| |||||
МЕНЮ
| Технологии социальной работы с пожилыми людьмиВ связи с этим во многих административных территориях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязанными» к домам-интернатам. При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябинске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы.1 Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделение, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство пожилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чувства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения.1 Культурно-массовые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танцами, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В результате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания. В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и другие. Питание может осуществляться как в специально оборудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями. Обслуживаемые лица могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра. Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией. По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и так далее). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие. Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии. Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.1 Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные.1 Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют специальное среднее или высшее образование. Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей. Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания.2 Так, ежедневное посещение заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «наполняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и другое). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой. Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой «смены» и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой «смены». В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социального работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отделения, формированием микроколлективов среди посетителей отделения, оказанием психологической помощи, в определенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный человек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания. В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и так далее. В соответствии с нормативным документом1, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и другое), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы являются: · предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи; · обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц); · предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; · оказание материальной помощи; · содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой); · направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; · оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»; · оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы). Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный работник. В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее).1 Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу. Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание. ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, – это непростая задача трансформирующегося общества. Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса – рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.1 Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах. Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).1 Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности. С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи. Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными. В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста. Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек – это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей. Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.1 Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них. Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля. На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села. Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания. Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как: - соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей; - повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг; - оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход; - налаживание партнерства на всех уровнях. Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность».1 Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий. Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему. Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб. Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания – статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании. Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала: - проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах; - изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги; - разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста; - обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы; - мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения. В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.1 Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|