реферат, рефераты скачать
 

Управление внутренними делами


Министерство подчиняется Президенту России по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией Российской Феде­рации и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству России.

Деятельность Министерства осуществляется на основе прин­ципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражда­нина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, об­щественными объединениями, а также с соответствующими ор­ганами иностранных государств.

Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Основными задачами МВД России являются: 1) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объек­тов независимо от форм собственности, обеспечению обществен­ного порядка и общественной безопасности;

2) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонаруше­ний, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

3) обеспечение исполнения уголовных наказаний;

4) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

5) совершенствование нормативной правовой основы дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспе­чение законности в их деятельности;

6) совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищен­ности сотрудников и военнослужащих Министерства;

7) развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

В соответствии с перечисленными задачами МВД России реализует, в частности, следующие функции:

1) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности; участвует в разработке и выполнении федераль­ных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

2) организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголов­ным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

3) обеспечивает исполнение уголовных наказаний и админи­стративных взысканий, решений судов о принудительном лече­нии хронических алкоголиков и наркоманов, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, нахо­дящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и кон­воирование;

4) обеспечивает охрану важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам, оказывает содействие предприни­мателям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по обеспечению их имуществен­ной безопасности, а также личной безопасности их работников;

5) организует деятельность органов внутренних дел по выда­че (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказа­ние услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг);

6) •руководит Государственной автомобильной инспекцией; организует учет дорожно-транспортных происшествий и в преде­лах своей компетенции принимает меры по их предупреждению; участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; организу­ет работу, связанную с допуском автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также водителей к участию в дорожном движении;

7) руководит Государственной противопожарной службой, организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, а также координирует деятельность других видов пожарной охраны;

8) организует деятельность органов внутренних дел, связан­ную с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах России, выезда за пределы России и въезда на ее террито­рию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

9) осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками, а также органами внутренних дел, дислоцирующими­ся на арендуемых Российской Федерацией и находящихся под ее юрисдикцией территориях государств — участников СНГ, орга­нами внутренних дел на транспорте, органами внутренних дел на закрытых административно-территориальных образованиях и органами внутренних дел на особо важных и режимных объек­тах, региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, территориальными органами управления, уч­реждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружными управлениями материально-технического и военно­го снабжения, предприятиями, учреждениями и организация­ми, подчиненными Министерству; руководит отрядами милиции особого назначения, специальными отрядами быстрого реагиро­вания, отрядами специального назначения;

10) участвует в обеспечении правового режима чрезвычайно­го или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях, в осуществлении мероп­риятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

МВД России осуществляет внутриорганизационные функ­ции: разрабатывает нормативы штатной численности и расходов на содержание внутренних дел; организует специальные и воинские перевозки; руководит образовательными и научно-исследо­вательскими учреждениями; осуществляет меры по обеспечению 'защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников и военнослужащих системы Министерства; организует 'по согласованию с. Федеральной службой безопасности Российской ^Федерации систему обеспечения собственной безопасности; реша­ет вопросы кадрового обеспечения и социальной защиты работников системы Министерства и др. «Структура МВД России. Структуру Министерства составля­ют: руководство Министерства, Главный штаб, главные управле­ния, управления и отделы, осуществляющие соответствующие функции Министерства, Главное управление командующего внутренними войсками. Следственный комитет и другие службы подразделения.

Министерство возглавляет Министр внутренних дел Россий­ской Федерации. Министр, первые заместители Министра, заме­стители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложе­нию Председателя Правительства Российской Федерации.

Полномочия Министра внутренних дел Российской Федера­ции. Министр несет персональную ответственность за выполне­ние задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска; организует работу Министерства, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск; устанавливает полномочия своих заме­стителей и распределяет обязанности между ними, устанавлива­ет полномочия других должностных лиц системы Министерства; утверждает штатное расписание центрального аппарата Мини­стерства, положения о главных управлениях, управлениях и иных структурных подразделениях центрального аппарата, а также о подведомственных Министерству учреждениях, типо­вых положениях о министерствах внутренних дел, главных уп­равлениях, управлениях внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Министр издает обязательные для исполнения в системе Министерства приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты, дает распоряжения, в том числе совместно или по согласованию с руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органи­зует проверку их исполнения. Он же издает в пределах своих полномочий в установленном порядке обязательные для испол­нения федеральными органами исполнительной власти, органа­ми исполнительной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, орга­низациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами норматив­ные правовые акты, утверждает стандарты, но^мы и правила по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к компетенции Министерства.

Министр внутренних дел Российской Федерации отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации прика­зы и распоряжения, изданные руководителями органов, подраз­делений и учреждений системы Министерства, командующим внутренними войсками и его заместителями, а также приказы и распоряжения министров внутренних дел, начальников главных

управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской федерации.

В соответствии с законодательством Министр присваивает первые специальные звания среднего и старшего начальствую­щего состава органов внутренних дел, первичные офицерские воинские звания, а также специальные звания до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юсти­ции и воинские звания до полковника (капитана первого ранга) включительно, вносит представления о присвоении высших спе­циальных и высших воинских званий.

Министр представляет МВД России в отношениях с органа­ми государственной власти Российской Федерации, предприяти­ями, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств на территории России, ведет в пределах своих полномочий переговоры и в установленном порядке под­писывает международные договоры, соглашения и протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Министерстве образуется коллегия, в состав которой вхо­дят Министр (председатель коллегии), его первые заместители и заместители, а также руководящие сотрудники и военнослужа­щие системы Министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входя­щих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия на своих заседаниях рассмат­ривает наиболее важные вопросы деятельности органов внутрен­них дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и Проводятся в жизнь приказами Министра.

Правовое положение органов внутренних дел субъектов Рос­сийской Федерации — МВД республик, ГУВД, УВД краев, обла­стей, городов федерального значения и автономных округов. Правовой статус органов внутренних дел субъектов федерации определяется законодательством Российской Федерации и законо­дательством субъектов федерации, а также детально регламенти­руется положениями о них. Кроме того, в своей деятельности органы внутренних дел субъектов федерации руководствуются приказами и иными правовыми актами МВД России.

Задачи и функции МВД, ГУВД, УВД во многом аналогичны задачам и функциям, осуществляемым МВД России. Вместе с тем, масштабы, характер деятельности и объем полномочий МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации имеют свои особенности. Указанные органы внутренних дел свои полномочия осуществ­ляют, соответственно, в пределах республики, края, области, города федерального значения, автономного округа. Они обеспе­чивают проведение в жизнь общегосударственной политики в сфере внутренних дел, стратегической линии МВД России и его установочных решений в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пре­сечения преступлений и административных правонарушений, учитывая социально-экономические, национальные, демографи­ческие, географические и иные особенности соответствующих субъектов федерации. С учетом актов законодательной и испол­нительной власти субъектов федерации, актов МВД России и комплексной оценки оперативной обстановки в республике, крае, области, городе, округе они вырабатывают управленческие решения для нижестоящих звеньев органов внутренних дел.

В своем подчинении МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации имеют органы, подразделения, службы и непосредственно руко­водят деятельностью управлений (отделов) внутренних дел горо­да (района, района в городе).

Структура органов внутренних дел субъектов федерации сходна со структурой МВД России. Однако внутреннее построе­ние аппаратов этих органов имеет отличия и свои особенности, которые предопределяются необходимостью учета националь­ных и иных факторов. МВД республики возглавляет министр, ГУВД, УВД — начальник. Их назначение производится в уста­новленном порядке. Руководители МВД, ГУВД, УВД имеют заместителей. Для коллегиального обсуждения и решения важ­ных вопросов деятельности служб и подразделений в МВД, ГУВД, УВД образуется коллегия.

Структурными подразделениями рассматриваемых органов внутренних дел являются штабы, службы (подразделения) кри­минальной милиции, милиции общественной безопасности, под­разделения ГАИ, Государственной противопожарной службы, службы исполнения уголовных наказаний и др.

МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации являются юридиче­скими лицами, имеющими текущий расчетный и иные счета в банках.

Правовое положение управлений (отделов) внутренних дел города (района, района в городе) — РУВД, РОВД, горрайоргана. Правовой статус горрайорганов внутренних дел определяется законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов федерации. В своей деятельности горрайорганы руководствуются также актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их компетенции, норма­тивными актами МВД России, МВД республик, ГУВД, УВД края, области, автономной области, автономного округа и поло­жением об управлении (отделе) внутренних дел. Горрайорган является юридическим лицом, имеющим текущий счет в банке.

Задачи и функции горрайорганов аналогичны задачам и функциям МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, авто­номных округов. Вместе с тем они непосредственно обеспечива­ют защиту личности, ее прав и свободы от противоправных посягательств; охраняют общественный порядок, обеспечивают об­щественную безопасность; предупреждают, пресекают, раскрывают и расследуют преступления и административные правонарушения; в пределах предоставленных прав и возложенных обязанностей оказывают содействие должностным лицам, органам, предприяти­ям, учреждениям и организациям в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Структура горрайорганов внутренних дел. Горрайорган воз­главляет начальник, который назначается на должность и осво­бождается от должности министром внутренних дел республики, начальником ГУВД, УВД по согласованию с органами местного самоуправления. Начальник имеет заместителей, которые руко­водят подразделениями криминальной милиции, милиции об­щественной безопасности и др. Структурными подразделениями горрайорганов являются отделы (отделения) или группы сотруд­ников оперативно-розыскных и иных подразделений, служб Криминальной милиции, милиции общественной безопасности, ГАИ, подразделение государственной противопожарной службы, паспортно-визовая служба, следственный аппарат и др.

Виды деятельности органов внутренних дел. Свои задачи и функции органы внутренних дел реализуют путем осуществле­ния следующих видов деятельности: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполни­тельная.

Административная деятельность — это наиболее емкий вид деятельности. Содержание данной деятельности составляет ох­рана общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности, т.е. выдача разрешений (лицензий) на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, на открытие и фун­кционирование объектов, где оно обращается, выдача лицензий на создание частных детективных и охранных служб и контроль за объектами разрешительной системы; обеспечение безопасности до­рожного движения; осуществление паспортно-визовой деятельно­сти, т.е. выдача гражданам паспортов, регистрация документов, удостоверяющих личность, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами паспортных правил, законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребыва­ния в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделени­ями органов внутренних дел в соответствии с Законом Россий­ской Федерации от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» . Эта деятельность состоит в проведении опера­тивно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здо­ровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она направлена на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрываю­щихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Опе­ративно-розыскную деятельность преимущественно осуществля­ют подразделения криминальной милиции.

Уголовно-процессуальная деятельность состоит в производст­ве дознания и следствия органами внутренних дел. Ее осуществляют следственные аппараты, милицейские службы, а также Государственная противопожарная служба. При осуществлении указанной деятельности органы внутренних дел руководствуют­ся уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Уголовно-исполнительная деятельность заключается в ис­полнении уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечении правопо­рядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, безопасности содержащихся в них осужденных и персонала, работающего в учреждениях, исполняющих наказа­ние, а также должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к тру­ду и др. Задачи, функции и полномочия органов внутренних дел, осуществляющих исполнение наказания, определены в За­коне Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждени­ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительным кодексом Рос­сийской Федерации .

Свою деятельность органы внутренних дел осуществляют во взаимодействии с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объедине­ниями, трудовыми коллективами и гражданами.


3. Административно-правовой статус милиции и иных служб МВД России

Важные функции в сфере внутренних дел осуществляет ми­лиция. Она, входя в структуру внутренних дел, представляет систему органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Милиция подразделяется на криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные (уголовный розыск, подразделения по борьбе с организованной преступностью и др.), научно-технические и иные подразделения. В состав милиции общественной безопас­ности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инс­пекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции и др. В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, учебные заведения и подразделения для подготовки, переподго­товки и повышения квалификации кадров милиции.

В масштабе России руководство милицией осуществляет Ми­нистр внутренних дел Российской Федерации, в республиках — министры внутренних дел республик. В краях, областях, горо­дах федерального значения, районах, районах в городах, горо­дах эту функцию осуществляют соответствующие начальники ГУВД, УВД, горрайорганов внутренних дел, а милицией на транспорте руководят начальники соответствующих линейных органов внутренних дел.

Правовой статус милиции. Правовые основы организации и деятельности милиции определены Законом РСФСР от 18 апре­ля 1991 г. «О милиции» , Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации , ут­вержденным Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г., и другими нормативными актами.

Согласно законодательству задачами милиции являются: обеспе­чение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение обще­ственной безопасности; оказание помощи в пределах, установлен­ных законом «О милиции», гражданам должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объе­динениям в осуществлении их прав и законных интересов.

Обязанности милиции. В соответствии с поставленными за­дачами на милицию возложены соответствующие обязанности. Первейшей обязанностью милиции является защита жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Милиция принимает меры по предупреждению и пресечению противоправных действий, посягающих на личность. Оказывает помощь лицам, пострадавшим от правонарушения и несчастных случаев. Милиция обязана незамедлительно реагировать на со­общения, заявления о готовящихся и совершенных преступле­ниях и принимать необходимые меры к их предупреждению и пресечению, обеспечивать раскрытие преступлений.

Милиция обязана осуществлять охрану общественного поряд­ка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях и других общественных местах, пресекать правонарушения, пося­гающие на общественный порядок.

Ни милицию возлагаются обязанности по осуществлению паспортной и регистрационной системы: контроль за соблюдени­ем иностранными гражданами и лицами без гражданства уста­новленных для них правил пребывания в России и транзитного проезда через территорию России.

В сфере общественной безопасности милиция обязана регу­лировать дорожное движение; контролировать соблюдение уста­новленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; производить регистра­цию и учет автомототранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления указанными средствами. Эти и другие обязанности по обеспечению безопасности дорож­ного движения в основном выполняет Государственная автомо­бильная инспекция Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На милицию возлагаются обязанности по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности. Милиция выдает разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых мате­риалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются; контролирует соблюдение установленных пра­вил обращения и функционирования указанных предметов и объектов; выдает лицензии на создание негосударственных час­тных детективных и охранных служб, контролирует соблюдение жми установленных законом положений о деятельности этих служб.

Милиция обязана проводить оперативно-розыскные и иные мероприятия в целях выявления и пресечения преступных пося­гательств на имущество граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений; принимать меры к обеспечению сохранности бесхозного имущества и кладов до передачи их в ведение государственных органов и должностных лиц, а также к возврату их законным владельцам. На основе договоров органы вневедомственной охраны (подразделения ми­лиции общественной безопасности) обеспечивают охрану имуще­ства собственников — физических и юридических лиц.

В пределах своей компетенции милиция обязана помогать депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам, пред­ставителям общественных объединений в осуществлении их за­конной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Права милиции. В целях обеспечения выполнения возло­женных на милицию обязанностей ей предоставляются соответ­ствующие права.

Милиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения противо­правных действий, проверять у них документы, удостоверяю­щие личность, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или административного правонару­шения, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возло­жен на милицию. Милиция имеет право вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в ее производстве, в установленном порядке подвергать их приводу в милицию; получать от граждан и должностных лиц необходи­мые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

В соответствии с законодательством милиция правомочна составлять протоколы об административных правонарушениях, производить задержание правонарушителей и совершать иные административно-процессуальные и уголовно-процессуальные действия; в пределах своей компетенции милиция может нала­гать административные взыскания на виновных лиц; задержи­вать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, уклоняющихся от исполнения уголовного наказа­ния и административного ареста.

При выполнении служебных обязанностей сотрудники ми­лиции имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные

помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, ца территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследо­вании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо йри наличии данных полагать, что там совершено или соверша­ется преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной без­опасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. При этом о всех случаях проникновения в жилище милиция обязана уведо­мить прокурора в течение 24 часов.

Милиция имеет право использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объеди­нений или граждан, кроме транспорта, принадлежащего дипло­матическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, пре­следования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию. Транспорт может быть использован также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагатель­ства, с отстранением при необходимости водителей от управле­ния этими средствами.

В служебных целях милиция имеет право пользоваться бес­препятственно средствами связи, принадлежащими предприяти­ям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам.

В установленных законом «О милиции» случаях при выпол­нении служебных обязанностей, а также в целях самозащиты сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства (резиновые палки, слезоточивые газы, водометы, наручники и другую специальную технику), служеб­ных собак. В качестве крайней меры сотрудники имеют право применять и использовать оружие. Случаи и порядок примене­ния и использования огнестрельного оружия регламентированы законом «О милиции».


Внутренние войска

Внутренние войска состоят в системе Министерства внутрен­них дел Российской Федерации. В состав внутренних войск входят соединения и воинские части оперативного назначения; соединения и воинские части по охране важных государствен­ных объектов и специальных грузов; специальные моторизован­ные воинские части; органы управления, учреждения и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск; военно-учеб­ные заведения и др.

Соединения и воинские части входят в состав округов внут­ренних войск. Округа являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.

Правовое положение внутренних войск. Задачи, обязанности и права внутренних войск закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 1996 г. «О внутренних войсках Министерства внут­ренних дел Российской Федерации»^. Внутренние войска при­званы защищать интересы личности, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств. Основными задачами внутренних войск являются: содействие в случае необходимости органам внут­ренних дел в охране общественного порядка, обеспечении обще­ственной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специаль­ных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие совместно с войсками Министерства обороны Рос­сийской Федерации и Пограничными войсками в территориальной обороне. Иные задачи на внутренние войска могут быть возложены только законом.

Согласно Закону о внутренних войсках на них возлагаются обязанности, основными из которых являются: участие совмест­но с органами внутренних дел в охране обп^ственного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий; оказание содействия орга­нам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспече­ние охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоя­тельствах, а также в обеспечении правового режима чрезвычай­ного положения.

Внутренние войска принимают участие в пресечении массо­вых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительно-трудовых учреждениях.

К обязанностям внутренних войск относятся также участие в розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежав­ших из-под охраны караулов внутренних войск, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным плановым маршрутам, а подсудимых — на судебные заседания, охрана этих лиц во время судебных заседаний; охрана складов и военных баз МВД России.

Соединения и воинские части внутренних войск охраняют важные государственные объекты и специальные грузы, а также выполняют другие предусмотренные законодательством обязан­ности.

Военнослужащие внутренних войск при исполнении своих обязанностей вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей. При наличии оснований во­еннослужащие внутренних войск имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие лич­ность, задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших правонарушение или покушающихся на его совершение, либо с целью установления личности; производить административное задержание; производить досмотр транспортных средств, нару­шивших правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресечения правонарушений, поиска и задержания лиц, проникших на ох­раняемую территорию, розыска бежавших осужденных и лиц, заключенных под стражу.

При исполнении обязанностей военнослужащие имеют право входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и ор­ганизациями независимо от форм собственности, и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и без­опасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, розыска осужденных и лиц, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск; временно запрещать или ограничивать движе­ние транспортных средств и пешеходов; задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа, до его окончания и др.

Внутренние войска, так же как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, могут применять физическую силу, специальные средства и оружие, а также боевую технику, состо­ящую на вооружении во внутренних войсках.

Руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации. Управление внутренни­ми войсками возложено на главнокомандующего, который одно­временно является заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. Главнокомандующий внутренними вой­сками назначается на должность Президентом Российской Феде­рации. Вопросами оперативного управления ведает Главное командование внутренних войск, которое является структурным подразделением МВД России.

В Главном командовании внутренних войск МВД России и округах внутренних войск, возглавляемых командующими соот­ветствующих округов, образуются военные советы и штабы.



Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.