| |||||
МЕНЮ
| Тарифная политика в системе предоставления жилищно-комунальных услуг в муниципальном образованииТарифная политика в системе предоставления жилищно-комунальных услуг в муниципальном образованииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра государственного и муниципального управления
Дисциплина: Управление градостроительством и ЖКХ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МО ГО «ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»)
|
|
Выполнила: Студентка 4 курса
|
|
Научный руководитель:
|
Южно-Сахалинск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
1. |
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ |
|
|
1.1. Тарифная политика 1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство 1.3. Нормативное обоснование тарифной политики |
|
2. |
АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК |
|
|
2.1. Общая характеристика МО ГО Южно-Сахалинск |
|
|
2.2. Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению |
|
|
2.3. Проблемы, связанные с повышением тарифов на ЖКУ |
|
3. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ |
|
|
3.1. Механизм решения проблем |
|
|
3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги |
|
|
3.3. Рекомендации по внедрению проекта методики |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
ВВЕДЕНИЕ
Тарифная политика в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению очень важная тема на сегодняшний день. Актуальность темы обусловлена тем, что перед предприятиями отрасли стоит ответственная задача – представление населению услуг коммунального комплекса, которые являются социально значимыми и жизненно необходимыми независимо от того, убыточно или рентабельно их производство. Не смотря на то, что в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства не решаются проблемы по улучшению состояния отрасти, тем не менее, тарифы растут.
Цель работы: 1. Изучить нормативно-правовые базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам.
2. Проанализировать существующую систему финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
3. Разработать предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании городского округа.
Объект исследования муниципальное образование Городской округ «города Южно-Сахалинска».
Предмет исследования тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 22.08.2003 года № 516, Приказом ФСТ России от 01.08.2006 года № 166-Э/1, Приказом «Об утверждении и методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» от 06.08.2004 г. № 20 – Э/2 и другими федеральными законами.
Основой регулирования тарифов является Федеральный закон № 210-ФЗ.
Этот закон определяет под производственной программой организации коммунального комплекса программу деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, и очистки сточных вод, утилизации отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой той организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов [30. С. 7].
1. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ
1.1. Тарифная политика
Порядок регулирования тарифов.
В современных условиях ранее принятый порядок установления тарифов недопустим как с экономической, так с политической и нравственной точек зрения. Уж больно высока цена принимаемых решений при установлении тарифов на коммунальные услуги. Необходимо изменить процедуру утверждения тарифа (цены) на услуги предприятий естественных локальных и не локальных монополий. Сделать ее более конструктивной и доступной общественности, потребителям. Для этого в регионах должны быть образованы специальные органы (комиссии), наделенные соответствующими полномочиями для осуществления регулирования – рассмотрения и утверждения тарифов на продукцию (работы, услуги) предприятий естественных монополистов, решение которых может быть отменено только судебным органом высшей инстанции [1. С. 11].
Изменение правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве началось с расширения самостоятельности предприятий, изменения форм их собственности, однако эти преобразования столкнулись с трудностями, связанными с искаженными в механизме оплаты выполняемых работ (услуг). В этих условиях реформа ценообразования, в том числе новая тарифная политика, стала основой дальнейших преобразований в этом секторе экономики [1. С. 19].
При введении на местах новой ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», следует руководствоваться комплексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятствовала оздоровлению механизма финансирования, создавала условия для дальнейшего развития реформы. Новые подходы к формированию затрат в ЖКХ должны способствовать урегулированию важнейших хозяйственно-финансовых пропорций отраслей городского хозяйства, улучшению структуры управления и стимулирования их экономической эффективности, включая эффективность и качество предоставления услуг, а также стабилизации социально-экономической и политической обстановки в регионе.
Тарифная политика. Необходимость проведения рациональной, социально взвешенной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере обусловливается также крайне неблагоприятной в нынешних экономических условиях динамикой доходов населения и значительно возросшей территориальной (в рамках городов) и региональной (межгородской и межобластной) дифференциацией жилищно-коммунальных платежей населения.
Анализ показывает, что имеющиеся различия в величине оплаты населением услуг ЖКХ связаны с реальными различиями в затратах, включаемых в себестоимость производимых работ (услуг) и учитывающих состояние основных фондов отрасли, а, следовательно, величину расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, непроизводительных потерь и др. Неодинаковый уровень доходов и степень психологической готовности населения сковывают! инициативу местного руководства к переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, что усугубляет и без того сложные проблемы улучшения финансирования этого социально значимого сектора городской экономики. В то же время дальнейшее увеличение доли затрат, покрываемых за счет населения, связано:
- с выявлением и анализом различий в нормативной и реальной себестоимости жилищно-коммунальных услуг;
- процедурами расчета этих величин;
- выявлением способов препятствовать необоснованному завышению издержек со стороны жилищных и коммунальных предприятий, в первую очередь, в рамках развития конкурентной среды в отрасли.
Цены на содержание жилья и оказание коммунальных услуг формируются на основе затрат, необходимых для их производства и реализации в соответствии с требуемым уровнем качества и надежности с учетом прибыли, обеспечивающей рентабельную работу подрядных организаций всех форм собственности, функционирующих в этом секторе экономики [1. С. 20-21]
Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые на прямую зависят как от уровня развития, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.
Федеральным законодательством определены вопросы местного самоуправления по их решению одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности, на наш взгляд, является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами [5. С. 176].
1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство города — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ.
Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.
В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюджете, но все равно находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере [2. С. 4-5].
ЖКХ города является самостоятельной сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетических, эксплуатационных и др.
Традиционно в составе ЖКХ выделяются:
1) жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;
2) дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;
3) теплоэнергетическое хозяйство;
4) газовое хозяйство;
5) инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;
6) водопроводно-канализационное хозяйство;
7) предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;
8) электроснабжение и уличное освещение;
9) зеленое хозяйство;
10) зона отдыха, парки, бассейны;
11) памятники, исторические комплексы;
12) гостиничное хозяйство, мотели;
13) банно-прачечное хозяйство;
14) службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе;
15) благоустройство;
16) объекты социальной сферы и бытового обслуживания [4. С. 18].
В нынешних условиях часть перечисленных объектов и сфер может не входить в систему городского хозяйства (по форме собственности или отраслевой принадлежности) или играть в ней незначительную роль [17, с. 18].
Разнообразие видов услуг и продукции указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.
Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спецификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообразный конгломерат различных подотраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями и задачами.
Основной среди этих особенностей является высокий уровень комплексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии научно-технического и технологического характера деятельности подотраслей с одновременной увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства.
Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ в которую непосредственно или опосредованно входят различные министерства и ведомства [4. С. 18]
Три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении:
– жилой фонд и объекты социальной сферы;
– системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;
– сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.
Сфера обслуживания инженерных систем городов и населенных пунктов включает в себя выполнение работ по эксплуатации:
– внешних систем электроснабжения;
– внутренних систем электроснабжения;
– внешних систем теплоснабжения;
– внутренних систем теплоснабжения;
– внешних систем водоснабжения и водоотведения;
– жилищного фонда и нежилых помещений;
– систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
– систем пожарно-охранной сигнализации;
– систем наружного освещения;
– систем инженерной защиты территорий.
Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов требует большой организационно-управленческой работы, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели.
Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в современной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.
Разнообразие видов услуг и продукции перечисленных подотраслей, различие технологий, техники и организации работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.
Поскольку поддержание жизнедеятельности города — основная задача муниципального уровня управления, то выбор организационных форм осуществляется на месте, с учетом территориальных особенностей и перспектив развития города.
Коммунальные службы действуют в структуре управления городом обособленно – в рамках Департамента ЖКХ как структурного подразделения администрации.
Ряд предприятий ЖКХ непосредственно подчиняется Департаменту, другие входят в общую схему управления как юридические лица и обеспечивают жизнедеятельность города, а также предоставляют коммунальные у слуги [2. С. 26-27].
1.3. Нормативно-правовая база
Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, другими федеральными законами.
Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [6. Ст. 1].
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [6. ст. 9].
Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для населения впервые за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тарифов на потребительские товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения [9].
При введении на местах новой ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» [10], следует руководствоваться комплексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятствовала оздоровлению механизма финансирования и создавала условия для дальнейшего развития реформы.
Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищно-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государственное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населения.
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |