реферат, рефераты скачать
 

Тарифная политика в системе предоставления жилищно-комунальных услуг в муниципальном образовании


Тарифная политика в системе предоставления жилищно-комунальных услуг в муниципальном образовании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Дисциплина: Управление градостроительством и ЖКХ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Тема: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ МО ГО «ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

заочной формы обучения ООП

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.

ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ

 


1.1. Тарифная политика

1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство

1.3. Нормативное обоснование тарифной политики

 

2.

АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК

 


2.1. Общая характеристика МО ГО Южно-Сахалинск

 


2.2. Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению

 


2.3. Проблемы, связанные с повышением тарифов на ЖКУ  

 

3.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

 

 


3.1. Механизм решения проблем

 


3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги

 


3.3. Рекомендации по внедрению проекта методики

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тарифная политика в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению очень важная тема на сегодняшний день. Актуальность темы обусловлена тем, что перед предприятиями отрасли стоит ответственная задача – представление населению услуг коммунального комплекса, которые являются социально значимыми и жизненно необходимыми независимо от того, убыточно или рентабельно их производство. Не смотря на то, что в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства не решаются проблемы по улучшению состояния отрасти, тем не менее, тарифы растут.

Цель работы: 1. Изучить нормативно-правовые базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам.

2. Проанализировать существующую систему финансирования жилищно-коммунального хозяйства.

3. Разработать предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании городского округа.

Объект исследования муниципальное образование Городской округ «города Южно-Сахалинска».

Предмет исследования тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 22.08.2003 года № 516, Приказом ФСТ России от 01.08.2006 года № 166-Э/1, Приказом «Об утверждении и методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» от 06.08.2004 г. № 20 – Э/2 и другими федеральными законами.

Основой регулирования тарифов является Федеральный закон № 210-ФЗ.

Этот закон определяет под производственной программой организации коммунального комплекса программу деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, и очистки сточных вод, утилизации отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой той организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов        [30. С. 7].

1. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ

1.1. Тарифная политика


Порядок регулирования тарифов.

В современных условиях ранее принятый порядок установления тарифов недопустим как с экономической, так с политической и нравственной точек зрения. Уж больно высока цена принимаемых решений при установлении тарифов на коммунальные услуги. Необходимо изменить процедуру утверждения тарифа (цены) на услуги предприятий естественных локальных и не локальных монополий. Сделать ее более конструктивной и доступной общественности, потребителям. Для этого в регионах должны быть образованы специальные органы (комиссии), наделенные соответствующими полномочиями для осуществления регулирования – рассмотрения и утверждения тарифов на продукцию (работы, услуги) предприятий естественных монополистов, решение которых может быть отменено только судебным органом  высшей инстанции [1. С. 11].

Изменение правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве началось с расширения самостоятельности предприятий, изменения форм их собственности, однако эти преобразования столкнулись с трудностями, связанными с искаженными в механизме оплаты выполняемых работ (услуг). В этих условиях реформа ценообразования, в том числе новая тарифная политика, стала основой дальнейших преобразований в этом секторе экономики [1. С. 19].

При введении на местах новой ценовой и тарифной политики в жи­лищно-коммунальном хозяйстве, которая определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упо­рядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», следует ру­ководствоваться комплексным подходом, реализация которого содей­ствовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной си­стемы, благоприятствовала оздоровлению механизма финансирова­ния, создавала условия для дальнейшего развития реформы. Новые подходы к формированию затрат в ЖКХ должны способствовать уре­гулированию важнейших хозяйственно-финансовых пропорций отрас­лей городского хозяйства, улучшению структуры управления и стиму­лирования их экономической эффективности, включая эффективность и качество предоставления услуг, а также стабилизации социально-экономической и политической обстановки в регионе.

Тарифная политика. Необходимость проведения рациональной, социально взвешенной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере обусловливается также крайне неблагоприятной в нынешних экономических условиях динамикой доходов населения и значитель­но возросшей территориальной (в рамках городов) и региональной (межгородской и межобластной) дифференциацией жилищно-комму­нальных платежей населения.

Анализ показывает, что имеющиеся различия в величине оплаты населением услуг ЖКХ связаны с реальными различиями в затратах, включаемых в себестоимость производимых работ (услуг) и учитыва­ющих состояние основных фондов отрасли, а, следовательно, вели­чину расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, не­производительных потерь и др. Неодинаковый уровень доходов и сте­пень психологической готовности населения сковывают! инициативу местного руководства к переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, что усугубляет и без того сложные проблемы улучшения финансирования этого социально значимого сектора город­ской экономики. В то же время дальнейшее увеличение доли затрат, покрываемых за счет населения, связано:

-        с выявлением и анализом различий в нормативной и реальной себестоимости жилищно-коммунальных услуг;

-        процедурами расчета этих величин;

-        выявлением способов препятствовать необоснованному завышению издержек со стороны жилищных и коммунальных предприя­тий, в первую очередь, в рамках развития конкурентной среды в отрасли.

Цены на содержание жилья и оказание коммунальных услуг фор­мируются на основе затрат, необходимых для их производства и реа­лизации в соответствии с требуемым уровнем качества и надежности с учетом прибыли, обеспечивающей рентабельную работу подрядных организаций всех форм собственности, функционирующих в этом сек­торе экономики [1. С. 20-21]

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые на прямую зависят как от уровня развития, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством определены вопросы местного самоуправления по их решению одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности, на наш взгляд, является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами [5. С. 176].


1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Жилищно-коммунальное хозяйство города — это сложная со­циально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хо­зяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зда­ниями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транс­портными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских объек­тов и состояние среды обитания жителей города.

Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоот­раслевой структуре, которая требует соответствующих органи­зационно-правовой и экономической основ.

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жи­лищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство ком­пенсировало значительную часть расходов этой сферы, конт­ролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектиро­вания, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых ком­мунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хо­зяйствующих субъектов в формировании требований к качест­ву эксплуатационных услуг.

В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюд­жете, но все равно находится в запущенном состоянии. Такая си­туация требует особого внимания, тщательного анализа и соответст­вующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере [2. С. 4-5].

ЖКХ города является самостоятельной сферой в системе народно­го хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных под­отраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетиче­ских, эксплуатационных и др.

Традиционно в составе ЖКХ выделяются:

1)     жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;

2)     дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;

3)  теплоэнергетическое хозяйство;

4)  газовое хозяйство;

5)   инженерные коммуникации и системы связи, сигнализа­ции, пожарной охраны;

6)   водопроводно-канализационное хозяйство;

7)    предприятия обслуживания инженерных сетей и соору­жений;

8)    электроснабжение и уличное освещение;

9)    зеленое хозяйство;

10)     зона отдыха, парки, бассейны;

11)     памятники, исторические комплексы;

12)     гостиничное хозяйство, мотели;

13)     банно-прачечное хозяйство;

14)     службы обеспечения и контроля экологической обстанов­ки в городе;

15)     благоустройство;

16)     объекты социальной сферы и бытового обслуживания [4. С. 18].

В нынешних условиях часть перечисленных объектов и сфер может не входить в систему городского хозяйства (по форме собственности или отраслевой принадлежности) или играть в ней незначительную роль [17, с. 18].

Разнообразие видов услуг и продукции указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в систе­ме ЖКХ.

Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спе­цификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообраз­ный конгломерат различных подотраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями и задачами.

Основной среди этих особенностей является высокий уровень ком­плексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии науч­но-технического и технологического характера деятельности подо­траслей с одновременной увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства.

Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ в которую непосредственно или опосредованно входят различ­ные министерства и ведомства [4. С. 18]

Три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении:

– жилой фонд и объекты социальной сферы;

– системы теплоснабжения,  электроснабжения,  водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;

– сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.

Сфера обслуживания инженерных систем городов и насе­ленных пунктов включает в себя выполнение работ по эксплуа­тации:

– внешних систем электроснабжения;

– внутренних систем электроснабжения;

– внешних систем теплоснабжения;

– внутренних систем теплоснабжения;

– внешних систем водоснабжения и водоотведения;

– жилищного фонда и нежилых помещений;

– систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

– систем пожарно-охранной сигнализации;

– систем наружного освещения;

– систем инженерной защиты территорий.

Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов требует большой организационно-управленческой рабо­ты, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели.

Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в со­временной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.

Разнообразие видов услуг и продукции перечисленных под­отраслей, различие технологий, техники и организации работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.

Поскольку поддержание жизнедеятельности города — ос­новная задача муниципального уровня управления, то выбор организационных форм осуществляется на месте, с учетом тер­риториальных особенностей и перспектив развития города.

Коммунальные службы действуют в структуре управления городом обособленно – в рамках Департамента ЖКХ как струк­турного подразделения администрации.

Ряд предприятий ЖКХ непосредственно подчиняется Де­партаменту, другие входят в общую схему управления как юридические лица и обеспечивают жизнедеятельность города, а также предоставляют коммунальные у слуги [2. С. 26-27].

 

1.3. Нормативно-правовая база

 

Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г.       № 184-ФЗ, другими федеральными законами.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [6. Ст. 1].

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [6. ст. 9].

Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для насе­ления впервые за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тари­фов на потребительские товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения [9].

При введении на местах новой ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее время Постановлением Пра­вительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» [10], следует руководствоваться ком­плексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятст­вовала оздоровлению механизма финансирования и создавала усло­вия для дальнейшего развития реформы.

Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищ­но-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государст­венное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населе­ния.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.