реферат, рефераты скачать
 

Структура питания населения России


АЗП наиболее часто выявлялись среди учащихся, получавших питание в школах с буфетами-раздаточными (5,4%). Примечательно, что в Школах здоровья со столовыми-доготовочными, обеспечивающими оптимальный режим дня и охват горячим питанием учащихся, АЗП не была выявлена вовсе.

Можно предположить, что более высокая распространенность АЗП среди детей, получающих «бортовое» питание (5,4%) и питание в условиях буфета-раздаточной (5,4%), обусловлены, прежде всего, повторной термической обработкой и неизбежным ухудшением свойств пищи во время транспортировки и хранения готовых блюд от места приготовления до школьного пищеблока. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что выявленные различия в распространенности АЗП среди школьников с различной организацией питания не носят драматического характера и не могут рассматриваться как указание на целесообразность отказа от той или иной формы организации питания. Они скорее лишь указывают на необходимость дальнейшего совершенствования организации питания в школах, поскольку каждая из форм организации имеет свои достоинства и недостатки.

Чрезвычайно серьезной проблемой организации питания детей в школе является преимущественное использование учащимися средних и старших классов буфетной продукции.

Ассортимент обследованных школьных буфетов представлен, в значительной мере, кондитерскими изделиями (выпечкой, шоколадными батончиками, конфетами). В то же время кисломолочные продукты, играющие важную роль в обеспечении нормального регулирования желудочно-кишечного тракта, имелись в незначительном числе обследованных школ, а фрукты и овощи, являющиеся важным источников пищевых волокон, реализовывалась только в 30% школ. Очевидно, что продукция, представленная в школьных буфетах, не может обеспечить детей среднего и старшего школьного возраста адекватными количествами незаменимых пищевых веществ, поэтому необходимо проводить работу по улучшению ассортимента продуктов питания в школьных буфетах.

Таким образом, совершенствование организации школьного питания, включая работу школьных буфетов, является одним из важнейших профилактических направлений, позволяющих оптимизировать школьную среду для существования детей в условиях организованного коллектива. Не менее важна просветительская работа в области здорового питания, как среди педагогического персонала школы и работников школьных пищеблоков, так и среди учащихся, начиная с самых первых классов, а также их родителей.


3. Пять принципов рационального питания детей

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», – часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Между тем А.П. Чехов – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в "приличном обществе".

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Регулярность. Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть гигиенистов и диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.

Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте – 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Надо сказать, что еда " по часам" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается – а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Понятно, что привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Цель – появление у ребенка желания есть в "нужные" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин. В 6-7 лет ребенка можно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. В младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду, дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а придя домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.

Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и "ремонтируется" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: "вещества всякие нужны, вещества всякие важны!" Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Мальчик или девочка готовы целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью "диктаторских" мер, заставляя есть то, "что положено" (вообще, насилие в деле питания – прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку "распробовать" вкус разных блюд. Как этого добиться? Один из рецептов – предоставить возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может – в форме мишки, Чебурашки с глазками-горошинками и т.д. Такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни – от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т.д.

В деле контроля адекватности питания основная ответственность – на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы мальчик или девочка понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, как порой рекомендуют некоторые методические пособия. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае мы рекомендуем переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

Уже к 5-6 годам ребенок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания – может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда от обилия ассортимента продуктовых магазинов рябит в глазах, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

Удовольствие. Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды – доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги – это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость – переедание "убивает" приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена (еще раз повторим: разнообразие и вкусовые качества блюда напрямую не определяются его стоимостью, гораздо большее значение имеют тут кулинарные способности и кулинарный кругозор повара).

Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Как организовать процесс формирования навыков правильного питания?

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки – объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) – заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка – это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?

Мы рекомендуем организовать этот процесс в виде игры. Игра – эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество – вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.

Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней. И это не просто дань уважения истории. Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности. Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. Здесь можно приводить многочисленные примеры – распространение сыроедения у северных народов (сырое мясо и рыба – основной источник витаминов, так как растительные ресурсы невелики), популярность кисломолочных продуктов у жителей Средней Азии (свежее молоко быстро скисает в жаре), обилие жирных и горячих блюд у сибиряков и т.д. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления. Помните трагикомическую историю про бедного немца из «Железной воли» Лескова, которого погубило традиционное русское блюдо – блины (и, безусловно, особенности характера). Известная поговорка «Что русскому здорово, то немцу – смерть», несколько категорично, но все же отражает биологическую целесообразность традиционного питания.

Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус «заморского» блюда. Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья. При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Так, для того, чтобы объяснить, почему различаются народные кухни, нужно, чтобы ребенок обладал определенными краеведческими знаниями - что растет в лесах, какая рыба водится в водоемах, каких животных разводят, особенности климата. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представление о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться и как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания – близкий и понятный ребенку, лишенный пафоса, которым зачастую «грешат» традиционные методики.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности. А именно, все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Да, наверное, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна, но вряд ли необходима для 7-11 летнего мальчика или девочки. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Нужно ли рассказывать дошкольнику о технологии приготовления борща, если понятно, что пока ему рано вставать у плиты? Пока он может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и, значит, освоение правил сервировки будет иметь реальное практическое значение.

Излишнее наукообразие, необоснованно большой объем сведений, который нередко рекомендуют программы, связанные с воспитанием здорового образа жизни, не только бесполезны, но и в определенном смысле, дискредитируют воспитательный процесс, снижают к нему интерес со стороны ребенка. Формирование основ правильного питания у ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, а степень их освоения напрямую зависит от того, востребованы ли они в повседневной жизни. Вот почему, при выборе содержания обучения правильному питанию, педагогу следует задуматься – насколько необходимо то, чему он собирается учить, детям.

Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома – в школе или детском садике. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе.

Надо сказать, что с этической точки зрения проблема непростая. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может (функцию «кормильцев» с родителей никто не снимал). Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Кстати, нередко родители отрицательно относятся к идеи проведения занятий, связанных с воспитанием основ рационального питания, именно потому, что считают правильное питание весьма дорогим удовольствием, чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Между тем, рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример – источником витамина С может быть апельсин, который стоит недешево. А может – смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. На завтрак ребенку можно дать бутерброд с колбасой, а можно рисовую кашу с различными добавками (вряд ли стоит выяснять, какой из этих вариантов завтрака полезней).

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле".

Программа включает в себя два модуля – «Разговор о правильном питании» для детей 6-8 лет и «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет.

Авторы программы - сотрудники Института возрастной физиологии Российской Академии Образования – член-корреспондент Российской Академии Образования, доктор биологических наук М.М.Безруких, кандидат биологических наук Т.А. Филиппова, кандидат педагогических наук А.Г. Макеева. Инициатором разработки проекта и его спонсором стала компания «Нестле». Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации для использования в образовательных учреждениях. «Разговор о правильном питании» является примером плодотворного сотрудничества педагогической науки, региональных органов управления образования и бизнеса.

За время работы программы в ней приняли участие более 1000 000 детей из 27 регионов России.

Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями для учащихся, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Как показывает практика, программа может быть интегрирована в базовые школьные курсы "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "ОБЖ" или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в группах продленного дня, а также в работе детских садов и прогимназий.

Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание – дорогое питание. Ребята в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Рассмотрим некоторые из тем первого модуля курса "Разговор о правильном питании". Так, тема "Самые полезные продукты" направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно встретить в других обучающих курсах). Авторы "Разговора о правильном питании" намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому авторы предлагают оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но нечасто.

Увы, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет ему стать сильным и крепким?

А что, если ребенок сам будет контролировать свой рацион? Одно из заданий включает в себя заполнение специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда, но в дневнике должны быть отмечены только самые-самые. Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. В конце недели подводятся итоги – кто в классе или группе набрал больше всего очков. А кому же из малышей не хочется победить в соревновании!

Выполняя игровое задание, дети приглашаются в магазин одного из героев курса – дяди Саши. Они должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия является экскурсия в настоящий продуктовый магазин. При этом у ребят не только формируются практические навыки выбора продуктов, но ими осваиваются правила формального общения (в данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).

Тема "Как правильно есть" направлена на формирование у школьников представления о гигиене и режиме питания. Здесь также используется дневник. В ходе занятия учащиеся выделяют для себя пять основных правил гигиены питания: "Мою руки перед едой с мылом", "Мою фрукты и овощи перед едой", "Ем небольшими кусочками, не тороплюсь", "Не разговариваю во время еды", "Ем в меру". Затем ребята фиксируют в дневнике выполнение этих правил: если правило соблюдается в течение всего дня – в специальной графе ребенок приклеивает большую наклейку-"улыбку", если малыш в какой-то момент забыл выполнить правило – "улыбка" поменьше, ну а если правило выполнялось только один раз в течение дня (каждый из нас имеет право на ошибку) – прикрепляется самая маленькая "улыбка". Таким образом, у малышей формируются полезные навыки самоконтроля и самооценки. Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок привыкает к внешней оценке (со стороны родителей, учителей и т.д.). Между тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровье поведения.

Тема "Из чего варят каши" рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда – прекрасного варианта завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания, поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят каши". Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале рассказывает детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради "готовят" для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия.

В классе или группе детского сада может быть организован конкурс "Самая вкусная каша". По договоренности с сотрудниками столовой или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним, а затем угощают своих товарищей.

Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном".

При рассмотрении темы "Плох обед, если хлеба нет" рассказывается об основных блюдах ежедневного обеда, при этом предпочтение отдается полезным, но недорогим, доступным для каждой семьи. Дети узнают о том, как самые привычные и не очень любимые продукты могут помочь им стать красивыми и здоровыми. Выполняя одно из заданий темы, дети должны составить свой вариант обеда из полезных блюд. Оценку таким занятиям давали работницы школьной столовой: "Припущенная рыба – одно из самых полезных, но и самых непопулярных блюд у младших школьников. Однако после вашего занятия произошло чудо – я боялась, что они у меня эту рыбу вместе с костями съедят".

Правильное питание предполагает регулярность. Ребенок должен знать, что в течение дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и то же время. Чтобы научиться "есть по часам", в специальной тетради на нарисованном циферблате малыши должны указать время завтрака, обеда, полдника и ужина, а еще – придумать веселые стихи-зазывалочки, при помощи которых можно было бы собирать всех членов семьи за общий стол (например: "Девять утра, девять утра – завтракать пора", "Всем привет – настал обед!" и т.д.).

Темы "Где найти витамины весной", "Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты", "Каждому овощу свое время" знакомят детей со значением витаминов для сохранения и укрепления здоровья. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Сами занятия строятся в виде игры-соревнования: дети отгадывают кроссворды, загадки и т.д.

Выполняя одно из заданий, дети учатся самостоятельно выращивать лук на подоконнике. Но лук этот оказывается необычным – он выращивается в цветной баночке из-под йогурта, на луковичку ребята прикрепляют "глазки" и "улыбку", а на выросший зеленый "хвостик" – бантик или шляпку. Такая веселая луковичка может стать замечательным украшением стола. В рамках программы проводится два конкурса – для педагогов и детей. Ребята рисуют плакаты или готовят поделки, иллюстрирующие законы правильного питания. Учителя, воспитатели могут представить свою разработку темы, входящей в программу, а могут предложить новый вариант темы. Конкурсные разработки позволили значительно расширить содержательный компонент программы, дополнить ее. Работы лауреатов конкурса включаются в методическое пособие, которое ежегодно переиздается.


4. Современные подходы к кoррeкции нарушения статуса питания


Структура питания россиян в последние годы характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов, что приводит к значительному ухудшению фактического питания в стране - как в отношении энергетической ценности, так и химического состава питания. Отмечается значительный дефицит в рационе полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов при избыточном потреблении углеводов.

Такое положение оказывает выраженное негативное влияние на уровень здоровья и работоспособности населения и требует принятия неотложных и адекватных мер по рационализации питания, то есть обеспечения соответствия химического состава пищевых рационов потребностям организма.

Поэтому важными направлениями правительственной политики в области здорового питания населения страны, как это следует из концепции, принятой правительством Российской Федерации в 1998 г., является производство обогащенных эссенциальными нутриентами продуктов массового потребления, создание технологий качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе продуктов с лечебно-профилактическим действием.

Однако реальное состояние пищевой промышленности в нашей стране показывает, что по многим объективным и субъективным причинам реализация этой концепции не может быть осуществлена в ближайшее время.

Поэтому эффективным способом улучшения качества питания, как это практикуется во многих странах мира для профилактики и лечения различных заболеваний, в том числе связанных с нарушениями статуса питания, является использование биологически активных добавок (БАД) к пище, употребление которых оказывает благоприятное воздействие на функциональное состояние, обмен веществ и иммунорезистентность организма.

Именно БАД необходимо использовать как можно более активно, учитывая, что спектр их применения очень широк и разнообразен.

Примером научных разработок в данном направлении, которые, как показывает практика их применения, успешно используется для профилактики и лечения различных нарушений статуса питания, является продукция фирмы “Виталайн”.

В первую очередь это относится к Кембриджскому питанию, уникальный химический состав которого при незначительной энергетической ценности продукта удовлетворяет потребность организма человека во всех эссенциальных (незаменимых) питательных веществах и оказывает позитивное влияние на весь спектр обменных процессов к организме.

Важным достоинством этого питания является его разнообразие, так как при изготовлении различных продуктов (блюд) учитывались все психофизиологические стереотипы, сложившиеся у людей при потреблении той или иной пищи. В настоящее время выпускается широкий ассортимент продуктов, который включает различные первые блюда, овсяную кашу, пудинги, коктейли. Это позволяет полностью устранить такой недостаток, присущий искусственным смесям, как их приедаемость. Кембриджские продукты быстро утоляют голод и обеспечивают хорошую насыщаемость.

И, наконец, еще одним достоинством этого питания является то, что в течение длительного времени его можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании с другими продуктами, входящими в состав повседневного рациона и стандартных лечебных диет.

Использование Кембриджского питания, особенно в сочетании с БАД, как показывают результаты его применения при лечении ожирения и при реабилитации лиц с дефицитом массы тела (белково-энергетической недостаточностью), оказывает положительное влияние на нормализацию показателей, характеризующих состояние структуры, функции, адаптационных возможностей и резервов организма, хотя естественно, что рекомендации по их использованию значительно шире.


Заключение


В обобщенном виде оценка состояния продовольственного обеспечения населения определяется:

- физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

- экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

- безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

В настоящее время наличие основных ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья, насыщенность продовольственного рынка России таковы, что в основном физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления.

Необходимо отметить, что при общем удовлетворительном уровне насыщенности продовольственного рынка системно возникают ситуации с краткосрочным дефицитом тех или иных видов продовольствия в отдельных регионах, а потребители не защищены от резких колебаний цен на продовольствие.

Это связано с рядом факторов. В их числе: - различный уровень развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в регионах России; - неразвитость инфраструктуры рынка; - высокие тарифы на перевозки и нехватка железнодорожного подвижного состава; - олигополизация продовольственных рынков в ряде регионов; - высокие барьеры доступа производителей на продовольственный рынок и др. При этом отсутствие необходимых оперативных резервов продовольствия у государства не позволяет оказывать достаточную помощь при ухудшении продовольственной ситуации в регионах, поддерживать стабильность на продовольственных рынках.

Рост аграрного производства обеспечил расширение объемов потребления и изменение структуры питания населения. Увеличилось потребление наиболее ценных продуктов животного происхождения и овощей при сохранении потребления картофеля и хлебобулочных изделий (табл.1). Однако дореформенный уровень потребления мясо- и молокопродуктов в ближайшие 5—7 лет, видимо, не будет достигнут.

Современный уровень потребления продовольствия в России соответствует странам с аналогичным уровнем среднедушевых доходов населения, уступая примерно на 20% уровню потребления в ЕС.

Очевидно, что в России, с ее разнообразными природно-климатическими условиями и традициями потребления продовольствия в разных регионах могут и должны складываться разнообразные модели потребления.

Основополагающим условием достижения продовольственной безопасности является рост доходов и сокращение масштабов бедности населения, который определяет экономическую доступность продовольствия.

Начиная с середины 1999 года, подъем экономики, а отчасти и государственная политика доходов, направленная на снижение масштабов бедности, обеспечили рост номинальных доходов, заработной платы и пенсий, который опережал увеличение цен на продукты питания, что расширило доступность продовольствия для различных социальных групп населения. При этом население переориентировалось на продукты с более высокой потребительской ценностью как по показателям качества, так и по удобству потребления.

Вместе с тем необходимо отметить, что сохраняется поляризация распределения денежных доходов населения как по социальным группам, так и в межрегиональном аспекте. В этой ситуации важнейшей задачей муниципального образования является создание механизмов адресной продовольственной помощи социально незащищенным группам населения, которые должны обеспечить им свободный доступ к продовольствию соответствующего качества и ассортимента независимо от уровня доходов. Программы продовольственной помощи, основанные на идеологии социальной справедливости, являются неотъемлемой частью программ продовольственной безопасности населения в большинстве развитых стран. Исторически такие программы являлись следствием попыток распределения излишков сельскохозяйственной продукции для поддержания уровня доходов фермерских хозяйств и снижения социальной напряженности в обществе.

Последние годы в России особую остроту приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. По оценкам Национального фонда защиты прав потребителей, на мелкооптовых и продовольственных рынках до 85% продуктов питания в той или иной степени фальсифицированы. Такая ситуация может быть охарактеризована как весьма существенная угроза здоровью нации.

Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья населения, предусматривая в том числе:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка территории и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - “продовольственного мониторинга” населения;

- стимулирование перехода от производства “обезличенного” продовольствия к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками, что поднимет качество и повысит конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей.


Список использованной литературы


1. Россия на весах продовольственной безопасности. Под ред. К.В. Новожилова. – Краснодар, Вымпел, 1999.

2. Радугин Н.П. Проблемы экономической реформы в стране. Москва: «Палея». 2004

3. Продовольственная безопасность современной России. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. Май-июнь 2003 г. М.: CNFA.2004. №1.

4. Российская экономика в 2003 г., тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, выпуск 21, 2004

5. Материалы Государственной Думы РФ к проекту Федерального закона РФ «О продовольственной безопасности» Экономический журнал ВШЭ – Т.4,№4, 2003.

6. Е. Серова. Влияние межрегиональных торговых барьеров на развитие агропродовольственных рынков. В кн.: Межрегиональные барьеры в Российской Федерации, социально экономические последствия и пути преодоления: европейский опыт и уроки для России. Материалы семинара, 13 марта 2003. М., Аспект, 2003.

7. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности, - М., Агро-Пресс, 2004.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.