| |||||
МЕНЮ
| Таможенный контроль над ввозом и вывозом культурных ценностейТаможенный контроль над ввозом и вывозом культурных ценностейМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА По курсу: Организация контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ Тема: Таможенный контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ культурных ценностей Выполнила: Студентка 5 курса заочного отделения ИК и М, гр.ТД-252 Кравцова Виктория Проверил доцент Хапилин Анатолий Федорович г. Ростов-на-Дону 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие культурных ценностей 4 2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных ценностей 6 2.1 Пример из судебной практики 12 3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей. Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов 18 Приложение 20 Нормативные источники 21 Использованная литература 21 Введение Перемещение через таможенную границу культурных ценностей
регламентируется Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в
развитие которого появилось указание ГТК от 2 ноября 1993 года N01-13/10907 При применении данного закона на практике работники таможенных органов сталкиваются с множеством проблем. Все, что связано с контролем за перемещением культурных ценностей вызывает негативную реакцию. Это связано с объективными сложностями в классификации перемещаемых предметов в качестве культурных ценностей. Для четкого вывода о наличии признаков, характеризующих культурные ценности, необходимы знания в области искусства, истории, археологии, такими знаниями в полной мере обладают только специалисты в конкретной области знаний. Работники таможенных органов не могут обладать такими глубокими познаниями и вынуждены всякий раз прибегать к услугам экспертов-специалистов, так как ошибочные выводы о культурной ценности предмета могут вызвать жалобы лиц, их перемещающих, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это обычно занимает много времени и затягивает процесс таможенного оформления и контроля. В определенных случаях такие задержки также приводят к конфликтам и жалобам. Не менее важным препятствием эффективному и качественному контролю за
перемещением культурных ценностей является несовершенство нормативной базы. До сих пор действуют нормативные акты советского периода. Согласно . 1. Понятие культурных ценностей В соответствии со ст.6 Закона, под культурными ценностями понимаются
движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской К культурным ценностям относятся следующие категории предметов: 1) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); - картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; - оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; - оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; - художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; - гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; - произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; - изделия традиционных народных художественных промыслов; - составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; Не являются культурными ценностями современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства. 2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных ценностей Закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливает, что
вывоз архивов, уникальных и редких музыкальных инструментов, старинных книг При этом, вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей: - движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; - движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; - культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом. Данный список является исчерпывающим и запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается. В соответствии с международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению. Как уже было сказано, при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается. Согласно Закону о ввозе и вывозе культурных ценностей, Федеральная служба по сохранению культурных ценностей принимает решения о возможности вывоза, временного вывоза культурных ценностей и выдает соответствующие свидетельства. Однако Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей упразднена, ее функции переданы Министерству культуры Российской Федерации, которое: - осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроля за соблюдением установленного порядка вывоза и ввоза культурных ценностей; - принимает решения о возможности вывоза и временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, выдает юридическим или физическим лицам свидетельства на право вывоза и временного вывоза культурных ценностей, взимает в установленном порядке специальные сборы за право вывоза и временного вывоза культурных ценностей; - обеспечивает в установленном порядке организацию и проведение искусствоведческой и историко-культурной экспертизы заявленных к вывозу и временному вывозу культурных ценностей, а также при возврате после временного вывоза и передаче прав собственности на них; - составляет в установленном порядке перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; - осуществляет в установленном порядке регистрацию ввозимых и временно ввозимых культурных ценностей; - осуществляет в установленном порядке хранение, учет и экспертизу культурных ценностей, а также публикацию информации о культурных ценностях, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами; - осуществляет в установленном порядке передачу культурных ценностей, обращенных в доход государства в соответствии с действующим законодательством, в государственные музейный, архивный и библиотечный фонды либо религиозным объединениям.. Непосредственно выдачу свидетельств на право вывоза культурных
ценностей осуществляют территориальные управления Минкультуры РФ (см.
приложение). К настоящему созданы Территориальные управления Министерства
культуры РФ по сохранению культурных ценностей в следующих городах: - Комитетом по культуре г. Москвы; - Российской государственной библиотекой, г.Москва (в отношении печатных изданий); - Российской национальной библиотекой, г.Санкт-Петербург (в отношении печатных изданий). Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе. Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза. Для получения разрешения на вывоз культурных ценностей их владелец обязан заблаговременно подать искусствоведу - эксперту письменное заявление с приложением в двух экземплярах списка и фотографий (размером 13 x 18 см) каждого предполагаемого к вывозу предмета. В необходимых случаях предъявляются документы, подтверждающие установленную законом форму отчуждения данного предмета от прежнего владельца, а также удостоверяющие их стоимость (чеки, квитанции и пр.). Вывоз произведений, владельцем которых является сам автор, может быть разрешен при предъявлении заключения соответствующего творческого союза или учреждения, где работал автор, об авторстве и возможности их вывоза. .Предполагаемые к вывозу культурные ценности предъявляются искусствоведам - экспертам. В случае необходимости экспертиза предметов проводится по месту их нахождения. Осмотр предметов и подготовка экспертного заключения о возможности их вывоза производятся в отсутствие владельца предметов, однако, он может быть вызван для выяснения возникших вопросов. Для получения разрешения на вывоз произведений печати их владелец обязан подать искусствоведу - эксперту заявление и два экземпляра списка изданий, предполагаемых к вывозу. Срок проведения экспертизы ценности изданий - до одного месяца со дня подачи списка. На основании изучения предметов и предъявленных материалов искусствоведы - эксперты принимают решение о возможности вывоза предъявленных к осмотру культурных ценностей или об отказе в выдаче разрешения, а также производят оценку предметов. В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета. При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Государственной экспертной комиссии Государственной архивной службы России. Услуги по проведению экспертизы оплачиваются заявителем независимо от решения о возможности вывоза данного предмета за границу. Разрешение на вывоз культурных ценностей является действительным в течение трех месяцев со дня выдачи. При оформлении разрешений искусствовед - эксперт на каждом листе списка разрешенных к вывозу культурных ценностей, на обороте их фотографий проставляет штамп установленного образца с указанием номера разрешения, даты его выдачи, а на последнем листе списка — также общей оценки предметов. На каждом листе списка в оттиске штампа эксперт или уполномоченный, выдавший разрешение, ставит свою подпись. На обороте разрешенных к вывозу произведений изобразительного искусства проставляется штамп, а разрешенные к вывозу музыкальные инструменты пломбируются в установленном порядке (за исключением временно вывозимых). При этом один комплект списка с фотографиями хранится у эксперта, другой вместе с разрешением выдается владельцу. В случаях, когда разрешения могут быть выданы без осмотра предмета в
натуре (произведения печати и т.п.) по письменным запросам граждан,
проживающих в городах, где отсутствуют Территориальные управления Культурные ценности, их списки, фотографии и разрешения при выезде предъявляются гражданами таможенным учреждениям. На основании оценки предметов в соответствии с действующим законодательством взыскивается таможенная пошлина. При пересылке в почтовых отправлениях предметы предъявляются соответствующим учреждениям связи вместе с квитанцией об уплате таможенной пошлины. Работники таможенных учреждений и организаций связи, искусствоведы - контролеры устанавливают идентичность вывозимых или пересылаемых культурных ценностей со сведениями, указанными в документах о разрешении на вывоз и пересылку этих предметов. Таким образом, единственным основанием для вывоза культурных
ценностей является предоставление лицом, перемещающим указанные ценности, в
органы таможенного контроля свидетельства, подтверждающего право на их
вывоз. К свидетельству прилагаются перечень ценностей, заверенный печатью Если граждане выезжают на постоянное жительство за рубеж и желают вывезти из России отдельные предметы, являющиеся семейными реликвиями или мемориальными ценностями и не хранящиеся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, то свидетельства на право вывоза указанных предметов выдаются им с разрешения Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей. Обязательное условие для получения такого разрешения — представление доказательства права собственности на названные предметы. 2.1 Пример из судебной практики В арбитражный суд обратился Центр графических искусств с иском о признании недействительным постановления таможни о наложении на Центр штрафа и конфискации картин по мотиву сокрытия им от таможенного контроля перемещаемых через границу картин путем представления таможенному органу документов, содержащих о них недостоверные сведения (статьи 277, 278). Истец утверждал, что его вины в нарушениях, отмеченных в постановлении таможенного органа, нет, поскольку Центр не должен нести ответственность за действия эксперта-искусствоведа экспертно-контрольной группы Министерства культуры Российской Федерации, выдавшего ненадлежащее свидетельство на право вывоза культурных ценностей из России. Ответчик с утверждениями истца не согласился, сославшись на то, что постановление таможни вынесено в соответствии с требованиями законодательства. Как следует из материалов дела, при таможенном досмотре картин, вывозимых Центром графических искусств за границу для участия в выставке- продаже, было установлено, что одно из полотен не соответствовало фотографии с изображением картины, подлежащей вывозу, семь работ исполнены в технике и на материале, не соответствующих указанному в документах возрасту произведений. По заключению эксперта, стоимость картин была значительно занижена. За указанные нарушения на Центр графических искусств был наложен штраф в размере 300% стоимости картин. Все полотна конфискованы как объекты правонарушения. Арбитражный суд доводы Центра графических искусств о вине эксперта отклонил, сославшись на статью 278 Таможенного кодекса, в соответствии с которой, ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с обманным использованием документов несет лицо, перемещающее такие товары, то есть Центр графических искусств. Постановление таможни в части конфискации картин, которые соответствовали предъявленным на вывоз документам, отменил, указав в своем решении, что статья 277 Таможенного кодекса предусматривает конфискацию товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения. 3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей. Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: -для организации выставок; - для осуществления реставрационных работ и научных исследований; - в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; - в иных необходимых случаях. Решение о возможности временного вывоза из РФ культурных ценностей, принимается уполномоченными органами Министерства культуры РФ. Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства. Решение может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога. При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе прилагаются: - договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей; - документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности; - документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей. При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также физическими лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются: - свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в предусмотренные российским законодательством охранные списки или реестры; - подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе; - договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей; - документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при
условии заключения между ходатайствующей стороной и Министерством культуры В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть отказано по следующим основаниям: - при отсутствии со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных ценностей; - если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения; - если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, а также, если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности; - если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей. В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей. Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей. Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе. Временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и
регистрации в порядке, который должен быть установлен установленном Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях
культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных
государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной Указанием ГТК РФ от 13 декабря 1993 г. N 01-12/1026 "Об освобождении от обложения сборами за таможенное оформление культурных ценностей" установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление временно вывозимых (ввозимых) государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей не взимаются в случаях: а) временного вывоза и обратного ввоза указанными учреждениями культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; б) временного ввоза культурных ценностей в целях экспонирования указанными учреждениями и обратного вывоза после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий. Что касается таможенных пошлин, то в ТК предусматривается применение двух типов (видов) режима временного ввоза (вывоза) — с полным и частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Согласно указанию ГТК от 19 сентября 1995 года N 01-12/ 1141 "О режиме временного ввоза (вывоза)" в основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе лежит такой критерий, как извлечение дохода. Временный ввоз (вывоз) культурных ценностей для экспонирования на выставках, вернисажах и подобных мероприятиях осуществляется с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин В ТК установлен общий предельный срок временного ввоза (вывоза) товаров — не более двух лет (ст. 71). В рамках этого срока таможенные органы, выдавая разрешение на помещение товара под таможенный режим, устанавливают конкретный срок, в течение которого товар, исходя из цели и обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне) таможенной территории. Кодексом наряду с этим предусмотрена и возможность продления установленных сроков для временного ввоза (вывоза). Основанием для рассмотрения вопроса о продлении предельных сроков временного ввоза (вывоза) товаров является мотивированное заявление, подаваемое в ГТК не позднее двух месяцев до истечения первоначально установленных предельных сроков. Кроме заявления, заинтересованное лицо также обязано представить документы, необходимые при рассмотрении вопроса о продлении сроков, в частности: -заключение таможни о целесообразности дальнейшего продления срока временного ввоза (вывоза) товаров; -копии ранее оформленных ГТД, по которым товары были помещены под рассматриваемый режим (с прилагаемыми к ним документами). В настоящее время, на основании Письма ГТК РФ от 9 октября 1997 г. N Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов При ввозе на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в Содружество Независимых Государств, физическое или юридическое лицо-обладатель прав на демонстрацию и распространение фильма на территории России (в том числе по доверенности) представляет в таможенные органы: 1. Грузовую таможенную декларацию, заполненную в соответствии с При этом к грузовой таможенной декларации прилагается составленное в произвольной форме письменное заявление лица, перемещающего товары, в котором указывается: а) наименование фильма на языке оригинала и русском языке; б) страна-производитель фильма, год выпуска, возрастные ограничения цензорских комиссий страны-производителя; в) продолжительность фильма (объем в частях); г) жанр фильма; д) цель ввоза фильма. Заявление подписывается уполномоченным должностным лицом предприятия, учреждения или организации либо физическим лицом, перемещающими товары и является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации. 2. Документы, подтверждающие права заявителя на распространение и
демонстрацию фильма: 3. Иные документы, необходимые для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. При ввозе на территорию Российской Федерации фильмов зарубежного
производства взимается таможенная пошлина в соответствии со ставками
ввозных таможенных пошлин, утвержденными постановлением Правительства Приложение СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |Местонахождение |Территория обслуживания | Нормативные источники 1. Таможенный кодекс РФ 1993 г. 2. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». 3. Постановление Правительства от 6 июня 1997 г. N 679 Об утверждении 4. Приказ Министерства Культуры СССР от 23 марта 1987 г. N 120 Об утверждении инструкции «О порядке контроля за вывозом из СССР культурных ценностей». 5. Письмо ГТК РФ от 29 июля 1997 г. N 01-15/14501 О создании 6. Письмо ГТК РФ от 8 июля 1996 г. N 01-15/11998 «О вывозе культурных ценностей». 7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства». 8. Указание ГТК РФ от 6 сентября 1994 г. N 01-12/973 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации кино- и видеофильмов». Использованная литература 1. Комментарии к Таможенному кодексу. Под ред. А.Н.Козырина. – М.: МГИМО, 1996г. 2. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск II. Организация и технология таможенного контроля. – М.: РИО РТА, 1995 г. 3. Таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Габричидзе Б.Н. – М.: Издательство БЕК, 1995г.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|