. Осуществляя верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами, царь выступал как «объединяющее единое начало», стоящее над всеми мелкими общинами, как высший собственник, или единственный собственник» всей земли в государстве. В силу этого обстоятельства, «часть прибавочного труда общины принадлежит более высокой общине, существующей, в конечном счете, в виде одного лица, и этот прибавочный продукт дает о себе знать как в виде дани, так и в совместных работах для прославления единого начала — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, бога».

Центром административного управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансовыми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель царского дворца, именуемый в литературе нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновников. В огромном царском хозяйстве был многочисленный штат различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т. п.
Судебная система. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы.
Царь пользовался, правом помилования преступников.

Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума», которые председательствовали в судебных коллегиях. В первом случае коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а во втором — либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах, судебные функции осуществляли специальные «царские судьи», подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие: в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были: весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее.
Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы. [9,4]

Хаммурапи заимствовал ряд положений из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерийские законы, законы
Эшнуны и т. п.). В законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл, для удобства пользования сборником расчленил текст на 282 статьи. В сборнике законов можно видеть известную группировку правовых норм. Так, ст.ст. 1 — 5 содержат положения процессуального характера, ст.ст. 6 — 126 посвящены регулированию имущественных отношений, ст.ст. 127 — 195 относятся к семейному и наследственному. праву, ст.ст. 196
— 214 предусматривают защиту личности, ст.ст. 215 — 282 регламентируют условия найма и ряд других отношений. Но такое деление условно, оно не фиксировано самим законодателем, а поэтому и сам сборник нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права (гражданское, уголовное и т. д.) [3.29]

Уровень развития законодательной техники в древневавилонском обществе был еще сравнительно низким. В законах Хаммурапи много очевидных пробелов, а также казуистических положений, представляющих собой запись отдельных случаев из судебной практики. Так, например, ст. 17 предусматривала вознаграждение за поимку беглого раба в степи, умалчивая, таким образом, о случаях, когда раб схвачен в городе или в каком ни будь другом месте.[1,31]
За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочерёдно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.
Заново на развалинах далёкого прошлого, правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. Речь идёт не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со времён Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах), для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно- территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Государство
Хаммурапи обладало монополией силы, твёрдо опирались на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижения на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно- денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами
(20- 30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счёт частных собственников. [3,40]

Законы Хаммурапи

Знаменитые законы Хаммурапи – первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма чётко определявших права и обязанности населения. В частности, ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет). В которых нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшихся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых даёт представление о вавилонском обществе в. до н. э.

В судебнике не выделены чётко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвящённых разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон.
Право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало её детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей. [1,31]

В судебнике выделялись три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесённый какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» ещё дешевле, а за правонарушения, совершённые им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев – беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всём том раб имел определённые права - на семью, хозяйство, имущество.
Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. [3,46]

Наказания за серьёзные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний – талион, т. е. воздаяние по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба». Вообще же чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом его была защита традиционных прав и имущества собственного, т. е. вавилонского, населения – особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его имущество оказывались под угрозой.
Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шёл по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза и развития форм хозяйства и форм собственности заслуживает особого внимания.

Разумеется, существовали различные варианты развития, но система, созданная в этом государстве, стала эталонной для государств, кто шёл вслед за ними…

ГЛАВА III

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности, заметно отличался от месопотамского. Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте, возникали в виде объединений вокруг храмов. В
Египте, такие сообщества, позже стали именоваться номами, согласно греческому произношению. [4,28]

Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место, по мере надобности, без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население. [6,52]

В отличие от Египта, в Вавилонии, неэффективность казарменного коммунизма, в форме труда подневольных на псевдолатифундиях, выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времён Хамурапи от этой формы хозяйства отказались, раздав царско-храмовые земли служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Административно-политическая структура такого типа, для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Такая система, положительно сказывается на ускорении процесса приватизации, что в конечном итоге, ускоряет выход государства на новый уровень развития экономических отношений - рыночный. [7,12]

В отличие, от Месопотамского варианта развития, ситуация в Египте, начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации и формирования рынка. Как и в Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте отлично обошлись без этого
(существуют даже сомнения по поводу того, что здесь вообще когда-либо существовали судебники,— это касается, в частности, и упоминавшихся 40 кожаных свитков). Законопослушный или, точнее, послушный администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередь, жрецов-чиновников в системе царско-храмовых хозяйств.

Период Нового царства был отмечен заметным экономическим внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет Успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций, из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. [7,59]

Обильный приток рабов, способствующий обогащению храмов, куда эти рабы в основном направлялись, привёл, было к резкому конфликту между властью, и жречеством (реформы Эхнатона), но конфликт был улажен, и жречество вынуждено было смириться с усилением роли центра. При этом в Вавилонии, такого эксцесса, удалось избежать. Не исключено, что это связано с, относительно, чёткой системой законодательства. И только с XVI-XV вв. до н.э., спустя, почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьёзную роль, стал играть рынок.
Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и в силу этого, крайне замедленными, темпами приватизации.
И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослабленности власти центра. [6,54]
Существенно заметить, что изоляция Египта – речь идёт, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее.
[7,60]

Заключение

Я считаю, что, подводя итоги, следует обратить внимание на динамику исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации, в её шумеро-вавилонском варианте. Административно-политическая структура такого типа благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых и, позже, царско-храмовых земель в рамках укрупнённых государств Саргона или правителей третьей династии Ура, создаёт условия для упрочнения сильной централизованной власти, причём этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках социума немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на царско- храмовых землях времён третьей династии Ура, привело к возникновению здесь, системы псевдолатифундий, с массовым использованием лишённых собственности и находившихся под жёстким контролем администрации невольников, о статусе и образе жизни которых, свидетельствуют массовые документы хозяйственной отчётности, создающие впечатляющую картину коммунистической реформы.

Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне, замедленными в силу этого, темпами приватизации.

И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем
Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослаблености власти центра.

Существенно заметить, что изоляция Египта речь, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее.

БИБЛИОГРАФИЯ:

ИСТОЧНИКИ

1.Законы Хаммурапи «Латстар», г. Одесса
2.Книга мёртвых, глава 125 «Просвещение», г. Москва

ЛИТЕРАТУРА

3. Белецкий М. Р. «Забытый мир шумеров» М.:1980
4. Белявский В. А. «Вавилон легендарный и исторический », 1971
5. Берлев О. «Общественные отношения в Египте, времён Среднего царства»
М.: Просвещение, 1982
6. Васильев В.С. «История Востока», 2001
7.Денисов «Основные черты древнего общества»
8. Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй, Древнего Двуречья».
9. Персиков К.С. «Рабство в Вавилоне в III-IV вв. до н. э.»
10. Соловьёва Т.Н. «Аграрный строй Египта, в период Древнего Царства »,
1980



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.