| |||||
МЕНЮ
| Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языкуУчебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языкуОренбургский педагогический колледж № 3 КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Учебное сотрудничество, как средство Оптимизации процесса обучения Иностранному языку. Мироновой Марины Александровны Студентки 3 В курса Специальность 0303 Научный руководитель: 2002г. ПЛАН 1. Введение. 2. Теоретическая часть. 1) Гуманизация образования и отношение сотрудничества в педагогике. 2) О взаимодействии учителя и учащихся. 3) Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка. 4) Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. 3. Заключение. 4. Литература. 5. Приложение. Введение. Актуальность данной темы также обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин. Цель исследования – рассмотреть варианты, типы учебного сотрудничества и выявить условия его эффективного функционирования. Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной деятельности. Предмет – способы организации учебного сотрудничества в учебной деятельности. Гипотеза – учитель организует учебное сотрудничество, если: -сумеет создать атмосферу общения на занятиях; -владеет практикой взаимодействия; -добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе урока. -ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность и перспективы её развития. Задачи -1. Изучить литературу по теме. 2.Разработать психолого-педагогические рекомендации. II. Теоретическая часть. §1. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике. Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а
иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение
строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное
положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое
настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой
активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом
свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе,
проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В. Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и
ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство: а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании; б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности; в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий. Сотрудничество (по мнению Дьяченко) - наивысший уровень
согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки
организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности. Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы
ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной
активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом
коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его
важнейшими признаками являются: Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования. Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер
жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры (12). Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три
составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности
называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на
преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта деятельности) (16,472). Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,
утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным
смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это
означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен
был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -
способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из
приведённой таблицы (16,508): Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё. Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие
взаимосвязанные задачи: В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные
установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие: “эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого- педагога К. Роджерса, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей (2). Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется
умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому
методологические аспекты педагогического общения являются объектом
тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как
индивидуальная деятельность учащегося с Учебным материалом, а как «особым
образом организованное общение или особая разновидность общения» Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые действия учителя и учеников (таблица 1). Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям деятельности учащихся. Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к.
свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с
содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними взаимопонимание, которое по определению В.А.Кан-Калика, являетсы основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся между ним и учениками отношений. По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение; общение – заигрывание (1,13). Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные принципы» (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его деятельности становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простой взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь. (6,21). Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нм приводит.» В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся
просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель
акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности,
раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на
функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и
ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Вывод: Взаимодействие – согласованная деятельность по
достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой
для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает
связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания
педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые
раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и
душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации
саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект –
межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке §3. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка. Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех основных факторов взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в системе межпредметных связей. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|