| |||||
МЕНЮ
| Теория монополистической конкуренцииТеория монополистической конкуренцииВведение Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия . В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм,входящих в отрасль или уже существ. продавцов,но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров,т.е. многие фирмы предлагают похожие,но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка). Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента. Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии осбенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности. Более глубокому пониманию вопроса может способствовать «его исторический срез», то есть для того чтобы разобраться в нем для неплохо было бы проследитьс чего все начиналось и как менялись взгляды на теорию олигополи и монополистической конкуренции на протяжении развития экономической мысли. Раняя модель олигополистического рынка. Первая попытка создать общую теории о олигополии была сделана [pic] Рис. 1. Кривые реакции фирм в модели Курно на поведение друг друга Таким образом,при этом предположении существует только одна цена,которую может установить рынок.Во-вторых,можно доказать,что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене,равной предельным из держкам.Следовательно,равновесие Курно в отрасли,где существует только одна фирма,достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных размеров - колеблется в этих пределах. Тем не менее существует одна тревожащая экономистов деталь в теории Более поздние теории олигополии. Век спустя после КУРНО в 1939 году,был сделан еще один важный вклад
в теорию о лигополию: появилась теория "изгибающейся кривой
спроса",предложенная английскими экономистами Холлом и Хитчем и
одновременно американским экономистом Полом М.Суизи.Также как и теория [pic] Если фирма поднимет цену выше ро, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Ро очень эластичен. Если же фирма Х установит цену ниже Ро, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Ро спрос будет менее эластичным. Резкое различие в эластичности спроса при ценах выше Ро и ниже Ро
приводит к тому, что кривая предельного дохода прерывается, а это значит,
что снижение цены не сможет быть компенсировано расширением объема продаж. Часто отмечают,что олигополия - это игра характеров,в которой каждый
игрок должен предугадать действия соперника,поэто му очень большое влияение
на развитие экономики оказала появившаяся в 1944 году книга "ТЕОРИИ Суть подхода Неймана-Моргенштерна - в рассмотрении различных предположений,которые каждая фирма может сделать о поведении другой.После соизмерения возможных последствий различных решений,каждая фирма поймет,что наиболее рациональным будет предположить худшее. Предположим, что фирмы А и В контролируют основную долю продаж на рынке. Таблица 1. Влияние рыночной стратегии на изменение прибыли фирмы А (числитель) и фирмы В (знаменатель), млн т. |Стратегия фирмы А |Реакция фирмы В |
Теория монополистической конкуренции Эдварда Хейстингса Чемберлина(1899- 1967) Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он
был первым, кто ввел понятие ''монополистической конкуренции''. Согласно
взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой
явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель
предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. То есть цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству. Что касается рекламы, то ей свойственно двойственное воздействие на спрос. Подразумевается ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменения. С одной стороны влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большое количество своего продукта независимо от назначаемой цены, чем без помощи рекламы, т.е. добавочные затраты на рекламу увеличивают доходы. Однако, с другой стороны, высказывается напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно, так как сопротивление, вызывающее уменьшение дохода все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту. Новый подход характеризуется Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Подводя итог, можно сказать, что согласно взглядам Чемберлина рынок
любого единичного единственного производителя в условиях монополистической
конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой
продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что
дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием
ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за
дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и конкуренция
суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе
рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающие монополию,
по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, не
воспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность
предложения. Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается монополия,
возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Теория несовершенной конкуренции Джоан Вайолет Робинсон(1903-1983) Джоан Робинсон – окончила Кембриджский университет, представитель кембриджской школы политической экономии, должность профессора в этом же университете занимала в 1965-1971 гг. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что "Экономическая теория несовершенной конкуренции" вышла из- под ее пера в возрасте 30 лет. Как и Чемберлин в своей самой известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблема монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта. Однако не считала ее единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства, Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но концентрированного производства. Концентрацию производства же она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену в условиях несовершенной конкуренции, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Особое внимание Джоан Робинсон уделила такой характерной черте
рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым
вопросом в ее исследовании стало исследование возможностей использования
цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно она
ввела в экономическую теорию понятие “дискриминация в ценах”, что означало
сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса
по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных
групп на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы
формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях
совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции спрос обладает
абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия
приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию,
при чем в любом случае конкуренция немедленно возвратит цену к равновесному
состоянию. В условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей
существует разная эластичность по цене, поэтому не целесообразно назначать
на всех рынках одинаково высокую цену. В целях максимизации прибыли при
выпуске нового дифференцированного товара сначала назначается очень высокая
цена. Обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой
эластичностью спроса по цене, так называемый “сильный рынок”), цена
понижается, привлекая менее состоятельных покупателей, и так происходит до
тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по
цене (“слабые рынки”). Подобная тактика “снятия сливок” основана на
дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Сопоставляя
простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Джоан Как видно из содержательной части "Теории несовершенной конкуренции", сущность монополии рассматривается в ней, как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому в этой работе можно выделить следующие положения:. Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной
конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации
производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные
фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и Во-вторых, как считает Дж. Робинсон, кроме того, что монополист требует заметной обособленности продукции от "товаров-субститутов" или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым "фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные". В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, "каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей". Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один- единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, завершая собственное "теоретическое исследование, Дж. В результате своих исследований Джоан Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизации общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния. Заключение Олигополистические отросли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области количества выпускаемой продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, не разработано. Чемберлин разработал серьезную теорию монополистической крнкуренции, однако принимая в расчет только естественные монополии, Дж. Робинсон проработала аспект связаный с монополиями образовавшимися в результате высокой концентрации капиталла. Напротяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции с каждым разом учитывалось все больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии. Список литературы Содержание Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раняя модель олигополистического рынка. . . . . . . . . . . . . Более поздние теории олигополии. . . . . . . . . . . . . . . . . Теория монополистической конкуренции Эдварда Хейстингса Чемберлина(1899-1967) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7 Теория несовершенной конкуренции Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 10 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 13 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|