| |||||
МЕНЮ
| теория цвета у Гумилеваp> В физическом смысле вода является бесцветной и прозрачной, но в зависимости от окружения и характера водоёма может приобретать в языке тот или иной цвет или оттенок. Цветовые характеристики моря. Море. В русском языке синий цвет воды является эстетическим идеалом, а в художественной литературе на русском языке синее море - это прототипический цветовой образ моря. Обратимся к поэзии Гумилёва. Образ моря чаще всего связан с синим и его оттенками: голубой - Голубые моря нескончаемых встреч…(После победы); Веер самых розовых тучек На морской голубой ковёр…(На берегу моря); синий - А море синей пеленой Легло вокруг, как мощь и слава…(Ода дАнунцио); бирюзовый - Но весел в море бирюзовом С латинским парусом челнок…(На море); эмалевый - Как эмаль, сверкает море…(Неаполь). Цветообозначение седой связано с состоянием моря во время плохой погоды, выдаёт настроение печали, тревоги: И над морем седым и пустынным…(Помпей у пиратов); На жёлтые пески седых морей…(Больной). Есть у Гумилёва и характеристика моря при помощи цветообозначения
красный, но это собственное наименование моря: И Красное пылающее море Лексема пучина тоже обозначает образ моря: Что залёг в пучинах голубых…(Открытие Америки); Стонет грек над пучиной синей…(Канцоны). Река. Обычно река в художественной литературе на русском языке синяя или голубая (реже серебряная). У Гумилёва же это нечто иное: Как веселы в пламенном Тибре галеры…(Блудный сын). Это цветообозначение в сочетании с собственным наименованием реки - свидетельство интереса поэта к путешествиям, к экзотике. Ручей. Обычно в художественной литературе ручей голубой, прозрачный Волна. Обычно колористическая амплитуда волны значительно отличается от амплитуды моря, хотя явно является его частью: На траурно-чёрных волнах…(Озёра). Здесь цветовая характеристика волны явно привносит в семантику оттенок трагичности. Зыби, заводи, болото. Цветовая характеристика подобных водных объектов Существуют в лирике Гумилёва и цветообозначения воды: Налево - зелёные воды Евфрата…(Сон Адама). 2. Цветообозначение небосклона и небесных объектов Небо в русском языке прежде всего синее или голубое. Обратимся к языку
поэзии Гумилёва. При описании неба поэт чаще всего использует синий и его
оттенки: голубой - Когда безрадостные бури Царили в небе голубом…(Дева В рассветно-закатную пору небо может получать оттенки красного,
жёлтого цветов: розовый - На небе розовом стыда…(Анакреонтическая песенка); Особенностью поэзии Гумилёва является цветообозначение золотой, используемое для характеристики неба: Небо, золотое от лучей…(Рощи пальм и заросли алоэ…); Ах, мне снилась равнина без края и совсем золотой небосклон…(Отравленный). Цветообозначение светил. Солнце. В фольклоре солнце обычно красное,
реже золотое. У Гумилёва используется сложносоставное цветообозначение: Луна в русском языке обычно белая или голубая. Наличие цветовой характеристики багровый говорит о тревоге, предвестии зла: На небе сходились тяжёлые, грозные тучи, Меж них багровела луна, как смертельная рана…(Грёза ночная и тёмная). Месяц обычно серебряный или золотистый. Особенностью поэзии Гумилёва является употребление цветообозначения кровавый: И смотрит месяц кровавый…(Рим). Звёзды обычно в русском языке золотые, голубые, белые. У Гумилёва -
это близкий человеку объект необычного цвета: Горел в лесах звездою алой Особенностью поэзии Гумилёва является использование
цветообозначений для характеристики кометы. Издавна комета считалась
предзнаменованием беды, что и обусловило появление оттенков красного: Быть
может, как родился он, на небе Кровавая растаяла комета…(Портрет мужчины); Необычны в языке поэзии Гумилёва и цветообозначения луча: И на ступени алтаря последний алый луч бросает…(Осенняя песня); Когда зелёный луч, последний на закате…(Разговор). Цветообозначение зари, восходов и закатов. Цветовое описание
подобных явлений создаёт сходную в цветовом отношении картину. Если поэт
при этом хочет вложить в описание романтические чувства, главным цветом
является красный и его оттенки: алый - И краски алого заката…(Дева Солнца); 3. Цветообозначение метеорологических явлений Снег - прототип белого цвета. У Гумилёва снег получает цветовую характеристику серебряный: Снега серебряных вершин…(Старина). Лёд обычно голубой, синий. У Гумилёва - серебряный: Застывают в серебряных льдах мастодонты…(Современность). Ветер. Если это вихрь, то в русском языке обычно получает цветовую характеристику чёрный, но у Гумилёва - рыжий. Лексема смерч используется редко: Где рыжий вихрь вздымает горы раха…(Паломник); Вот огненный смерч пред ним закрутился…(Сон Адама). Тучи в русском языке обычно описываются при создании картины плохой
погоды. Это чёрные, сизые тучи: Слава, слава небу в тучах чёрных…(Дождь); Облака в русском языке чаще всего белые, редко - алые: И пляски белых облаков…(Старые усадьбы); В час, когда словно облак красный, Милый день уплывёт из глаз…(Смерть). Туман у Гумилёва описывается часто и имеет не обычные, традиционные в
русском языке характеристики: кровавый - Очи окутал кровавый
туман…(Возвращение Одиссея); Ты среди кровавого тумана К небесам
прорезывала путь…(Смерть); розовый - Взоры в розовых туманах…(Носорог). Цветовые характеристики тьмы, света, тени Цветовые характеристики тьмы, света, тени интересны и разнообразны: 4. Цветообозначение времени суток В целом цветовые характеристики вечера и ночи в поэзии Гумилёва вполне традиционны. Следует отметить, что особая картина создаётся сочетанием нескольких цветов: Запад был медно-красный, Вечер был голубой…(Однажды вечером); Объятья ночи голубой, Как розы робости мгновенны…(Осенняя песня); Я помню ночь, как чёрную наяду…(Пятистопные ямбы). Цветообозначения золотой и пурпурный при характеристике дня - особенность поэзии Гумилёва: Ярче золота вспыхнули дни…(В небесах); И речи дивные шептала О золотом, пурпурном дне…(Дева Солнца). 5. Цветообозначение элементов ландшафта Цветообозначение скал, утёсов, гор: Орёл Сафо у белого утёса…(Жестокая); Где седые, грозовые Скалы высятся венцом…(Неаполь); На белом пригорке, над полем чайным…(Возвращение Одиссея). Цветовая характеристика равнины при помощи цветообозначения золотой довольно традиционна для русского языка: Золотой, тосканской равнины…(Пиза). Цветообозначение морского берега (песок, камни): На жёлтые пески седых морей…(Больной); В нём золотой песок…(Сады души); Считать большие бурые каменья…(Больной). Горизонт в русском языке, как и у Гумилёва, часто бывает золотым: Даль - отрезок территории, весьма удалённой от говорящего. Обычно
голубая, розовая, что является яркой приметой романтизма: Всегда ожидает из
розовой дали…(Сон Адама); Задумчиво смотря как сини дали…(Памяти 6. Цветообозначение минералов Цветообозначение минералов играет огромную роль в поэзии Гумилёва. Тема драгоценных камней в творчестве Гумилёва связана с его
экзотическими путешествиями и во многом обеспечивает особенный колорит его
поэзии: рубин - И одно золотое с рубином кольцо…(Сказка о королях); И
рубины греховно-красны…(Русалка); Слишком яркие рубины…(Маргарита); гранаты Цветообозначение золота. Золото - благородный металл жёлтого цвета. 7. Цветообозначение растительного мира Цветовые характеристики флористических объектов (цветов) Цветовая характеристика - непременный атрибут цветка, один из главных его признаков, имеющий огромную функционально-символическую нагрузку. Этот вопрос довольно сложен, он включает также понятие характеристик-модификаторов, что послужит темой отдельного параграфа. Здесь же мы просто перечислим случаи цветообозначений цветов, функционирующие в поэзии Гумилёва. Для обозначения цветов вообще поэт чаще всего использует оттенки красного и белый: Певцу подарил я кровавый цветок…(Песня о певце и короле);, Цветы пурпурные звенят…(Осенняя песня); Бледная царица уронила Для него алеющий цветок…(Заклинание); В твоём гербе - невинность лилий, В моём - багряные цветы…(Поединок); Но любовь разве цветик алый, Чтобы ей лишь мгновенье жить…(Я не прожил, я протомился); А она пришла, ступая над рубинами цветов…(Рыцарь с цепью); Когда сплетаешь, как виденье, Святые, белые цветы…(Credo); Она вперёд меня манила, роняла белые цветы…(Дева Солнца); За то, что он безмерно любит Безумно-белые цветы…(Дева Солнца); А завтра одену Из снежных цветов прихотливый наряд…(Осень). Из конкретных наименований цветов следует выделить: розы и лилии. Розы в поэзии Гумилёва чаще всего оттенков красного, а лилии - голубые (хотя имплицитно обычно белые). Это яркое свидетельство преемственности романтизма в раннем творчестве Гумилёва. Розы - Здесь розы краснее, чем пурпур царей…(Капитаны); И душные, красные клонятся розы…(Сон Адама); На пол, горячий от луча, Бросая пурпурную розу…(Осенняя песня); Другая, пурпурная, рдеет, Огнём любви обожжена…(Две розы); На горном снеге алеют розы…(На молитвы Грига); Словно рыцарь с розой алой На чешуйчатой броне…(Старая дева); Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз…(Дождь); Одна так нежно розовеет, Как дева, милым смущена…(Две розы); Странная белая роза… Ты - лепесток иранских белых роз…(Беатриче); У меня же в темнице Куст фарфоровых роз…(Китайская девушка); лилии - Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую…(Я, конквистадор в панцире железном…); И, может быть, рукою мертвеца, Я лилию добуду голубую…(Сонет); сирень - Ушла…Завяли ветки Сирени голубой…(Почтовый чиновник). 8. Цветообозначение сообществ растений и их составных частей Ботанические сообщества - леса, сады, луга, поля, травы и т.д. Лес - обычно зелёный, чёрный, осенью - золотой. У Гумилёва лес голубой, лазоревый: Среди лазоревого леса…(Осенняя песня); В их голубых, весёлых чащах…(Осенняя песня). Деревья (тополь, ива). Цветовая характеристика тополя вполне
традиционна: Только в редкие просветы Тёмно-бурых тополей…(Лесной пожар). Сад - чаще всего зелёный. У Гумилёва - золотой: И про золотой индийский сад…(Открытие Америки). Цветообозначения листьев, травы, плодов вполне традиционны: С
деревьев падал лист сухой, То бледно-жёлтый, то багряный…(Осенняя песня); Цветообозначение поля, нив также традиционно: К несуществующим, но золотым полям…(Пиза); Вечерний лес певуч и светел, Черны и радостны поля…(Маркиз де Карабас); И нив желтеющих простор…(Маркиз де Карабас). Традиционно и колоритно описание аллей: В червонном золоте аллей…(Памяти Анненского). Интересно присутствие описанных при помощи цветообозначений мха, плюща: Голубые, нежные мхи…(Семирамида); Под окном в золотом плюще…(Маргарита). Описание куста необычно и является особенностью поэзии Гумилёва: Сквозь тёмно- красные кусты…(Ослепительное); Как красный куст, горит и говорит…(Жестокой). 9. Цветообозначение анималистических объектов Очевидно, что объекты живой природы наше цветовидение способно наделять цветом. Особенности цветообозначения животных. Конь. Внутри вида лошадей имеется значительная цветовая дифференциация,
но у Гумилёва цветовая характеристика лошадей с этим не связана. Конь в
поэзии Гумилёва белый или чёрный, что связано с символикой этих цветов: Но
теперь, словно белые кони от битвы…(Беатриче); Самой белой лошади
негуса…(Абиссинские песни); Белоснежные кони ринут В ослепительную
высоту…(Смерть); Мой конь, удача из удач, И белоснежный, величавый…(Дон Кошки - чаще всего белые: И, как беленькие кошки, Как играющие
дети…(Сада-Якко); И лапкой белой и точёной…(Маркиз де Карабас). Пантера. Змей, крокодил - экзотические животные, имеют зафиксированную в нашем сознании зелёную окраску. У Гумилёва она реализуется при помощи цветообозначения изумрудный: Там, где дремлет, с Нила привезённый, Тёмно- изумрудный крокодил…(Каракалла); Крокодил сверкал у судна чешуёю изумрудной…(Мореплаватель Павзаний); И погасли изумруды змея И павлина веерное диво…(Рассвет). Единорог - мифическое животное белой окраски: И белые, как снег, единороги…(Потомки Каина). Цветообозначение рыб. Рыбы - обычно серебряные (золотые). Употребление цветообозначения для характеристики дельфина - особенность поэзии Гумилёва: Влекут его чёлн голубые дельфины…(Сон Адама); В бассейне серебряных рыб…(Ты помнишь…); К золотым сбегали рыбкам…(Маэстро). Цветообозначение птиц. Интересно и символично описание птиц: И вьётся траурная птица Над венценосной головой… Металлической птицы блещет золотом хвост… Как воды утром, розовеют птицы…(Сады души). Описание голубя, лебедя, чайки традиционно, в природе, как и в поэзии, эти птицы часто имеют белую окраску: На ковре она трепещет, Словно белая голубка…(Самоубийство); Моей любви, голубки белой…(Анакреонтическая песенка); И был лебедем нежным и белым…(Мечты); Чайки белей и невинней зарницы… Описание орла интересно и индивидуально: Но орёл, чьи перья - красный пламень…(Орёл Синдбада); И лоснились коричневые перья…(Орёл). Присутствие лексемы павлин - особенность поэзии Гумилёва: Но павлин и строг и непонятен, Золотистый хвост его украшен Тысячею многоцветных пятен…(Рассвет). Цветообозначение насекомых. Бабочки. Дневные бабочки разноцветны, ночные - белые, серебряные: 2. Социолингвистическое измерение цвета 2.1 Антропологические цветообозначения Цветовая картина мира глубоко антропоцентрична. Предметы окружающей действительности наделяются цветом именно в сознании человека. Нередко цветообозначения переходят в разряд эстетической категории. Цветообозначение внешности, портрета человека. Цветообозначение неотделимо от описания внешности человека и протекающих в его сознании психических процессов. В лирике Гумилёва довольно часто цветовую характеристику получают организм человека, части тела, лица, одежда и т.д. Цветообозначение лица, частей тела. Глаза. Наиболее важной частью лица являются глаза. В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой. Цвет глаз может метонимически переходить на взгляд и окрашивать его. Обычно прямые цветообозначения глаз сосуществуют с метафорическими, закрепившимися в сознании людей. Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает положительные эмоции: Лазурных глаз не потупляя, Она идёт, сомкнув уста…(Дева Солнца); Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко употребляются в литературе. В этом случае возможно значение усталости, утомлённости глаз, воспаления: Бессонны твои покрасневшие вежды…(Видения). У Гумилёва существует характеристика взгляда при помощи цветообозначения кровавый. Данная колорема свойственна поэзии Гумилёва и приобретает символику злого рока: Надо мною взор кровавый Золотого жениха…(Невеста льва). Цветообозначение коричневый для характеристики глаз человека обычно не употребляется (карие глаза). У Гумилёва коричневыми являются глаза кенгуру: Чтоб его коричневые глазки Мигом озарило торжество…(Кенгуру). Прилагательное золотой может употребляться в метафорическом значении для характеристики глаз. Гумилёв употребляет его как часть сложносоставного прилагательного: Золотоглазой ночью Мы вместе читали Данта…(Какая странная нега…). Нередко с помощью цветообозначений Гумилёв описывает волосы. Для описания волос чаще всего применяется термин кудри, связанный с фольклором. Наибольшее число цветообозначений волос связано с колоремой седой. Обычно эта лексема символизирует мудрость ,старшинство, преклонный возраст: Слегка седеющий поэт…(Памяти Анненского); И на сединах их кудрей Алмазные венцы…(Мечи и поцелуи) И волны шептали сибиллы седой заклинанья…(Осиан); От залива ветер влажный Спутал волосы седые…(Генуя). Золотой цвет кудрей связан с положительными коннотациями. В русском фольклоре частотно это цветообозначение. Оно символизирует молодость, доброту: И нежит кудри золотые Венок из солнечных лучей… (Дева Солнца); Солнце катится, кудри мои золотя…(После победы). Рыжий цвет волос очень ярок: Рыжие кудри, крепость рук…(товарищ). Чёрный цвет волос достаточно частотен в русской литературе и может иметь как прямое, так и метафорическое значение: И как, мёд двухтысячелетний, Душными чёрными волосами (Канцоны). Бронзовые кудри могут встречаться в фольклоре, но в художественной литературе употребляются довольно редко: Твой лоб в кудрях отлива бронзы…(Царица). Цветообозначение серебряный метафорично употреблено поэтом в следующем случае: Сереброкудрой зимою…(Какая странная нега…). Цветообозначения, служащие для характеристики бороды, усов чаще всего имеют прямое значение: Пока чернобородый муэдзин…(паломник); Старик величавый с седой бородою…(Блудный сын); Бровей седеющих изгибы…(Туркестанские генералы). Рот, губы. Для характеристики губ используется красный и его оттенки. Найденные поэтом цветовые эпитеты нередко имеют не только цветовое, но и метафорическое значение. В русском фольклоре губы алые, коралловые носят положительные коннотации: В нём кораллы нежных губок…(Самоубийство). Красный цвет связан с романтикой, чувственностью, любовью, это цвет крови. Этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно характеризует земную, чувственную сторону любви, бытия: Ещё от алых женских губ Пылали ярко щёки…(В библиотеке); К устам душистым и румяным…(Осенняя песня); Губы красны, взор спокоен…(Осенняя песня); Его уста - пурпуровая рана…(Портрет мужчины). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|