реферат, рефераты скачать
 

Управление хозяйственной деятельностью


Управление хозяйственной деятельностью

Реферат


по теме: «Управление хозяйственной деятельностью»

Содержание


Вступительная часть

1.                 Административно-правовое регулирование промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

2.                 Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе.

3.                 Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды

4.                 Административно-правовое регулирование деятельности транспорта.

5.                 Административно-правовое регулирование деятельности связи

6.                 Взаимоотношения органов внутренних дел с субъектами хозяйственной деятельности.

Заключительная часть.

Вопрос №1. Административно-правовое регулирование промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства


Промышленность — отрасль хозяйства, являющаяся важной состав­ляющей экономики страны. Она обеспечивает удовлетворение потребно­стей общества, жизни людей, экономическую независимость государства, его государственное экономическое развитие.

Государственное управление промышленностью представляет собой целенаправленную организующую деятельность по практической реализа­ции функций и задач государства в области промышленности. Содержание и характер административно-правового регулирования управления про­мышленностью определяются особенностями экономических условий жизни страны, конкретными задачами, стоящими перед данной отраслью.

Государство для обеспечения целенаправленного воздействия в про­мышленной сфере, правильного функционирования всего производствен­ного механизма образует специальные органы государственного управле­ния, которые от его имени осуществляет управление промышленностью. Это управление призвано повседневно направлять деятельность государст­венных субъектов промышленного производства (предприятий, организа­ций, учреждений, объединений и др.), а также обеспечивать экономически нормальное функционирование негосударственных субъектов промышленного производства всех форм собственности, основываясь на принципе многоукладности экономики государства.

Управление промышленностью включает сочетание административ­но-правовых и экономических методов и различается по территориально­му, отраслевому и межотраслевому (функциональному) принципам.

Отраслевой принцип обусловлен подчиненностью предприятий од­ному центральному органу государственного управления.


Территориальный принцип исходит из федеративного и администра­тивно-территориального устройства государства.

Межотраслевой (функциональный) принцип — управление на основе создания органов, координирующих различные отрасли по определенным специальным вопросам.

Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации управ­ление федеральной государственной собственностью, установление основ федеральной политики, федеральных программ экономического развития; установление правовых основ единого рынка, федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности в сфере промышленного производства (ст. 71—72 Конституции РФ). Остальные вопросы, связанные с управлени­ем промышленным производством, отнесены Конституцией к ведению ор­ганов исполнительной власти на местах (органы исполнительной власти субъектов РФ ст. 73 Конституции РФ).

Основным органом государственного управления в сфере промыш­ленности является в соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Данный орган осуществляет функции по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплекса, а также в области развития авиационной техники, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измере­ний, освоение месторождений полезных ископаемых на основе соглаше­ний о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопас­ности государства.

Однако Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в указанной сфере деятельности не вправе осуществлять по общему правилу функции по контролю, надзору, а также функцию по управлению государственным имуществом.

Обязанность контроля, надзора возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (применитель­но к рассматриваемой отрасли). Данная служба осуществляет широкий пе­речень контрольно-надзорных функций, в которые в частности, входит: надзор за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градострои­тельного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, ре­гулирующих строительную деятельность по вопросам обеспечения проч­ности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений, осуществление лицензирования в своей сфере деятельности.

Обязанность управления государственным имуществом (федераль­ными унитарными, казенными предприятиями и др.), возложена на: Феде­ральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике. Указанные органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом в своей компе­тенции по соответствующим направлениям промышленного производства.

Организация управления промышленностью регулируется многими нормативными актами.

Среди них следует особо выделить: Гражданский кодекс Российской Федерации, законы: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», «О государственной поддержке малого предприниматель­ства в Российской Федерации», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и др., Кроме законов в данной сфере управления действует ряд указов Пре­зидента России и постановлений Правительства Российской Федерации.

Административные нормы, регулирующие отношения в сфере управления промышленностью, содержатся, кроме того, в нормативных актах органов власти субъектов Российской Федерации. Непосредственно­му детальному регулированию вопросов управления промышленностью в целом и отдельными ее отраслями посвящены специальные правовые ак­ты, чаще всего положения о соответствующих органах управления, опре­деляющих их компетенцию, постановления о вопросах данных органов управления.

Строительство — комплексная отрасль управления, которая при­звана обеспечить возведение новых, реконструкцию и ремонт действую­щих объектов производственного, транспортного жилищного, культурно-бытового и иного назначения.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это отрасль управления, включающая в себя обеспечение эксплуатации жилищного фонда, обеспе­чение жилищ коммунальными услугами, благоустройство городов и дру­гих населенных пунктов, а также организацию работы их инфраструктуры.

В настоящее время государственное управление капитальным строи­тельством не выделяется в качестве отдельно функционирующей отрасли управления в составе Правительства Российской Федерации. Строительст­во, представляя собой производственную деятельность, входит в круг вопросов, регулируемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.

Кроме вопросов капитального строительства Правительством РФ также регулируются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, нахо­дящиеся в федеральном ведении.

Правительство Российской Федерации, в лице Министерства про­мышленности и энергетики, в своей компетенции решает вопросы жилищ­ной и структурной политики в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственной политики в области градо­строительства, разработки принципов застройки территорий муниципаль­ных образований, механизмов развития рынков доступного жилья, в том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования.

Правительства (администрации) субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональную политику в области строитель­ства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяй­ства, осуществляют меры по обеспечению социальных гарантий, защиты и занятости работников строительства и жилищно-коммунального хозяйст­ва, совершенствованию оплаты труда и улучшению условий их работы; разрабатывают и реализуют региональные отраслевые программы, в том числе по инженерной защите населенных пунктов от опасных природных воздействий и т.д.

Для осуществления эффективного оперативного управления жилищ­но-коммунальным хозяйством государством в законах заложена высокая степень его децентрализации (т.е. решение основных вопросов управления на местном уровне соответствующим органом управления субъекта РФ). Широкий перечень полномочий по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в этой связи возложен именно на органы исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации.

Значительный объем управленческой деятельности в данной сфере осуществляется также органами местного самоуправления. В их ведении находится муниципальный жилищный фонд. Соответственно, они органи­зуют эксплуатацию жилого фонда и его распределение, эксплуатацию коммунальных услуг, дорожного хозяйства, распределяют муниципальное жилье, ведут учет нуждающихся в жилье и улучшении условий прожива­ния, решают вопросы о предоставлении жилья в домах муниципального жилого фонда, выдают ордера на заселение, сдают дома в аренду, прини­мают меры по обеспечению населения топливом, организуют благоустрой­ство населенных пунктов, устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.

В структуре Правительства Российской Федерации действует подчи­няющееся Министерству промышленности и энергетики Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Применительно к рассматриваемым вопросам в его ведении нахо­дится следующее:

- оказание неопределенному кругу лиц, имеющих исключительную общественную значимость услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жи­лых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;

- государственные заказы федеральных целевых программ в уста­новленной сфере деятельности;

- организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым агентство является госу­дарственным заказчиком;

- вопросы собственности в отношении соответствующего государст­венного имущества, необходимого для выполнения функций своими орга­нами государственной власти, а также собственности федеральных уни­тарных предприятий, казенных предприятий, иных учреждений, подведом­ственных данному агентству и др.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метроло­гии в данной сфере осуществляет государственные услуги по разработке соответствующих норм и правил в целях обеспечения единства измерений в производстве и проектировании строительных объектов капитального строительства, применении норм и правил, единства измерений при жи­лищно-коммунальном обслуживании населения.


Вопрос №2. Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс как отрасль хозяйства включает сель­ское хозяйство, переработку и заготовку сельской продукции, доведение ее до потребителей, рыболовство и др.

Деятельность органов исполнительной власти, направленная на обеспечение потребительского рынка продовольствием и сырьем для про­изводства промышленной продукции является государственным регулиро­ванием.

Главная задача государства в сфере агропромышленного комплекса — обеспечить должное функционирование агропромышленного производства при многоукладности сельского хозяйства, многообразии средств производства.

В этой связи государственный протекционизм и регулирование раз­вития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое пере­оснащение, развитие форм и методов хозяйствования являются основой государственной политики в указанной отрасли.

Основным органом государственного управления в сфере агропро­мышленного комплекса является в соответствии с Указом Президента Рос­сийской Федерации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Указанный орган исполнительной власти осуществляет в пределах своих полномочий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроиз­водства и использования объектов животного мира, отнесенных к объек­там охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания. Мини­стерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пре­делах своих полномочий координацию и контроль деятельности находя­щихся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосани-тарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Феде­рального агентства по рыболовству. Последние, в свою очередь имеют собственные функции, не присущие указанному министерству.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзо­ру осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ка­рантина и защиты растений, селекционных достижений, за охраной, вос­производством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.

Вопросы управления федеральным государственным имуществом отнесены соответствующими постановлениями Правительства РФ к веде­нию:

1) Федерального агентства по сельскому хозяйству. Оно также осу­ществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере агропро­мышленного комплекса, а также правоприменительные функции.

2) Федерального агентства по рыболовству. Последнее, в пределах своей компетенции, также осуществляет функции по оказанию государст­венных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, а также право­применительные функции в области рационального использования, изуче­ния, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и сре­ды их обитания.

Значительная роль в данной сфере управления принадлежит органам исполнительной власти субъектов РФ, а также органам местного само­управления.

К вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов отнесены основные вопросы владения, распоряжения и пользования природными ресурсами, в том числе и сельскохозяйственными, а также нормотворческая деятельность по созданию земельного и иного законода­тельства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарией, ведут земельный кадастр, про­водят на местном уровне программы по повышению производительности сельскохозяйственного производства и т.д.

Органы местного самоуправления передают в собственность и сдают в аренду, а также изымают у недобросовестных пользователей земельные участки, регистрируют право собственности на землю, осуществляют го­сударственный контроль за использованием земель и выполнением земле­пользователями агрономических и иных обязательств и т.д.


Вопрос №3. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды


Природа и составляющие это понятие ресурсы: земля, ее недра, ат­мосферный воздух, вода, лес и другие природные ресурсы'— в соответст­вии со ст. 9 Конституции Российской Федерации могут находиться в госу­дарственной (федеральной и субъектов Российской Федерации), муници­пальной и иных формах собственности.

Природные ресурсы представляют в настоящее время одну из основ­ных составляющих экономического благополучия нашей страны, в связи с этим рациональное использование природных ресурсов, охрану окружаю­щей среды необходимо регулировать на государственном и местном уров­нях.

Использование природных ресурсов — это хозяйственная деятель­ность по их добыче, переработке и т.д. Охрана окружающей среды пред­полагает различные виды деятельности (образовательную, организацион­ную, правоохранительную и др.) по предотвращению вредных последствий хозяйственного и иного использования природных ресурсов, обеспечению их защиты от разрушения, истощения, загрязнения.

Содержание управления природопользованием и охраной окружаю­щей среды состоит в установлении единой системы учета природных объ­ектов и ресурсов, государственной регистрации пользования отдельными их видами; в планировании мероприятий по охране окружающей природ­ной среды и рациональному природопользованию; в определении правил пользования природными ресурсами; координации деятельности различ­ных субъектов по природопользованию и охране окружающей природной среды; непосредственной организации рационального природопользования; в контроле и надзоре в сфере природопользования и охраны окру­жающей природной среды.

В соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» управление природопользованием и охра­ной окружающей природной среды основывается на следующих основных принципах'.

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благо­приятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения не­обратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья че­ловека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Отдельные виды деятельности по использованию природных ресур­сов и охране природы регулируются отраслевыми, в том числе кодифици­рованными нормативными актами (к примеру, Водный кодекс, Земельный кодекс и др.).

Основным органом федеральной исполнительной власти в данной сфере в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 года и № 649 от 20.05.2004 года является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое осуществляет функ­ции по выработке государственной политики и норм по регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Данное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по недропользованию.

Также как субъект управления в сфере природоохраны действует Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды. Руководство ее деятельностью осуществляет непосред­ственно Правительство Российской Федерации.

В функции этой службы входит контроль за состоянием окружаю­щей воздушной и иной природной среды, отслеживание влияний на ее со­стояние природных, техногенных и иных факторов и др.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуще­ствляет межотраслевые контрольно-надзорные функции, распространяю­щиеся на деятельность субъектов государственных и муниципальных ор­ганов исполнительной власти, юридических и физических лиц, за надле­жащим использованием природных ресурсов, соблюдением соответст­вующих экологических и природоохранных правил и нормативов в хозяй­ственной и иной деятельности и др.

Федеральные агентства осуществляют, согласно своей сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водопользования, лесопользования и недропользования соответст­венно.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают, утверждают и реализуют местные экологические програм­мы, ведут учет и оценку состояния природных ресурсов, осуществляют ру­ководство местными природоохранительными органами, ведут контроль за использованием и охраной относящихся к их ведению земель и т.д.

Значительная часть природоохранительных полномочий возложена на органы местного самоуправления. Поселковые, сельские администра­ции осуществляют государственный контроль за использованием и охра­ной земель, соблюдением природоохранного законодательства.

Местная администрация контролирует выполнение землепользовате­лями обязательств по борьбе с эрозией почв, дает заключения по планам землеустроительных работ, осуществляет контроль в области использова­ния и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и жи­вотного мира, организует проведение экологической экспертизы проектов строительства и строящихся объектов, а также предприятий, загрязняющих воздушную и водную среду, налагает в соответствии с законодательством об административной ответственности наказания за административные правонарушения в сфере экологии и т. д.


Вопрос №4. Административно-правовое регулирование деятельности транспорта


Как известно, транспорт является важной отраслью хозяйства, при­званной обеспечить потребности хозяйства и населения в перевозках пас­сажиров, грузов и багажа. Система транспортного хозяйства Российской Федерации включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электриче­ский, трубопроводный. Неразрывным элементом транспортной системы является дорожное хозяйство.

Государственное управление в данной отрасли представляет собой целенаправленную организующую деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на удовлетворение государствен­ных нужд, потребностей населения и экономики в перевозках и других ви­дах транспортных услуг.

Конституцией Российской Федерации федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению Российской Федерации, местное транс­портное сообщение, неэлектрический муниципальный транспорт в городах — к ведению органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его со­стояние, обеспечивают на своей территории.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной политики и норма­тивно-правового регулирования в области воздушного (гражданской авиа­ции), морского, внутреннего железнодорожного, автомобильного и город­ского электрического (метрополитен), промышленного транспорта, до­рожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов. Данное министерство осу­ществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его веде­нии: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.


Вопрос №5. Административно-правовое регулирование деятельности связи


Управление в этой сфере представляет собой взаимоувязанный про­изводственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетво­рения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обо­роны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физи­ческих и юридических лиц в услугах, электрической (связанной с исполь­зованием информационных технологий) и почтовой связи.

Известно, что средства связи, обеспеченные современной информа­ционно-технологической базой, составляют основу процессов сбора, обра­ботки, накопления и распространения информации, что является важным условием развития общества и деятельности государства.

Выделяют следующие виды связи:

- электрическую связь (сети и средства, обеспечивающие телефон­ную, телеграфную, факсимильную связь, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам).

- почтовую связь представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, осуществление почтовых пе­реводов, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, по­собий и других выплат целевого назначения.

Специальный вид связи, осуществляемой между специализирован­ными министерствами и ведомствами по перемещению информации осо­бого характера, реализуется Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) связь отнесена к ведению Российской Федерации. Основные отношения в облас­ти связи урегулированы Федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 г. , другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государ­ственной политики и нормативному регулированию в сфере информаци­онных технологий, электронной, почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государ­ственных информационных каналов и обеспечения доступа к ним, разви­тия систем телевизионного и радиовещания, использования и конверсии радиочастотных устройств. Данное министерство осуществляет координа­цию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства по информа­ционным технологиям, Федерального агентства связи.

Административно-правовое регулирование торговли


Торговля представляет собой органически связанную экономикой сферу общественных отношений, эффективность функционирования кото­рой определяется оптимальным соотношением государственного регули­рования и саморегулирования товарного оборота, насыщения потребитель­ского рынка товарами народного потребления с учетом спроса населения, а также нужд государства, с организацией торгового обслуживания, оказа­нием торговых услуг и защитой интересов потребителей.

В соответствии с Указом Президента РФ № 649 от 20.05.2004 года находится в ведении Президента Российской Федерации.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004 и № 649 от 20.05. 2004 года Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке го­сударственной политики и нормативному регулированию в сфере эконо­мического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, тамо­женного дела, государственных тарифов субъектов естественных монопо­лий, управления государственным имуществом, несостоятельности (бан­кротства) организации распоряжения государственным материальным ре­зервом, кадастра объектов предпринимательства и малого бизнеса. Данное министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной таможенной службы, Феде­рального агентства по государственным резервам, Федерального агент­ства кадастров недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.


Вопрос №6. Взаимоотношения органов внутренних дел с субъектами хозяйственной деятельности


Органы внутренних дел в своей деятельности в соответствии с зако­нодательством обязаны взаимодействовать с хозяйствующими субъектами, причем данное взаимодействие может осуществляться по различным по­водам, в различных формах и с применением различных методов.

Эти взаимоотношения подразделяются на четыре основных вида: 1) отношения координации и согласования собственных функций с хозяй­ствующими субъектами; 2) гражданско-правовые отношения; 3) отноше­ния контрольного и административно-надзорного характера; 4) админист-ративно-деликтные правоотношения.

1.Отношения координации, согласования собственных функций с федеральными органами управления в хозяйственной сфере.

Такие отношения обычно возникают у подразделений органов внут­ренних дел с хозяйствующими субъектами по совместному выполнению каких-либо функций, обеспечения общественной безопасности, общест­венного порядка (к примеру, при массовых мероприятиях, территориаль­ный орган внутренних дел может ограничить или временно приостановить реализацию спиртных напитков хозяйствующим субъектом и т.д.). При проведении торговых мероприятий (ярмарок, выездной торговли, выста­вок, распродаж и т.д.) органы управления торговлей информируют органы внутренних дел о времени и месте их проведения, согласовывают и совместно решают вопросы, связанные с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности при проведении подобных ме­роприятий, количеством и расположением торговых предприятий и др.

2. Гражданско-правовые отношения с такого рода субъектами у ор­ганов внутренних дел складываются в основном при выполнении послед­ними каких-либо работ, оказании различного рода услуг подразделениям органов внутренних дел (строительных, материально-обеспечивающих и др.). Органы внутренних дел вступают в гражданско-правовые отношения с хозяйствующими субъектами по поводу координации и согласования деятельности, связанной с производством продукции предприятиями, вхо­дящими в систему МВД России и т.д.

3. Отношения контрольного и административно-надзорного характе­ра складываются в связи с осуществлением органами внутренних дел функций по обеспечению общественного порядка и безопасности соблю­дению правил разрешительной, паспортной систем, предупреждения, пре­сечения правонарушений и преступлений в различных государственных и негосударственных хозяйствующих субъектах, на транспорте и т.д. Пред­метом взаимодействия является соблюдение прав и свобод граждан, физи­ческих и юридических лиц на объектах хозяйственной деятельности, транспорте и др.

Широкие полномочия, к примеру, в сфере надзора за должным ис­пользованием объектов природы возложены на подразделения милиции общественной безопасности. Сотрудники патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные милиции в процессе охраны общественного порядка должны пресекать нарушения хозяйствующим субъектом приро­доохранного законодательства в местах массового отдыха граждан. Участ­ковые уполномоченные, осуществляя общий надзор на закрепленных за ними участках, осуществляют профилактику путем проверки соблюде­ния хозяйствующим субъектом правил охраны окружающей природной среды и т.п.

Сотрудники органов внутренних дел на водном транспорте, решая задачу охраны общественного порядка, также оказывают содействие госу­дарственным инспекциям в выполнении контрольно-надзорной функций по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.

Широкими полномочиями по регулированию отношений в сфере ав­томобильного транспорта и контролю за использованием его субъектами хозяйственной деятельности наделены сотрудники Департамента по безо­пасности дорожного движения МВД России. На них возложен надведомст-венный государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и ука­занными субъектами.

4. Административно-деликтные правоотношения.

Административное законодательство (КоАП РФ и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях) содержит десятки норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, причиняющие вред и нарушающие права хозяйствующих субъектов. Зна­чительна в данном контексте юрисдикция сотрудников органов внутрен­них дел, осуществляющих как производство по делам об административ­ных правонарушениях (деликтах) на стадии возбуждения дела, так и, в значительном количестве случаев, рассматривающих материалы такого рода с вынесением административного наказания правонарушителю — субъекту хозяйственной деятельности.

Литература:


Основная:

1.                 Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Учебник. М., 2001.

2.                 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М., 2001.

3.                 Бахрах Д.Н. Административное право. Общая часть. Учебник. М., 2002.

4.                 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.

5.                 Попов Л.Л., Административное право. Учебник. М.,2002г



ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.