реферат, рефераты скачать
 

Туризм


Ориентирование на местности. Содержание понятия «ориентирование на местности». Понятие ориентиров местности и их классификация. Точечные, линейные, площадные ориентиры. Ориентирование на местности с помощью карты и компаса. Способы ориентирования карты. Сличение карты с местностью и способы определения точки стояния: по опознанному объекту на местности, учетом пройденного расстояния вдоль линейного ориентира, способом обратной засечки. Движение на местности с чтением карты. Движение по азимуту.

Способы определения направлений (сторон света). Определение сторон света по компасу; по небесным светилам (Солнцу, Луне, Полярной звезде); по естественным (природным) признакам. Способ определения сторон света по Солнцу и часам. Приемы (способы) измерения на местности. Измерение азимутов на видимый ориентир (визирование). Способы измерения расстояний на местности: глазомерный способ, измерение шагами. Определение расстояний по известным линейным размерам отдаленного объекта, по скорости и времени движения группы. Способы измерения крутизны склонов: глазомерный способ, измерение туристским угломером. Определение ширины реки или иного недоступного для прямого измерения препятствия геометрическим способом. Особенности ориентирования на туристских маршрутах в пеших и лыжных походах.


Необходимые практические умения и навыки.

Уметь читать топографические и спортивные карты по условным знакам (по комплексу применяемых для нанесения информации на карту графических средств). Иметь навыки определения расстояний по карте, исходя из ее масштаба. Иметь навыки измерения направлений движения на выбранный на карте ориентир (измерение истинных азимутов). Уметь переходить от истинного азимута к магнитному азимуту. Уметь определять абсолютные и относительные высоты на местности по горизонталям. Уметь определять относительную крутизну склонов по горизонталям на карте. Уметь определять прямоугольные координаты объекта.

Иметь навыки работы с компасом (определения сторон света, движения выбранным азимутом, определения азимута на видимый ориентир). Уметь определять точку стояния по рядом расположенному опознанному объекту местности и способом обратной засечки. Иметь навыки ориентирования с картой и компасом (чтения карты в движении, ориентирования карты, движения по азимуту).

Уметь определять стороны света по небесным светилам (Солнцу, Луне, Полярной звезде). Уметь определять стороны света по солнцу и часам.

Уметь определять расстояния и счислять пройденный путь учетом пар шагов, измерением, основанным на известных линейных размерах отдаленных ориентиров. Уметь определять ширину реки геометрическим способом. Уметь определять крутизну скатов на местности глазомерно и с применением простейшего угломера.

Раздел 5. Техника туристского бивака и жизнеобеспечение участников туристских походов.


Основные климатогеографические и физиологические требования к обеспечению жизнедеятельности участников туристских походов. Факторы внешней среды, формирующие требования к жизнеобеспечению участников похода. Климатогеографические условия проведения туристских походов. Климат и погода в районе похода. Высота района похода над уровнем моря и высотные характеристики маршрута. Воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (низких и высоких температур, сильного ветра, пониженного содержания кислорода и повышенного уровня солнечной радиации в высокогорье и пр.) на участников спортивных походов. Факторы физической трудности маршрута, его технической сложности и их воздействие на участников спортивных походов. Учет комплекса климатогеографических факторов и факторов физической, технической сложности маршрута при организации походного жизнеобеспечения участников спортивных и рекреационных походов.

Основные принципы экипировки туристов и выбора личной одежды и обуви. Одежда и обувь туристов – требования к качеству, материалам. Особенности выбора одежды, обуви в зависимости от района похода (его климатогеографических особенностей, высотных характеристик), сезона похода, вида туризма, технической сложности маршрута. Туристская обувь для пеших и лыжных походов, осуществляемых в равнинных районах и в горах. Конструктивные особенности горных (альпинистских) и треккинговых ботинок. Туристская одежда для пеших и лыжных походов, осуществляемых в равнинных районах и в горах. Натуральные и синтетические материалы для пошива туристской одежды, защищающей организм от холода и жары, от осадков в виде снега и дождя, от штормового ветра. Особенности мембранной ткани, использующейся для пошива туристской одежды и обуви. Специальные виды одежды для теплозащиты организма от холода и жары, от переохлаждения и перегревания, от обморожений и солнечных ожогов, от дождя и мокрого снега. Комплект специальной туристской одежды для лыжных и горных походов: нижнее термобелье, утепляющий костюм из синтетических тканей, верхний защитный костюм из мембранных тканей. Виды теплой бивачной одежды: куртки, жилеты, костюмы. Ткани и утепляющие материалы, использующиеся для ее пошива. Специальные виды экипировки, обеспечивающие безопасность туристов (каска, защитные очки и пр.).

Понятие туристского бивака. Требования к месту организации бивака туристской группы. Виды бивака. Долговременный бивак (базовый лагерь), кратковременный бивак для туристской группы, аварийный и индивидуальный бивак. Понятие техники бивачных работ. Техника организации ночлега в полевых условиях (в палатках, во временных сооружениях, в снежных пещерах, в снежных хижинах и др.) и техника приготовления горячего питания для туристской группы.

Ночлег в палатках, как универсальный тип туристского бивака. Требования, предъявляемые к палаткам для активного туризма и личному бивачному снаряжению. Классификация туристских палаток по назначению, конструкции, форме и материалы, применяемые для изготовления туристских палаток. Водостойкость палаточных тканей и ее измерение. Классификация спальных мешков по виду кроя и виду утепляющих материалов. Конструктивные особенности спальных мешков. Особенности техники организации ночлега туристской группы и выбора бивачного снаряжения в лесной и безлесной зоне, зимой и в межсезонье, в горах и на равнинной местности.

Техника приготовления горячего питания в походных условиях. Туристский костер и техника приготовления пищи на костре. Туристские нагревательные приборы и соответствующая техника приготовления пищи. Классификация нагревательных приборов на основании видов топлива. Понятие туристской кухни. Особенности техники приготовления горячего питания и выбора соответствующего бивачного снаряжения для туристской группы в лесной и безлесной зоне, зимой и в межсезонье, в горах и на равнинной местности.

Правильная организация походного питания, как важный фактор жизнеобеспечения группы. Суточные энергетические потери туристов в походах разной сложности (затраты энергии на основной обмен организма и на работу туриста на маршруте). Особенности рациона питания и выбора продуктов в зависимости от технической и физической сложности похода, характера района похода (равнина, среднегорье, высокогорье), сезона похода и вида туризма. Оптимальное весовое соотношение основных питательных компонентов (белков, жиров и углеводов) в рационе питания туристов, в пеших и лыжных походах по равнине, в низкогорье и в высокогорье. Выбор продуктов питания в зависимости от относительного содержания в них воды и питательных компонентов; относительной массы съедобной и не съедобной части. Характерные походные продукты – основные источники белков, жиров и углеводов. Организация питания и режим питания в походных условиях. Вода и водно-солевой режим в походных условиях. Особенности организации питания в некатегорийных (учебных, оздоровительных) походах, осуществляемых по населенной местности и в многодневных походах в режиме полной автономии. Организация питания в походах 1-й–2-й категории сложности по Беларуси.

Определение туристской подготовки и ее основные задачи в приложении к рекреационному и спортивному туризму. Туристская подготовка как процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным и рекреационным туризмом и совершенствования в этих видах деятельности. Всесторонняя и обязательная подготовка участников туристских мероприятий, инструкторского, руководящего состава в рекреационно-спортивной туристской деятельности, как непременный компонент ее безопасности и эффективности.

Структура и содержание туристской подготовки в рекреационном (активные формы) и спортивном туризме. Общетуристская подготовка с преобладанием теоретической подготовки по основным разделам туризма. Содержание теоретической подготовки в туризме (охрана окружающей среды, организация туристских походов и соревнований, краеведение, система подготовки туристских кадров и пр.). Специальная туристская подготовка с акцентом на вид туризма, в том числе: организационная подготовка, топографическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка туристов, психологическая подготовка и подготовка по обеспечению безопасности туристских мероприятий.

Физическая подготовка и формирование необходимых личностных качеств у людей, занимающихся туризмом. Общефизическая и специальная физическая подготовка туристов в рекреационном и спортивном туризме. Требования к общей и специальной физической подготовленности участников турпоходов и к их двигательным навыкам. Принципы организации, методы и средства спортивной тренировки в туризме. Упражнение как основное средство общей и специальной физической, технической и психологической подготовки участников туристских походов. Методы педагогического контроля и самоконтроля функционального состояния (работоспособности) туристов. Применение стандартных тестов для определения уровня функциональной подготовки (теста Руфье, степ теста и пр.).

Интегральная туристская подготовка. Походы и соревнования туристов как сущность (форма осуществления) интегральной подготовки туристов. Реализация полученных туристами на теоретических, методических и практических занятиях знаний, умений и навыков в походных и соревновательных условиях. Походы и соревнования, как важнейший вид туристской подготовки, главный источник туристского опыта (суммы знаний, умений и навыков).

Характеристика этапов подготовки туристских кадров. Этап начальной и базовой туристской подготовки. Этапы туристского совершенствования и мастерства. Задачи, решаемые на каждом из этапов подготовки. Периоды сезонной туристской подготовки и тренировки: подготовительный, основной и переходный. Задачи туристской подготовки, решаемые в каждом из периодов. Тренировочный цикл в спортивном туризме и его содержание. Понятие упражнения, тренировочного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла в рамках тренировочного цикла.


Необходимые практические умения и навыки.

Иметь навыки организации туристского бивака. Уметь собирать и устанавливать туристские палатки разных конструкций. Уметь разжигать костер в различных условиях, в летнее и зимнее время года. Уметь работать с разнообразным костровым и кухонным туристским снаряжением и готовить горячее питание на костре.

Иметь навыки выбора и применения личной походной одежды, обуви, личного бивачного снаряжения в зависимости от климатических, погодных условий, сезона похода и его технической сложности.

Уметь осуществлять контроль и самоконтроль функционального состояния (работоспособности) туристов в подготовительный и походный периоды стандартными тестами (тест Руфье, степ-тест).

Раздел 6. Учебно-контрольные соревнования по туристской технике.

Классификация туристских соревнований на основании их цели (спортивные, рекреационно-спортивные) и социально-демографического состава участников (детско-юношеские, молодежные, студенческие, школьные и прочие соревнования.). Классификация туристских соревнований на основании их масштаба (школьные, городские, областные, республиканские и пр.) и формы их проведения (чемпионаты, кубковые встречи, слеты и др.). Примеры спортивных туристских соревнований: соревнования в видах спорта «спортивный туризм» и «спортивно-прикладное многоборье». Цели, задачи и содержание данных соревнований; формы их проведения.

Учебно-спортивные (контрольные) соревнования по технике туризма. Основные цели учебно-контрольных соревнований: контроль над усвоением школьниками и студентами, умений и навыков владения туристской техникой в рамках обучения предмету «Туризм»; совершенствование данных умений у учащихся в процессе соревнований. Содержание учебно-контрольных соревнований по компонентам туристской техники. Понятие дистанции, этапа (упражнения) учебно-контрольных соревнований. Комплексная дистанция, включающая упражнения во всех компонентах туристской техники – как оптимальный метод проведения учебно-контрольных соревнований. Упражнения (технические этапы) по индивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям и технике страховки (самостраховки): преодоление склона (подъем-траверс-спуск); преодоление водного препятствия (виды переправ); вязка специальных узлов. Упражнения по индивидуальной технике ориентирования (в варианте азимутального ориентирования, ориентирования в заданном направлении, ориентирования по выбору). Упражнения в командной технике транспортировки «пострадавшего» (на носилках из подручных средств). Упражнения в командной технике туристского бивака (установка палатки; разведение костра). Соответствие содержания соревнований (технической сложности упражнений, параметров естественных препятствий) возрасту и уровню туристской подготовки учащихся.

Методика планирования и оборудования на местности дистанций учебно-контрольных соревнований. Требования к дистанции по обеспечению безопасности участников учебных соревнований (на этапах техники передвижения по естественным препятствиям, транспортировки пострадавшего, и ориентирования). Методика организации и проведения учебно-контрольных соревнований. Определение принципа комплектования команд, подготовка протоколов соревнований (по каждому виду упражнений). Организация учебного судейства по круговой системе. Работа судей на технических этапах и в секретариате.

Методика определения результатов учебно-контрольных соревнований. Балльная система оценки результатов, включающая оценку техники выполнения упражнений и оценку скорости выполнения упражнений. Штрафные баллы за технические ошибки при выполнении упражнений и порядок их начисления. Бальная оценка скорости выполнения упражнения с учетом коэффициента времени (порядок расчета).


Необходимые практические умения и навыки.

Уметь анализировать любое туристское соревнование и классифицировать его по различным классификационным основаниям (цели, масштабу, форме проведения, составу участников). Уметь планировать комплексную дистанцию учебно-контрольных соревнований по туристской технике для различных возрастных групп школьников и устанавливать ее на местности. Иметь навыки определения результатов учебно-контрольных соревнований по туристской технике.

Раздел 7. Туристско-прикладные многоборья.

Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) (краткая история возникновения ТПМ, как самостоятельного вида спорта в Республике Беларусь). «Предшественники» соревнований по ТПМ: туристские слеты и соревнования по технике видов туризма. Туристские слеты: их цели и содержание. Конкурсная программа туристских слетов. Соревновательная программа туристских слетов: полоса препятствий в технике пешеходного туризма; соревнования в технике водного и велосипедного туризма; спортивное ориентирование, спортивные игры и пр. Соревнования по технике видов туризма. Выделение соревнований по технике видов туризма в самостоятельный вид туристских соревнований. Соревнования по технике пешеходного и лыжного туризма, как пример соревнований по технике видов туризма. Содержание данных соревнований (дистанции и их характерные технические этапы); методика определения результатов.

Соревнования по ТПМ. Нормативные документы вида спорта ТПМ: «Правила соревнований по ТПМ» и «Разрядные требования». Группы соревнований и ранг соревнований по ТПМ. Требования к выполнению массовых разрядов (III, II). Содержание соревнований (виды дистанций): дистанции короткие, длинные и техники поисково-спасательных работ. Технические этапы, характерные для дистанций ТПМ различных видов (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Классы сложности дистанций ТПМ. Единая лично-командная дистанция пятого класса сложности: характерные личные и командные технические этапы (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма).

Методика классифицирования дистанций ТПМ (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Понятие суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ и его составляющие: показатели естественной сложности, технико-тактической сложности, трудности (скорости). Шкала чисел Фибоначчи – как осевая шкала эталонных значений для определения суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ разных классов. Экспертное определение показателей сложности дистанции (технических этапов).

Организация и проведение соревнований по ТПМ. Планирование и подготовка дистанций ТПМ (на примере дистанции V класса соревнований по технике горно-пешеходного туризма). Состав судейской коллегии и судейство соревнований. Принципы балльной оценки техники и скорости преодоления дистанций (этапов) участниками и командами. Определение результатов соревнований. Документация соревнований: «Положение о соревнованиях», «Условия проведения соревнований», судейские протоколы. Содержание данных документов.


Необходимые практические умения и навыки.

Уметь планировать лично-командную дистанцию соревнований по ТПМ V класса в технике горно-пешеходного туризма. Иметь необходимые умения и навыки в технике преодоления характерных этапов ТПМ пятого класса сложности. Уметь судить соревнования по ТПМ (судить на технических этапах преодоления склонов, переправ, ориентирования на местности). Иметь навыки определения результатов соревнований по ТПМ в личном и командном зачете.

Раздел 8. Учебные туристские походы.


Туристское районирование территории республики Беларусь. Принципы определения районов для проведения учебно-туристских походов с учащимися. Маркированные учебно-туристские маршруты пеших и лыжных походов и их обустройство. Учебно-туристские полигоны – выбор района, проектирование и создание полигона. Картографическое обеспечение.

Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися (школьниками, студентами). Особенности разработки маршрутов учебно-туристских походов: определение характерных классифицированных участков, мест проведения учебных занятий, рекреационных и познавательных объектов, мест ночлега. План учебной работы: планирование упражнений, выполняемых участниками похода в движении и на коротких привалах. Планирование учебной работы на биваке.

Особенности материально-технического обеспечения учебно-туристского похода. Режим движения, учебных занятий и отдыха в учебно-туристском походе.


Необходимые практические умения и навыки.

Уметь выбирать район для проведения учебного пешего похода с учащимися (территория Республики Беларусь). Уметь составлять нитку маршрута спортивных и рекреационных учебных походов с использованием топографической карты. Уметь определять в районе учебного похода характерные классифицированные участки; рекреационные и познавательные объекты, места организации ночлега и отдыха. Уметь проводить учебные занятия на биваке: по технике ориентирования, преодоления локальных препятствий местности.

Литература основная.


1.                 Алексеев А.А. Питание в туристском походе, изд. восьмое доп., М.: 2003. – 64с.

2.                 Алешин В.М., Серебенников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985 – 160с.

3.                 Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 1998 –216с- (туризм в школе).

4.                 Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 271с.

5.                 Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. –228с.

6.                 Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М: Профиздат, 1988. – 190с.

7.                 Питание в туристском путешествии. – М: Профиздат, 1986. – 175с. Авторы: В.Ф. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов.

8.                 Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры.- Авт.-сост. В.И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987.- 240с.

9.                 Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн., 1988. – 96с.

10.            Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с.

11.            Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003.- 357с.

12.            Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: ФиС, 1987.- 144с.


Литература дополнительная.


1.                 Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983.

2.                 Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тятте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. – Таллин: Изд-во Ээсти раамат. – 1980. – 328с.

3.                 Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., Просвещение,1973.- 174с.

4.                 Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984.

5.                 Водный туризм. М.: Профиздат,1990 . – 303с. Авт.-сост. В.Н. Григорьев.

6.                 Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980.

7.                 Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977.

8.                 Карманный справочник туриста / Авт.-сост. Ю.А. Штюрмер. – М.: Профиздат, 1985.–261с.

9.                 Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

10.            Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 175с.

11.            Маслов А.Г. Константинов Ю.С. «Полевые туристские лагеря». – М.: Владос, 2000. –160с.

12.            Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987.– 223с.

13.            Тарасенок А.И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. – 120с.

14.            Хаттинг Г Альпинизм: Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство/ Гарт Хаттинг. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2006. –160с.

15.            Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с.

16.            Школа альпинизма (Начальная подготовка). – М.: ФиС, 1989. – 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко.

17.            Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983. – 143с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.