| |||||
МЕНЮ
| Транснациональный наркобизнесТранснациональный наркобизнесМинистерство образования Российской Федерации Гуманитарный университет Коммерческий факультет Транснациональный наркобизнес реферат студента 4 курса Карасева Алексея Михайловича Специальность – «Финансы и кредит» Преподаватель: Потапова Е.И. Екатеринбург 2002 Президент России В.В.Путин, касаясь бурных перемен в современном мире, подчеркнул, что международный терроризм и экстремизм, расползание оружия массового поражения и средств его доставки, наркотизация общества является новыми глобальными угрозами. Транснационализация наркобизнеса, его наступательная стратегия на пороге XXI в. во многом связаны с тем, что к традиционным причинам, порождающим это зло (бедность, политическая безысходность, социальная неустроенность), в 90-х гг. добавились новые факторы, сопутствующие глобализации финансовой, банковской, торговой, технологической, информационной и других областей человеческой деятельности. Они дают новые возможности для дельцов наркобизнеса. Благодаря своему международному характеру и рыночной основе наркобизнес быстрее, чем легальный бизнес, реагирует на происходящие в мире изменения, используя глобализацию для расширения наркосети и экспансии по всем направлениям. В его активе преимущества теневой экономики – бесконтрольность, беспошлинность и концентрация огромных капиталов. Доходность операций с наркотиками составляет от 300 до 2000 %. На этапе глобализации НОН не просто расширяется на новые регионы, но и реконструируется во всех своих звеньях. В зонах свободной торговли имеют хождение наркотики как меновая стоимость, на которую обмениваются другие товары повышенного спроса - оружие и стратегическое сырье. На этой экономической и финансовой основе возникает так называемая «четвертая сила», претендующая на самостоятельную роль в геополитическом переделе сфер экономического и политического влияния в мире. Весьма точную обобщенную характеристику транснациональному наркобизнесу дали специалисты США из Бюро по борьбе с международным распространением наркотиков: «Наркотрафик продолжает оставаться одной из главных угроз международной стабильности. Наркосиндикатами уже создана изощренная сеть каналов снабжения и распределения, механизм отмывания денег, и, что возможно, наиболее опасно, влиятельные контакты в правительственных кругах во многих наркопроизводящих и транзитных странах». Черты «наркоэкономики» присущи большой группе стран. В их числе Амбиции наркомафии не ограничиваются экономикой, и наркодельцы рвутся
в политику. Они мостят себе дорогу во власть с помощью крупномасштабной
коррупции государственных деятелей и чиновников всех рангов. Криминализация
политической жизни имеет место в России, Турции, Пакистане, Нигерии, Благодатные условия для расцвета наркобизнеса создаются в странах и регионах, где полыхают гражданские войны, межэтнические и межнациональные конфликты, экстремистские и сепаратистские выступления. Международное сообщество имеет веские доказательства того, что транснациональные наркогруппировки подпитывают наркодолларами обе противоборствующие стороны в локальных конфликтах и тем самым фактически препятствуют их мирному урегулированию, так как это отвечает интересам расширения наркобизнеса. Воистину, транснациональный наркобизнес – это новая «империя зла»,
угрожающая человечеству. После того как число жителей, оказавшихся в
наркозависимости, превышает порог 7 % от всего населения страны, в
опасности оказывается генофонд нации и может начаться ее вырождение. Согласно ежегодно проводимой Вашингтоном сертификации деятельности
иностранных государств в сфере борьбы с наркобизнесом, в списке стран,
масштабно участвующих, по данным Белого дома, в незаконном производстве и
транспортировке наркотических средств, а также в отмывании наркодолларов,
фигурирует 30 государств, где проживает более 2/3 всего человечества, так
как в их числе Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Пакистан, Нигерия, Перечисленные «гранды» составляют первый эшелон, а за ним следует второй – более 100 государств, в той или иной степени втянутых в НОН. Место и роль каждой страны в транснациональном наркобизнесе зависит от ее геостратегического положения, природно-климатических условий, цивилизационных особенностей, прозрачности границ, пригодности ее инфраструктуры для наркопроизводства, отношения правящих элит к наркоугрозе и многих других обстоятельств. Все большее значение приобретает активное противодействие этому злу на социальном, региональном и международном уровнях. В настоящее время действует три крупнейших соглашения о международном контроле над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., дополненная Протоколом 1972 г. о поправках к ней, Конвенция о психотропных средствах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, принятая в 1988 г. Все эти соглашения образуют единую систему, каждое последующее базируется на положениях предыдущего, дополняет, расширяет и усиливает их. Единая конвенция 1961 г. : направлено на профилактику и борьбу с наркоманией посредством координируемых международных действий. Основные задачи: обеспечение достаточного производства наркотических веществ для медицинских и научных целей и предотвращение попадания их на незаконный рынок. Предусматриваются две формы контроля: превентивный и репрессивный. Протокол 1972 г. призывает к усилению борьбы, а также обращает внимание на необходимость мер по лечению и реабилитации наркоманов наряду с их наказанием. Конвенция 1971 г.: Устанавливает систему международного контроля для психотропных веществ, которые обычно производятся фармацевтической промышленностью. Конвенция ООН 1988 г.: Распространение международного контроля на такие виды деятельности, как отмывание наркоденег и нелегальную торговлю прекурсорами. Предусматривает меры по укреплению международного сотрудничества
между таможенными службами, полицейскими и судебными органами стран-членов Важным элементом системы международного контроля над наркотиками являются, кроме международных соглашений, международные организации. Среди них в первую очередь следует упомянуть Комиссию экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) по наркотикам, Международный комитет по контролю над наркотиками и программу ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП). Комиссия по наркотическим средствам (КНС) – одна из шести функциональных комиссий ЭКОСОС. Это – главный орган в системе ООН, ответственный за разработку и реализацию политики по всем вопросам, связанным с контролем за злоупотреблением наркотиками. Комиссия анализирует функционирование системы контроля, изучает необходимость внесения в нее изменений, в ее функции входит подготовка новых международных соглашений. Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) также
действует под эгидой ЭКОСОС в качестве информационного, контролирующего и
консультативного органа. Он является преемником ряда органов по контролю
над наркотиками, первый из которых был утвержден в соответствии с
международным договором более 70 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет сотрудничает с ЮНДКП, часть которой образует его секретариат, и с другими международными организациями, занимающимися вопросами контроля над наркотиками, включая, помимо ЭКОСОС и его Комиссии по наркотикам, соответствующие специализированные учреждения ООН, в частности ВОЗ. В соответствии с международными соглашениями о контроле над
наркотиками Комитет должен ежегодно предоставлять Комиссии ЭКОСОС доклад о
своей работе. В нем дается анализ положения в области контроля над
наркотиками во всем мире, чтобы правительства были постоянно информированы
о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под
угрозу достижение целей единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.,
этой Конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом Другой важнейший орган международного контроля – Программа ООН по
контролю над наркотиками (ЮНДКП) – создан в соответствии с Резолюцией ГА Деятельность ЮНДКП финансируется из обычного бюджета ООН, а также за
счет внебюджетных ресурсов из фонда ЮНДКП. Обычные бюджетные ресурсы
составляют примерно 10 % всех расходов Программы, они используются для
финансирования деятельности в области выполнения договоров и некоторых
консультационных услуг. Обычный бюджет утверждается ГА ООН раз в два года. В бюджете Фонда на 1998 – 1999 г. общая сумма расходов составила 110, Кроме ЮНДКП, в международных усилиях по контролю над наркотиками участвуют такие организации ООН, как ВОЗ, МОТ, Отдел ООН по предотвращению преступлений. Последний изучает связь между преступностью и НОН, включая вопросы отмывания наркоденег. Международный комитет по контролю над наркотиками и ЮНДКП тесно
сотрудничают с организациями, не входящими в систему ООН, особенно с В Интерпол в настоящее время входят 175 стран. С 1930 г. Интерпол
имеет подразделение, занимающееся проблемой наркотиков. Это подразделение
поддерживает банк данных, содержащий всю информацию, относящуюся к
наркотикам с картотекой наркодельцов. В его функции входит расширение
сотрудничества между национальными антинаркотическими ведомствами и
службами и поощрение обмена информацией между всеми странами по вопросам,
связанным с НОН, укрепление возможностей национальных служб в контроле над Международная таможенная организация (МТО) создана в 1953 г. с целью разработки и внедрения международных методов и механизмов таможенной службы, а также оказания содействия странам – членам этой организации в достижении оптимальных результатов в применении этих методов. С самого начала своей деятельности МТО уделяет значительное внимание борьбе с НОН, осуществляет ряд совместных проектов с ЮНДКП по созданию сети информационных офисов во всех регионах мира. Все эти и ряд других заинтересованных организаций (ФАО, ЮНИДО, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО) ежегодно собираются для обсуждения проблем координации работы по контролю над наркотиками в рамках ООН. В 1998 г. была проведена специальная сессия ГА ООН по проблеме
наркотиков. Формальным поводом послужила десятилетняя годовщина Конвенции В заключительном заседании Комиссии в Вене 16-21 марта 1998 г. приняли участие представители правительств 130 государств - членов ООН. На этом заседании получили одобрение проекты основных документов и
рекомендации государствам – членам ООН. В одобренной участниками сессии В Политической декларации заявлено, что: . Действия по решению проблемы требуют комплексного и сбалансированного подхода; . Сокращение спроса является неотъемлемым элементом глобальной стратегии; . Проблема должна решаться в многонациональных рамках при уважении суверенитета и территориальной целостности, принципа невмешательства во внутренние дела государств и всех прав человека и основных свобод; . 2003 г. устанавливается в качестве целевого срока для осуществления новых и более совершенных стратегий и программ в области сокращения спроса; . намереваются добиться к 2008 г. искоренения или существенного сокращения незаконного изготовления, сбыта и оборота психотропных веществ, включая синтетические наркотики. Итоги Второй специальной сессии ГА ООН свидетельствуют о том, что в развитии международного сотрудничество в этой области сделан новый шаг вперед. Однако принятые решения обретут действенную силу и явятся достойным ответом на вызов наркобизнеса, только если они воплотятся в национальном законодательстве и государственной деятельности всех стран – членов ООН. Остановить наступление транснационального наркобизнеса и повернуть
его вспять можно только создав всеобъемлющую систему контроля за НОН. Произошли также положительные сдвиги. ОЭСР и «большая семерка» предъявили своего рода ультиматум банковской системе, сложившейся в оффшорных зонах и «налоговых гаванях», через которые отмываются огромные потоки «грязных денег». Действующим там банкам и брокерским фирмам предъявлено требование подчиниться «глобальным стандартам поведения». В противном случае им грозит изгнание из международной финансовой системы. Со своей стороны ООН тоже предприняла ряд действий. Заметным событием
в числе мероприятий по осуществлению новой стратегии явился Первый |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|