реферат, рефераты скачать
 

Тематизация высказывания во французской разговорной речи


Тематизация высказывания во французской разговорной речи

Тематизация высказывания во французской разговорной речи

И. В. Микута

Речевое общение является сложным действом двух взаимоприспосабливающихся личностей, которое развивается по определенным социально установленным правилам и следует определенным принципам. Большинство исследователей представляет речевое взаимодействие как последовательность трех фаз - начальной, или фазы установления контакта, основной и заключительной, или фазы окончания контакта. Каждая из этих фаз обычно обладает более или менее развитой структурой, распадаясь на отдельные подфазы, и включает определенные действия как говорящего, так и его адресата.

В основной фазе речевого взаимодействия можно выделить два этапа: этап тематизации, ввода темы сообщения, и этап передачи некоторой информации относительно этой темы. На этапе тематизации говорящий должен проинформировать адресата о предмете своего сообщения, с тем чтобы соответственным образом ориентировать его восприятие.

Языковые средства, выражающие тему сообщения, обладают свойством субстанциональности. Обычно это имена существительные. "В принципе темой может служить не только предмет в собственном смысле, но и признак предмета, его качество, свойства и отношение, а также целостное событие. Но, становясь темой ..., призначные и событийные слова получают субстанциональное значение" [Кацнельсон 1974, 115].

Развитие спонтанного диалога, как бы оно не казалось на первый взгляд произвольным, подчиняется определенным правилам, которым должен следовать любой "кооперативный" собеседник. Одним из таких правил является запрещение введения новой темы в каждое высказывание, оставляя тем самым предыдущую тему без обсуждения. Таким образом, в "диалогическом тексте могут быть выделены отрезки, характеризующиеся единством темы, вне зависимости от того, принадлежат ли составляющие их высказывания одному или нескольким лицам" [Винокур 1953, 3-4].

Выделенные таким образом отрезки диалога получили название диалогического блока (Г.И. Бубнова) или тематического блока (Н.И. Теплицкая). Эти единицы являются максимальными текстовыми единицами, выделяемыми при анализе диалога, и характеризуются дальнейшей нерасширяемостью в тексте без утраты своей цельности.

Тематическое развитие неспонтанных текстов (устных или письменных) подчинено замыслу автора: общая тема текста развивается в темах более мелких смысловых единиц. Разговорная же спонтанная речь характеризуется свободным тематическим развитием.

Между соседними тематическими блоками в диалоге могут существовать два типа отношений: последующий тематический блок характеризуется сильным тематическим разрывом по отношению к предшествующему (в нем не встречается ни одна из лексических или семантических единиц первого тематического блока), или же между двумя блоками существует слабый тематический разрыв (последующий тематический блок заимствует некоторые лексические или семантические единицы предшествующего). В зависимости от степени тематического разрыва с предшествующим блоком мы наблюдаем преимущественное использование того или иного средства тематизации сообщения.

1. Средства тематизации, используемые в блоках с сильным тематическим разрывом и в инициальных тематических блоках.

Наиболее распространенным способом является ввод темы рематическим путем: то, что будет составлять тему сообщения, вводится в инициальном предложении как рема. Последующее сообщение строится по типу тематической прогрессии со сквозной темой.  

т --------------



ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.