| |||||
МЕНЮ
| Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школеТестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школеКурский Государственный Педагогический Университет Кафедра Иностранных Языков Курсовая работа на тему: «Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» Выполнил: студент факультета иностранных языков 46 «А» гр. Научный руководитель: Курск 2002 План Введение I. Тестирование, как одна из форм обучения иностранному языку. 1.1 Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку. 1.2 Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. 1.3 Проблемы тестового контроля. II. Вероятностный подход к проблеме контроля в обучении иностранным языкам. 1. Методика составления тестов. 2. Примеры клоуз-тестов, направленных на контроль понимания иноязычной речи, навыков чтения, уровня владения активной лексикой, навыков аудирования. Заключение Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ С наступлением XXI века и вступлении в общеевропейский дом
своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего века к мировой
культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому
стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками и т.д. На современном этапе обучения ИЯ как никогда возрастает роль чтения как основного источника получения все возрастающего в наш век потока информации. При чтении текстов ученик должен достичь коммуникативной цели, в целом решив поставленные задачи. Тексты и задания к ним должны соответствовать минимальным требованиям, сформулированным в проекте стандарта. Полнота понимания читаемого текста должна в основном соответствовать стратегической установке, четко сформулированной в задании. При чтении текстов с пониманием основного содержания и выборочным извлечением определенной информации от ученика требуется уметь выделить главную мысль и самые основные моменты, уточнить наиболее значимые детали. Наиболее экономной формой контроля и более объективным показателем степени усвоения всеми учащимися языкового материала являются тесты. Понимая значимость чтения в обучении иностранным языкам и учитывая
повышенный интерес учителей к такому виду контроля как тестам, при выборе
темы курсовой работы я остановился на данной. 1.1 Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе» Большинство из исследований в данной области отвечало потребностям своего времени, однако в них затрагивались отдельные аспекты и проблемы тестирования, зачастую под тестом понимались лишь только некоторые типы тестовых заданий. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае - речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением; 3) количественно определить результаты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами. Существуют различные определения понятия «тест» - от практически
любого вида контрольного задания до набора заданий вида «множественный
выбор». В зарубежной практике языкового тестирования различия в трактовке
понятия test представляются как различия между понятиями «контрольная
работа» вообще как основание оценочного суждения и «контрольная работа»,
предполагающая специально организованное измерение интересующих нас знаний Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности. Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. (Надежный тест должен исключать случайность того или иного результата.) Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность (практически в любом её виде) будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определенного теста в целях, для которых он не был предназначен, при составлении автоматически сделает его невалидным. Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления 1) уровня достижения в определенном виде деятельности; 2) способностей к определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления. В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения. Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими). Тесты могут определять уровень обученности и/или языковой компетенции
учащегося относительно уровня других учащихся (нормо-ориентированный тест)
или относительно определенного критерия, например уровня обученности Таким образом, результаты тестирования могут быть использованы для
оценки уровня обученности учащихся, для отбора их в то или иное учебное
заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности По определению С.К. Фоломкиной, под тестом понимаются задания,
имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем учащимся работать
одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. 1.2 Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с
одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой
работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в Большинство тестов имеет несколько вариантов (они помечены звездочкой). В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записывается на классной доске. Работу с тестам рекомендуется проводить за 10—15 минут до, конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе. Все чаще находят применение как упражнения, предназначаемые для овладения учащимися тем или иным языковым материалом и/или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим в литературе на английском языке всё чаще появляется термин teaching test — «обучающий тест». Данным термином, по-видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого назначения контролирующим тестам. Такое противопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты — даже при том ограничении заданий, которые мы предлагаем относить к тестам,— отчетливо выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи. Само собой разумеется, что указанное противопоставление, как и во всех
других случаях, носит условный характер, поскольку почти всякий контроль
обучает, а любое упражнение/задание (одна из форм реализации обучения и
учения) предполагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и
другие упражнения/задания, различаются по их доминирующей цели. К
контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт
знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным материалом,
умением, деятельностью и соответственно оценить его; цель обучающих тестов Безусловно, тест пока ещё не может заменить такую, например, форму
итогового контроля, как экзамены. Однако его можно с успехом использовать
как одну из форм (не единственную!) промежуточного итогового контроля,
проводимого, например, по окончании цикла занятий (achievement tests). Прежде всего, сам характер тестовых заданий и их организация по своей сути соответствуют назначению упражнения. Выбор ответа из ряда предложенных, объединение языковых единиц по какому-либо признаку, определение факта наличия или отсутствия какого-либо признака у языковых единиц, восстановление целого из его частей — все это виды работы, в основе которых лежат аналитические операции, направленные на выделение дифференциальных признаков тренируемой единицы, а последние, как известно, составляют основу запоминания языкового материала. При составлении обучающих тестов обеспечивается противопоставление
одной языковой единицы другим, уже известным, относящимся к тому
же уровню и имеющим сходные с ней черты. Причем следует иметь в виду,
что одна и та же единица (например, слово) имеет черты сходства При развитии отдельных умений (из числа установленных), которые
связаны со смысловой переработкой информации, воспринимаемой на слух или в
процессе чтения, характер и организация тестовых заданий предусматривают
тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде на отрывках Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять
мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста. 1.3 Проблемы тестового контроля. Неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам в школе
является контроль уровня владения учащимися иноязычными навыками и
умениями. От правильной организации контроля зависит качество обучения. 1. Контроль должен носить регулярный характер. учащихся за единицу времени. большим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения (неусвоения), владения (невладения) им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения. урока должно контролироваться путем использования целесообразных форм и приемов контроля. Вопросы совершенствования контроля в обучении ИЯ волновали авторов
немалого числа монографий и становились предметом защиты многих
диссертаций. И все же проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков,
методики их организации и проведения не утратили своей актуальности. Появление проекта временного государственного образовательного
стандарта по иностранному языку, разработанного под руководством И.Л. Бим и М.Е. Брейгина дает своё определение контролю и выделяет его функции: диагностическую, управленческую, корректировочную, оценочную, стимулирующую, мотивирующую, планирующую, обучающую. В контроле реализуется и функция обеспечения взаимодействия учитель и учащихся в педагогическом процессе. Взаимодействие состоит в том, что учитель выступает как субъект, осуществляющий контроль, и учащийся как объект контролирующего воздействия и как субъект, переживающий это воздействие, осуществляющий саморегуляцию и самокоррекцию своей деятельности, тем самым оказывающий опосредованно воздействие на учителя, на содержание его обучающей деятельности. Контролирующая деятельность учителя выступает как открытая система, гибкая, способная меняться в зависимости от сведений, поступающих от учащихся по каналам обратной связи. По существу учитель в процессе контроля тоже приобретает статус субъекта, саморегулирующего свое «поведение», и объекта, зависящего от ученика и испытывающего его «давление». В ходе контроля реализуются в единстве оба статуса - ученика и учителя. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|